Файл: 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 627
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учеников в школе обязательно. Единство рабочих программ скрепляется в списке С проблемно-тематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих блоков, тоже во многом предопределенного традицией изучения в школе, разработанностью методических подходов и пр.
Во всех таблицах в скобках указывается класс, в котором обращение к тому или иному произведению, автору, проблемно-тематическому или жанровому блоку представляется наиболее целесообразным.
Единство литературного образования обеспечивается на разных уровнях: это общие для изучения произведения, общие, ключевые для культуры, авторы, общие проблемно-тематические и жанровые блоки. Кроме того – и это самое важное – в логике ФГОС единство образовательного пространства достигается за счет формирования общих компетенций. При смене образовательного учреждения обучающийся должен попасть не на урок по тому же произведению, которое он в это время изучал в предыдущей школе, а в ту же систему сформированных умений, на ту же ступень владения базовыми предметными компетенциями.
Дополнительно для своей рабочей программы учитель может также выбрать литературные произведения, входящие в круг актуального чтения обучающихся, при условии освоения необходимого минимума произведений из всех трех обязательных списков. Это может серьезно повысить интерес школьников к предмету и их мотивацию к чтению.
Предложенная структура списка позволит обеспечить единство инвариантной части всех программ и одновременно удовлетворить потребности обучающихся и учителей разных образовательных организаций в самостоятельном выборе произведений.
Контрольно-измерительные материалы в рамках государственной итоговой аттестации разрабатываются с ориентацией на три списка примерной программы. Характер конкретных вопросов итоговой аттестации зависит от того, какая единица представлена в списке (конкретное произведение, автор, литературное явление).
При формировании списков учитывались эстетическая значимость произведения, соответствие его возрастным и психологическим особенностям школьников, а также сложившиеся в образовательной отечественной практике традиции обучения литературе.
Обязательное содержание ПП (5-9 классы)
Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе
Освоение предмета «Иностранный язык» в основной школе предполагает применение коммуникативного подхода в обучении иностранному языку.
Учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает развитие иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы обучающимся для продолжения образования в школе или в системе среднего профессионального образования.
Освоение учебного предмета «Иностранный язык» направлено на достижение обучающимися до порогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющем общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, которые используют иностранный язык как средство межличностного и межкультурного общения.
Изучение предмета «Иностранный язык» в части формирования навыков и развития умений обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт основано на межпредметных связях с предметами «Русский язык», «Литература», «История», «География», «Физика», «Музыка», «Изобразительное искусство» и др.
Предметное содержание речи
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.
Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера.
Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.
Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода.
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.
Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.
Окружающий мир
Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды.
Жизнь в городе/ в сельской местности.
Средства массовой информации
Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна
Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.
Коммуникативные умения Говорение
Диалогическая речь
Совершенствование диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умений вести диалоги разного характера - этикетный, диалог-расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог.
Объем диалога от 3 реплик (5-7 класс) до 4-5 реплик (8-9 класс) со стороны каждого учащегося.
Продолжительность диалога – до 2,5–3 минут.
Монологическая речь
Совершенствование умений строить связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение (характеристика)), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы)
Объем монологического высказывания от 8-10 фраз (5-7 класс) до 10-12 фраз (8-9 класс).
Продолжительность монологического высказывания –1,5–2 минуты.
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи.
Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с пониманием основного содержания
текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте. Время звучания текстов для аудирования – до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для аудирования – до 1,5 минут.
Аудирование с пониманием основного содержания текста и с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений.
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием.
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах в рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Тексты могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объем текстов для чтения – до 700 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество незнакомых языковых явлений. Объем текста для чтения - около 350 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных на изученном языковом материале. Объем текста для чтения около 500 слов.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письменная речь
Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:
Во всех таблицах в скобках указывается класс, в котором обращение к тому или иному произведению, автору, проблемно-тематическому или жанровому блоку представляется наиболее целесообразным.
Единство литературного образования обеспечивается на разных уровнях: это общие для изучения произведения, общие, ключевые для культуры, авторы, общие проблемно-тематические и жанровые блоки. Кроме того – и это самое важное – в логике ФГОС единство образовательного пространства достигается за счет формирования общих компетенций. При смене образовательного учреждения обучающийся должен попасть не на урок по тому же произведению, которое он в это время изучал в предыдущей школе, а в ту же систему сформированных умений, на ту же ступень владения базовыми предметными компетенциями.
Дополнительно для своей рабочей программы учитель может также выбрать литературные произведения, входящие в круг актуального чтения обучающихся, при условии освоения необходимого минимума произведений из всех трех обязательных списков. Это может серьезно повысить интерес школьников к предмету и их мотивацию к чтению.
Предложенная структура списка позволит обеспечить единство инвариантной части всех программ и одновременно удовлетворить потребности обучающихся и учителей разных образовательных организаций в самостоятельном выборе произведений.
Контрольно-измерительные материалы в рамках государственной итоговой аттестации разрабатываются с ориентацией на три списка примерной программы. Характер конкретных вопросов итоговой аттестации зависит от того, какая единица представлена в списке (конкретное произведение, автор, литературное явление).
При формировании списков учитывались эстетическая значимость произведения, соответствие его возрастным и психологическим особенностям школьников, а также сложившиеся в образовательной отечественной практике традиции обучения литературе.
Обязательное содержание ПП (5-9 классы)
Класс | А | В | С |
| РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | ||
5 класс | | Древнерусская литература Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам») | Русский фольклор Сказки: «Царевна – лягушка», «Чего на свете не бывает». Загадки, пословицы, поговорки |
| | Из литературы XVIII Века М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» И.А. Крылов «Ворона и лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под дубом». | |
| В. К. Тредиаковский «Ворон и лиса», А.П. Сумароков «Ворона и лиса»5 | ||
| | Из литературы XIX века А.С. Пушкин «Няне», «Зимняя дорога», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок) | Поэзия пушкинской эпохи. Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» Литературная сказка XIX – XX века А.А. Погорельский «Чёрная курица»6 |
| М.Ю. Лермонтов «Бородино» | М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…» | |
| | Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством» | |
| | А.А. Фет «Чудная картина…» | Поэзия 2-й половины XIX века И.З. Суриков «В ночном» |
| | Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды» | |
| Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» | Н.А. Некрасов «Тройка» | |
| | И.С. Тургенев «Муму», стихотворения в прозе: «Воробей», «Русский язык» | |
| | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» | |
| | А.П. Чехов «Пересолил», «Злоумышленник» | |
| | Из литературы XX века А.А. Блок «Летний вечер», «Полный месяц упал над лугом…» С.А. Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» Н.С. Гумилёв «Капитаны» | Проза конца XIX – начала XX вв. И.А. Бунин «В деревне» Л.Н. Андреев «Петька на даче» А.И. Куприн «Золотой петух» Поэзия конца XIX – начала XX вв. И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…» |
| | А.П. Платонов «Никита» | Проза о детях Н.Н. Носов «Три охотника» Е.И. Носов «Как патефон петуха от смерти спас» |
| | | Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях В.И. Белов «Весенняя ночь», В.Г. Распутин «Век живи – век люби» (отрывок) |
| | | Поэзия 2-й половины XX 3 века В.Ф. Боков «Поклон» Н.М. Рубцов «В осеннем лесу» |
| | | Поэзия и проза о подростках и для подростков последних десятилетий авторов – лауреатов премий А. Жвалевский и Е, Пастернак «Я хочу в школу» |
| П.П. Бажов «Каменный цветок» | ||
| С.В. Михалков Басни: «Грибы», «Зеркало» | ||
6 класс | | Древнерусская литература «Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха | Русский фольклор Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» |
| | Из литературы XVIII века М.В. Ломоносов «Стихи, сочинённые по дороге в Петергоф» | |
| | Из литературы XIX века В.А. Жуковский «Светлана» | |
| А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Дубровский» | А.С. Пушкин «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…», «Зимний вечер», «Няне» | |
| М.Ю. Лермонтов «Тучи», «Парус», «Утёс», «Выхожу один я на дорогу…» | М.Ю. Лермонтов «Листок» | |
| | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Старосветские помещики» | |
| | И.С. Тургенев «Записки охотника»: «Бежин луг», «Певцы» | |
| | Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда леревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…» | |
| | Л.Н. Толстой «Детство» | |
| | А.П. Чехов «Толстый и тонкий», «Налим», «Шуточка» | |
| В.Г. Короленко «В дурном обществе» | ||
| | Из литературы XX века С.А. Есенин «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…» А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа» | Проза конца XIX – начала XX вв. И.А. Бунин «Лапти» А.И. Куприн «Тапёр», «Белый пудель» Поэзия конца XIX – начала XX вв. И.А. Бунин «Не видно птиц. Покорно чахнет…» Ф.К. Сологуб «Под черёмухой цветущей…», «Порос травой мой узкий двор…», «Словно лепится сурепица…», «Что в жизни мне всего милей…» |
| | | Поэзия 20 – 50-х годов XX века Б.Л. Пастернак «После дождя» К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь…» М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу» |
| | | Поэзия 2-й половины XX 5 века А.А. Вознесенский «Снег в сентябре» Н.М. Рубцов «Звезда полей», «Тихая моя родина» С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной…» Д.С. Самойлов «Сороковые» |
| | | Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях М.М. Пришвин «Кладовая солнца» |
| | | Проза о детях В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» |
7 класс | | Древнерусская литература Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего») «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | Русский фольклор Былины: «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей - разбойник» Русские народные песни (обрядовая поэзия): «Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая», «Говорили – сваты на конях будут…», «Подушечка моя пуховая…», «Солдатская» |
| Д.И. Фонвизин «Недоросль» | Из литературы XVIII века М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны», «Предисловие о пользе книг церковных в 6 российском языке» Г.Р. Державин «Властителям и судиям» | |
| А.С. Пушкин «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «Песнь о вещем Олеге» | Из литературы XIX века А.С. Пушкин «Туча», «Два чувства дивно близки нам…», «Полтава» (в сокращении) | Поэзия пушкинской эпохи Н.М. Языков «Песня» |
| | М.Ю. Лермонтов «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича…» | |
| | Н.В. Гоголь «Шинель» | |
| | И.С. Тургенев «Записки охотника»: «Хорь и Калиныч», стихотворение в прозе «Нищий». | |
| Н.А. Некрасов «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса» | Н.А. Некрасов «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая») | Поэзия второй половины XIX века А.В. Кольцов «Песня пахаря», «Горькая доля», Н.П. Огарёв «Сторона моя родимая…», И.С. Никитин «Пахарь», «Русь», А.Н. Плещеев «Скучная картина!..», А.Н. Майков «Сенокос», «Нива», М.Л. Михайлов «Груня», «Те же всё унылые картины…», А.К.Толстой «Илья Муромец», «Край ты мой, родимый край…» |
| | М.Е. Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий 7 помещик» | |
| | Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце» | |
| | Н.С. Лесков «Левша» | |
| Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» А.А. Фет «Шёпот, робкое дыханье…», «Как беден наш язык…» | А.А. Фет «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | |
| | А.П. Чехов «Хамелеон», «Смерть чиновника» | |
| | Из литературы XX века В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» С.А. Есенин «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» А.А. Ахматова «Клятва», «Песня мира», «Мне голос был…» М.И. Цветаева «Рябину рубили зорькою…» | Проза конца XIX – начала XX вв. А.М. Горький «Детство», «Легенда о Данко» И.А. Бунин «Как я пишу», «Кукушка» А.И. Куприн «Куст сирени», «Allez!» Поэзия конца XIX – начала XX вв. И.А. Бунин «Догорел апрельский светлый вечер…» |
| | | Проза русской эмиграции И.С. Шмелёв «Русская песня» |
| | А.Т. Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни», «Василий Тёркин» | Поэзия 20 – 50-х годов XX века Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…», К.М. Симонов «Ты помнишь, 8 Алёша, дороги Смоленщины…», А.А. Сурков «В землянке», М.В. Исаковский «Огонёк», «Ой, туманы мои…», Н.П. Майоров «Творчество», Б.А. Богатков «Повестка», В.Н. Лобода «Начало», Я.В. Смеляков «История», А.И. Фатьянов «Давно мы дома не были…», А.Я. Яшин «Не разлучился ль…» |
| | | Проза о Великой Отечественной войне Б.Л. Васильев «Экспонат №…» |
| | | Поэзия 2-й половины XX века А.А. Вознесенский «Муромский сруб», А.Д. Дементьев «Волга» |
| | В.М. Шукшин «Микроскоп» | Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях М.М. Пришвин «Москва – река» К.Г. Паустовский «Мещёрская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие») |
8 класс | | Древнерусская литература «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума» | Русский фольклор Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка – астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», 9 Аввакума» «Солдаты освобождают Смоленск» |
| Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» | Из литературы XVIII века Г.Р. Державин «Памятник», «Вельможа» | |
| | Из литературы XIX века В.А. Жуковский «Лесной царь», «Море», «Невыразимое» | Поэзия пушкинской эпохи К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ермака», К.Н. Батюшков «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского», «Есть наслаждение и в дикости лесов…», «Мой гений», Е.А. Баратынский «Чудный град порой сольётся…», «Разуверение», «Муза», А.А. Дельвиг «Русская песня», «Романс», «Идиллия», Н.М. Языков «Пловец», «Родина», Н.И. Гнедич «Осень», П.А. Вяземский «Берёза», «Осень» |
| А.С. Пушкин Капитанская дочка | А.С. Пушкин «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Степане Разине», «Пиковая дама», «Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери») | |
| | М.Ю. Лермонтов «Мцыри» | |
| Н.В. Гоголь «Ревизор» | Н.В. Гоголь «Нос» | |
| | И.С. Тургенев «Ася» | |
| | Н.А. Некрасов «Внимая ужасам войны», «Зелёный шум» | Поэзия 2-й половины XIX века А.Н.Плещеев «Отчизна», 10 Н.П. Огарёв «Весною», «Осенью», И.З. Суриков «После дождя» |
| Ф.И. Тютчев «Silentium!», «Умом Россию не понять…» | А.А. Фет «Учись у них: у дуба, у берёзы…», «Целый мир от красоты…» | |
| А.Н. Островский «Снегурочка» | ||
| | А.Т. Твардовский «За далью – даль» (главы) | Поэзия 20 – 50-х годов XX века Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса», «Некрасивая девочка», М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы» |
| | | Проза о детях В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» В.Г. Распутин «Уроки французского» |
9 класс | Древнерусская литература «Слово о полку Игореве» | | |
| Из литературы XVIII века А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» | ||
| Из литературы XIX века А.С. Грибоедов «Горе от ума» | | |
| А.С. Пушкин «К ***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Пророк», «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг…», «Евгений Онегин» | А.С. Пушкин «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Арион», «Анчар», «Цыганы», «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Поэту», «Бесы», «Медный всадник» вступление), «Станционный смотритель» | |
| М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта», «Герой нашего времени» | М.Ю. Лермонтов «Поэт», «Нет, я не Байрон…», «Я жить хочу…», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Три пальмы», «И скучно, и грустно…», «Дума», «Молитва» | |
| Н.В. Гоголь «Мёртвые души» | Н.В. Гоголь «Невский проспект» | |
| | Ф.И. Тютчев «С поляны коршун поднялся…», «Как весел грохот летних бурь…», «Певучесть есть в морских волнах…» | |
| | А.А. Фет «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая 12 грусть!..» Н.А. Некрасов «Памяти Добролюбова» | |
| Ф.М. Достоевский «Бедные люди» | ||
| | Л.Н. Толстой «Юность» | |
| | Из литературы XX века А.М. Горький «Челкаш», «Песня о буревестнике» А.А. Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям…» М.И. Цветаева «Генералам двенадцатого года» О.Э. Мандельштам «Равноденствие» | |
| | М.А. Булгаков «Собачье сердце» А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые…» | Проза о Великой Отечественной войне М.А. Шолохов «Судьба человека», В.В. Быков «Альпийская баллада» |
| | А.И. Солженицын «Матрёнин двор» | Поэзия 2-й половины XX века Авторская песня: Б.Ш. Окуджава, В.С. Высоцкий |
| ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ | ||
5 класс | | | Р. Гамзатов «Песня соловья» |
| Фольклор, сказка «Падчерица» | ||
6 класс | | | Р. Гамзатов «Журавли» |
7 класс | | | М. Джалиль «Последняя песня» Я. Купала «Мужик», «А кто там идёт?», «Алеся» |
| ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАУРА | ||
5 класс | | Гомер «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов», «Полифем») | Зарубежный фольклор Античный миф («Рождение Зевса», «Олимп») |
| Эзоп «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград» | ||
| Ж. де Лафонтен «Лисица и виноград» | ||
| | Д. Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок) Г.Х. Андерсен «Соловей» | Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы Ж. Рони – Старший «Борьба за огонь» Д. Лондон «Сказание о Кише» Зарубежная проза о детях и подростках М. Твен «Приключения Тома Сойера» А. Линдгрен «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок) Современная зарубежная проза М. Парр «Вафельное сердце» |
6 класс | | | Зарубежный фольклор Античный миф («Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид») Восточные сказки: «Сказка о Синдбаде – мореходе» Зарубежная сказочная и фантастическая проза Братья Гримм «Снегурочка» Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» Зарубежная новеллистика О. Генри «Вождь краснокожих» Э. По «Золотой жук» Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы Д. Лондон «Любовь к жизни» |
7 класс | | У. Шекспир Сонеты («Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь, - так теперь…», «Люблю, но реже говорю об этом…» | Зарубежная романистика XIX – XX вв. Р.Л. Стивенсон Остров сокровищ В. Скотт «Айвенго» |
| А. де Сент-Экзюпери Маленький принц | | |
| Р. Бернс «Возвращение солдата», «Джон Ячменное зерно» Мацуо Басё Хокку | ||
8 класс | У. Шекспир «Ромео и Джульетта» | М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору) | Зарубежная проза о детях и подростках Х. Ли «Убить пересмешника» |
9 клсс | У. Шекпир «Гамлет» | ||
| | Ж.-Б. Мольер «Мнимый больной» | |
| | И. Гёте «Фауст» (главы по выбору) 15 Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору) | |
| | Д. Байрон «Стансы к Августе», «Паломничество Чайльд Гарольда» | |
Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе
-
Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. -
Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор. -
Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия). -
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм. -
Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор- повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф. -
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс. -
Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.
Иностранный язык (английский язык)
Освоение предмета «Иностранный язык» в основной школе предполагает применение коммуникативного подхода в обучении иностранному языку.
Учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает развитие иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы обучающимся для продолжения образования в школе или в системе среднего профессионального образования.
Освоение учебного предмета «Иностранный язык» направлено на достижение обучающимися до порогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющем общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, которые используют иностранный язык как средство межличностного и межкультурного общения.
Изучение предмета «Иностранный язык» в части формирования навыков и развития умений обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт основано на межпредметных связях с предметами «Русский язык», «Литература», «История», «География», «Физика», «Музыка», «Изобразительное искусство» и др.
Предметное содержание речи
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.
Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера.
Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.
Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода.
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.
Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.
Окружающий мир
Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды.
Жизнь в городе/ в сельской местности.
Средства массовой информации
Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна
Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.
Коммуникативные умения Говорение
Диалогическая речь
Совершенствование диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умений вести диалоги разного характера - этикетный, диалог-расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог.
Объем диалога от 3 реплик (5-7 класс) до 4-5 реплик (8-9 класс) со стороны каждого учащегося.
Продолжительность диалога – до 2,5–3 минут.
Монологическая речь
Совершенствование умений строить связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение (характеристика)), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы)
Объем монологического высказывания от 8-10 фраз (5-7 класс) до 10-12 фраз (8-9 класс).
Продолжительность монологического высказывания –1,5–2 минуты.
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи.
Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с пониманием основного содержания
текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте. Время звучания текстов для аудирования – до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для аудирования – до 1,5 минут.
Аудирование с пониманием основного содержания текста и с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений.
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием.
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах в рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Тексты могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объем текстов для чтения – до 700 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество незнакомых языковых явлений. Объем текста для чтения - около 350 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных на изученном языковом материале. Объем текста для чтения около 500 слов.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письменная речь
Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:
-
заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, национальность, адрес); -
написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками, выражение пожеланий (объемом 30–40 слов, включая адрес); -
написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо), объем личного письма около 100–120 слов, включая адрес; -
составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности. -
делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей.