Файл: Человек и природа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Память подвига солдат

Поэт Константин Симонов, который в годы войны работал корреспондентом газеты "Красная звезда" и постоянно находился в действующей армии, пишет:

Не забывайте о солдатах,

Что бились из последних сил,

В бинтах стонали в медсанбатах И так надеялись на мир!

Я уверен, что никто из тех солдат, о которых писал Симонов, никогда не будет забыт, а их подвиг навсегда останется в памяти потомков.

Поведение человека на войне, проявление гуманизма на войне

К.Воробьев «Немец в валенках». Вспомним рассказ Константина Воробьева «Немец в валенках», где рассказывается о том, как немецкий солдат, сторож в лагере штрафников, проникается сочувствием к русскому военнопленному. Почему Вилли Броде пожалел советского солдата? Потому что он, Вилли, простой крестьянин, тоже осуждает войну, его вынудили идти на фронт.

Но главное, что сближает немца с русским солдатом – это общий недуг: они оба обморозили на войне ноги…

А.Адамович «Немой». Главный герой рассказа А. Адамовича

«Немой» - яркий пример истинного гуманизма. Франц во время войны получил приказ сжечь дом в белорусской деревне, в котором он жил. Но он не смог убить маленькую девочку Полину и ее мать и вместе с ними прячется от нацистов в погреб. А когда приходят советские войска, Полина представляет немца немым братом, спасая его, как когда-то Франц спас их.

В.Быков «Третья ракета». В описании человека на войне В.Быков избегает одностороннего изображения. В повести

«Третья ракета» автор повествует об отважном расчёте, который борется в одиночку целых три дня с немецкими танками и бронетранспортерами. Люди, разные по характеру, возрасту, темпераменту, объединены одним: чувством чести, сознанием того, что они выполняют свой воинский долг, умением брать на себя ответственность в труднейших жизненных ситуациях. Самый главный подвиг этих людей - это победа над собой, над своей усталостью и болью, страхом и безысходностью… Он и ведет их всех к Великой Победе!

Ложный патриотизм

Л.Н.Толстой_«Война_и_мир».'>Л.Н.Толстой «Война и мир». В романе Л.Н.Толстого проблема ложного патриотизма показана на примере А.П.Шерер и гостей ее салона. Это люди, которые были способны только рассуждать о патриотизме, говорить высокопарные речи, а на деле не готовы были встать на защиту своей страны. Они на своем родном языке говорили-то с акцентом. Подлецом можно назвать и героя романа Берга, который везде гордо объявлял себя патриотом, но, как только французы подошли к Москве, он заботился не о её обороне, а о скупке по дешёвке дорогих вещей жителей, спешно покидающих город. Обогащение на беде Отечества – разве это не подло?

Взросление человека на войне

Л.Н.Толстой «Война и мир». Война заставляет человека стать более мужественным, сильным, зрелым. Подтверждение этого можно встретить и во многих литературных произведениях. Одним из ярких примеров может служить роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Герой романа Пьер Безухов с ужасом наблюдает за Бородинским сражением. Его, не приемлющего насилия над человеком, картина военных действий заставляет задуматься над важными философскими вопросами. Некоторое время спустя Пьер








попадает в плен, и его мировоззрение меняется. Он осознаёт многое, чему раньше не придавал значения. Можно сказать, что в военных действиях он не участвовал, но война помогла ему продвинуться к истине, к ответам на вопросы, которые он искал всю свою жизнь. Она сделала его мудрее и старше.

В.А.Каверин «Два капитана». Повествование начинается с детства главного героя Сани, который слишком рано вынужден был сам заботиться о себе. Таким образом, взрослеть он начал с самого детства. Участие в Великой Отечественной войне закалило его и без того твёрдый характер. Ему не раз приходилось, рискуя жизнью, топить вражеские эсминцы и бомбардировать стратегически важные объекты. Саня был ранен, но выжил, а война взрастила в нём волю и заставила стать ещё более зрелым.




Проблемы, связанные с положительными нравственными качествами личности


Ностальгия, тоска по Родине

И.А.Бунин. Многие выдающиеся поэты уехали из России вынужденно, но навсегда сохранили в сердце любовь к ней. В стихах русских эмигрантов немало трагизма, горечи, отчаяния. Так, например, И. А. Бунина оторванность от дома травмировала настолько, что на время заставила замолчать и окрасила написанное им в пессимистические тона. Немногочисленные стихи, созданные в эмиграции, пронизаны чувством одиночества, бездомности, тоски по Родине. Любовь Бунина к России выше идейных политических распрей. Бунин-эмигрант не принял новое государство, но сегодня мы вернули как национальное достояние все лучшее, что было создано писателем.

М.Ю. Лермонтов «Тучи». Стихотворение «Тучи» раскрывает перед нами образ тоскующего вдали от родины человека. Многое успел повидать лирический герой, многое испытать. Он видит свое внутреннее родство с тучами, бегущими по небу. Человеку тяжело жить вдали от родного края, тем более, если он поэт. Вот почему такой глубокой грустью наполнены воспоминания героя о любимом севере. Не по доброй воле он покинул родину, стал изгнанником. Что же послужило тому причиной? Этот же вопрос задает он и тучам. Горечью и скрытым гневом наполнены слова поэта. Видно, что его судьбу изменили несправедливость и ложь, зависть и злоба. Не имея возможности противостоять решению судьбы, герой не собирается смиряться внутренне, в душе он горд и независим, хотя и бесконечно одинок. Что же могут ответить изгнаннику тучи? Безмолвно проплывают они по небу, не зная куда, не ведая откуда. Я думаю, ни за какие сокровища мира не согласится поэт принять такую свободу — без друзей и врагов, без родины. И в этой мысли, я уверена, поэт найдет утешение своему

одиночеству.

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». М.Ю.Лермонтов пишет о грузинском мальчике, потерявшем свободу и родину. Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому, где он провел недолгое, но счастливое детство. Единственной его мыслью была мысль о побеге. Мцыри вынужденно одинок, не по своей воле. Он мечтает о другой жизни

— полной переживаний и тревог, тяготится своим существованием в монастыре, устал от однообразия и скуки. Тоска по родине и свободе побуждает его начать другой путь. Его детское нутро, которое одержало верх над разумом, побуждает его бежать из опостылевшего монастыря. Он сбежал из душной кельи, которая душила его свободу, на природу. Это для Мцыри одно и то же — свобода и природа. Он как никто ощущает ее красоту и вольность. И родина для него — тот великолепный мир, куда стремится душа героя, вырываясь из плена монастыря.








М. Цветаева «Тоска по родине». У Марины Цветаевой была очень сложная судьба. Несколько лет ей пришлось прожить за границей в эмиграции. Однако свою любовь к родине она пронесла через все беды, выпавшие на её долю. Неприятие поэзии Цветаевой, а также стремление поэта воссоединиться с эмигрировавшим мужем и стало причиной выезда Цветаевой за границу. В эмиграции Марина была очень одинока. Но именно там она создала своё замечательное стихотворение «Тоска по родине», поэтому можно абсолютно точно сказать, что тема этого произведения Родина, а идея любовь Цветаевой к своей Отчизне. Ярко подчёркивается одиночество героини, её неприязнь к чужой стране, а также грусть и страдание от разрыва с родной землёй. А в словах «душа, родившаяся где-то» вообще звучит полная отстранённость от конкретного времени и пространства. От

связи с родиной вовсе не осталось ни следа.

Любовь к Родине

«Слово о полку Игореве». К земле Русской в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора «Слова...». Он говорит об обширных пространствах своей Родины, о ее реках, горах, степях, городах, селах. Но земля Русская для автора

«Слова...» — это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор не забывает о народе русском. Игорь предпринял поход на половцев

«за землю Русскую». Его воины — это «русичи», русские сыны. Переходя границу Руси, они прощаются со своей Родиной, с русской землей, и автор восклицает: «О Русская земля! Ты уж за холмом».

Оды М.В.Ломоносова. Идея патриотизма характерна и для поэтического творчества М. В. Ломоносова. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава — это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твердую уверенность в том, что российская земля способна рождать собственных великих ученых, своих «российских Колумбов», великих деятелей культуры. С этой темой перекликается в одах Ломоносова и тема героев, великих русских людей. Таких героев он видит в Иване IV и Петре I, особенно в последнем. В знаменитой оде «На день восшествия...» поэт прославляет Петра как творца новой России. Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит за создание могучей армии и флота, за поддержку наук.

М. Ю. Лермонтов «Родина». Поэт любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину значит бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к Родине — тема таких стихотворений Лермонтова, как “Жалобы турка”, “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”. Но с особой силой и полнотой раскрывается эта тема в стихотворении “Родина”, созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели. Здесь Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, с горестями и радостями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов называет “странной”, потому что он любит народ своей страны, природу, но ненавидит “страну господ”, самодержавно-крепостническую, официальную Россию.





Верность данному слову

А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина, героиня романа, хорошо усвоила урок, данный ей Онегиным в деревне. Татьяна научилась «властвовать собой». Ее любовь к Евгению Онегину не прошла. Татьяна усилием воли подавила в себе это чувство, но тем губительнее оно для нее. Этот внутренний огонь, по словам Белинского, сжигает героиню тем больше, чем больше она его подавляет. Но в том-то и прелесть этой женщины, что она никогда не даст этому огню вырваться наружу. Татьяна, отдав руку мужу, никогда не изменит ему, а вернее, себе самой. Верность слову ее принцип, и Татьяна никогда не переменит своих идеалов. Прекрасные и драматические слова, которые героиня произносит в конце романа, станут эталоном поведения русских женщин:

Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Эпизод «Военный совет у Пугачева» представляет собой важное звено в повести

«Капитанская дочка». Он раскрывает особенности взаимоотношений в пугачевском стане помогать понять характер Гринева и отношение самого писателя к таким понятиям, как долг, дворянская честь, верность данному слову. Пугачев признает в Гриневе достойного противника. Он проникся уважением к этому человеку за его смелость, честность и чувство собственного достоинства. Гринев честно сказал бунтарю, что не может ни служить ему, ни обещать не служить против него. Ведь присяга, данная государыне, для Гринева священна. Герой увидел, что Пугачева поразила искренность героя. Он просто отпускает его, не потребовав ничего взамен. Данный эпизод раскрывает не только характер Гринева, его честность, благородство, верность долгу и своему слову. Здесь проявляется и Пугачев, не как разбойник и тиран, а как сильный человек с душой «нараспашку», способный

оценить положительные качества человека, даже если это его противник.

В повести Куприна «Поединок», описывающей все пороки российской армии начала ХХ века, главный герой подпоручик Ромашов верен себе и своему слову, хотя эта честность стала причиной его гибели. Ради карьеры своего недалёкого мужа Шурочка Николаева идёт на подлость, отговорив Ромашова от выстрела. В результате тот погибает на поединке.

В повести Кондратьева «Сашка», посвящённой Великой Отечественной войне, поднимаются глубокие нравственные проблемы. Одна из них – верность слову. Молодой солдат Сашка отказался убивать немецкого солдата. Когда у Сашки спрашивают, как же он решился не выполнить приказ - не стал расстреливать пленного, ведь он понимал, чем ему это грозило, герой отвечает просто: «Люди же мы, а не фашисты». В этом он непоколебим. И простые его слова исполнены глубочайшего смысла: они говорят о неодолимости человечности. Боец оказался верен своему внутреннему голосу, не изменив себе.





Стремление человека к добру и счастью

В.Г.Короленко «Парадокс». Ян Залуский – калека, но он считает, что «человек создан для счастья, как птица для полёта». Врождённое несчастье героя заставило его научиться матерски владеть своим телом, удивляя окружающих и заставляя их поверить в то, что каждый человек творец своего счастья.

А.П.Чехов «Невеста». В разгар свадебных приготовлений Надя Шумина решается на небывалый для того времени по смелости шаг - убегает и от жениха, ставшего ей неприятным, и от бабушки, властно руководившей всем этим внутренне праздным мирком, показавшимся ей вдруг невыносимо скучным, и от матери, которая тоже перестала быть для нее эталоном ума и красоты. Она бросает дом и прекрасный сад, где весной ей бывало так хорошо, и бежит без оглядки, бежит - хотя со слезами, но с радостью, с надеждой. Не испугавшись возможного материнского проклятия, Надя мужественно вынесла испытание, на которое сама себя обрекла. В центре этого рассказа Чехова - история девичьей души, постепенное ее освобождение от плена косных представлений о людях и о жизни вообще.

Ф.М.Достоевский «Идиот». Князь Мышкин верит в возможность рая на земле, в способность людей преображаться. Он не судит людей, а открыто, по-братски, относится к окружающим. Главное его качество - смирение, способность понять другого и сострадание. Он считает, что красота «спасет мир».

Истинная дружба

Л.Н.Толстой «Война и мир». Искренность и бескорыстие, взаимопонимание и готовность поддержать друг друга — вот основа настоящей дружбы Андрея Болконского и Пьера Безухова, главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Что же их объединяет столь разных людей, почему они интересны друг другу? Оба они постоянно стремятся искать истину, добро и справедливость. А как радуется Пьер, узнав, что князь Андрей полюбил Наташу Ростову, как прекрасен и великодушен он, когда скрывает свое чувство к ней, более того, уговаривает друга простить девушке ее увлечение Анатолем Курагиным. Не добившись этого, Пьер мучительно переживает их разрыв, ему больно за обоих, он борется за их любовь, не думая о себе. События 1812 года — суровый экзамен для обоих, и оба с честью выдерживают его, найдя свое место в борьбе с захватчиками. Перед Бородинским сражением Пьер должен был увидеть князя Андрея, потому что только он один мог объяснить ему все происходящее. И вот они встречаются. Сбываются ожидания Пьера: Болконский объясняет ему положение в армии. Теперь Безухов понял ту «скрытую теплоту... патриотизма», которая разгоралась на его глазах. Больше говорить по душам им не придется. Прекрасную дружбу оборвала вражеская граната. Но погибший друг навсегда останется рядом с Пьером как самое дорогое воспоминание, как самое святое, что было у него в жизни. Он по-прежнему мысленно советуется с князем Андреем и, принимая главное в своей жизни решение — активно бороться со злом, уверен: князь Андрей был бы на его стороне. Страницы

«Войны и мира», посвященные дружбе Андрея Болконского и Пьера Безухова, незабываемы. Ведь на наших глазах эти люди, поддерживая друг друга, становятся лучше, чище, справедливее. О таких друзьях и такой дружбе мечтает каждый.