Файл: 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 660
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно- творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа кранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.
Музыка
Формирование у учащихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно- нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры происходит в опоре на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение), развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.
Программа предполагает расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию.
Овладение основами музыкальной грамотности осуществляется в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.
Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «История», «География», «Математика» и др.
Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых для обеспечения достижения образовательных результатов, по выбору образовательной организации. По усмотрению учителя музыкальный и теоретический материал разделов, связанных с народным музыкальным творчеством, может быть дополнен регионально-национальным компонентом. В методологическую основу программы легли современные научные достижения гуманитарной и музыковедческой науки, отражающие идею познания обучающимися художественной картины мира и идентификации себя в окружающей действительности.
Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой.
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский- Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т.Спиваков,Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении образовательных результатов по выбору образовательной организации для использования в обеспечении образовательных результатов
-
Ч. Айвз. «Космический пейзаж». -
Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»). -
Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город Нью-Йорк» (обр. Дж. Сильвермена, перевод С.Болотина). -
Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины». -
Э. Артемьев«Мозаика». -
И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но. Д.Б. Кабалевского). Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга соль минор. Органная фуга ля минор. Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Фуга ре диез минор (ХТК, том Ι). Итальянский концерт. Прелюдия № 8 ми минор(«12маленькихпрелюдийдляначинающих»). Высокая месса си минор (хор«Kirie»(№1),хор «Gloria» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47). Сюита № 2 (7 часть «Шутка»). И. Бах-Ф. Бузони. Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло. -
И. Бах-Ш. Гуно. «AveMaria». -
М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости». -
Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони «Мария!», песня и танец девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сценадраки). -
Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция Ι части). Соната № 8 («Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ часть, менуэт). Соната № 23 («Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по поводу утерянного гроша». Экосез ми бемоль мажор. Концерт № 4 для ф-но с орк. (фрагмент ΙΙ части). Музыка к трагедии И. Гете «Эгмонт» (Увертюра. Песня Клерхен). Шотландская песня «ВерныйДжонни». -
Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты: Увертюра, Хабанера из I д., Сегедилья,Сцена гадания). -
Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1). Танец (№ 2) Развод караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая интермеццо (№ 7). Болеро (№ 8). Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10). Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№13). -
А.П. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн-III ч.). Симфония № 2 «Богатырская» (экспозиция Ι ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IVд.). -
Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и СвятомуДуху». -
Ж. Брель.Вальс. -
Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога,Финал). -
А.Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»). -
Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и виолончелей). -
А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан» (сл. Г. Цыганова). -
В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония-действо для солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе» (№ 1), «Смерть разбойника» (№ 2), «Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри» (№8), «Вечерняя музыка» (№10), «Молитва» (№17). Вокальный цикл «Времена года»(«Весна», «Осень»). -
Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). Первая часть. Четвертная часть. -
Г.Гендель. Пассакалья из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» (№44) из оратории «Мессия». -
Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д., Песня. Порги из II д., Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из II д.). Концерт для ф-но с оркестром (Ι часть). Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый мой» (сл. А. Гершвина, русский текст Т.Сикорской). -
М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор «Разгулялися, разливалися», романс Антониды, Полонез, Польский, Краковяк, Мазурка из II д., Песня Вани из III д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д., хор «Славься!»). Опера «Руслан и Людмила» (Увертюра, Сцена Наиныи Фарлафа, Персидскийхор, заключительный хор «Слава великим богам!»). «Вальс-фантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина). «Патриотическая песня» (сл. А. Машистова). Романс «Жаворонок» (ст. Н. Кукольника). -
М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса). -
К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых напев», Мелодия, Хор фурий). -
Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть Озе»). Соната для виолончели и фортепиано» (Ιчасть). -
А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И.Макарова). -
К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный свет»). Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольныйкэк-вок»). -
Б. Дварионас. «Деревяннаялошадка». -
И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача). Оперетта «Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы и семи кавалеров»). -
А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» ((фрагменты по усмотрениюучителя). -
Знаменный распев. -
Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог Кола). Концерт № 3 для ф- но с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»). -
«Школьные годы». -
В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть). -
К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных). -
Д. Каччини. «AveMaria». -
В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для арфы с оркестром) (фрагменты по усмотрению учителя). «Мой край тополиный» (сл. И.Векшегоновой). -
В. Лаурушас. «В путь». -
Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№6). -
И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г.Петренко). -
А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра). -
Ф. Лэй. «История любви». -
Мадригалы эпохи Возрождения. -
Р. де Лиль. «Марсельеза». -
А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть, Адажио). -
М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно». -
Д. Мийо.«Бразилейра». -
И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты: Полечка, Морское плавание, Галоп). -
В.А. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор. Соната до мажор. (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Симфония № 40. Симфония № 41 (фрагментΙΙч.). Реквием («Diesire», «Lacrimoza»). Соната№11(I,II,IIIч.). Фрагментыизоперы «Волшебная флейта». Мотет «Ave,verum corpus». -
М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина» (Вступление, Пляска персидок). -
Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала). -
Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору образовательной организации. -
Негритянский спиричуэл. -
М. Огиньский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»). -
К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина Бурана». («Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями») (фрагменты по выбору учителя). -
Дж. Перголези «Stabat mater» (№1,13). -
С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Соната № 2 (Ιч.). Симфония № 1 («Классическая»): Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч. Финал. Балет «Ромео и Джульетта» (Улица просыпается. Танец рыцарей. Патер Лоренцо). Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище). Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбор у учителя). М. Равель. «Болеро». -
С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс «Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли). Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (до диез минор, соль минор, соль диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1 (фрагменты по выбору учителя). «Всенощное бдение» (фрагменты по выборуучителя). -
Н.Римский-Корсаков. Опера«Садко» (Колыбельная Волховы, хороводная песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления лебедей, Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя, Песня Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок» («Шествие»). Опера «Снегурочка» (Пролог – Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить», Третья песня Леля (ΙΙΙ д.), Сцена таяния Снегурочки «Люблю и таю» (ΙV д.)). Опера «Сказка оцареСалтане»(«Полетшмеля»).Опера«СказаниеоневидимомградеКитежеидевеФевронии» (оркестровый инструмент «Сеча при Керженце»). Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М.Ю. Лермонтова). -
А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М.Лермонтова). -
Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема» («Грустный вальс»). -
П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем». -
Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет зима, аукает»). Сюита «Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель» («Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»). Музыка к драме А. Толстого «Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»). -
А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми бемольминор). -
И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья, Балаганный дед, Танцовщица, Шарманщик играет на трубе, Фокусник играет на флейте, Танец оживших кукол).) Сюита № 2 для оркестра. -
М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я –фронт». -
Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из ΙΙΙ действия, другие фрагменты по выбор у учителя). -
Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» (фрагменты по выбору учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по выборуучителя). -
А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная). Концерт для скрипки с орк. (I ч., II ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» (Галоп.Вальс) -
К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты). -
Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра. Общее адажио. Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта. Гимнлюбви). -
П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин». Симфония № 4 (ΙΙΙ ч.). Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Симфония № 6. Концерт № 1 для ф-но с оркестром (ΙΙ ч.,ΙΙΙч.).Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная увертюра «1812год». Сюита№4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке», «Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице Дево, радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова). «Легенда» (сл. А. Плещеева). «Покаянная молитва о Руси». -
П. Чесноков. «Да исправится молитва моя». -
М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор. Прелюдия ля минор. Симфоническая поэма«Море». -
А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному спектаклю на Таганке): Увертюра (№1), Детство Чичикова (№2), Шинель (№ 4),Чиновники (№5). -
Ф.Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор), Вальс № 10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (лямажор). -
Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная увертюра». -
И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь». -
Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на ст. В.Мюллера «Прекрасная мельничиха» (ст. В. Мюллера, «В путь»). «Лесной царь» (ст. И. Гете). «Шарманщик» (ст. В Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева). «Ave Maria» (сл. В. Скотта). -
Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары). -
Д. Эллингтон.«Караван». -
А. Эшпай. «Венгерские напевы».