Файл: 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 633
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитию регулятивных УУД способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют обучающихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, – при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.
Распределение материала и типовых задач по различным предметам не является жестким, начальное освоение одних и тех же УУД и закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам. Распределение типовых задач внутри предмета должно быть направлено на достижение баланса между временем освоения и временем использования соответствующих действий. Задачи на применение УУД могут носить как открытый, так и закрытый характер. При работе с задачами на применение УУД для оценивания результативности возможно практиковать технологии «формирующего оценивания», в том числе бинарную и критериальную оценки.
-
Описание особенностей, основных направлений и планируемых результатов учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов) в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений, а также особенностей формирования ИКТ-компетенций
Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая может осуществляться в рамках реализации программы учебно-исследовательской и проектной деятельности. Программа ориентирована на использование в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Особенностью учебно-исследовательской деятельности
является «приращение» в компетенциях обучающегося. Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием.
Учебно-исследовательская работа учащихся может быть организована по двум направлениям:
-
урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки; семинары; практические и лабораторные занятия, др.; -
внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся может проводиться в том числе по таким направлениям, как:
-
исследовательское; -
инженерное; -
прикладное; -
информационное; -
социальное; -
игровое; -
творческое.
В ходе реализации настоящей программы могут применяться такие виды проектов (по преобладающему виду деятельности), как: информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный.
Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких. Количество участников в проекте может варьироваться, так, может быть индивидуальный или групповой проект. Проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, и учителя.
Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся – (автор проекта) самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овл Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:
-
урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок изобретательства,урок«Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок-защита исследовательских проектов, урок- экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; -
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; -
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:
-
исследовательская практика обучающихся; -
образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера; -
факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности обучающихся; -
ученическое научно-исследовательское общество – форма внеурочной деятельности, которая сочетает работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также включает встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ; -
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:
-
макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты; -
постеры, презентации; -
альбомы, буклеты, брошюры, книги; -
реконструкции событий; -
эссе, рассказы, стихи, рисунки; -
результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров; -
документальные фильмы, мультфильмы; -
выставки, игры, тематические вечера, концерты; -
сценарии мероприятий; -
веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.
Результаты также могут быть представлены в ходе проведения конференций, семинаров и круглых столов.
Итоги учебно-исследовательской деятельности могут быть в том числе представлены в виде статей, обзоров отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям, а также в виде прототипов, моделей, образцов.
-
Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по развитию информационно-коммуникационных технологий
В содержании программы развития УУД отдельно указана компетенция обучающегося в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Программа развития УУД обеспечивает в структуре ИКТ-компетенции, в том числе владение поиском и передачей информации, презентационными навыками, основами информационной безопасности.
В настоящее время значительно присутствие компьютерных и интернет-технологий в повседневной деятельности обучающегося, в том числе вне времени нахождения в образовательной организации. В этой связи обучающийся может обладать целым рядом ИКТ-компетентностей, полученных им вне образовательной организации. В этом контексте важным направлением деятельности образовательной организации в сфере формирования ИКТ-компетенций становятся поддержка и развитие обучающегося. Данный подход имеет значение при определении планируемых результатов в сфере формирования ИКТ-компетенций.
Основные формы организации учебной деятельности по формированию ИКТ-компетенции обучающихся включают:
-
уроки по информатике и другим предметам; -
факультативы; -
кружки; -
интегративные межпредметные проекты; -
внеурочные и внешкольные активности.
Среди видов учебной деятельности, обеспечивающих формирование ИКТ-компетенции обучающихся, можно выделить в том числе такие, как:
-
выполняемые на уроках, дома и в рамках внеурочной деятельности задания, предполагающие использование электронных образовательных ресурсов; -
создание и редактирование текстов; -
создание и редактирование электронных таблиц; -
использование средств для построения диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов; -
создание и редактирование презентаций; -
создание и редактирование графики и фото; -
создание и редактирование видео; -
создание музыкальных и звуковых объектов; -
поиск и анализ информации в Интернете; -
моделирование, проектирование и управление; -
математическая обработка и визуализация данных; -
создание веб-страниц и сайтов; -
сетевая коммуникация между учениками и (или)учителем.
Эффективное формирование ИКТ-компетенции обучающихся может быть обеспечено усилиями команды учителей-предметников, согласование действий которых обеспечивается в ходе регулярных рабочих совещаний по данному вопросу.
-
Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенции и инструментов их использования
Обращение с устройствами ИКТ. Соединение устройств ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий; включение и выключение устройств ИКТ; получение информации о характеристиках компьютера; осуществление информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет; выполнение базовых операций с основными элементами пользовательского интерфейса: работа с меню, запуск прикладных программ, обращение за справкой; вход в информационную среду образовательной организации, в том числе через Интернет, размещение в информационной среде различных информационных объектов; оценивание числовых параметров информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускная способность выбранного канала и пр.); вывод информации на бумагу, работа с расходными материалами; соблюдение требований к организации компьютерного рабочего места, техника безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.
Фиксация и обработка изображений и звуков. Выбор технических средств ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; осуществление фиксации изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксации хода и результатов проектной деятельности; создание презентаций на основе цифровых фотографий; осуществление видеосъемки и монтажа отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; осуществление обработки цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; осуществление обработки цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; понимание и учет смысла и содержания деятельности при организации фиксации, выделение для фиксации отдельных элементов объектов и процессов, обеспечение качества фиксации существенных элементов.
Поиск и организация хранения информации. Использование приемов поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде организации и в образовательном пространстве; использование различных приемов поиска информации в сети Интернет (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики); осуществление поиска информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку); построение запросов для поиска информации с использованием логических операций и анализ результатов поиска; сохранение для индивидуального использования найденных в сети Интернет информационных объектов и ссылок на них; использование различных библиотечных, в том числе электронных, каталогов для поиска необходимых книг; поиск информации в различных базах данных, создание и заполнение баз данных, в частности, использование различных определителей; формирование собственного информационного пространства: создание системы папок и размещение в них нужных информационных источников, размещение информации в сети Интернет. осуществление орфографического контроля в текстовом документе с помощью средств текстового процессора); оформление текста в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста; установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц; вставка в документ формул, таблиц, списков, изображений; участие в коллективном создании текстового документа; создание гипертекстовых документов; сканирование текста и осуществление распознавания сканированного текста; использование ссылок и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.
Создание графических объектов. Создание и редактирование изображений с помощью инструментов графического редактора; создание графических объектов с повторяющимися и(или) преобразованными фрагментами; создание графических объектов проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств; создание различных геометрических объектов и чертежей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами; создание движущихся изображений с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; создание объектов трехмерной графики.
Создание музыкальных и звуковых объектов. Использование звуковых и музыкальных редакторов; использование клавишных и кинестетических синтезаторов; использование программ звукозаписи и микрофонов; запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
Восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов. «Чтение» таблиц, графиков, диаграмм, схем и т. д., самостоятельное перекодирование информации из одной знаковой системы в другую; использование при восприятии сообщений содержащихся в них внутренних и внешних ссылок; формулирование вопросов к сообщению, создание краткого описания сообщения; цитирование фрагментов сообщений; использование при восприятии сообщений различных инструментов поиска, справочных источников (включая двуязычные); проведение деконструкции сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов; работа с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования; избирательное отношение к информации в окружающем информационном пространстве, отказ от потребления ненужной информации; проектирование дизайна сообщения в соответствии с задачами; создание на заданную тему мультимедийной презентации с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; организация сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер; оценивание размеров файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера); использование программ- архиваторов.
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании. Проведение естественнонаучных и социальных измерений, ввод результатов измерений и других цифровых данных и их обработка, в том числе статистически и с помощью визуализации; проведение экспериментов и исследований в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике; анализ результатов своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.
Создание письменных сообщений. Создание текстовых документов на русском, родном и иностранном языках посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; осуществление редактирования и структурирования текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора (выделение, перемещение и удаление фрагментов текста; создание текстов с повторяющимися фрагментами; создание таблиц и списков;
Моделирование, проектирование и управление. Построение с помощью компьютерных инструментов разнообразных информационных структур для описания объектов; построение математических моделей изучаемых объектов и процессов; разработка алгоритмов по управлению учебным исполнителем; конструирование и моделирование с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью; моделирование с использованием виртуальных конструкторов; моделирование с использованием средств программирования; проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов, использование системы автоматизированного проектирования.
Коммуникация и социальное взаимодействие. Осуществление образовательного взаимодействия в информационном пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); использование возможностей электронной почты для информационного обмена; ведение личного дневника (блога) с использованием возможностей Интернета; работа в группе над сообщением; участие в форумах в социальных образовательных сетях; выступления перед аудиторией в целях представления ей результатов своей работы с помощью средств ИКТ; соблюдение норм информационной культуры, этики и права; уважительное отношение к частной информации и информационным правам других людей.
Информационная безопасность. Осуществление защиты информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ; соблюдение правил безопасного поведения в Интернете; использование полезных ресурсов Интернета и отказ от использования ресурсов, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.
-
Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий
Представленные планируемые результаты развития компетентности обучающихся в области использования ИКТ учитывают существующие знания и компетенции, полученные обучающимися вне образовательной организации. Вместе с тем планируемые результаты могут быть адаптированы и под обучающихся, кому требуется более полное сопровождение в сфере формирования ИКТ- компетенций.
В рамках направления «Обращение с устройствами ИКТ» в качестве основных планируемых результатов обучающийся сможет:
-
осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; -
получать информацию о характеристиках компьютера; -
оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.); -
соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий; -
входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; -
соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.
В рамках направления «Фиксация и обработка изображений и звуков» в качестве основных планируемых результатов обучающийся сможет:
-
создавать презентации на основе цифровых фотографий; -
проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; -
проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; -
осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
В рамках направления «Поиск и организация хранения информации» в качестве основных планируемых результатов обучающийся сможет:
-
использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики); -
строить запросы для поиска информации с использованием логических операций и анализировать результаты поиска; -
использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг; -
искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности, использовать различные определители; -
сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них.
В рамках направления «Создание письменных сообщений» в качестве основных планируемых результатов обучающийся сможет:
-
осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора; -
форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц); -
вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; -
участвовать в коллективном создании текстового документа; -
создавать гипертекстовые документы.
В рамках направления «Создание графических объектов» в качестве основных планируемых результатов обучающийся сможет:
-
создавать и редактировать изображения с помощью инструментов графического редактора; -
создавать различные геометрические объекты и чертежи с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; -
создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами.
В рамках направления «Создание музыкальных и звуковых объектов» в качестве основных планируемых результатов обучающийся сможет:
-
записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации); -
использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинетические синтезаторы для решения творческих задач.
В рамках направления «Восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов» в качестве основных планируемых результатов обучающийся сможет:
-
создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; -
работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования; -
оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера); -
использовать программы-архиваторы.
В рамках направления «Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании» в качестве основных планируемых результатов обучающийся сможет:
проводить простые эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях;
-
вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации; -
проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике.
В рамках направления «Моделирование, проектирование и управление» в качестве основных планируемых результатов обучающийся сможет:
-
строить с помощью компьютерных инструментов разнообразные информационные структуры для описания объектов; -
конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью(робототехника); -
моделировать с использованием виртуальных конструкторов; -
моделировать с использованием средств программирования.
В рамках направления «Коммуникация и социальное взаимодействие» в качестве основных планируемых результатов обучающийся сможет:
-
осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); -
использовать возможности электронной почты, интернет-мессенджеров и социальных сетей для обучения; -
вести личный дневник (блог) с использованием возможностей сети Интернет; -
соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей; -
осуществлять защиту от троянских вирусов, фишинговых атак, информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ; -
соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет; -
различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.
-
Виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей.
Формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей строятся на основе договорных отношений, отношений взаимовыгодного сотрудничества. Такие формы могут в себя включать, но не ограничиваться следующим:
-
договор с вузом о взаимовыгодном сотрудничестве (привлечение научных сотрудников, преподавателей университетов в качестве экспертов, консультантов, научных руководителей в обмен на предоставление возможности прохождения практики студентам или возможности проведения исследований на базе организации); -
договор о сотрудничестве может основываться на оплате услуг экспертов, консультантов, научных руководителей; -
экспертная, научная и консультационная поддержка может осуществляться в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций; -
консультационная, экспертная, научная поддержка может осуществляться в рамках организации повышения квалификации на базе стажировочных площадок (школ), применяющих современные образовательные технологии, имеющих высокие образовательные результаты обучающихся, реализующих эффективные модели финансово-экономического управления.
Взаимодействие с учебными, научными и социальными организациями может включать проведение: единовременного или регулярного научного семинара; научно-практической конференции; консультаций; круглых столов; вебинаров; мастер-классов, тренингов и др.
-
Описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе организационно-методического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
Условия реализации основной образовательной программы, в том числе программы УУД, обеспечивают участникам овладение ключевыми компетенциями, включая формирование опыта проектно-исследовательской деятельности и ИКТ-компетенций. Требования к условиям включают:
-
укомплектованность образовательной организации педагогическими, руководящими и иными работниками – 100%; -
уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации: первая квалификационная категория – 7 педагогов (64 %), высшая квалификационная категория – 4 педагога (36%); -
непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательной организации, реализующей образовательную программу основного общего образования.
Педагогические кадры имеют необходимый уровень подготовки для реализации программы УУД:
-
педагоги владеют представлениями о возрастных особенностях учащихся начальной,основной и старшей школы; -
педагоги прошли курсы повышения квалификации, посвященные ФГОС – 100%; -
педагоги могут строить образовательный процесс в рамках учебного предмета в соответствии с особенностями формирования конкретных УУД; -
педагоги осуществляют формирование УУД в рамках проектной, исследовательской деятельностей; -
характер взаимодействия педагога и обучающегося не противоречит представлениям об условиях формирования УУД; -
педагоги владеют навыками формирующего оценивания; -
наличие позиции тьютора или педагоги владеют навыками тьюторского сопровождения обучающихся; -
педагоги умеют применять диагностический инструментарий для оценки качества формирования УУД как в рамках предметной, так и внепредметной деятельности.
-
Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий
В процессе реализации мониторинга успешности освоения и применения УУД учтены следующие этапы освоения УУД:
-
универсальное учебное действие не сформировано (школьник может выполнить лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует своих действий, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения); -
учебное действие может быть выполнено в сотрудничестве с педагогом, тьютором (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, ученик может выполнять действия по уже усвоенному алгоритму); -
неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия); -
адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем); -
самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия); -
обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов. -
При оценивании развития УУД не применяется пятибалльная шкала.
Инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.
1.Технологические подходы, используемые в разработке методики проведения мониторинга | Таксономия уровней мотивации и умения учиться (А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б. Орловой), таксономия уровней учебной деятельности Г.В. Репкиной и Е.В. Заики, теория планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина |
2. Цель мониторинга | Получение объективной информации о состоянии освоения и применения учащимися основной школы универсальных учебных действий |
3. Объект мониторинга | Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД |
4.Критериальная основа мониторинга | Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения учащимися школы основной образовательной программы |
5. Критерии/показатели уровня сформированности УУД |
|
6.Требования к индикаторам/измерителям | Должны быть
|
7.Свойства универсальных учебных действий, подлежащих исследованию и оценке |
|
8.Особенности проведения исследований | Мониторинговые исследования проводятся в форме, не представляющей угрозы личности учащегося, его психологической безопасности. Примечание: в образовательном учреждении возможна лишь ограниченная оценка личностных результатов, такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития. Формой оценки личностного развития может быть оценка индивидуального процесса личностного развития учащегося, которому необходима специальная поддержка. Оценка осуществляется по запросу родителей или при согласии родителей и проводится психологом |
9. Источники информации | Материалы, фиксирующие текущие и промежуточные достижения учащихся, позволяющие достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными результатами, в т.ч. материалы: Стартовой диагностики, текущего выполнения учебных исследований и проектов промежуточных и итоговых комплексных работ на метапредметной основе, направленных на оценку познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно- практических задач текущего выполнения выборочных учебно- практических и учебно-познавательных заданий 1. защиты итоговых проектов 2. материалы Портфолио (по согласованию сучащимся) |
10. Методы сбора информации. |
|
11. Инструменты, используемые для проведения исследований. | Карты (листы) наблюдения, анкеты, опросники, тесты, типовые задачи, оценочные листы, Портфолио, карта мониторинга, листы самооценки, дневники достижений |
12. Частота сбора информации | Определяется планом – графиком проведения мониторинга. Не менее 2 раза в год – сбор информации об успешности освоения метапредметных универсальных учебных действий; не менее 1 раза в год – сбор информации об успешности освоения личностных УУД. |
13. Ответственные исполнители | Администрация школы, классные руководители, педагоги, психологическая служба. |
14. Формат хранения информации | Информация хранится на бумажных и электронных носителях:
|
15. Использование результатов исследований | Результаты мониторинга используются:
Использование данных осуществляется в форме,не представляющей угрозы психологической безопасности учащихся. Имеется ограниченный доступ к результатам, полученным в ходе психологических исследований; на основе их психолог разрабатывает рекомендации для участников учебно-воспитательного процесса по внесению корректив в организацию процесса формирования УУД. Примечание. Поскольку универсальные учебные действия являются объектом комплексной оценки и внутришкольного мониторинга достижений учащихся, дополнительная информация может быть отражена в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП основного общего образования». Ряд психологических методик исследования отдельных качеств личности могут быть приведены в программе воспитания и социализации обучающихся. |
- 1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 ... 54
Примерные программы учебных предметов
-
Общие положения
Программы учебных предметов на уровне основного общего образования составлены в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными ФГОС ООО.
Программы разработаны с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся, их возрастных и иных особенностей, а также условий, необходимых для развития их личностных и познавательных качеств.
В программах предусмотрено дальнейшее развитие всех видов деятельности обучающихся, представленных в программах начального общего образования.
Программы учебных предметов являются ориентиром для составления рабочих программ: определяет инвариантную (обязательную) и вариативную части учебного курса. Авторы рабочих программ могут по своему усмотрению структурировать учебный материал, определять последовательность его изучения, расширения объема содержания.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий и получения личностных результатов.
В процессе изучения всех учебных предметов обеспечиваются условия для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ОВЗ и инвалидами.
Курсивом в примерных программах учебных предметов выделены элементы содержания, относящиеся к результатам, которым учащиеся «получат возможность научиться».
-
Основное содержание учебных предметов
-
Филология
-
Русский
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России