Файл: Матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 188
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1. | 1 | Наблюдение |
Средний уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 5 | |||
Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 10 |
Графа «Показатели» (оцениваемые параметры) фиксирует то, что оценивается. Это те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Содержание показателей могут составить те ожидаемые результаты, которые заложены педагогом в программу. Ожидаемые результаты как раз «и могут стать для нас неким «стандартом» в выявлении реальных достижений воспитанников детского объединения по итогам учебного года».
Причем эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана (развернутый вариант), либо по итогам каждого учебного года (обобщенный вариант). Ввести эти показатели в таблицу — задача педагога, хорошо знающего цели, задачи, особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизированном виде, они помогут педагогу наглядно
представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.
Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп.
Перваягруппапоказателей — теоретическая подготовка ребенка включает:
-
теоретические знания по программе – то, что обычно определяется словами «Дети должны знать»; -
владение специальной терминологией по тематике программы — набором основных понятий, отражающих специфику изучаемого предмета.
Втораягруппапоказателей — практическая подготовка ребенка включает:
-
практические умения и навыки, предусмотренные программой, — то, что обычно определяется словами «Дети должны уметь»; -
владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса; -
творческие навыки ребенка — творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте.
Третья группа показателей — общеучебные умения и навыки ребенка. Без их приобретения невозможно успешное освоение любой программы. В этой группе представлены:
-
учебно-интеллектуальные умения; -
учебно-коммуникативные умения; -
учебно-организационные умения и навыки.
Графа «Критерии» (критерий — тоже, что мерило) содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей (явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия реальных знаний, умений, навыков ребенка требованиям, заданным программой.
Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоения ребенком программного материала и общеучебных умений и навыков — от минимального до максимального. Дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.
Для удобства выделенные уровни можно обозначать соответствующими тестовыми баллами.
С этой целью введена графа «Возможное количество баллов», которая должна быть тщательно продумана и заполнена самим педагогом перед началом отслеживания результатов. Для этого напротив каждого уровня необходимо проставить тот балл, который, по мнению педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности измеряемого качества.
Например, минимальному уровню может соответствовать 1 балл, среднему — 5 баллов,
максимальному — 10 баллов. Процесс «восхождения» от одного уровня к другому можно отразить, добавляя за конкретные достижения в освоении программы определенное количество баллов. Так, чтобы продвинуться от среднего уровня к максимальному и получить заветные 10 баллов, ребенку необходимо пройти несколько промежуточных ступенек, каждая из которых также может быть обозначена в баллах от 6 до 9 (в таблице эти ступеньки не выделены, поскольку их может обозначить только сам педагог).
При определении уровня освоения ребенком программы можно пользоваться и другими шкалами, кроме традиционной 5-балльной системы, принятой в общеобразовательной школе. Например, присваивать детям «творческие звания»: инструктор, умелец, мастер и т.д., — либо по итогам обучения вручать специальные знаки, свидетельства, медали.
В графе «Методы диагностики» напротив каждого оцениваемого показателя педагогу целесообразно записать тот способ, с помощью которого он будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям.
Можно использовать наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ иссле-
довательской работы учащегося и др. Этот перечень методов не исчерпывает всего диапазона
диагностических средств, он дополняется в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.
Таблица «Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе» дает описание самой технологии проведения процедуры отслеживания учебных результатов учащихся.
Следующий шаг — фиксация полученных результатов на каждого ребенка. Для этого требуется соответствующая форма, например, такая, как индивидуальная карточка учета
результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (таблица 2). Она может быть выполнена в виде индивидуальной зачетной книжки, где в баллах, соответствующих степени выраженности оцениваемого качества (из числа перечисленных в предыдущей таблице), отмечается динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком.
Допустимо использовать баллы с десятыми долями, поскольку более дробная дифференциация оценок позволяет более детально прослеживать динамику изменений, присущих конкретному ребенку.
В конце карточки выделена специальная графа — «Предметные достижения учащегося», выполняющая роль портфолио, где педагог фиксирует наиболее значимые достижения ребенка в той сфере деятельности, которая изучается образовательной программой. Здесь отмечаются результаты участия ребенка в выставках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях — награждение грамотами,
дипломами, присвоение разрядов, почетных званий и т.д.
Таблица2.
Индивидуальная карточка учёта результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе
(вбаллах,соответствующихстепенивыраженности измеряемогокачества)
Фамилия, имя ребёнка Возраст ребёнка Вид и название детского объединения Фамилия, имя, отчество педагога Дата начала наблюдения
Показатели | Сроки диагностики | ||||||
Первый год обучения | Второй год обучения | Третий год обучения | |||||
Конец 1 полу- годия | Конец уч.года | Конец 1 полу- годия | Конец уч.года | Конец 1 полу- годия | Конец уч.года | ||
1.Теоретическаяподготовкаребёнка | | | | | | | |
1.1Теоретическиезнания: | | | | | | | |
а) | | | | | | | |
б) | | | | | | | |
в) и т.д. | | | | | | | |
| | | | | | | |
1.2.Владениеспециальнойтерминологией | | | | | | |