Файл: Охарактеризуйте пенитенциарную педагогику как отрасль педагогической науки ее объект, предмет, задачи, категории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

44. Раскройте особенности проф. Деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Личный состав исправительных учреждений, с разной степенью успешности выполнявший административно-воспитательные функции, в условиях гуманизации пенитенциарной системы интенсивно обновляется. Следует подчеркнуть, что профессиональная деятельность в системе исправительных учреждений предъявляет достаточно серьезные требования не только к профессиональным знаниям и умениям, которые приобретаются в учебных заведениях и закрепляются в процессе реальной работы с осужденными, но и к личностным качествам сотрудников, осуществляющих сложную работу, включенную в понятие ''исполнение наказания''. Этот вид деятельности входит в, так называемые, социономические профессии, где объектом воздействия является другой человек или группа людей. В этой связи наиболее адекватным для психологического подбора сотрудников исправительных учреждений является личностный подход, уделяющий особое внимание не только познавательным способностям и психофизиологическим характеристикам, а в первую очередь личностным особенностям кандидатов, принимаемых на работу в исправительные учреждения.

Деятельность - динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных отношений субъекта в предметной деятельности.

Деятельность сотрудника пенитенциарного учреждения в психическом смысле представляет форму взаимосвязи личности с окружающей социальной и природной средой. Пути ее изучения выявляются в двух аспектах: личность и объект, на который направлена активность человека. Подобно тому, как нельзя понять деятельность, изменяющую объект, на который она направлена, не изучая личность, невозможно раскрыть подлинные качества и свойства личности сотрудника исправительного учреждения, не обращаясь к анализу деятельности и отношений, которые в ней реализуются.

В жизни человека деятельность выполняет ряд функций. Во-первых, она является специфическим механизмом удовлетворения потребностей человека, как организма и как члена общества. Благодаря сознанию, человек получает возможность отвлечься от актуальной в данный момент потребности и подчинить всю свою деятельность достижению целей, которые могут не только не удовлетворять сиюминутную потребность, но не редко и противоречит ей.


Во-вторых, деятельность объективирует внутренний мир личности сотрудника, делает его доступным наблюдение со стороны. Как известно, психологические явления сами по себе, когда человек не проявляет активности, наблюдаться не могут. Только в деятельности человека обнаруживаются мысли и чувства, качества и свойства, способности и темперамент. Именно по внешним проявлениям мы судим о личности.

В-третьих, деятельность преобразует окружающий мир, производит так называемую "вторую природу", создает материальные и духовные ценности.

В-четвертых, деятельность как бы переносит личные качества и свойства, способности и мастерство человека на свой предмет. В предмете деятельности всегда можно обнаружить отпечаток личности сотрудника.

В-пятых, деятельность не только проявляется вовне, переносится на объект, изменяя его, но одновременно она усваивается личностью и влечет за собой изменения в ее психике. Например, в деформации личности сотрудника, поскольку человек усваивает не только профессиональное содержание, но и нравственную сущность деятельности.

В-шестых, деятельность не только удовлетворяет потребности и оказывает воздействие на оба полюса - личность и объект, на который направлена активность, но и реализует социальные роли, поскольку личность, осуществляя деятельность, выполняет различные социальные роли.

Деятельность сотрудников многообразна ее классифицируют:

а) по предмету деятельности: люди (работа с людьми), вещи (работа с вещами);

б) по целям: организаторская (обеспечение выполнения поставленных задач), педагогическая (нацеленная на изменение личностных качеств);

в) по мотивам: альтруистическая, эгоистическая;

г) по результатам: завершенная, незавершенная.
45. Охарактеризуйте психолого-педагогические особенности микросреды осужденных.

Большинство осужденных понимают, что общество видит в них, прежде всего, преступников, нарушивших закон, то есть осознают себя как людей с похожей судьбой. Между "нами" - заключенными и "ими" - свободными проходит невидимая граница. Причем если в УВП общего режима, где отбывают наказание впервые осужденные, осознание "мы" еще отсутствует, хотя достаточно ярко выраженное понимание существования «они», то в УВП особого режима, где

содержатся самые опасные преступники, в их сознании четко зафиксирована сообщество, с которой они себя идентифицируют. Такая консолидация поддерживает осужденных, придает им душевного равновесия. Вместе с тем, она усиливает отчуждение осужденных от общества, затрудняет их дальнейшую адаптацию к нормальной жизни. Проведенные исследования (Ф. Хохряков, А.Н. Сухов) свидетельствуют, что практически все они относятся к обществу с предостережением и враждебностью.

Консолидация осужденных и их противостояние окружающему миру приводит к возникновению и развитию малых социальных групп, имеющих следующие психологические различия: 1) группы закрытого типа, 2) с принудительным характером пребывания для ЕЕ членов, 3) с существенной дифференциацией участников (возрастной, профессиональной, моральной и т.п.), 4) жизнедеятельность которых детально регламентирована установившимися принципами самоорганизации.

Самоорганизация сообщества осужденных с продуктом спонтанных, целенаправленно не урегулированных процессов. Спонтанная самоорганизация существует в обществе на всех его уровнях, начиная с социума как целого и до первичных социальных групп. В местах лишения свободы потребность в неформальных организациях особенно острой, причем участие в них предполагает сознательный выбор позиции, оказывается в принадлежности личности к той или иной группе заключенных. В связи с тем, что такой выбор должен совершить каждый, самоорганизация в местах лишения свободы приобретает тотальный характер.

В микросреде осужденных можно выделить следующие слои (страты).

1. Лидеры-берут на себя роль защиты прав, олицетворяя и отражая настроения и интересы других осужденных, придает им значительный вес. Достаточно распространено мнение, что лидеры ("па-ханы") устанавливают свою власть с помощью физической силы. Но, как свидетельствуют проведенные опросы, они пользуются уважением благодаря независимости, силе духа, умению отстоять собственное достоинство и тому подобное. В их поведении преобладает не доход, а стремление к самоутверждению. Так, например, в УВП усиленного режима, где отбывают наказание впервые осужденные за тяжкие преступления и на значительные сроки лишения свободы, неформальные лидеры намного (в среднем примерно на 8 лет) моложе представителей других групп заключенных. Это связано не только с тем, что молодому проще решиться на рискованный шаг; важно, что молодые больше стремятся к самоутверждению в своей среде. Молодой человек, приобщаясь к делам преступного сообщества, крепче связывает с ней собственное "я" и быстрее удаляется от общества.


К неформальным лидирующих групп принадлежит от 5 до 18% осужденных в зависимости от вида режима. Эти группы являются наиболее сплоченными и лучше организованными, среди них чаще всего руководит единоличный лидер.

2. Знатоки неформальных норм поведения- занимают среди осужденных почетное место. их высокий статус обусловлен, прежде всего, тем, что "неформальные законы" никак записываются и не легализуются, поэтому их нужно помнить и уметь трактовать применительно к конкретному случаю, в том числе и обращаясь к прошлому опыту. Знатоки - своеобразные "третейские судьи" преступного мира, советники лидеров, они имеют большой опыт пребывания в местах лишения свободы и пользуются непререкаемым авторитетом. Уровень их социальной и психологической адаптированности высок.

3. Приближенными к лидерам ("паханов") являются лица, следят за выполнением неформальных норм поведения и / или осуществляют санкции за их нарушение. От этих осужденных интеллекта и преступного опыта не требуется; главное, чтобы они были тщательными исполнителями чужой воли.

4. Наконец, к верхнему слою микросреды осужденных относятся лица, выполняющие функцию посредников между "руководителями" и представителями других казней. Согласно воровских законов, лидеры не вступают непосредственно в отношения ни с представителями администрации, а также с теми заключенными, которые имеют ниже их статус в преступной среде. Такие контакты компрометируют их в глазах общества и обычно не приводят к падению авторитета.

5. Некоторые осужденные делают Другой выбор: они соглашаются на сотрудничество с администрацией в деле, как указано в официальных документах, "воспитание и перевоспитание" других осужденных. Мотивом здесь чаще всего становится стремление к поощрениям, в том числе-в виде условно-досрочного освобождения.

К числу членов "актива" время попадают осужденные, нарушили определенные нормы поведения. Опасаясь применения к ним неформальных санкций, они проявляют желание сотрудничать с администрацией. Чаще всего такие помощники дискредитируют саму Идею добровольной помощи, основанной на искреннем раскаянии в содеянном преступлении. Каждый такой факт становится известным сообществу, и лидеры широко используют его в собственных пропагандистских целях.


Чем более жестким является режим содержания, тем хуже положение добровольных помощников администрации: становится более тесной консолидация осужденных, а следовательно, и сложнее положение тех, кто противопоставляет себя обществу. Ситуация осложняется также тем. на свободе никого не будет интересовать, "хорошим" или "плохим" заключенным кто был. Для общества все осужденные преступники.

6. Наиболее многочисленная группа - "нейтральные" (на жаргоне - "мужики"). Сложно быть неформальным лидером или находиться в его окружении; нелегко решиться на сотрудничество с администрацией, поскольку это противопоставляет человека сообществе. Поэтому большинство осужденных стремятся к нейтралитету: работают, по возможности получают образование или новую специальность, не нарушают требований режима и не совершают правонарушений. Они пытаются поддерживать постоянную связь с родственниками и друзьями, которые остались на свободе.

7. Поскольку сообщество заключенных обязывает соблюдать жесткие норм и правил поведения, то всегда есть и нарушители этих принципов, которые составляют группу "отвергнутых". В них плохие спальные места, свои столы в столовой и места в кинозале; в бане они также моются отдельно и в последнюю очередь.