Файл: Человек и природа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 230

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







И.Бунин «Окаянные дни». Бунин предполагал, что революция неизбежна, но даже в страшном сне не мог вообразить, что зверство и вандализм, как стихийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превратят людей в обезумевшую толпу, разрушающую всё на своем пути.

Рабская любовь

Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» показывает проявление рабской любви на примере Элен Курагиной и Пьера Безухова. Писатель подчёркивает, что героиня желает как можно дольше оставаться прекрасной внешне, чтобы скрыть уродство души. Элен

красавица, но она и чудовище. Героиня заставила Пьера произнести слова любви, решила за него, что он её любит. Как только Безухов оказался богат, женила его на себе. Цинизм и расчёт – вот главные качества героини, позволяющие ей достигать поставленных целей. Такие, как Элен, не могут любить и быть любимыми.

И.А.Бунин «Муза». Муза, героиня одноимённого рассказа из цикла «Тёмные аллеи», считает, что щадить человека бессмысленно, любить его бесполезно, так как всё равно испытаешь боль утраты. Она живёт по принципу, который продиктован ей моралью общества. Муза ворвалась в жизнь героя внезапно, подчинила себе его желания и интересы. Чтобы чаще видеть свою возлюбленную, начинающий художник бросил учёбу, уехал в деревню, каждый день встречал её на станции. Но она не умеет ценить чувства близкого человека. Любовь для Музы подобна игрушке. Наигравшись, она бросает героя рассказа, даже ничего не объяснив ему, уходит к соседу, щуплому, рыжему, несмелому человеку. Находит себе нового раба.

Одиночество человека

А.П.Чехов «Ванька». Ванька Жуков сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень несладко живется. Об этом можно узнать из письма, которое он отправил «на деревню дедушке» Константину Макаровичу с просьбой забрать его. Мальчик так и останется одиноким, неприютным в жестоком и холодном мире.

Островский «Гроза». Окружённая материнской заботой, Катерина была очень счастлива, живя в своём мире и не зная житейских забот. Выйдя замуж за Тихона Кабанова, она попадает в обстановку жестоких нравов города Калинова, в «чужедальную сторонушку», далёкую от родительского дома. Катерина томится в доме Кабановой, где нет воли чувствам, нет свободы и нет понимания. Одинокая душа Катерины увядает во враждебном ей мире, и только любовь, вспыхнувшая к Борису, может утолить утраченную гармонию с миром. Но и любовь не оказалась спасением: слишком безвольным был Борис. Окружённая злобой, всеобщим осуждением и непониманием, терзаемая собственными душевными муками, Катерина находит единственный выход в смерти.

А.П.Чехов «Тоска». У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувствовала горю.

В.Астафьев «Людочка». Людочка, выросшая в «угасающей деревеньке Вычуган», не получила сполна материнской заботы и любви. Одинокая дома и в школе, она оказалась одинока и в








небольшом провинциальном городке, в котором царили «жестокие нравы». Когда с Людочкой случилась беда, никто не пришёл ей на помощь, никто не поддержал. Не защитил и Артёмка-мыло, оказывавший ей знаки внимания. Людочка нравственно слабее героини Островского, но и перед ней встаёт вопрос: как ей жить дальше, что делать со своей болью? И самой выбирать свою судьбу. Как и Катерина, Людочка выбрала смерть, потому что не смогла вынести душевных мук. Смерть Людочки и Катерины – это приговор обществу, в котором люди лишены человеческого тепла, обществу, в котором царит деспотизм и насилие над личностью.

И.А.Бунин «Красавица». У И.А.Бунина есть потрясающий рассказ «Красавица», повествующий об одиночестве ребенка. История стара как мир… У мальчика умерла мать, а новая жена отца сделала все, чтобы превратить жизнь мальчика в кошмар. «И этот бедный, нетерпимый в собственной семье ребенок в своем круглом одиночестве» живет «совершенно самостоятельной жизнью, обособленной от всего дома».




Отношение человека к войне


Виды проблемы

Аргументы

Мужество, героизм человека на войне

М.А.Шолохов «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, воевал за спасение своей Родины и всего человечества от фашизма, теряя родных и товарищей. Он перенес тяжелейшие испытания на фронте. На героя обрушились известия о трагической гибели жены, двух дочерей, сына. Но Андрей Соколов

– русский солдат несгибаемой воли, вытерпевший все! Он нашел в себе силы, чтобы совершить не только военный, но и нравственный подвиг, усыновив мальчика, у которого война отобрала родителей. Солдат в страшных условиях войны, под натиском вражеской силы остался человеком и не сломался. В этом и заключается настоящий подвиг. Только благодаря таким людям наша страна одержала победу в очень нелегкой борьбе с фашизмом.

Б.Васильев «А зори здесь тихие». Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак и старшина Васков, главные герои произведения, проявили настоящее мужество, героизм, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, нужно было лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Однако, герои были уверены: нельзя отступать, нужно бороться до конца: «Не отдавать немцу ни клочка ... Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать...». Это слова истинного патриота. Все персонажи повести показаны действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Именно такие люди выковывали победу нашей страны в тылу, сопротивлялись захватчикам в плену и в оккупации, воевали на фронте.

Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке». Всем известно бессмертное произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В основе драматической истории реальные факты биографии летчика- истребителя Алексея Мересьева. Сбитый в бою над оккупированной территорией, он три недели пробирался по застепененным лесам, пока не попал к партизанам. Потеряв обе

ноги, герой впоследствии проявляет удивительную силу характера и пополняет счёт воздушных побед над врагом.





Патриотизм как важнейшая черта национального характера

М.П.Девятаев. Истинная любовь проявляется тогда, когда нужно защищать своё Отечество. Именно это достойно выполнило поколение, спасшее мир от фашизма. Я рада, что моим земляком был Герой Советского Союза М.П.Девятаев. Его повесть «Побег из ада» была создана не писателем, а очевидцем тех страшных событий. Бесстрашные боевые вылеты Девятаева и его товарищей против противника. Это ли не любовь к Отечеству? В июле 1944 года Девятаев был сбит врагами и попал в плен, который стал громаднейшим испытанием в жизни молодого лётчика. Герой войны рассказал в своей книге о том, как в нечеловеческих условиях люди оставались людьми, думая о Родине! Дерзкий план захвата самолёта и побега поразил не только соотечественников, но и весь мир. Жизнь таких людей и является образцом истинной любви к Родине, преданности своему народу. А патриотизм даёт людям силы совершить невозможное, преодолеть трудности пути к победе.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» показан решающий эпизод войны 1812 года Бородинское сражение и уход жителей из Москвы. Автор подчёркивает, что большее количество москвичей надели мундиры и проповедовали патриотизм. Пьер, охваченный этим чувством, на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, а сам остаётся в Москве, чтобы убить Наполеона. Наташа не только распоряжается разместить у себя дома раненых, но и убеждает родителей в необходимости отдать подводы, на которых можно было вывезти семейное богатство. Великое значение Москвы для всех русских людей Толстой передал в словах: «Всем народом навалиться хотят; одно слово – Москва». Исход Бородинского сражения зависел от того чувства, которое было во всех участниках битвы. Это чувство истинный патриотизм, необъятный подъём которого в решающий день

убеждает Болконского в том, что русские непременно победят.

Л.Н.Толстой «Война и мир». Одна из центральных проблем романа истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг, в минуту смертельной опасности отдавая жизнь за Родину.

Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить. Толстой даже пишет, что под Бородиным французская армия потерпела нравственное поражение – наше войско выиграло это сражение благодаря духу и патриотизму.

В романе «В окопах Сталинграда» В.Некрасов рассуждает о том, что же есть то «чудо», которое заставляет русских воевать до последнего солдата? Любовь к русской земле и песни о Родине придают нашим солдатам силы на войне. Автор подчёркивает, что бойцы готовы выступить в любой момент, ведь уже через минуту после приказа слышен тяжёлый их шаг. Автор говорит, что ни

организованность немцев, ни танки с чёрными крестами не могут








сломить русских солдат, ведь пока есть то «чудо» в каждом из них, шанс на победу остаётся. Писатель подводит читателей к мысли о том, что «скрытая теплота патриотизма» и есть «чудо», в трудную минуту объединяющее весь народ, помогающее одержать победу над более сильным противником.

Нравственный выбор человека на войне

В.Быков «Сотников». Во время войны в кризисных ситуациях люди часто стоят перед тяжким выбором: жизнь или смерть. Жизнь, купленная ценой нравственного падения, или смерть от рук палачей. Бессилие перед врагом приводит к трусости, а значит, к предательству. Об этом повесть В.Быкова «Сотников». Два героя предстают перед читателями, Рыбак и Сотников. Во время выполнения боевого задания они попали в плен. Физически слабый Сотников даже под пытками проявляет нравственную силу: он не выдаёт никого и умирает героем. Для него важно уйти из жизни со свойственным человеку достоинством. Он погиб в единоборстве с фашистами и с собственной слабостью. Он остался Человеком в бесчеловечных обстоятельствах. Рыбак, второй герой повести, проявляет бессилие перед врагом и становится предателем. Он участвует в казни Сотникова. И только увидев ненависть в глазах местных жителей, он чувствует, что бежать ему некуда. Повесть заканчивается неудачной попыткой самоубийства Рыбака, после

которой наступит примирение с предательством.

Осуждение войны, отношение человека к войне

Э.Ремарк «На западном фронте без перемен». Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк в своем известном романе «На западном фронте без перемен» описывает ужасы Первой мировой войны. Повествование ведется от лица её участника- девятнадцатилетнего мальчика, на глазах которого умирают его ровесники, при этом их детские психики не могут приспособиться к условиям войны. В романе описываются безумные, нечеловеческие, жестокие условия войны, где люди умирают в муках. И не только физических, но и душевных. Девятнадцатилетний рассказчик теряет смысл жизни, при виде смертей своих ровесников он отчаливается, и вскоре его убивают, при этом главным оказывается то, что он недолго мучился. В этих строчках заключен основной трагический смысл романа: война

– самое страшное состояние человечества, спасением в котором оказывается смерть.

Э.Хемингэй «Прощай, оружие». Американский писатель Энерст Хемингуэй был участником Первой мировой войны. Он описывает в своих произведениях безумие, царящее в мире во время военных действий, и то, что может спасти людей от окончательного сумасшествия и абсолютной духовной пустоты, - это, конечно, в первую очередь, любовь. Об этом мы читаем в романе «Прощай, оружие». Но конец этого произведения трагичен: даже любовь не смогла спасти жизни матери и её только что родившегося ребенка. Они ушли рано, и вместе с ними исчезает смысл жизни для главного героя произведения. Он остается наедине с войной… Этот пример иллюстрирует бесчеловечность, безумие и абсурдность того, что называется войной.

Л.Н.Толстой «Война и мир». Главным обвинителем войны в русской литературе считаю Л.Н. Толстого. Он в романе «Война и мир» написал яркие строки, которые, на мой взгляд, обязан заучить каждый глава государства, каждый правитель: «…началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».