Файл: Охарактеризуйте пенитенциарную педагогику как отрасль педагогической науки ее объект, предмет, задачи, категории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Охарактеризуйте пенитенциарную педагогику как отрасль педагогической науки: ее объект, предмет, задачи, категории.

Пенитенциарная педагогика - отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осуждённых к различным видам наказаний.

Объектом пенитенциарной педагогика является воспитательная система органов, исполняющих наказание, предметом - закономерности и особенности исправления и перевоспитания осуждённых в рамках исполнения уголовного наказания как меры государственного принуждения.

Одна из важнейших категорий пенитенциарной педагогики - исправление осуждённых. Исправление - противоречивый процесс изменения сложившихся стереотипов сознания и поведения осуждённых, представляющий собой целенаправленное, а иногда и жёсткое управление их жизнедеятельностью.

Пенитенциарная педагогика исследует:

целостный педагогический процесс в местах лишения свободы, на разных этапах и в различных формах его применения;

раскрывает специфику объектов и субъектов этого процесса в их взаимодействиях и взаимосвязях;

определяет сущность социально - психологических явлений в среде осужденных, условия и средства управления такими явлениями;

изучает технологии педагогического воздействия на осужденных и их группировки.

  1. Проанализируйте связь пенитенциарной педагогики с другими науками.

Пенитенциарная педагогика, изучая воспитание как общественное явление, затрагивает и другие науки об обществе. Философия как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления составляет тот научный фундамент, на котором развивается пенитенциарная педагогика.

Вместе с тем у пенитенциарной педагогики и философии имеется ряд общих проблем: цели воспитания и формирования человека, взаимосвязь между воспитанием и другими общественными явлениями; проблемы формирования мировоззрения; отношения коллектива, групп и личности и др.

Пенитенциарная педагогика связана с социологией. Социология, исследуя влияние социальной среды на человека и отношения между людьми, изучает особенности развития экономики, культуры, их влияние на формирование личности, помогает раскрыть условия и причины преступности.


Очень тесная связь имеется у пенитенциарной педагогики с правом, которое, являясь регулятором общественных правоотношений, регламентирует всю деятельность исправительного учреждения. Степень регламентации деятельности и процесса воспитания зависит от вида наказания и органа, его исполняющего. Правовой характер требований способствует выработке привычки исполнять законы дисциплинированно и ответственно.

Наиболее тесная и непосредственная связь имеется у пенитенциарной педагогики с физиологией и психологией. Физиология рассматривается как естественнонаучная база пенитенциарной педагогики, опирается на данные физиологии о развитии высшей нервной деятельности и типологические особенности нервной системы,

первой и второй сигнальной систем, о развитии и функционировании органов чувств, опорно-двигательного аппарата и т. д.

  1. Выделите и раскройте особенности личности осужденного как объекта и субъекта воспитательного процесса.

Взаимосвязь между субъектами и объектами педагогической деятельности реализуется на основе требований педагогического закона соответствия содержания, средств, методов и форм педагогического воздействия особенностям воспитуемых, их социальных свойств и качеств.

Следовательно, основное требование к воспитателям, вытекающее из этого закона – всестороннее изучение и знание осуждённых как объекта воспитательной системы.

Пенитенциарная педагогика, подходя к осуждённому как объекту и субъекту воспитательного процесса, рассматривает его как личность, на которую оказывается воздействие с целью изучения и формирования её субъектных (личностных) свойств и качеств.

Еще одним важным элементом в структуре личности осужденного как объекта и субъекта исправления занимает самооценка. Она предполагает осознание осужденным себя как личности, способствует познанию собственных возможностей, внутреннего мира, нравственных качеств. Это позволяет индивиду найти себя в системе общественных отношений, в деятельности, в общении с другими людьми.

  1. Раскройте особенности воспитательного процесса в исправительных учреждениях.


Первая особенность – специфика личности осужденного, его правовое положение. Это положение зачастую воспринимается и переживается осужденным как ущербность и вызывает стремление к нарушению установленных правоограничений, нелегальному расширению своих прав и удовлетворению своих потребностей запрещенными способами.

Вторая особенность – наличие единых условий, предписанных уголовно- исполнительным законодательством РФ. К числу этих условий относятся: изоляция осужденных от общества, ограничение времени на исправление, наличие четкого режима и строго регламентированного образа жизни отбывающих наказание.

Третья особенность – единые педагогические позиции, вытекающие из специфики данного исправительного учреждения, и общие требования, обязательные для всех звеньев исправления осужденных.

  1. Представьте закономерности исправления осужденных.

В процессе исправления осужденных действуют следующие закономерности:

  • обусловленность целей, задач и содержания этого процесса характером и уровнем развития общественных отношений, зависимость исправления личности от социальной среды конкретных исправительных учреждений,

  • степени зрелости воспитательных программ и их ресурсной обеспеченности, зависимость исправления осужденного от характера и направленности его деятельности,

  • формирование личности в системе межличностных отношений, руководящая роль субъекта в процессе воспитания, зависимость результатов воспитания от авторитета воспитателя, обусловленность системы воспитания осужденных целостным характером объекта воздействия.

Исправление осужденных зависит от характера и уровня развития общественных отношений. В связи с этим ясно прослеживается закономерность, которую можно сформулировать следующим образом: обусловленность целей, задач и содержания процесса исправления осужденных характером и уровнем развития общественных отношений.

  1. Назовите и охарактеризуйте принципы исправления осужденных.

Первая группа представлена следующими принципами:

  • целенаправленность процесса перевоспитания осужденных;

  • соответствие средств, форм и методов воздействия гуманистической, нравственной направленности процесса перевоспитания;

  • связь процесса перевоспитания осужденных с жизнью;

  • соблюдение законности в процессе перевоспитания осужденных.


Вторую группу составляют принципы:

  • включение осужденных в активную общественно полезную деятельность;

  • формирование в среде осужденных коллективистских отношений;

  • сочетание требовательности к осужденным с гуманным и в то же время строгим отношением к ним;

  • опора в воспитательной работе на положительные качества личности;

  • индивидуальный и дифференцированный подход в процессе перевоспитания;

  • комплексный подход.

Принципы исправления осужденных формулируются не произвольно, они определяются характером и уровнем общественных отношений; объективным характером закономерностей исправления осужденных; особенностями самого процесса исправления и условий его организации.

  1. Раскройте вклад А.С. Макаренко в развитие пенитенциарной педагогики.

Для осуществления всех сторон пенитенциарной педагогики следует в первую очередь нужно начать с изучения педагогической системы А.С. Макаренко, а после реализовать его основополагающие идеи и принципы на практике. Но не стоит забывать, что основы педагогики А.С. Макаренко, выражающиеся в развитии личности в коллективе не реализовываются на в теории, ни на практике перевоспитания заключенных. Также следует отметить, что определенные положения недопустимы в целом в пенитенциарной системе на основе того, что реализовать опыт А.С. Макаренко на практике не получится.

Приверженцы данной позиции подтверждают свое мнение тем, что объект воспитания изменился, у А.С. Макаренко объектом являлись голодные дети, которым для воспитания нужна только еда и качественные условия существования, на данный же момент объектом воспитания являются закоренелые осужденные, которых исправить возможно устрашение и принуждение.

  1. Проанализируйте основные тенденции развития теории и практики перевоспитания осужденных в 20-50 е годы ХХ века.

В 20-е годы в сжатые сроки была создана принципиально новая система исправительных учреждений, принят ряд законов, в которых явственно прослеживались две тенденции: ре­прессивная и гуманистическая.


В то же время были заложены основы сети исправительно-тру­довых учреждений (ИТУ) нового типа — исправительно-трудовые колонии, которые просуществовали до настоящего времени, что явилось свидетельством их целесообразности и своеобразия россий­ской системы исполнения наказания.

В Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1933 г. в качестве основной задачи была указана защита диктатуры пролета­риата от посягательства классово враждебных элементов, что спо­собствовало в дальнейшем созданию «архипелага ГУЛАГ».

  1. Рассмотрите становление и развитие исправительной пенитенциарной педагогики как науки в 60-70е годы ХХ века.

Новая страница в развитии пенитенциарной науки и практики приходится на конец 50-х — начало 60-х годов. Это, прежде всего, связано с созданием отрядной системы в ИТК, введением должностей начальников отрядов, заместителей начальников по политико-воспитательной работе от колоний до управлений разного уровня, организацией методических советов.

Период 60-х годов отличался значительным оживлением опытной, экспериментальной и научно-исследовательской работы.

В это время наиболее подходящими организационными формами среды осужденных признавались отряды, комплектование которых осуществлялось по производственному принципу.

Одна из важнейших категорий пенитенциарной педагогики -- исправление осужденных. Исправление -- противоречивый процесс изменения сложившихся стереотипов сознания и поведения осужденных, представляющий собой целенаправленное, а иногда и жесткое управление их жизнедеятельностью. Исправление выступает как цель и результат перевоспитания и как процесс самовоспитания, саморазвития личности.

  1. Раскройте специфику развития пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов ХХ века по настоящее время.

После 1985 г. исправительно-трудовая система СССР вступила в новую фазу своего развития, характеризующуюся усилением гуманистических тенденций. Различные научные группы во ВНИИ МВД, Институте повышения квалифи­кации работников ИТУ, Академии и других подразделениях МВД СССР разрабатывали концепции функциони­рования исправительно-трудовой системы в новых условиях с уче­том веяний времени. Гуманизация деятельности ИТУ проявилась, прежде всего, по отношению к несовершеннолетним и женщинам, что позволило приблизить их жизнь и деятельность к условиям нор­мального человеческого общежития (питание, одежда, переписка, свидание с родными и близкими и т.д.) и тем самым сделать более успешным процесс их ресоциализации.