Файл: Человек и природа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







поднимает проблему развития и сохранения русского языка, использования слов или символов, которые принадлежат иностранным языкам, а именно их чрезмерное использование, которое может привести к вымиранию русской речи. Автор статьи пишет о том, что сегодня наш язык засорён различными жаргонизмами, просторечными и иностранными словами, а исконно русские слова постепенно забываются. И русским людям сознавать это горько и обидно. Ведь в настоящее время молодое поколение перестаёт ценить заслуги таких людей, как Кирилла и Мефодия, подаривших нам алфавит, В.Даля, отдавшего всю свою жизнь изучению русского языка. И вряд ли кто-то из живущих в XXI веке задумался, какой ценой дались этим людям их заслуги. Автор убеждён в том, что "слепое" использование заимствований сегодня приводит к искажению алфавита, разрушению русских слов, нарушению функционирования языка, утрате культурных традиций.

Стихотворения А.Ахматовой о языке:

Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле — печаль

И долговечней царственное слово.

Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. («Мужество»)

Будущее Родины, по мнению поэтессы, напрямую зависит от целостности языка.


Проблемы, связанные
с отрицательными качествами человека

Виды проблемы

Аргументы

Бессердечие, душевная чёрствость

А.И.Солженицын «Матрёнин двор». Главная героиня Матрёна, не получая ничего за свою работу, по первому зову идёт помогать соседям, родственникам, колхозу. Абсолютно лишённая зависти, она радуется самой работе, не гонится за богатством, помогает людям бескорыстно. Односельчане охотно пользуются её добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу». А сами не только не помогают Матрёне, но и стараются вообще не появляться в её доме, боясь, что она попросит о помощи. Для родных и соседей гибель Матрёны – лишь повод позлословить о ней да возможность поживиться её немногочисленным добром. На поминках о самой Матрёне никто не говорил.

Ю.Мамлеев «Прыжок в гроб». Родственники больной старушки Екатерины Петровны, устав ухаживать за ней, решили похоронить её заживо и тем самым избавиться от проблем. Похороны страшное свидетельство того, во что превращается человек, лишенный сострадания, живущий только своими интересами.

К.Г.Паустовский «Телеграмма». Настя живет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, старенькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложными настолько, что она совсем забывает писать письма домой, не навещает мать. Даже когда пришла телеграмма о болезни матери, Настя не сразу

поехала, а потому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень








любила.

Л.Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна». Бессердечные, циничные ученики стали упрекать учительницу за ее старомодную одежду, честное отношение к работе, за то, что она всю жизнь учила, а сама не накопила никаких капиталов и не умеет выгодно продать свои знания. Их наглость, бездушие стали причиной смерти Елены Сергеевны.

Деградация духовной культуры

А.П.Чехов «Ионыч». В русской литературе А.П.Чехов в своих произведениях часто обращался к проблеме духовной деградации. В рассказе «Ионыч» перед нами открывается типичная картина обывательской жизни губернского города, в котором всех приезжих угнетали скука и однообразие существования. Однако недовольных уверяли, что в городе хорошо, много интеллигентных людей. А в качестве примера образованной семьи всегда приводили Туркиных. Однако, вглядываясь в образ жизни, внутренний мир и нравы этих персонажей, мы видим, что на самом деле это мелкие, ограниченные, пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает Старцев, постепенно превращаясь из интеллигентного и талантливого врача в обывателя. Автор шаг за шагом раскрывает перед нами историю жизни молодого врача, выбравшего ложный путь материального обогащения. Этот выбор стал началом его духовного обнищания.

А.П.Чехов «Крыжовник». Ещё одним примером духовной деградации является Николай Иваныч из рассказа Чехова

«Крыжовник». В погоне за мечтой о покупке собственного имения, он забывает о внутреннем развитии. Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. Чимша-Гималайский, мечтая об усадьбе с крыжовником, недоедает, отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается словно нищий и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осуществил. Как жалок он, когда со счастливым, самодовольным видом поедает кислый крыжовник!

Д.С.Лихачёв в книге «Русская культура» и в других исследованиях определил культуру как духовную основу общенационального бытия, а её сохранение как залог «духовной безопасности» нации. Учёный неоднократно подчёркивал, что вне культуры настоящее и будущее народа и государства лишено смысла. Лихачёвым разработана «Декларация культуры» - документ, призванный на международном уровне защитить и поддержать культуру, созданную человечеством.

Л.Н.Толстой «Война и мир». Великий русский писатель Л.Н. Толстой в своём романе «Война и Мир» не раз писал о нравственных качествах человека. Так, например, для Анны Михайловны Друбецкой и ее сына главная цель в жизни - устройство своего материального благополучия. И ради этого Анна Михайловна не гнушается ни унизительного попрошайничества, ни применением грубой силы.

Отсутствие чести и достоинства

В драме А.Н.Островского «Гроза» автор показал дикое общество уездного города Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с калиновскими нормами быта и поведения. Одна из наиболее важных проблем, поднятых в произведении, проблема человеческого достоинства. Купеческое общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи,

лицемерия. Купчиха Кабанова, Дикой властные, жестокие








самодуры, считающие себя вправе оскорблять и унижать тех, кто от них зависит. Для них не существует понятия человеческого достоинства. Постоянно унижаемые, некоторые представители молодого поколения потеряли чувство собственного достоинства, стали рабски покорными, никогда не возражающими, не имеющими собственного мнения. Например, Тихон — человек, у которого с детства мать задавила и без того не очень бойкие попытки проявить характер. Тихон жалок и ничтожен: его вряд ли можно назвать личностью; пьянство заменяет ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства, понятие человеческого достоинства для него неведомо.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Швабрин аристократ, ранее служивший в гвардии и за дуэль сосланный в Белогорскую крепость. Он умён, образован, красноречив, остроумен, находчив. Но к народу, ко всему, что не касается его личных интересов, Швабрин глубоко равнодушен. В нём нет чувства чести и долга. Оскорблённый отказом Маши выйти за него замуж, он мстит ей клеветой. Он пишет анонимный донос старику Гринёву на его сына. Уже после первого известия о восстании у Швабрина зарождаются мысли об измене, которые он и осуществляет, когда Пугачёв взял крепость. Швабрин перешёл на сторону Пугачёва не по высоким идейным побуждениям, а с целью расправы над Гринёвым. Этот герой вызывает у Пушкина резко отрицательное к

себе отношение.

Предательство, нравственное падение

А.Дюма «Граф Монте-Кристо». Яркий пример предательства, калечащего судьбы людей, описан в романе А.Дюма «Граф Монте- Кристо». Герой книги, юный Эдмон Дантес, помощник капитана марсельского судна «Фараон», счастливый жених прекрасной Мерседес, оклеветанный завистниками и преданный трусом Кадруссом, оказывается на семнадцать лет узником замка Иф. По вызволении из «каменного мешка», Эдмонд отомстит своему обидчику… Но молодость и любовь прекрасной Мерседес уже не вернуть.

Л.Андреев «Иуда Искариот». Иуда Искариот, предавая Христа, хочет проверить преданность его учеников и правоту гуманистического учения Иисуса. Однако они все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя.

Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Сергей, любовник, а затем и муж купчихи Катерины Измайловой, совершил вместе с ней убийства её родственников, желая стать единственным наследником богатого состояния, а впоследствии предал любимую женщину, назвав её соучастницей всех преступлений. На каторжном этапе он изменил ей, издевался над ней.

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Ради любви прекрасной польки Андрий отрекается от родины, родных, товарищей, добровольно переходит на сторону врага. Эта измена усугубилась ещё и тем, что он понесся в бой против своего отца, брата, прежних друзей. Недостойная, позорная смерть вот итог его нравственного падения.

Утрата духовных ценностей

Б.Васильев «Глухомань». События повести позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценности утрачены, потому что культура ушла из нашей жизни. Общество








раскололось, в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость.

В.Астафьев «Людочка». Выросшая в деревне среди нищеты и пьянства, жестокости и безнравственности ,героиня рассказа ищет спасения в городе. Став жертвой грубого насилия, в обстановке всеобщего безразличия, Людочка кончает жизнь самоубийством.

В.Железников «Чучело». О том, как отразился процесс утраты духовных ценностей на молодом поколении 80-х годов, рассказал в повести "Чучело" Владимир Железников. Перед нами предстаёт слабое существо: нескладная, со странностями девочка Лена. Именно она становится жертвой бездушия своих одноклассников. Одни из них не ведают, что творят, другие знают, что Лена ни в чем не виновата, но предпочитают молчать об этом. Жестоко звучат язвительные попреки жертве у Железникова. «Нам такие не нужны! Чу-че-ло-о-о!» — кричат в лицо Лене ее одноклассники. Остается только задуматься: откуда в юных сердцах такая звериная злоба, откуда такая страсть к мучительству ближнего? Заканчивается повесть отъездом Лены из города. Ее отъезд более напоминает бегство. Но писатель дает мучителям Лены возможность в последний момент прозреть и понять, кого они изгнали. Вместе с Леной исчезли в классе доброта, доверчивость, сострадание, любовь. Поздно, но все-таки приходит к ребятам сознание того, что нельзя жить по звериным законам: «Тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее захватила их сердца и требовала выхода».

В.Астафьев «Постскриптум». Автор со стыдом и возмущением описывает поведение слушателей на концерте симфонического оркестра, которые, несмотря на прекрасное исполнение известных произведений, «начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах».

Бесчеловечность, жестокость

Р.Брэдбери «Карлик». Ральф, герой рассказа жесток и бессердечен: он, будучи хозяином аттракциона, подменил зеркало, в которое приходил смотреться карлик, утешавшийся тем, что хотя бы в отражении он видит себя высоким, стройным и красивым. В очередной раз карлик, ожидавший вновь увидеть себя таким же, с болью и ужасом бежит от страшного зрелища, отразившегося в новом зеркале, но его страдания лишь развлекают Ральфа.

И.С.Тургенев «Муму». Иван Сергеевич Тургенев не только великий русский писатель, но и активный защитник слабых, униженных и обездоленных. Еще маленьким мальчиком он наблюдал жестокое и несправедливое обращение своей властной матери-помещицы с крепостными людьми. Став писателем, Тургенев на страницах своих произведений постарался максимально честно и открыто выразить свое отношение к крепостному праву. Читая рассказ «Муму», мы знакомимся с героями описываемых событий. Это и «славный мужик» Герасим, и робкая прачка Татьяна, и сообразительный дворецкий Гаврила, и опустившийся башмачник Капитон Климов, и многие другие. Много горя и обид узнал в своей жизни каждый из них, но самое удивительное то, что судьбы всех этих людей полностью отданы в