ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 218
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Взаимоотношения в семье | А. Амлинский «Возвращение брата». В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвращения. Но старший брат потерял себя как личности, опустился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невозможность обмануть его помогают старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни. |
А. Алексин «Безумная Евдокия». Родители, ослепленные талант- ливостью дочери Оли, уверовавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремящуюся «сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех». И Евдокия Савельевна, и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебрежения к ним. Много позже отец поймет учительницу и со- гласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество. | |
А.Лиханов «Обман». У главного героя, Серёжи, умерла мать. Все его дальнейшие беды связаны с этой, главной бедой. На него обрушивается целая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припугнув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, переселяют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатушку. Тяжело переживает мальчик и свалившееся на него одиночество: от него фактически отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырнадцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необходимости самому принимать решения. | |
Равнодушие мира взрослых, детская незащищённость | Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик». Герой повести — сирота Петя, которого нещадно эксплуатируют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упражнение, мальчик разбился, и его смерть просто осталась незамеченной. |
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке». Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петербург, но после её смерти, на- кануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ребенок замерз, голодный и заброшенный. | |
Преемственность поколений | Э. Хемингуэй «Старик и море». Старый кубинский рыбак Сан- тьяго надеется, что его мастерство сохранится в веках, но самое главное — оно может быть передано как самое дорогое наследство следующим поколениям. Поэтому он учит мальчика всем премудростям ремесла и жизни. |
-
Нет на свете места приятнее домашнего очага. (Цицерон). -
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л.Н.Толстой). -
Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С.Пушкин). -
Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон).
Роль учителя в жизни человека
Виды проблемы | Аргументы |
Роль учителя в жизни | В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». «Сеятели |
подрастающего поколения | разумного, доброго, вечного», - говорят об учителях. От них - всё |
| лучшее в человеке. В русской литературе не раз писатели |
| раскрывали образ учителя, отмечали его важную роль в жизни |
| подрастающего поколения. «Фотография, на которой меня нет» - |
| глава из повести Виктора Астафьева «Последний поклон». В ней |
| автор рисует события далеких тридцатых годов, вспоминает | ||
фрагмент собственной жизни, в котором описывает быт простых | |||
людей в далеком сибирском селе, которое взбудоражено важным | |||
событием – приездом фотографа. Благодаря учителю, быть | |||
увековеченным посчастливилось учащимся сельской школы. К | |||
несчастью, Витьке из-за болезни ног не удалось «засняться». | |||
Больше недели мальчик вынужден был находиться дома под | |||
опекой бабушки. Однажды мальчика навестил школьный учитель – | |||
принес готовую фотографию. В этом произведении мы видим, | |||
каким уважением и любовью пользовался этот приветливый | |||
человек в селе. И было за что! Учитель самоотверженно вносил | |||
культуру и образование в глухую деревню, был заводилой в | |||
деревенском клубе, на собственные деньги заказал мебель для | |||
школы, организовал сбор «утильсырья», в результате чего в школе | |||
появились карандаши, тетради, краски. Учитель никогда не | |||
отказывал в просьбе составить документы. Он был очень вежлив и | |||
доброжелателен со всеми. Люди благодарили за это: помогали | |||
дровами, простой деревенской едой, присматривали за ребенком. А | |||
еще мальчик вспоминает героический для учителя поступок: | |||
поединок с гадюкой. Таким и остался этот человек в памяти | |||
ребенка – готовым броситься вперед и оборонить своих учеников. | |||
И неважно, что дети не знали, как зовут учителей. Для них слово | |||
«Учитель» - уже само имя собственное. Важно, что учитель – | |||
человек, стремящийся облегчить и улучшить людскую жизнь. И | |||
хотя на старой фотографии нет автора, она дорога ему | |||
воспоминаниями о далеком детстве, о родных людях, жизнь | |||
которых и составляет историю нашего народа. | |||
В.Распутин «Уроки французского». Каждый день мы ходим в | |||
школу, встречаем одних и тех же учителей. Одних из них мы | |||
любим, других - не очень, одних уважаем, других - побаиваемся. | |||
Но вряд ли кто-нибудь из нас до рассказа В. В. Распутина «Уроки | |||
французского» задумывался о влиянии личности определенного | |||
учителя на нашу дальнейшую жизнь. Главному герою рассказа | |||
очень повезло: в классные руководители ему досталась умная, | |||
отзывчивая женщина. Видя бедственное положение мальчика и | |||
вместе с тем - его тягу к знаниям, она постоянно предпринимает | |||
попытки помочь ему. То Лидия Михайловна пытается усадить | |||
своего ученика за стол и досыта накормить, то отправляет ему | |||
посылки с едой. Но все ее хитрости и старания пропадают даром, | |||
потому что скромность и чувство собственного достоинства | |||
главного героя не позволяют ему не только признаться в своих | |||
проблемах, но и принять подарки. Лидия Михайловна не | |||
настаивает - она уважает гордость, однако постоянно ищет новые | |||
способы помочь мальчику. В конце концов, имея престижную | |||
работу, которая не только хорошо ее кормит, но и дает ей жилье, | |||
учительница французского языка решается на «грех» - она | |||
втягивает ученика в игру на деньги, чтобы он имел возможность | |||
самостоятельно заработать на хлеб и молоко. К сожалению, | |||
«преступление» раскрывается, и Лидии Михайловне приходится | |||
уехать из города. И все же внимание, доброжелательное | |||
отношение, жертву, принесенную учителем ради помощи своему | |||
воспитаннику, мальчик не сможет забыть никогда и через всю | |||
свою жизнь пронесет благодарность за самые лучшие уроки - | |||
уроки человечности и добра. | |||
А. Алексин «Третий в пятом ряду». | Учительница | Вера |
| Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека. Добро каждый должен творить по-своему... Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость». |
А. Алексин «Безумная Евдокия». Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках — талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них. | |
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь. | |
А.И. Куприн «Тапер». Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом. | |
А. Лиханов «Драматическая педагогика». «Самое дурное, что может быть на белом свете, — воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих ошибок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Извините, я ошибся» или: «Я не сумел». | |
А.С.Пушкин и поэт Жуковский. В истории встречается немало случаев, когда учитель оказывал огромное влияние на ученика, что впоследствии приводило последнего к успеху. А.С.Пушкин всегда считал своим учителем русского поэта Жуковского, который одним из первых отметил у начинающего поэта незаурядные способности к творчеству. И портрет для Пушкина Жуковский подписал следующими словами: «Победителю - ученику от побеждённого учителя». |
Роль искусства и литературы в жизни человека
Виды проблемы | Аргументы |
Роль книги в интеллектуальном, | А.С.Пушкин «Евгений Онегин». В литературе известны факты, |
духовном, нравственном | как именно книги формировали внутренний мир героев. Татьяна |
развитии человека | Ларина, героиня романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», росла |
| одинокой девочкой, была погружена в свои чувства и |
| переживания. У старших Татьяна не находила ответы на свои |
| вопросы. И тогда она обращалась к книгам. Героем её романа стал |
| Онегин. Раскрыть внутренний мир Евгения Татьяна смогла, |
| познакомившись с его библиотекой, с пометками, делавшимися им |
| на полях любимых книг. Она решает, что Онегин в своих чувствах |
| и действиях копирует героев европейского романтизма начала |
| девятнадцатого века. Прикоснувшись к книгам, Татьяна смогла |
| заглянуть в душу другого человека, понять его внутренний мир. |
| Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Пример |
| влияния книги на внутренний мир человека можно увидеть в сцене |
| чтения Евангелия в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и |
| наказание». Сонечка читает отрывки из этой книги, и у |
| Раскольникова начинают мелькать мысли: «Разве могут её |
| убеждения не быть теперь моими убеждениями?». «Переступить |
| себя можно, а чужую жизнь нельзя», - такова мысль Сонечки после |
| прочтения Евангелия. Даже не прочитанные, а пропущенные через |