ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 217
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Человек и природа
Виды проблемы | Аргументы |
Восприятие человеком природы | «Слово о полку Игореве». Вся природа в «Слове» наделяется |
как живой материи (влияние | автором человеческими чувствами, способностью различать добро |
природы на душу человека) | и зло. Она предупреждает русских о несчастьях, переживает с |
| ними горе и радости. Природа помогает Игорю в его бегстве из |
| плена, у неё ищет сочувствия и помощи Ярославна. Между |
| природой и человеком стираются границы. Люди постоянно |
| сравниваются с птицами и зверями. Игорь вступает в разговор с |
| Донцом, Ярославна ищет сочувствия и помощи у ветра, солнца и |
| Днепра. Трудно назвать другое произведение, в котором события |
| жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты. |
| А.П. Чехов «Степь». Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный |
| красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: |
| ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и |
| радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся не |
| по-детски серьезными, философскими. |
| Л.Н.Толстой «Война и мир». Окружающая природа может |
| изменить человека, сделать его счастливым. Она может |
| воздействовать на характер человека, поменять его мировоззрение, |
| стать участником духовного поиска людей. Такова роль природы в |
| романе Л.Н Толстого «Война и мир». Именно она помогает |
| Андрею Болконскому, одному из её главных героев, |
| переосмыслить свою жизнь. Болконский стремится к славе, без |
| которой, по его мнению, жить не может. В день Аустерлицкого |
| сражения Андрей во время паники на глазах М. Кутузова увлёк в |
| атаку целый батальон. Но героя Толстого ранят. Рушатся все его |
| честолюбивые планы. И только теперь, когда он такой |
| беспомощный и покинутый всеми лежит на поле, он обратил свой |
| внимание на небо, и оно вызвало в нём искреннее и глубокое |
| потрясение: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как |
| я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Всё пустое, все обман, |
| кроме этого бесконечного неба». Болконский по-другому |
| посмотрел на своё прошлое. Он понял, что отнюдь не слава |
| является главным стимулом человеческой деятельности, что |
| существуют более возвышенные идеалы. |
| В. Астафьев «Царь-рыба». Рыбак Игнатьич, всю жизнь |
| ловивший рыбу и умеющий делать это как нельзя лучше, |
| возомнил себя царём природы. Поймав на крючок огромную |
| рыбу, он не в силах справиться с ней. Для того, чтобы избежать |
| гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, |
| символизирующей нравственное начало в природе, заставляет |
| этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни. |
| Значит, не человек творит природу, а природа властвует над |
| человеком. Он она не так беспощадна, она даёт шанс человеку |
| исправиться, ждёт покаяния. |
Постижение прекрасного в | Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями». Озорного, |
природе | непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере |
| разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает |
| расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением |
| соловья. Что- то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе. |
Необходимость бережного отношения к природе | Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него — родная стихия, и он переживает за всех его обитателей. Стихотворение даёт детям урок любви к природе, любви бережной и разумной. |
И.С.Тургенев «Отцы и дети». Люди часто забывают о том, что природа - их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе. Главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров известен своей категоричной позицией: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Именно таким автор видит в нем "нового" человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека - как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней - когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия. | |
Любовь к природе | С.Есенин. Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. |
Устное народное творчество. Недаром в русских народных сказках часто прославляется любовь к природе и всему живому. Увидит странник выпавшего птенца - положит его в гнездо, попадет птица в силки - он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег - он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать, любить, спасать, беречь - этому учит народная мудрость. | |
Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения к миру природы | В.Распутин «Прощание с Матёрой». Бездумная деятельность человека на протяжении веков разрушила среду обитания, но двадцатый век явился временем экологических катастроф. И писатели не могут остаться в стороне от решения этой насущной проблемы. На протяжении уже многих лет в своих художественных и публицистических произведениях Ч.Айтматов («Плаха», «И дольше века длится день»), В Распутин («Прощание с Матёрой», «Пожар»), В.Астафьев («Царь-рыба») пытаются обратить внимание общества на экологическую обстановку в стране. Маленький эпизод из жизни острова на Ангаре предстаёт |
| перед нами в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой». Мы узнаём, что в результате строительства мощной ГЭС деревня Матёра, расположенная на острове с тем же названием, должна уйти под воду. Человек вступает в единоборство с природой. Чтобы не гнили в море деревья и дома, их сжигают. Но ничего не могут сделать люди с мощным деревом, которое называют жители острова «царским лиственем». Символом непобедимой матери- природы становится вековая лиственница, которую не могут победить люди, вооружённые огнём и мощной техникой. Творя расправу над природой, говорит Распутин, люди уничтожают самих себя: память, нравственность, душу. |
В.Распутин «Пожар». Мы подошли к такому рубежу, когда политический и экономический кризисы могут стать погребальным звоном нашей планете. Единственным шансом выживания становится совесть человеческая. Без корней, без истории, без культуры, без сохранения природы наше поколение обрекает себя на вымирание. А истребляя всё вокруг, мы оставляем в своей душе нравственную пустоту. Об этом говорит писатель В. Распутин в повестях «Прощание с Матёрой» и «Пожар». Главным героем повести «Пожар» является Иван Петрович Егоров – гражданин-законник, как его называют архаровцы. Так автор окрестил беспечных, нетрудолюбивых людей. Во время пожара они и ведут себя соответственно своему обычному житейскому поведению: «Все тащат!». Ивану Петровичу невыносимо ощущать свою беспомощность перед этими людьми. Но беспорядок царит не только вокруг, но и в его душе. Герой осознает, что «у человека в жизни четыре подпорки: дом с семьей, работа, люди и земля, на которой стоит твой дом. Захромает какая-нибудь - весь свет в наклон». В данном случае не выдержала земля. Уничтожающий огонь у Распутина не только стихия, но и художественный образ. Я думаю, что это опаленная память. Пожара не избежать там, где потеряно чувство прекрасного, где укоренилось потребительское отношение к природе, где забыто, что значит жить по совести. И слово писателя предостерегает всех нас, так как на планете, подобно раковой опухоли, разрастаются зоны экологического бедствия. | |
В. Астафьев «Царь-рыба». Природа жива и одухотворена, наделена нравственно-карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости. | |
Природа – союзник человека | В.Быков «Пойти и не вернуться». Зачастую писатели изображают в своих произведениях картины природы не для того, чтобы они служили фоном происходящего, а чтобы были полноправными участниками событий, сопровождали героев, предостерегая, спасая их от беды. В повести В. Быкова «Пойти и не вернуться» природа неоднократно выручает главную героиню в трудную минуту. Идя на задание и попав в снегопад, Зоська Норейко со страхом замечает, что заблудилась в «этом бесконечном болоте». Девушка еще не догадывается, что природа — ее союзник, она согреет и приютит, как это получилось со стожком, в котором промокшая в ручье Зоська обогрелась и |
| обсохла. Писатель старается показать, что если человек слит с родной природой, то он из этого источника черпает свои душевные силы. Попав под обстрел немцев, раненная в голову, Зоська спасается в роще, в полной мере находясь под защитой кустов и деревьев. Почему-то вспомнилось главной героине волшебное дерево из детской сказки, всегда помогающее героям. Оно и теперь укрывает Зоську, дает ей возможность собраться с силами, выжить, добраться до своих. Большой мастер слова В. Быков доказал, что надо бояться людей, а природа всегда окажется рядом, поможет, даст душевные силы. |
Человек и природа – единое целое | Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей». Человек и природа – единое целое. Все мы порождение природы, её часть. Об этом пишет Борис Васильев в романе «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой произведения Егор Полушкин беспредельно любит природу, все то, что его окружает. Работает он всегда на совесть, живет смирно, а всегда виноватым оказывается. Причиной этому то, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Герой понимал природу, и она понимала его. Только Полушкин да и его сын Колька могли «собак самых злющих в два слова утихомирить». Только он умел «слышать и понимать тишину», видеть красоту «отдыхающей природы, ее сон», и единственное, что ему хотелось, так это «зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести ее людям». Но люди не понимали его и считали не приспособленным к жизни. А Егор призывал беречь и уважать родную землю. «Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это — царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку». В конце романа Егор погибает от рук тех, кто не понимает красоту природы, кто привык только покорять ее. Но подрастает сын Полушкина, Колька, который, будем надеяться, сможет заменить своего отца. Станет любить и уважать родную землю, беречь ее. |
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается в романе Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа Григория Печорина сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим», то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только отражает переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев. | |
Влияние красоты природы на настроение и образ мыслей человека | В.М.Шукшин «Старик, солнце и девушка». В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим изумительный пример отношения к родной природе, окружающей нас. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Рядом находившейся девушке-художнице он комментирует ежеминутно меняющиеся |
| краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и героини открытие, что дед-то, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!!! |
-
Кто не любит природу, тот не любит человека, тот не гражданин. (Ф.М.Достоевский). -
Охранять природу - значит охранять Родину. (М.Пришвин). -
Природа - вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе –
человек. (В.Белинский).