Файл: Охарактеризуйте пенитенциарную педагогику как отрасль педагогической науки ее объект, предмет, задачи, категории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 229

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вторая группа оценочных показателей отражает поведение, отношение осуждённого, коллектива осуждённых, отряда, колонии к направлениям, формам, методам, средствам, принципам, комплексу мероприятий воспитательной работы в учреждении.

Важнейшим показателем результативности воспитательной работы в ИУ является уровень рецидивной преступности лиц, освобождённых из мест лишения свободы. Безусловно, на уровень рецидивной преступности иногда влияют факторы, не зависящие от деятельности ИУ. Тем не менее, воспитательный процесс в местах лишения свободы должен быть организован так, чтобы осуждённые могли преодолеть любые трудности, встречающиеся на свободе, в период их ресоциализации.


39. Охарактеризуйте этапы исправления осужденных с точки зрения проводимых мероприятий.

Основными этапами процесса исправления в пенитенциарных учреждениях являются.

1. Подготовительный этап процесса исправления

При поступлении к месту отбывания наказания, на основе полученных документов осуждённого и беседы с ним проводится педагогическая диагностика. Выясняется, что представляет собой осуждённый как личность, причины его девиантного поведения, позитивные аспекты личности, отношение к решению суда, к отбыванию наказания и др. Полученные данные позволяют воспитателям определить цели и задачи перевоспитательной работы на начальный и последующий периоды срока наказания, особенности взаимодействия с осужденным и возможности их реализации. На этой основе определяются и планируются меры воздействия на личность осуждённого с целью его перевоспитания (мотивация, организация, контроль (аттестация), анализ, коррекция целей).

Для того, чтобы полнее оценить личность поступившего в места лишения свободы потенциального учащегося, педагогами ПУ № 88 проводится анкетирование, позволяющее увидеть отношение осуждённого к себе и окружающим, получить оценку происшедшего с ним (с его точки зрения), выявить интересы будущего ученика (приложение 3).

2. Этап непосредственной реализации процесса исправления

Реализация процесса исправления и перевоспитания начинается с деятельности по оказанию помощи осужденному в адаптации в новых для него условиях. В работе с рецидивистом учитываются особенности его вхождения в среду и возможности возникновения конфликта между ним и коллективом, группой и другими осуждёнными. В этом случае и характер педагогической деятельности имеет свое, специфическое содержание, определяемое средой и опытом воспитателей.

Постепенно осуждённый вливается в общий сложившийся исправительно-воспитательный процесс на период назначенного ему срока. Завершается адаптация постепенным втягиванием осуждённого в общий ритм труда, отдыха, взаимоотношений с окружающими.

Аттестация осужденных - итог индивидуально-воспитательной работы, коллективная всесторонняя характеристика, позволяющая сделать вывод о степени исправления каждого осуждённого. Для аттестации осуждённых в отряде создаётся комиссия в составе воспитателей отряда (СВО) (приложение 1). Аттестация проводится для каждого осуждённого не менее 1 раза в год.



Для этой цели используется наблюдение за осуждённым, его анкетирование, опрос живущих рядом, беседа с родственниками и работниками комнаты свиданий (поведение во время встреч с близкими и отношение к ним). В заключение аттестации оформляется характеристика с выводом о степени исправления осуждённого и объявляется ему под роспись (приложение 2). Характеристика приобщается к личному делу.

40. Определите значение индивид. форм воспит. работы в исправлении осужденных.

Форма – способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением. Содержание – единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме и неотделимое от неё.

Отношение формы и содержания характеризуется единством, отражая взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности. Однако это единство является относительным.

Во взаимоотношении содержания и формы содержание представляет подвижную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета.

Педагогический процесс в ИУ имеет своё содержание и соответствующую ему форму. Изменение в содержании любой составной части исправления осуждённых (трудовом, нравственном, правовом и т. д.) неизбежно влечёт за собой определённые изменения и формы воспитательных воздействий. Форма зависит от содержания, но и обладает относительной устойчивостью и самостоятельностью.

Форму следует отличать от метода. Если под методами исправления в пенитенциарной педагогике понимаются «способы непосредственного или опосредованного педагогического влияния на сознание, чувства и поведение осуждённых», то под формами педагогического взаимодействия принято понимать способы организации конкретного педагогического явления в пространстве и времени.

В теории исправления осуждённых существует множество классификаций форм воспитательных воздействий на осуждённых, произведённых по разным основаниям. Наиболее общей является следующая классификация форм: индивидуальные, групповые, коллективные и массовые. Эта классификация основана на объекте педагогического процесса.

Основу индивидуальной воспитательной работы составляютиндивидуальные формыпедагогических воздействий. Они применяются с учётом индивидуальных особенностей личности. Индивидуальные формы педагогического взаимодействия осуществляются в основном через индивидуальную воспитательную работу, которая, как свидетельствуют теория и практика исправления осуждённых, является важнейшим направлением деятельности исправительных учреждений и базируется на индивидуальном подходе. 
Индивидуальный подход как принцип педагогики предполагает организацию педагогического воздействия на конкретного осуждённого, основанного на всестороннем знании личности и условий жизни. Индивидуальная работа проводится в течение всего периода взаимодействия с осуждённым, поэтому её можно определить следующим образом: индивидуальная воспитательная работа с осуждённым – это комплекс целенаправленных воздействий субъекта на объект, результатом которых является изменение (исправление) личности осуждённого. Следовательно, объектом индивидуальной работы выступает конкретный осуждённый, а субъектом – не только отдельный сотрудник – воспитатель осуждённых, но и коллектив осуждённых, группы и отдельные, положительно направленные осуждённые, а также представители благотворительных, общественных, религиозных организаций (объединений) и родственники осуждённых.

Индивидуальная работа предусматривает изучение личности осуждённых, прежде всего характера и направленности совершённого преступления, составление программы индивидуальных воспитательных воздействий на каждого человека, организацию самовоспитания и т. п.

Результативная организация педагогического процесса в ИУ предполагает оптимальные соотношения индивидуальных и групповых (коллективных, массовых) форм воспитательных воздействий на осуждённых. Нужно отметить, что действенность всех форм в решающей степени зависит от личности воспитателя.

В процессе исправления нельзя ограничиваться какой-либо одной формой воспитательного воздействия на осуждённых. Важнейшее требование к воспитательной работе – это применение разнообразных форм её организации и постоянное их совершенствование. Несмотря на многообразие и сложность форм воспитательных воздействий на осуждённых, все они служат общей цели – исправлению лиц, лишённых свободы.
41. Дайте общую характеристику основным направлениям воспитательной работы с осужденными.
Существуют следующие основные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях:

1. Правовое воспитание осужденных. Это процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им. Его задача заключается в том, чтобы максимально добиваться усвоения осуждёнными
знаний основных законов государства, и на этой основе способствовать формированию у них высокого правосознания, безусловного, порой рефлексивного соблюдения законов. С этой целью в программы профессиональной подготовки и начального профессионального образования введен предмет «Основы права».

2. Нравственное воспитание осужденных предусматривает целенаправленную деятельность, направленную на определение и устранение у осужденных чуждых обществу моральных качеств и убеждений. Такое специфическое воздействие направлено на то, чтобы эффективнее и как можно скорее искоренить у правонарушителя антиобщественные взгляды, преступную психологию. Было бы неверно полагать, что каждый осуждённый сразу же, с момента лишения свободы, будет исправляться и перевоспитываться. Особенно осложняется задача педагогов в отношении преступников-рецидивистов, поскольку это люди, как правило, зрелого возраста и с ярко выраженными антиобщественными взглядами на жизнь. В основе данного направления - формирование гражданина. Система воспитательной работы направлена на формирование положительного в личности осуждённого. Приветствуется религиозное воспитание в исправительном учреждении.

3. Трудовое воспитание осужденных. Нравственный и физический дискомфорт, который ощущает на производстве не имеющий трудовой привычки взрослый человек, является серьёзной причиной, мешающей ему адаптироваться в трудовой среде. В значительной мере это объясняется тем, что из числа правонарушителей, поступающих в исправительные учреждения, почти каждый пятый не был занят на свободе общественно полезным трудом. Главное - пробудить у осуждённых желание трудиться. Во всех учреждениях УИС созданы Центры трудовой адаптации осуждённых.

4. Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осужденных. Оно позволяет не допустить деградации личности Деградация личности - её распад как ослабление субординации иерархически низших уровней её динамической функциональной структуры высшими. Д.л. может быть как социально обусловлена аморальным и противоправным воспитанием, так и биологически-психическим заболеванием или наркоманией, алкоголизмом. осуждённого, сохранить его человеческое достоинство Достоинство - самоуважение, осознание значимости своей личности., направлено на развитие физических способностей, укрепления здоровья, формирования морально-волевых качеств.