ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 225
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| А.С. Пушкин и лицейские друзья. В творчестве А.С.Пушкина тема дружбы занимает особое место. Дружба являлась для поэта всеобъемлющей силой, которая способна соединить людей в крепком союзе на всю жизнь. Чувство товарищества, верность братским узам, преданность – все эти чувства воспитал в Пушкине Царскосельский лицей. Именно там во время учёбы он обрёл много настоящих друзей, которым в дальнейшем посвятил множество стихотворений. Как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала его судьба, Пушкин оставался неизменно верен своим друзьям: Дельвигу, Пущину, Кюхельбекеру. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Пушкин считал духовное родство, дружеское расположение высшими жизненными ценностями. А также сферу человеческих взаимоотношений поэт всегда относил к категории прекрасного. |
А.С.Пушкин и И.Пущин. Дружба пробуждает в человеке самые лучшие качества. Истинный друг не оставит тебя в беде, будет рядом с тобой и в радости, и в горести. Как радостно встречал Пушкин своего лицейского друга Ивана Пущина, который, несмотря на строжайший запрет, не побоялся навестить поэта в ссылке. И посылая другу стихотворение в Сибирь, поэт обращался к нему со словами: «Мой первый друг, мой друг бесценный!» | |
Пословицы, сопровождающиеся пояснениями. Не случайно народная мудрость утверждает безусловную ценность дружбы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Старый друг лучше новых двух», «Друзья познаются в беде», «Друга ищи, а нашёл – береги»… Действительно, верные друзья готовы разделить с тобой горе и радость, прийти на помощь в трудную минуту. Именно друзья дают нам понять, что мы не одиноки в этом мире. | |
Способность к самопожертвованию, бескорыстное служение людям | М.Горький «Старуха Изергиль». В рассказе русского писателя, прозаика и драматурга Максима Горького «Старуха Извергиль» поражает образ Данко. Это романтический герой, пожертвовавший собой ради людей. Данко был «лучшим из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Он повел людей через лес с призывами победить тьму. Но слабые люди во время пути стали падать духом и умирать. Тогда они обвинили Данко в том, что он неумело управлял ими. Он преодолел негодование и во имя своей великой любви к людям разорвал грудь, достал своё горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел. Люди побежали за ним и преодолели трудную дорогу. И тут же они забыли своего героя. А Данко умер. |
В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский обращается к теме самопожертвования ради спасения чужой души, раскрывая её на примере образа Сонечки Мармеладовой. Соня - бедная девушка из неблагополучной семьи. Она отправляется вслед за Раскольниковым на каторгу, чтобы разделить его ношу и наполнить его духовностью. Из сострадания и чувства высокой социальной ответственности Соня идёт жить «по жёлтому билету», зарабатывая таким образом на хлеб своей семье. Такие люди, как Соня, обладающие «бесконечно ненасытным состраданием» встречаются и сегодня. |
| Б.Васильев «Летят мои кони…» Писатель рассказывает о докто- ре Янсене, обладавшем редчайшим даром жить не для себя. Жители Смоленска считали его святым, потому что не было более бескорыстного и честного человека, отдающего себя людям, помогающего им во всем. Из чувства сострадания доктор, ценой своей жизни, спас детей, провалившихся в канализационную яму. |
Сострадание, милосердие, любовь к ближнему | А.И.Солженицын «Матрёнин двор». В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя А.И. Солженицына поражает образ крестьянки Матрёны, её человечность, бескорыстие, сострадание и любовь ко всем, даже к незнакомцам. Матрёна «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: не заводила «добра», не старалась заполучить квартиранта. Особенно её милосердие проявляется в ситуации с горницей. Она позволила разобрать свой дом, где прожила всю свою жизнь, на бревна ради воспитанницы Киры, которой негде было жить. Героиня жертвует всем ради других: страны, соседей, родных. А после ее тихой смерти возникает описание жестокого поведения ее родных, которых просто захлёстывает жадность. Благодаря своим душевным качествам, Матрена делала этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью. |
Л.Н.Толстой «Война и мир». Доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать совет, а иногда просто пожалеть. Умея понять ближнего как самого себя, человек учится любви, открывает горизонты истинного счастья. Так, например, Петя Ростов, герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир», сочувствует взятому в плен мальчику. Несмотря на то, что пленный был врагом, Петя предложил ему еды, поддержал его рукопожатием. Этот маленький поступок во многом характеризует Ростова, раскрывая его душевную доброту, способность к любви и пониманию ближнего. | |
Л.Н.Толстой «Война и мир». Сочувствие проявляет и Наташа Ростова, героиня романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Она в высшей степени обладает тем, что позднее Чехов назовёт особым человеческим талантом – чутьём к чужой боли. Именно этот дар выводит из такого тяжёлого душевного кризиса князя Андрея и возвращает к жизни мать, убитую горем после гибели Пети. Наташа делает всё, чтобы помочь умирающему князю Андрею и его сестре, а после замужества с той же безграничной страстностью отдаёт себя интересам семьи. Всем сердцем воспринимает она и общенародное бедствие, не рассуждая, не произнося громких фраз. Это и заставляет её добиться, чтобы подводы были отданы раненым. | |
М.А.Булгаков «Мастери Маргарита». С образом Маргариты связан в романе мотив милосердия. Она просит после великого бала у Сатаны за несчастную Фриду, тогда как ей явственно намекают на просьбу об освобождении Мастера. Она говорит: «Я просила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло». Но этим не ограничивается в романе милосердие Маргариты. Даже будучи ведьмой, она не теряет самых светлых человеческих качеств. Мысль Достоевского, высказанная в романе «Братья Карамазовы» о слезинке ребенка как высшей мере добра и зла, проиллюстрирована эпизодом, когда Маргарита, крушащая дом Драмлита, видит в одной из комнат испуганного четырехлетнего мальчика и прекращает разгром. |
| М.А.Булгаков «Мастери Маргарита». Также милосердие в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» ярко прорисовано в образе Иешуа. На последней странице романа Пилат спрашивает у Иеуша: «Ведь казни не было? Молю тебя, скажи, не было?» И Иешуа отвечает: «Ну, конечно, не было». И тем снимает с сердца преступника Пилата давившую его тяжесть. Пилат повинен в том, что по его приказу казнили невинного, и за это «ведомством Воланда» ему определено наказание. Но Пилата мучит его вина, и значит, он заслуживает прощения, потому что он стал другим, и значит, грех прошлый с него нужно снять. И Иешуа говорит: «Казни не было!» — и тем совершает второе чудо, отменяя действительно бывшее, делая небывшим то страшное, что было, но что хочется забыть, — чудо милосердия. |
Р.Брэдбери «Карлик». Эйми, героиня рассказа, видит в карлике, посещающем аттракцион кривых зеркал и утешающемся тем, что его уродство в зеркале преображается в красоту и стать, человека с большой душой. Именно она решила подарить это зеркало карлику, чтобы хоть что- то радовало беднягу в его несчастной жизни. | |
Жизненный пример. Когда произошёл теракт на железной дороге, был подорван поезд «Невский экспресс», пострадали многие люди. Место, где случилась катастрофа, глухое. Кругом леса и болота. Но прямо у путей стоит одинокий домик. В нём живёт бабушка Елена Михайловна Голубева. В ночь трагедии она была дома, и, когда случилось несчастье, бабушка очень испугалась. Через несколько минут в её окно стали стучаться незнакомые люди, грязные, многие в крови. Толком не понимая, что произошло, она помогала раненым, отдала все свои тёплые вещи, дрова, которые запасла на зиму. Её домик стал пунктом оказания первой медицинской помощи. Елена Михайловна до сих пор переживает за тех, кто пострадал. Такого человека действительно можно считать добрым и милосердным. | |
Возвышающая сила любви | М.А.Булгаков «Мастер и Маргартта». Любовь Мастера и Маргариты преодолела не только человеческие злобу и зависть, но и безумие и даже саму смерть. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!» — рассказывает Мастер Ивану Бездомному о своей первой встрече с Маргаритой. Для него жизнь существовала только тогда, когда он был с нею; все, что было до этого, как бы не существовало. Он жил этой любовью, этими встречами, этими вечерами в его крошечных полуподвальных комнатках. Мастер начинал ждать ее прихода с самого утра, и весь мир имел для него только тот смысл, что в нем существовала она, Маргарита. Любовь Маргариты спасает Мастера. Она заключает сделку с самим Воландом, принимает его приглашение стать королевой ежегодного бала Сатаны, лишь бы вновь обрести своего любимого. Маргарита жертвует всем: своим благополучием, самой своей жизнью – ради своей любви. И кажется весьма символичным, что ей помогают «тёмные» силы, потому что люди уже не в силах ей помочь. В конце романа Мастер и Маргарита обретают то, что заслужили, — покой. Они много страдали, многое вынесли и пережили и поэтому заслужили право быть вечно вместе, в доме, где их ждет старый слуга, где свечи уже горят и звучит музыка Шуберта. Если человек способен на великую любовь и великое самопожертвование, то он достоин высшей награды — счастья и покоя. |
| Шекспир «Ромео и Джульетта». Если возводить некий литературный пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте окажется любовь Ромео и Джульетты. Это, пожалуй, самая красивая, самая романтичная, самая трагическая история, которую поведал читателю Шекспир. Двое влюбленных идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами, несмотря ни на что. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта согласна умереть, лишь бы остаться верной Ромео и их высокому чувству. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга: Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте... |
И.С.Тургенев «Отцы и дети». Вспомним героев романа Тургенева «Отцы и дети» — Базарова и Одинцову. Столкнулись две одинаково сильные личности. Но способным любить по- настоящему оказался, как ни странно, Базаров. Любовь для него стала сильным потрясением, которого он не ожидал, и вообще до встречи с Одинцовой любовь в жизни этого героя не играла никакой роли. Все человеческие страдания, душевные переживания были для его мира неприемлемы. Базарову трудно признаться в своем чувстве в первую очередь себе. А что же Одинцова? До тех пор, пока не были затронуты ее интересы, пока оставалось желание познать что-нибудь новое, ей был и интересен Базаров. Но как только темы для общих разговоров были исчерпаны, пропал и интерес. Одинцова живет в своем мире, в котором все идет по плану, и ничто не может нарушить покой в этом мире, даже любовь. Базаров для нее что-то вроде сквозняка, залетевшего в окно и тут же вылетевшего обратно. Такая любовь обречена. | |
А.И.Куприн «Гранатовый браслет». Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти. Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу. Именно такой была любовь Желткова. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу высшего сословия. Много лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств со стороны членов семейства. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна — адресат этих любовных откровений. А присланный неизвестным влюбленным подарок — гранатовый браслет — вызывает бурю негодования. Для маленького чиновника Желткова любовь к княгине Вере Шейной стала смыслом жизни, а любимая женщина — той, в которой «воплотилась вся красота земли». Это чувство помогло ему стать нравственно выше Булат-Тугановского, брата Веры, который решил, что с помощью властей можно запретить любить. |
Честь и достоинство | А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Честь и долг офицера не были пустыми звуками для дворян XVIII века, особенно для патриархального дворянства, показанного в лице Гринева- старшего и коменданта Белогорской крепости капитана Миронова, героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Капитан предпочитает лучше умереть, чем присягнуть самозванцу, а Гринев-старший считает долгом офицера “понюхать пороху”, поэтому он и отправляет сына служить не в Петербург, а в отдаленную губернию. Петр Гринёв, главный герой повести, воплощает собой традиционное представление о дворянской чести – это верность присяге, служение Отчизне, рыцарское отношение к женщине, надёжность в дружбе, честность и храбрость. Даже перед лицом смерти Гринёв продолжает вести себя с достоинством, говорит правду и сохраняет верность однажды данной присяге. |
А.С.Грибоедов «Горе от ума». Александр Андреевич Чацкий, герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», сохранение внутреннего достоинства, чести видит в отказе от приспособленчества и лжи. Он не желает жить по законам лицемерия и чинопочитания. «Служить бы рад – прислуживаться тошно»,- отвечает Чацкий на упрёк Фамусова, что он нигде не служит, не занимается делами. По его мнению, надо служить «делу, а не лицам», «не требуя ни мест, ни чинов». | |
Судьба А.С.Пушкина. Интересно замечание В. Белинского, который сказал о Пушкине, что «читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Сам Александр Сергеевич Пушкин был «невольник чести», как написал о нем в своем стихотворении «Смерть поэта» другой гениальный поэт М.Ю.Лермонтов. Он пал жертвой бесчестных и злобных завистников. Защищая честь своей жены и свою честь, Пушкин вызвал на дуэль Дантеса, который сомнительным поведением мог опорочить доброе имя четы Пушкиных. Александр Сергеевич не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестью ценою собственной жизни. Не вынесла душа Поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! Но «дивный гений» Пушкина озаряет своим лучезарным светом жизнь многих и многих поколений потомков, а «пустое сердце» Дантеса не нашло счастья на земле и доброй памяти после смерти. И как сказал Лермонтов «Свободы, Гения и Славы палачи» не смогут смыть своей «черной кровью Поэта праведную кровь!» | |
Внутренняя красота человека | Л.Н.Толстой «Война и мир». Человека делает прекрасным гармоничное сочетание внешней и внутренней красоты. В романе Л.Толстого «Война и мир» любимые герои писателя не обладали внешней красотой. Автор хотел донести до читателя мысль о том, что физическая привлекательность с годами исчезает, а внутренняя красота остаётся в человеке навсегда. Толстой постоянно напоминает о внешних недостатках Кутузова, но тем сильнее проявляется его внутренняя сила духа. Главнокомандующий русской армией - это олицетворение «добра, простоты и правды». Поддерживая Андрея Болконского в трудный для него момент, связанный со смертью отца, Кутузов находит нужные слова: «…помни, что я всей душой несу с тобой твою потерю и что я тебе не светлейший, не князь, а я тебе отец». |