Файл: 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 627

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Содержательный раздел

Примерные программы учебных предметов

Тема 11. Русские писатели первой половины XIX в. о КубаниСобытия, связанные с Тмутараканским княжеством, в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. А.С. Пушкин на земле Кубани. «Кубанский» фрагмент письма Л.С. Пушкину (сентябрь 1820 г.). Упоминание Тамани в поэме «Кавказский пленник». Авторское примечание к поэме, посвященное поединку Мстиславаи Редеди. План поэмы о Мстиславе. «Кубанские равнины» и Тамань в ранней редакции«Путешествия Онегина». Тема Кубани в поэме «Тазит». Кубанская тематика вавторских примечаниях к«Истории Пугачёва» и в статье «Об "Истории Пугачёвского бунта"».Кубань в заметках и письмах А.С. Грибоедова. «Кубанская глава» повести А.А. Бестужева- Марлинского «Аммалатбек». Бестужев на Кубани. Работа над повестью «Он был убит». Реальные события и печальные «чувствования» романтика. «Адлерская песня»: мотивы солдатского фольклорав произведении. А.И. Одоевский и А.И. Полежаев на Кубани.М.Ю. Лермонтов и Кубань. Повесть «Тамань». Поэтичность произведения, точный и выразительный язык. «Поэтический портрет» Кубани в стихотворении, посвященном памяти А.И. Одоевского.Тема 12. Становление литературы КубаниК.В. Россинский - поэт, проповедник, поборник просвещения. Стихотворная речь от 4 января 1804г.Я.Г. Кухаренко - первый историк и первый писатель Кубани. Очерки и рассказы: «Казак-Мамай»,«Вороной конь», «Овцы и чабаны в Черномории», «Пластуны». Я.Г. Кухаренко - драматург («Черноморский побит на Кубани»).Раздел IV. Кубань в пореформенный период (4 часа)Тема 13. Преобразования на Кубани в период общероссийских реформРоссийская модель перехода от традиционного к индустриальному обществу. Особенности отмены крепостного права и земельные преобразования на Кубани. Административно-территориальное устройство в 1864 -1900 гг. Утверждение герба Кубанской области (1874). Структура Кубанской области. Создание Черноморского округа (1866) и Черноморской губернии с центром в Новороссийске (1896). Система судопроизводства. Введение городского самоуправления в городах Екатеринодаре и Темрюке. Регламентация военной службы казаков.Тема 14. Хозяйственно-экономический потенциал Кубани во второй половине XIXв.Утверждение капиталистической модели экономического развития. Место Кубани среди аграрных окраин России.Рост населения в регионе. Изменения в землепользовании.Формирование инфраструктуры. Развитие железнодорожного транспорта. Общество Ростово- Владикавказской железной дороги. Шоссейное строительство. Начало судоходства на Кубани.Основные направления развития сельского хозяйства. Кубанские предприниматели: ЕВ. Штейнгелъ, Мазаевы, братья Николенко и др.Становление промышленности. Процесс урбанизации. Формирование торгово-промышленной буржуазии: А.Н. Новосильцев, В.П. Ливен, А.М. Ерошов, Я.В. Попов и др. Развитие рыночных отношений. Место продукции Кубани на российском и мировом рынках.Тема 15. Кубанцы в Русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг.Казачьи формирования в составе русской армии. Подвиг кубанцев на Балканском и Кавказском фронтах: Тырново, Баязет, Марухский перевал, Шипкинский перевал, Плевна. Герои-кубанцы: С.Я. Кухаренко, П.Д. Бабыч, Е.Д. Фелицын. Признание воинской доблести Кубанского казачьего войска - Георгиевское знамя с надписью: «За отличие в турецкую войну 1877-1978 гг.».Тема 16. Общественно-политическая жизнь Кубани во второй половине XIX в.Нарастание социальной напряжённости в условиях форсированной модернизации. Выступления в горских аулах и казачьих станицах против насильственных правительственных переселений.«Противочумные беспорядки».Екатеринодарский кружок «землевольцев» (Н.И. Воронов).«Народнические настроения» кубанской интеллигенции: земледельческая ассоциация в станице Бриньковской (Ф.А. Щербина); община «Криница» в Черноморском округе (В.В. Еропкин).«Хождение в народ» на Кубани. Кубанские народники за пределами области. Носители радикально- экстремистских народовольческих идей (Г.А. Попко и П.И. Андреюшкин).Марксистские кружки в Екатеринодаре, Новороссийске, Майкопе и Ейске. Кубанцы - члены столичных марксистских организаций (М. Бруснев).Приезд на Кубань императора Александра III с наследником престола (1888). Празднование 200- летия Кубанского казачьего войска (1896).Раздел V. Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани (2 часа)Тема 17. Кубань в творчестве русских писателей второй половины XIX в.Кубань в жизни и творчестве Г.И. Успенского. Очерк «Разговоры в дороге» (из цикла «Кой про что»). «Портрет» Новороссийска в письме В.М. Соболевскому (7 апреля 1886 г.). Природа, народонаселение и экономика Кубани в цикле очерков «Письма с дороги».Кубанские реалии в эпистолярном наследии А.П. Чехова. Земля Кубани как символ свободы, вольной и счастливой жизни в рассказе «Барыня».М. Горький на Кубани. Рассказ «Дед Архип и Лёнька». Очерк «Два босяка». Тема богатства и бедности. Точность и беспощадность писательских оценок.Очерк А.И. Куприна «Путевые картинки». Восхищение землёй Кубани. Новороссийские зарисовки.Тема 18. Развитие литературы Кубани«Речи», «приветствия» и стихотворения В.С. Вареника. Стихотворения «О Музо! Панночка любэнька...», «Черноморский пластун», «Думка черноморца», «Журба Черноморского казака». Простота и искренность сочинений В.С. Вареника, точность бытовых зарисовок, выразительность языка. «Речи» писателя как «оды впрозе».Очерки И.Д. Попко. Изображение быта и нравов черноморских казаков и горцев Кавказа. Исследование «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту». Высокая поэтичность многих страниц книги. Очерк, посвященный кубанским плавням, как стихотворение в прозе. Рассказ «Пластуны». Выразительность языка, точность в бытовых деталях, психологическая убедительность.Писательская судьба В.С. Мовы (В. Лиманского). Стихотворения. Пьеса «Старое гнездо и молодые птицы». Рассказ «Три бродяги» - яркая портретно-психологическая зарисовка. Живость диалога, мастерство речевой характеристики. В. С. Мова как переводчик.Художественные и публицистические наброски и зарисовки Н.Н. Канивецкого. Умение видеть смешное в заурядных фактах повседневности. Умелое использование выразительных возможностей русского и украинского языков. Канивецкий —рассказчик. Изображение быта, нравов и колоритных характеров кубанцев.Личность и писательская судьба Д.В. Аверкиева - автора исторических трагедий и комедий на сюжеты, связанные с русской стариной. Точность передачи бытовых деталей, глубокое знание исторических реалий, психологическая достоверность. Пьеса «Каширская старина» - наиболее значительное произведение писателя. Тесная связь с фольклором, достоверное воспроизведение старинного быта, отточенность языка, напряжённость диалогов. Творчество Д.В. Аверкиева как явление общенационального масштаба.Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)Общие черты и региональные особенности процесса модернизации на Кубани в XIX в. Население. Изменение административно-территориального деления. Особенности экономического развития региона. Кубань во внешней политике России в XIX в. Ратные подвиги кубанцев. Формирование основ гражданского и национального сознания у жителей Кубани. Кубань в произведениях классиков русской литературы. Становление и развитие литературы Кубани.Раздел VI. Профессиональная культура народов Кубани в XIX в. (4 часа) Тема 19. Образовательный и культурный уровень жителей Кубани в XIX в. Становление профессиональной культуры.Образование. Войсковые казачьи школы и училища. Церковно-право-славное образование. Екатеринодарская войсковая гимназия. К.В. Российский. Обучение горских детей. Мусульманские школы и российские учебные заведения. Совместное обучение казаков и горцев. Создание адыгейского алфавита и грамматики адыгейского языка. Открытие станичных школ в Кубанской области. Женское образование. Национальные школы. Профессиональные учебные заведения. Подготовка педагогических кадров.Наука. Вклад российских учёных в изучение Кубани и развитие её научного потенциала (В.В. Докучаев, Д.И. Менделеев, А.И. Воейков, Н.И. Веселовский). Научные общества.Краеведение на Кубани. Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО). Просветители Кубани (Я.Г. Кухаренко, П.П. Короленко, Е.Д. Фели-цын, Ф.А. Щербина и др.).Адыгские просветители (Шора Ногмов, Султан Хан-Гирей, Султан Казы Гирей, Умар Берсей, Адиль-Гирей Кешев и др.).Библиотечное дело. Библиотека Черноморского войскового училища (гимназии). Частные собрания книг. Создание типовой сети библиотек для укреплений Черноморской береговой линии. Новороссийская общественная библиотека. Войсковые библиотеки. Н.Ф. Сумароков-Эльстон. Библиотеки Кубанского областного статистического комитета и ОЛИКО. Расширение сети общественных библиотек. Екатеринодарская публичная библиотека им. А.С. Пушкина.Музеи. Первый историко-краеведческий музей на Северном Кавказе. И.Д. Попко. Музей Кубанского статистического комитета. Кубанский войсковой этнографический и естественноисторический музей. Е.Д.Фелицын.Периодическая печать. «Кубанские войсковые (областные) ведомости» (Е.Д. Фелицын, В.В. Скидан, Л.М. Мельников). Первая частная газета «Кубань» (Н.Г. Моисеенко). «Памятные книжки Кубанской области». «Кубанский сборник».Тема 20. Изобразительное искусство Кубани в XIX в.Жизнь и творчество кубанских художников: П.А. Шамрай, П.С. Косолап, Е.И. Посполитаки. А.А. Киселёв на Кубани. Выставка картин «Товарищества передвижных художественных выставок».Кубанские сюжеты в творчестве известных русских художников. В. Серов. «Пластуны под Севастополем». И. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».Тема21.Архитектура и скульптура Кубани и Екатеринодара в XIXв.Градостроительство. Роль архитектуры в формировании внешнего облика Екатеринодара и других городов Кубани. Жилищное строительство. Административные здания. Основные стили в архитектуре Кубани XIX в. Культовое зодчество. Знаменитые архитекторы Кубани (И.Д. и Е.Д. Черники, И.К. Мальгерб, В.А. Филиппов и др.).Монументальная скульптура. Обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска (В.А. Филиппов). Соборы и храмы, жилищные постройки и памятники родного города, станицы.Тема 22. Музыкальная и театральная жизнь Кубани в XIX в.Создание певческого (К.В. Российский) и музыкантского (Ф.Я. Бурсак) хоров. Репертуар (духовная музыка, народные песни в обработке местных авторов). Деятельность в области музыкального просветительства. Музыкальное образование: пение в школе, церковные хоры, полковые оркестры. Екатеринодарский кружок любителей музыки и драматического искусства. Собирание музыкального фольклора на Кубани. Художественная ценность образцов, собранных в XIX в. А.Д. Бигдай, Г.М. Концевич, П.А. Махровский.Деятельность любительских музыкально-творческих объединений. Концертная жизнь Кубани.Национальные творческие коллективы.Театральная жизнь Кубани. Гарнизонные спектакли, частные и любительские театры. Гастроли украинских и столичных трупп. Первый кинотеатр в Новороссийске.Итоговое повторение и проектная деятельность (1час)Кубань многонациональная. Основные этапы этнополитической истории Кубани. Особенности культуры народов, населяющих наш край. Социальная и национальная солидарность.8 классТемы первого раздела включают в себя характеристику особенностей экономико-географического положения Краснодарского края, его административно-территориального устройства, а также анализ состава населения и природно-ресурсного потенциала региона. Во втором, третьем и четвёртом разделах в хронологической последовательности рассказывается о развитии Кубани в XX в., оценивается её культурный потенциал. Содержание пятого раздела даёт представление о современном статусе Краснодарского края как многонационального субъекта Российской Федерации.Введение (1 час)Кубань в XX - XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия. Национальное, конфессиональное и культурное многообразие Краснодарского края. Национально-государственное строительство на Кубани, развитие межэтнического взаимодействия и укрепление добрососедских отношений в советскую эпоху. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период военных испытаний. Взаимовлияние этнических культур в регионе. Межнациональный мир и согласие как основа процветания нашего края.Раздел I. Наш край на карте России. Природно-ресурсный потенциал региона (3 часа)Тема 1. Особенности географического положения Краснодарского края (1 час)Положение края на юге Российской Федерации. Крайние точки Краснодарского края. Преимущества географического положения. Выход к двум морям. Природные условия. Погодные аномалии. Геополитическое положение региона. Административное устройство. Площадь территории, численность, состав и структура населения. Тема 2. Природные ресурсы и их рациональное использование (2 часа)Природные ресурсы Краснодарского края: солнечное тепло, термальные источники, агроклиматические, почвенные, водные, рекреационные, земельные ресурсы. Равнинный характер территории. Предгорья и горы Западного Кавказа.Ресурсы растительного и животного мира. Полезные ископаемые: нефть, газ, йодобромные воды, ртутные руды, сырьё для производства строительных материалов (мергель, гипс, песок, глина). Охрана природных богатств Кубани.Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)Экономико-географическая характеристика. Природно-ресурсный потенциал Краснодарского края. Демографическая ситуация. Географическое положение, природные ресурсы и население вашей местности. Природоохранные мероприятия и экологические программы.Раздел II. Кубань в 1900 - конце 1930-х гг. (9 часов)Тема 3. Кубанская область и Черноморская губерния в 1900 - 1916 гг.Кубань в составе Российской империи. Социальный и национальный состав, рост численности населения; казачество, иногородние, инородцы. Различия между Черноморской губернией и Кубанской областью. Экономика Кубани. Сельское хозяйство. Промышленность. Транспортная система. Политическая борьба и общественное движение в Кубанской области и Черноморской губернии. Конституционные и монархические надежды значительной части населения. Возникновение и деятельность демократических, либеральных, анархистских и монархических организаций. Стачки, забастовки и вооружённые выступления на Кубани в годы революции 1905 - 1907 гг. Новороссийская и Сочинская республики.Нарастание кризисных явлений в экономике и политике. Попытки местных властей нормализовать ситуацию.Тема 4. Участие кубанцев в Русско-японской и Первой мировой войнахКазачьи формирования и горские добровольцы в составе вооружённых сил России в годы Русско- японской войны. Сбор средств на нужды армии. Кубанская область и Черноморская губерния в годы Первой мировой войны. Патриотический подъём. Ратные подвиги кубанцев. Влияние войны на социальный состав населения, уровень жизни, экономику, общественные настроения.Тема 5. Культурная жизнь Кубани в 1900 -1917 гг.Развитие образования. Типы образовательных учреждений. Сословные и национальные особенности получения образования. Горские школы. Развитие женского образования. Профессиональное образование на Кубани. Подготовка педагогических кадров. Просветительные учреждения, библиотеки, народные дома. Создание первой библиотеки в адыгейском ауле. Б. Шарданов. Развитие музейного дела в городах Кубани.Здравоохранение. Новые лечебные учреждения. Обеспеченность региона медицинскими кадрами. Выдающиеся врачи и организаторы здравоохранения. СВ. Очаповскии. Развитие санаторно-курортного комплекса Кубани и Черноморья. В.А. Будзинский.Развитие науки. Археологические исследования в регионе. Н.И. Веселовский. Кубанский областной статистический комитет, Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО). Ф.А. Щербина. «История Кубанского казачьего войска».Развитие агрономии. Сочинская сельскохозяйственная и садовая опытная станция, опытное поле «Круглик» и др.Периодическая печать. Литература. Ратные подвиги и повседневная жизнь кубанцев в творчестве кубанских литераторов - Н. Канивецкого, П. Орлова и др. Поэт и фольклорист А. Ливень. История и культура горских народов в произведениях адыгских литераторов. Кубань и Черноморье в судьбах писателей В. Короленко, Ф. Гладкова, М. Шагинян. Музыкальная жизнь. Хор и оркестр Кубанского казачьего войска - ведущие музыкальные коллективы Кубани. Г.М. Концевич. Я.М. Тараненко. Народные хоры. Деятельность Екатеринодарского отделения Императорского русского музыкального общества. Музыкальные классы и музыкальное училище ИРМО. А. Дроздов. М. Гнесин. Праздники современного искусства в Екатеринодаре. Гастроли знаменитых музыкантовТеатры и зрелища. Строительство специализированных зимних и летних театральных зданий. Гастроли театральных коллективов. Театральные постановки Черкесского благотворительного общества. Цирковые представления. И. Поддубный. Развитие кинематографа. Первые массовые спортивные состязания.Изобразительное искусство. Ф.А. Коваленко и развитие изобразительного искусства в регионе. Выставки в Екатеринодарской картинной галерее. Творчество художников-кубанцев (Г. Аветисьян, Р. Колесников, Н. Шариков и др.). Пейзажи А. Киселёва. Развитие художественного образования на Кубани. Школа Е.И. Посполитаки.Архитектурный облик городов. Преобладающие архитектурные стили. Эклектизм и модерн. Новые культовые и гражданские сооружения в городах Кубани и Черноморья. И.И. Мальгерб и его вклад в формирование облика кубанской столицы. Кубанские архитекторы АЛ. Косякин, А.А. Козлов, В.А. Филиппов и др.Открытие памятников Екатерине II (1907) и казакам, высадившимся на Тамани 25 октября 1792 г. (1911).Тема 6. События революции 1917 г. на КубаниМноговластие. Сохранение органов казачьей администрации. Возрождение выборных войсковых институтов казачества (рада, атаман, правительство). Гражданские комитеты, комиссары Временного правительства. Советы рабочих, солдатских и казачьих депутатов.Комиссар Временного правительства К.Л. Бардиж. Выбор «третьего пути». Кубанский областной Совет - высший орган гражданской власти в области. Преобладание органов казачьего самоуправления в станицах и хуторах. Кубанская войсковая рада (Н.С. Рябовол). Временное Кубанское войсковое правительство (А.П. Филимонов). Советы в Черноморской губернии.Попытка передачи всей полноты власти Кубанскому войсковому правительству. Разногласия в рядах казачества по вопросу о путях развития Кубани в будущем: федералисты («черноморцы»); Кубань в составе единой и неделимой России («линейцы»). Противоречия между казаками и иногородними. «Временное положение о высших органах власти в Кубанском крае»: Кубанская рада, Законодательная рада, войсковой атаман, краевое правительство. Усиление революционно- демократических настроений. Большевизация Советов. Октябрьский переворот и изменение расстановки политических сил. Победа советской власти в Черноморской губернии. Переход всей полноты власти в крае к органам кубанской казачьей государственности.Тема 7. Гражданская война на КубаниПриоритеты казаков: от самостийных настроений и благожелательного нейтралитета в отношении большевиков (1917) через вооружённые выступления «за» (весна 1918 г.) и «против» советской власти (лето 1918 - осень 1919 г.) до капитуляции перед Красной Армией и примирения с большевиками (весна 1920 г.). Просоветская ориентация иногороднего крестьянства и пролетариата Кубани.Провозглашение Кубанской области республикой. Вооружённое противостояние с большевиками. I съезд Советов Кубанской области. Установление советской власти в регионе (март - август 1918 г.). Образование Кубано-Черноморской Советской республики. 1-й («Ледяной») и 2-й Кубанский походы Добровольческой армии. Противоречия между казаками и лидерами Белого движения. «Железный поток» Таманской армии. Белый и красный террор. Окончательное установление советской власти в регионе. Разгром десанта Врангеля на Кубани.Тема 8. Культурная жизнь Кубани в 1917 - 1920 гг.Своеобразие социокультурной ситуации на Кубани в период революции и Гражданской войны.Массовый приток интеллигенции в регион как фактор интенсификации культурной жизни.Образование. Особенности функционирования образовательных учреждений в условиях политической нестабильности. Создание высшей школы. Б.Л. Розинг.Научная жизнь. Создание (декабрь 1917 г.) и основные направления деятельности Совета обследования и изучения Кубанского края. Академик В.И. Вернадский на Кубани. Майкопский период жизни первой российской женщины-академика П. С. Уваровой. Борьба за сохранение памятников и музейных собраний.Печать. Литература. Газетный «бум» на Кубани. «Вольная Кубань» -орган войскового (краевого) правительства. Доктор Фрикен (С.Я. Маршак) - фельетонист газеты «Утро Юга». Литературно- художественные журналы и сборники. Литературная и политическая деятельность российских писателей (Е. Чириков, И. Иаживин). Выступления А. Аверченко, М. Волошина.Музыка. Театр и зрелища. Искусство и политика: репертуар музыкальных коллективов, театров и зрелищных предприятий. Проведение этнографических концертов.Выдающиеся деятели искусства на Кубани. Концерты А. Вертинского. Гастроли Московского Художественного театра (1919 -1920). Развитие изобразительного искусства. Выставки в Екатеринодарской картинной галерее. Основание художественной школы в Новороссийске. Кубанские страницы биографии художников И. Похитонова, Н. Харитонова, А. Юнгера и др.Тема 9. Кубань в 1920-х гг. Нэп Особенности «военного коммунизма» на Кубани и его последствия Продразвёрстка и «расказачивание». Кубано-Черноморский ревком (Я. Полуян). Большевистская пропаганда. Чрезвычайные меры. Повстанческое движение в 1920

Организационный раздел

Календарный учебный график

План внеурочной деятельности

Система условий реализации основной образовательной программы

С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учеников в школе обязательно. Единство рабочих программ скрепляется в списке С проблемно-тематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих блоков, тоже во многом предопределенного традицией изучения в школе, разработанностью методических подходов и пр.

Во всех таблицах в скобках указывается класс, в котором обращение к тому или иному произведению, автору, проблемно-тематическому или жанровому блоку представляется наиболее целесообразным.

Единство литературного образования обеспечивается на разных уровнях: это общие для изучения произведения, общие, ключевые для культуры, авторы, общие проблемно-тематические и жанровые блоки. Кроме того – и это самое важное – в логике ФГОС единство образовательного пространства достигается за счет формирования общих компетенций. При смене образовательного учреждения обучающийся должен попасть не на урок по тому же произведению, которое он в это время изучал в предыдущей школе, а в ту же систему сформированных умений, на ту же ступень владения базовыми предметными компетенциями.

Дополнительно для своей рабочей программы учитель может также выбрать литературные произведения, входящие в круг актуального чтения обучающихся, при условии освоения необходимого минимума произведений из всех трех обязательных списков. Это может серьезно повысить интерес школьников к предмету и их мотивацию к чтению.

Предложенная структура списка позволит обеспечить единство инвариантной части всех программ и одновременно удовлетворить потребности обучающихся и учителей разных образовательных организаций в самостоятельном выборе произведений.

Контрольно-измерительные материалы в рамках государственной итоговой аттестации разрабатываются с ориентацией на три списка примерной программы. Характер конкретных вопросов итоговой аттестации зависит от того, какая единица представлена в списке (конкретное произведение, автор, литературное явление).

При формировании списков учитывались эстетическая значимость произведения, соответствие его возрастным и психологическим особенностям школьников, а также сложившиеся в образовательной отечественной практике традиции обучения литературе.

Обязательное содержание ПП (5-9 классы)

Класс

А

В

С




РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

5 класс




Древнерусская литература

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»)

Русский фольклор

Сказки: «Царевна –

лягушка», «Чего на свете

не бывает».

Загадки, пословицы,

поговорки







Из литературы XVIII Века М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

И.А. Крылов «Ворона и лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне»,

«Свинья под дубом».







В. К. Тредиаковский «Ворон и лиса», А.П. Сумароков «Ворона и

лиса»5







Из литературы XIX века А.С. Пушкин «Няне», «Зимняя дорога», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок)

Поэзия пушкинской эпохи. Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» Литературная сказка XIX – XX века А.А. Погорельский «Чёрная курица»6




М.Ю. Лермонтов «Бородино»

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»










Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством»










А.А. Фет «Чудная картина…»

Поэзия 2-й половины XIX века И.З. Суриков «В ночном»







Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды»







Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

Н.А. Некрасов «Тройка»










И.С. Тургенев «Муму», стихотворения в прозе: «Воробей», «Русский язык»










Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»










А.П. Чехов «Пересолил», «Злоумышленник»










Из литературы XX века А.А. Блок «Летний вечер», «Полный месяц упал над лугом…» С.А. Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» Н.С. Гумилёв «Капитаны»

Проза конца XIX – начала XX вв. И.А. Бунин «В деревне» Л.Н. Андреев «Петька на даче» А.И. Куприн «Золотой петух» Поэзия конца XIX – начала XX вв. И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»







А.П. Платонов «Никита»

Проза о детях Н.Н. Носов «Три охотника» Е.И. Носов «Как патефон петуха от смерти спас»










Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях В.И. Белов «Весенняя ночь», В.Г. Распутин «Век живи – век люби» (отрывок)










Поэзия 2-й половины XX 3 века В.Ф. Боков «Поклон» Н.М. Рубцов «В осеннем лесу»










Поэзия и проза о подростках и для подростков последних десятилетий авторов – лауреатов премий А. Жвалевский и Е, Пастернак «Я хочу в школу»




П.П. Бажов «Каменный цветок»




С.В. Михалков Басни: «Грибы», «Зеркало»

6 класс




Древнерусская литература «Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха

Русский фольклор Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»







Из литературы XVIII века М.В. Ломоносов «Стихи, сочинённые по дороге в Петергоф»










Из литературы XIX века В.А. Жуковский «Светлана»







А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Дубровский»

А.С. Пушкин «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…», «Зимний вечер», «Няне»







М.Ю. Лермонтов «Тучи», «Парус», «Утёс», «Выхожу один я на дорогу…»

М.Ю. Лермонтов «Листок»










Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Старосветские помещики»










И.С. Тургенев «Записки охотника»: «Бежин луг», «Певцы»










Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда леревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…»










Л.Н. Толстой «Детство»










А.П. Чехов «Толстый и тонкий», «Налим», «Шуточка»







В.Г. Короленко «В дурном обществе»







Из литературы XX века С.А. Есенин «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…» А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа»

Проза конца XIX – начала XX вв. И.А. Бунин «Лапти» А.И. Куприн «Тапёр», «Белый пудель» Поэзия конца XIX – начала XX вв. И.А. Бунин «Не видно птиц. Покорно чахнет…» Ф.К. Сологуб «Под черёмухой цветущей…», «Порос травой мой узкий двор…», «Словно лепится сурепица…», «Что в жизни мне всего милей…»










Поэзия 20 – 50-х годов XX века Б.Л. Пастернак «После дождя» К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь…» М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»










Поэзия 2-й половины XX 5 века А.А. Вознесенский «Снег в сентябре» Н.М. Рубцов «Звезда полей», «Тихая моя родина» С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной…» Д.С. Самойлов «Сороковые»










Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях М.М. Пришвин «Кладовая солнца»










Проза о детях В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

7 класс




Древнерусская литература Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего») «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Русский фольклор Былины: «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей - разбойник» Русские народные песни (обрядовая поэзия): «Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая», «Говорили – сваты на конях будут…», «Подушечка моя пуховая…», «Солдатская»




Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Из литературы XVIII века М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны», «Предисловие о пользе книг церковных в 6 российском языке» Г.Р. Державин «Властителям и судиям»







А.С. Пушкин «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «Песнь о вещем Олеге»

Из литературы XIX века А.С. Пушкин «Туча», «Два чувства дивно близки нам…», «Полтава» (в сокращении)

Поэзия пушкинской эпохи Н.М. Языков «Песня»







М.Ю. Лермонтов «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича…»










Н.В. Гоголь «Шинель»










И.С. Тургенев «Записки охотника»: «Хорь и Калиныч», стихотворение в прозе «Нищий».







Н.А. Некрасов «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса»

Н.А. Некрасов «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»)

Поэзия второй половины XIX века А.В. Кольцов «Песня пахаря», «Горькая доля», Н.П. Огарёв «Сторона моя родимая…», И.С. Никитин «Пахарь», «Русь», А.Н. Плещеев «Скучная картина!..», А.Н. Майков «Сенокос», «Нива», М.Л. Михайлов «Груня», «Те же всё унылые картины…», А.К.Толстой «Илья Муромец», «Край ты мой, родимый край…»







М.Е. Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий 7 помещик»










Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце»










Н.С. Лесков «Левша»







Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» А.А. Фет «Шёпот, робкое дыханье…», «Как беден наш язык…»

А.А. Фет «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…»










А.П. Чехов «Хамелеон», «Смерть чиновника»










Из литературы XX века В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» С.А. Есенин «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» А.А. Ахматова «Клятва», «Песня мира», «Мне голос был…» М.И. Цветаева «Рябину рубили зорькою…»

Проза конца XIX – начала XX вв. А.М. Горький «Детство», «Легенда о Данко» И.А. Бунин «Как я пишу», «Кукушка» А.И. Куприн «Куст сирени», «Allez!» Поэзия конца XIX – начала XX вв. И.А. Бунин «Догорел апрельский светлый вечер…»










Проза русской эмиграции И.С. Шмелёв «Русская песня»







А.Т. Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни», «Василий Тёркин»

Поэзия 20 – 50-х годов XX века Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…», К.М. Симонов «Ты помнишь, 8 Алёша, дороги Смоленщины…», А.А. Сурков «В землянке», М.В. Исаковский «Огонёк», «Ой, туманы мои…», Н.П. Майоров «Творчество», Б.А. Богатков «Повестка», В.Н. Лобода «Начало», Я.В. Смеляков «История», А.И. Фатьянов «Давно мы дома не были…», А.Я. Яшин «Не разлучился ль…»










Проза о Великой Отечественной войне Б.Л. Васильев «Экспонат №…»










Поэзия 2-й половины XX века А.А. Вознесенский «Муромский сруб», А.Д. Дементьев «Волга»







В.М. Шукшин «Микроскоп»

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях М.М. Пришвин «Москва – река» К.Г. Паустовский «Мещёрская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие»)

8 класс




Древнерусская литература «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума»

Русский фольклор Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка – астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», 9 Аввакума» «Солдаты освобождают Смоленск»




Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Из литературы XVIII века Г.Р. Державин «Памятник», «Вельможа»










Из литературы XIX века В.А. Жуковский «Лесной царь», «Море», «Невыразимое»

Поэзия пушкинской эпохи К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ермака», К.Н. Батюшков «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского», «Есть наслаждение и в дикости лесов…», «Мой гений», Е.А. Баратынский «Чудный град порой сольётся…», «Разуверение», «Муза», А.А. Дельвиг «Русская песня», «Романс», «Идиллия», Н.М. Языков «Пловец», «Родина», Н.И. Гнедич «Осень», П.А. Вяземский «Берёза», «Осень»




А.С. Пушкин Капитанская дочка

А.С. Пушкин «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Степане Разине», «Пиковая дама», «Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери»)










М.Ю. Лермонтов «Мцыри»







Н.В. Гоголь «Ревизор»

Н.В. Гоголь «Нос»










И.С. Тургенев «Ася»










Н.А. Некрасов «Внимая ужасам войны», «Зелёный шум»

Поэзия 2-й половины XIX века А.Н.Плещеев «Отчизна», 10 Н.П. Огарёв «Весною», «Осенью», И.З. Суриков «После дождя»




Ф.И. Тютчев «Silentium!», «Умом Россию не понять…»

А.А. Фет «Учись у них: у дуба, у берёзы…», «Целый мир от красоты…»







А.Н. Островский «Снегурочка»







А.Т. Твардовский «За далью – даль» (главы)

Поэзия 20 – 50-х годов XX века Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса», «Некрасивая девочка», М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы»










Проза о детях В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» В.Г. Распутин «Уроки французского»

9 класс

Древнерусская литература «Слово о полку Игореве»










Из литературы XVIII века А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»




Из литературы XIX века А.С. Грибоедов «Горе от ума»










А.С. Пушкин «К ***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Пророк», «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг…», «Евгений Онегин»

А.С. Пушкин «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Арион», «Анчар», «Цыганы», «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Поэту», «Бесы», «Медный всадник» вступление), «Станционный смотритель»







М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта», «Герой нашего времени»

М.Ю. Лермонтов «Поэт», «Нет, я не Байрон…», «Я жить хочу…», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Три пальмы», «И скучно, и грустно…», «Дума», «Молитва»







Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Н.В. Гоголь «Невский проспект»










Ф.И. Тютчев «С поляны коршун поднялся…», «Как весел грохот летних бурь…», «Певучесть есть в морских волнах…»










А.А. Фет «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая 12 грусть!..» Н.А. Некрасов «Памяти Добролюбова»







Ф.М. Достоевский «Бедные люди»







Л.Н. Толстой «Юность»










Из литературы XX века А.М. Горький «Челкаш», «Песня о буревестнике» А.А. Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям…» М.И. Цветаева «Генералам двенадцатого года» О.Э. Мандельштам «Равноденствие»










М.А. Булгаков «Собачье сердце» А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые…»

Проза о Великой Отечественной войне М.А. Шолохов «Судьба человека», В.В. Быков «Альпийская баллада»







А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

Поэзия 2-й половины XX века Авторская песня: Б.Ш. Окуджава, В.С. Высоцкий




ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ

5 класс







Р. Гамзатов «Песня соловья»




Фольклор, сказка «Падчерица»

6 класс







Р. Гамзатов «Журавли»

7 класс







М. Джалиль «Последняя песня» Я. Купала «Мужик», «А кто там идёт?», «Алеся»




ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАУРА

5 класс




Гомер «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов», «Полифем»)

Зарубежный фольклор Античный миф («Рождение Зевса», «Олимп»)




Эзоп «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград»




Ж. де Лафонтен «Лисица и виноград»







Д. Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок) Г.Х. Андерсен «Соловей»

Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы Ж. Рони – Старший «Борьба за огонь» Д. Лондон «Сказание о Кише» Зарубежная проза о детях и подростках М. Твен «Приключения Тома Сойера» А. Линдгрен «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок) Современная зарубежная проза М. Парр «Вафельное сердце»

6 класс







Зарубежный фольклор Античный миф («Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид») Восточные сказки: «Сказка о Синдбаде – мореходе» Зарубежная сказочная и фантастическая проза Братья Гримм «Снегурочка» Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» Зарубежная новеллистика О. Генри «Вождь краснокожих» Э. По «Золотой жук» Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы Д. Лондон «Любовь к жизни»

7 класс




У. Шекспир Сонеты («Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь, - так теперь…», «Люблю, но реже говорю об этом…»

Зарубежная романистика XIX – XX вв. Р.Л. Стивенсон Остров сокровищ В. Скотт «Айвенго»




А. де Сент-Экзюпери Маленький принц










Р. Бернс «Возвращение солдата», «Джон Ячменное зерно» Мацуо Басё Хокку

8 класс

У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору)

Зарубежная проза о детях и подростках Х. Ли «Убить пересмешника»

9 клсс

У. Шекпир «Гамлет»







Ж.-Б. Мольер «Мнимый больной»










И. Гёте «Фауст» (главы по выбору) 15 Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору)










Д. Байрон «Стансы к Августе», «Паломничество Чайльд Гарольда»





Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе

  1. Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

  2. Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.

  3. Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).

  4. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.

  5. Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор- повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.

  6. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

  7. Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

Иностранный язык (английский язык)


Освоение предмета «Иностранный язык» в основной школе предполагает применение коммуникативного подхода в обучении иностранному языку.

Учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает развитие иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы обучающимся для продолжения образования в школе или в системе среднего профессионального образования.

Освоение учебного предмета «Иностранный язык» направлено на достижение обучающимися до порогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющем общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, которые используют иностранный язык как средство межличностного и межкультурного общения.

Изучение предмета «Иностранный язык» в части формирования навыков и развития умений обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт основано на межпредметных связях с предметами «Русский язык», «Литература», «История», «География», «Физика», «Музыка», «Изобразительное искусство» и др.

Предметное содержание речи

Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.

Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера.

Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.

Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода.

Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.

Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.

Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.

Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.

Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.

Окружающий мир

Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды.


Жизнь в городе/ в сельской местности.

Средства массовой информации

Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.

Страны изучаемого языка и родная страна

Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.

Коммуникативные умения Говорение

Диалогическая речь

Совершенствование диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умений вести диалоги разного характера - этикетный, диалог-расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог.

Объем диалога от 3 реплик (5-7 класс) до 4-5 реплик (8-9 класс) со стороны каждого учащегося.

Продолжительность диалога – до 2,5–3 минут.

Монологическая речь

Совершенствование умений строить связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение (характеристика)), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы)

Объем монологического высказывания от 8-10 фраз (5-7 класс) до 10-12 фраз (8-9 класс).

Продолжительность монологического высказывания –1,5–2 минуты.

Аудирование

Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи.

Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные.

Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.

Аудирование с пониманием основного содержания
текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте. Время звучания текстов для аудирования – до 2 минут.

Аудирование с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для аудирования – до 1,5 минут.

Аудирование с пониманием основного содержания текста и с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений.

Чтение

Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием.

Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.

Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.

Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах в рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Тексты могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объем текстов для чтения – до 700 слов.

Чтение с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество незнакомых языковых явлений. Объем текста для чтения - около 350 слов.

Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных на изученном языковом материале. Объем текста для чтения около 500 слов.

Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

Письменная речь

Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:

  1. заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, национальность, адрес);

  2. написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками, выражение пожеланий (объемом 30–40 слов, включая адрес);

  3. написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо), объем личного письма около 100–120 слов, включая адрес;

  4. составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности.

  5. делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей.