Файл: Человек и природа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 218

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Взаимоотношения в семье

А. Амлинский «Возвращение брата». В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвращения. Но старший брат потерял себя как личности, опустился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невозможность обмануть его помогают старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни.

А. Алексин «Безумная Евдокия». Родители, ослепленные талант- ливостью дочери Оли, уверовавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремящуюся

«сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех». И Евдокия Савельевна, и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебрежения к ним. Много позже отец поймет учительницу и со- гласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество.

А.Лиханов «Обман». У главного героя, Серёжи, умерла мать. Все его дальнейшие беды связаны с этой, главной бедой. На него обрушивается целая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припугнув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, переселяют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатушку. Тяжело переживает мальчик и свалившееся на него одиночество: от него фактически отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырнадцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необходимости самому принимать решения.

Равнодушие мира взрослых, детская незащищённость

Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик». Герой повести — сирота Петя, которого нещадно эксплуатируют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упражнение, мальчик разбился, и его смерть просто осталась незамеченной.

Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке». Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петербург, но после её смерти, на- кануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ребенок замерз, голодный и заброшенный.

Преемственность поколений

Э. Хемингуэй «Старик и море». Старый кубинский рыбак Сан- тьяго надеется, что его мастерство сохранится в веках, но самое главное — оно может быть передано как самое дорогое наследство следующим поколениям. Поэтому он учит мальчика всем премудростям ремесла и жизни.


    1. Нет на свете места приятнее домашнего очага. (Цицерон).

    2. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л.Н.Толстой).

    3. Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С.Пушкин).

    4. Любовь к родителям основа всех добродетелей. (Цицерон).



Роль учителя в жизни человека


Виды проблемы

Аргументы

Роль учителя в жизни

В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». «Сеятели

подрастающего поколения

разумного, доброго, вечного», - говорят об учителях. От них - всё




лучшее в человеке. В русской литературе не раз писатели




раскрывали образ учителя, отмечали его важную роль в жизни




подрастающего поколения. «Фотография, на которой меня нет» -




глава из повести Виктора Астафьева «Последний поклон». В ней







автор рисует события далеких тридцатых годов, вспоминает

фрагмент собственной жизни, в котором описывает быт простых

людей в далеком сибирском селе, которое взбудоражено важным

событием – приездом фотографа. Благодаря учителю, быть

увековеченным посчастливилось учащимся сельской школы. К

несчастью, Витьке из-за болезни ног не удалось «засняться».

Больше недели мальчик вынужден был находиться дома под

опекой бабушки. Однажды мальчика навестил школьный учитель

принес готовую фотографию. В этом произведении мы видим,

каким уважением и любовью пользовался этот приветливый

человек в селе. И было за что! Учитель самоотверженно вносил

культуру и образование в глухую деревню, был заводилой в

деревенском клубе, на собственные деньги заказал мебель для

школы, организовал сбор «утильсырья», в результате чего в школе

появились карандаши, тетради, краски. Учитель никогда не

отказывал в просьбе составить документы. Он был очень вежлив и

доброжелателен со всеми. Люди благодарили за это: помогали

дровами, простой деревенской едой, присматривали за ребенком. А

еще мальчик вспоминает героический для учителя поступок:

поединок с гадюкой. Таким и остался этот человек в памяти

ребенка готовым броситься вперед и оборонить своих учеников.

И неважно, что дети не знали, как зовут учителей. Для них слово

«Учитель» - уже само имя собственное. Важно, что учитель

человек, стремящийся облегчить и улучшить людскую жизнь. И

хотя на старой фотографии нет автора, она дорога ему

воспоминаниями о далеком детстве, о родных людях, жизнь

которых и составляет историю нашего народа.

В.Распутин «Уроки французского». Каждый день мы ходим в

школу, встречаем одних и тех же учителей. Одних из них мы

любим, других - не очень, одних уважаем, других - побаиваемся.

Но вряд ли кто-нибудь из нас до рассказа В. В. Распутина «Уроки

французского» задумывался о влиянии личности определенного

учителя на нашу дальнейшую жизнь. Главному герою рассказа

очень повезло: в классные руководители ему досталась умная,

отзывчивая женщина. Видя бедственное положение мальчика и

вместе с тем - его тягу к знаниям, она постоянно предпринимает

попытки помочь ему. То Лидия Михайловна пытается усадить

своего ученика за стол и досыта накормить, то отправляет ему

посылки с едой. Но все ее хитрости и старания пропадают даром,

потому что скромность и чувство собственного достоинства

главного героя не позволяют ему не только признаться в своих

проблемах, но и принять подарки. Лидия Михайловна не

настаивает - она уважает гордость, однако постоянно ищет новые

способы помочь мальчику. В конце концов, имея престижную

работу, которая не только хорошо ее кормит, но и дает ей жилье,

учительница французского языка решается на «грех» - она

втягивает ученика в игру на деньги, чтобы он имел возможность

самостоятельно заработать на хлеб и молоко. К сожалению,

«преступление» раскрывается, и Лидии Михайловне приходится

уехать из города. И все же внимание, доброжелательное

отношение, жертву, принесенную учителем ради помощи своему

воспитаннику, мальчик не сможет забыть никогда и через всю

свою жизнь пронесет благодарность за самые лучшие уроки -

уроки человечности и добра.

А. Алексин «Третий в пятом ряду».

Учительница

Вера








Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека. Добро каждый должен творить по-своему... Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость».

А. Алексин «Безумная Евдокия». Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках

талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.

А.И. Куприн «Тапер». Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом.

А. Лиханов «Драматическая педагогика». «Самое дурное, что может быть на белом свете, — воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих ошибок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе:

«Извините, я ошибся» или: «Я не сумел».

А.С.Пушкин и поэт Жуковский. В истории встречается немало случаев, когда учитель оказывал огромное влияние на ученика, что впоследствии приводило последнего к успеху. А.С.Пушкин всегда считал своим учителем русского поэта Жуковского, который одним из первых отметил у начинающего поэта незаурядные способности к творчеству. И портрет для Пушкина Жуковский подписал следующими словами: «Победителю - ученику от побеждённого учителя».



Роль искусства и литературы в жизни человека

Виды проблемы

Аргументы

Роль книги в интеллектуальном,

А.С.Пушкин «Евгений Онегин». В литературе известны факты,

духовном, нравственном

как именно книги формировали внутренний мир героев. Татьяна

развитии человека

Ларина, героиня романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», росла




одинокой девочкой, была погружена в свои чувства и




переживания. У старших Татьяна не находила ответы на свои




вопросы. И тогда она обращалась к книгам. Героем её романа стал




Онегин. Раскрыть внутренний мир Евгения Татьяна смогла,




познакомившись с его библиотекой, с пометками, делавшимися им




на полях любимых книг. Она решает, что Онегин в своих чувствах




и действиях копирует героев европейского романтизма начала




девятнадцатого века. Прикоснувшись к книгам, Татьяна смогла




заглянуть в душу другого человека, понять его внутренний мир.




Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Пример




влияния книги на внутренний мир человека можно увидеть в сцене




чтения Евангелия в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и




наказание». Сонечка читает отрывки из этой книги, и у




Раскольникова начинают мелькать мысли: «Разве могут её




убеждения не быть теперь моими убеждениями?». «Переступить




себя можно, а чужую жизнь нельзя», - такова мысль Сонечки после




прочтения Евангелия. Даже не прочитанные, а пропущенные через