Файл: Охарактеризуйте пенитенциарную педагогику как отрасль педагогической науки ее объект, предмет, задачи, категории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Раскройте понятие воспитательной системы исправительного учреждения, представьте ее структуру.

Главное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности человека (стратегическая цель). В зависимости от концепции воспитания и условий его осуществления можно также выделить специфические задачи системы, например, в школьной воспитательной системе – развитие личности ученика, включающее его обучение и образование; в военной воспитательной системе – формирование личности военнослужащего, обладающего умениями и навыками ведения боевых действий; в исправительной педагогике – формирование готовности осужденного к правопослушному поведению и т. д. Воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях имеет своей целью исправление и перевоспитание лиц совершивших преступления, осужденных к лишению свободы. Этот процесс представляет собой весьма сложную систему мер, осуществляемых по отношению к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы. Воспитательная система ИУ – это не отдельная служба ИУ, а особое качественное состояние всего учреждения, когда элементы, составляющие эту систему, их отношения и связи образуют целостность, имеющую педагогическую исправительную направленность. Воспитательная система ИУ, имея ту же сложную структуру (цели, деятельность, субъект деятельности, отношения, среда, управление), что и любая другая, обладает рядом существенных отличий от нее.

  1. Охарактеризуйте субъектов воспитательной системы исправительных учреждений.

Исправительно-воспитательный процесс – это собственно целенаправленная деятельность по достижению результата исправления.

Субъекты воспитания – это социальные педагоги (воспитатели), сотрудники исправительных учреждений. Они делятся на две большие группы – аттестованные и вольнонаемные. В зависимости от функциональных обязанностей сотрудники и воспитатели по-разному участвуют в организации воспитательного процесса. Непосредственно воспитанием занимаются начальники отрядов, заместители, преподаватели школ и профессионально-технических училищ, социальные педагоги (воспитатели); опосредованно – сотрудники режимно-оперативных, производственных, медицинских отделов и служб.


Прежде всего они призваны обеспечить комплексное использование предусмотренных зако­ном средств исправления. Вследствие этого им приходится решать организационные, производствен­ные, хозяйственные, административные и другие задачи, ко­торые возникают перед ним непрерывно в сложных сочета­ниях и зависимости. Это нередко приводит к тому, что за многообразием решаемых задач воспитатели теряют из виду главную цель – исправление осужденных, формирование у них готовности вести себя правопослушно в условиях свободы.

  1. Охарактеризуйте коллектив сотрудников как элемент воспитательной системы и субъект организации процесса исправления осужденных.

Коллектив сотрудников исправительного учреждения имеет структуру, определяемую его функциями и задачами. Структурными звеньями коллектива являются работники различных отделов и служб, включая в себя воспитательный, оперативно-режимный, производственный, финансовый и иной обеспечивающий аппарат, а также работников образовательной школы, профессионального училища, медицинской части, психологической и социальной службы. Каждое из этих подразделений решает группу вопросов, которые органически включены в общий комплекс работы с осуждёнными. Следовательно, успех воспитательной системы исправительного учреждения зависит как от каждого из этих структурных звеньев, так и от взаимодействия между ними.

Отдел воспитательной работы с осуждёнными организует нравственное, эстетическое, правовое воспитание; ведёт культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу; организует свободное от работы и учёбы время осуждённых. От общей направленности всей его работы зависит эффективность воспитательного процесса в учреждении в целом. Умение управлять процессом воспитания позволяет воспитателю организовать целенаправленное влияние на осуждённого со стороны сотрудников колонии, коллектива осуждённых, малых неофициальных групп, включить объект воздействия в работу по самовоспитанию.

  1. Рассмотрите общности осужденных как элемент воспитательной системы. Объектом исправления являются осужденные, характеризующиеся в первую очередь особым правовым положением, отличающимся от правового положения свободного гражданина существенным ограничением прав. Это, как правило, воспринимается и переживается осужденным как ущербность и вызывает стремление (как осознанное, так и неосознанное) к нарушению установленных правоограничений, нелегальному расширению своих прав и удовлетворению потребностей запрещенными способами. Поэтому воспитателям ИУ приходится встречаться со всевозможными ухищрениями, проявляемыми значительной частью осужденных в целях поддержания недозволенных связей в колонии и за ее пределами, что осложняет организацию педагогического процесса и руководство им, требует разработки специальных мер профилактики и предотвращения всевозможных нарушений. Большое значение для выбора стратегии исправительного воздействия имеет пенитенциарная направленность осужденных в период отбывания наказания, которая определяется по отношению осужденных к основным средствам исправления (труд, воспитательная работа, обучение, установленный порядок отбывания наказания, общественное воздействие), перспективам досрочного освобождения, совершенному преступлению, прежнему образу жизни, семье, другим людям, коллективу, администрации и т. д.

  2. Выделите и охарактеризуйте признаки коллектива осужденных, рассмотрите стадии его развития и принципы организации.


Создание коллектива осужденных является важным фактором в перевоспитании. В исправительном учреждении воздействие на личность всегда происходит через коллектив, и это воздействие бывает тем более полным, правильным и целенаправленным, чем скорее удается создать коллектив. В соответствии с этим деятельность воспитателя в значительной мере и направлена на организацию коллектива осужденных. Коллектив осужденных не представляет однообразную массу. Он состоит из отдельных ячеек — индивидуальностей, личностей, которые в свою очередь образуют группы и другие категории. При создании групп должна учитываться интенсивность прошлой преступной деятельности, вид ее, отбывание наказания в прошлом, проявляющиеся отношения к мерам воздействия, труду, режиму и т. д. Этот принцип должен соблюдаться применительно к различным группам осужденных, находящихся в колониях разного режима. Но и в колонии каждого типа продолжается процесс распределения осужденных на более мелкие группы, соответствующие индивидуальным особенностям личности. Здесь, как правило, учитываются личные симпатии и антипатии, конкретные связи и общие интересы по профессиональной деятельности, бригадные принципы и т. д. Существенную помощь в создании коллектива осужденных оказывает и сам режим УИН, который формирует одинаковые привычки в действиях, навыках, поведении: а это в свою очередь способствует возникновению традиций, скрепляющих коллектив.

К основным принципам изучения личности необходимо также отнести:

- непрерывность изучения осужденных (с первого до последнего дня);

- целеустремленность (какие сведения и для чего нужны воспитателю);

- оперативность использования полученных данных в том случае, если их достоверность не вызывает сомнений.
  1.   1   2   3   4   5   6


Представьте систему основных средств исправления осужденных.

В ч. 1 ст. 9 УИК РФ впервые на законодательном уровне дается определение понятия исправления осужденных. Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Оно рассматривается как процесс изменения личности осужденного, который происходит под воздействием как внешних (объективных), так и внутренних (субъективных) условий ее развития. В соответствии с ч. 2 ст. 9 УИК РФ к основным средствам исправления относятся: 1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); 2) воспитательная работа; 3) общественно полезный труд; 4) получение общего образования; 5) профессиональная подготовка; 6) общественное воздействие.

  1. Охарактеризуйте режим как средство исправления осужденных.

Режим является основным средством воздействия на лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы и ареста. В нем отражается отношение общества и государства к лицам, поправшим закон, мораль и нравственность общества, противопоставившим себя правопослушным гражданам. Режим в местах отбывания наказаний - категория общественная, социальная, правовая. Содержание режима исполнения и отбывания наказания, таким образом, составляют:

а) порядок исполнения лишения свободы, т.е. права, обязанности должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, формы и методы их исполнения;

б) права и обязанности лиц, отбывающих лишение свободы;

в) права и обязанности лиц, общающихся с осужденными в процессе отбывания ими лишения свободы (сотрудников ИУ, не обладающих властными полномочиями, и граждан, не относящихся к сотрудникам ИУ);

г) права и обязанности лиц, осуществляющих контроль за законностью исполнения и отбывания лишения свободы.

  1. Охарактеризуйте воспитательную работу как средство исправления осужденных.


Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных.

Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.

Воспитательная работа организуется администрацией исправительных учреждений на основе детальных планов, учебно-педагогических рекомендаций и иных документов, разрабатываемых в соответствующих структурах уголовно-исполнительной системы, призванных сделать процесс воспитательного воздействия на осужденных комплексным и эффективным. В тех же целях содействие в проведении воспитательных мероприятии могут оказывать общественные объединения.

  1. Представьте педагогическую характеристику общественно полезного труда как средства исправления осужденных.

В ИУ все осужденные подвергаются планомерному и целенаправленному педагогическому воздействию. Эффективность этого воздействия, сложность организации педагогического процесса в различных видах режимов ИУ отличается, как она отличается и в отношении каждого конкретно взятого осужденного. Общественно полезная деятельность осужденных — это прежде всего производительный труд. Воспитательная функция труда в процессе формирования личности общеизвестна. Он активно используется в жизнедеятельности осужденных. Кроме того, к общественно-полезной деятельности в условиях заключения относятся учебная деятельность, общественная деятельность в часы досуга, участие в художественной самодеятельности, культурно-досуговая и физкультурно-спортивная работа. Трудовое воспитание осужденных предусматривает закрепление у осужденных трудовых умений и навыков, психологической готовности к труду как в заключении, так и на воле, нравственного отношения к нему, осознанной потребности трудиться. Это направление является исключительно важным, так как труд, трудовая деятельность — одно из основных средств исправления и перевоспитания осужденных.