Файл: Охарактеризуйте пенитенциарную педагогику как отрасль педагогической науки ее объект, предмет, задачи, категории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 227

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Режим - комплекс требований, правил, ограничений, запретов, охватывающий всю жизнь осужденных. Вводимые ограничения и особый порядок жизнедеятельности обусловлены необходимостью, с одной стороны, оказания карательного воздействия, а с другой - потребностями специально организуемого воспитательного процесса.

6. Общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы.

Значение общеобразовательного и профессионального обучения лиц, лишенных свободы, определяется тем, что в соответствии со ст. 9 УИК оно является одним из основных средств исправления осужденных. Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.
В исправительных учреждениях функционируют два вида профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных:

1) обучение в профессиональных училищах, которые создаются в местах лишения свободы;

2) обучение на производстве исправительных учреждений.
42. Дайте понятие принципов исправления осужденных, перечислите особенности их применения в воспитательной работе с осужденными.

Для правильного решения воспитательных задач большое значение имеют глубокое знание и умелое применение сотрудниками исправительных учреждений принципов исправления осуждённых. Это помогает проникать в сущность педагогического процесса, видеть перспективу воспитательной деятельности, умело использовать в практической работе различные методы воздействия на сознание и поведение правонарушителей, определять оптимальные средства и формы работы с ними.

Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения, теоретической программы. В принципах педагогика раскрывает методологический подход, определяющий общую позицию воспитателя, его мировоззрение, педагогические взгляды на свою деятельность.

Принципы исправления осуждённых – это система ведущих идей, определяющих основное направление, содержание, организацию, методы, средства и формы исправления осуждённых. Они закономерно вытекают из целей и задач, стоящих перед нашим обществом в целом, цели уголовного наказания в обществе и деятельности исправительных учреждений по его исполнению.


К первой группе принципов исправления осуждённых относятся:

· целенаправленность процесса исправления осуждённых;

· соответствие средств, форм и методов воздействия гуманистической, нравственной направленности процесса исправления;

· связь процесса исправления осуждённых с жизнью;

· соблюдение законности в процессе исправления осуждённых.

Ко второй группе принципов исправления осуждённых относятся:

· принцип включения осуждённых в активную общественно полезную деятельность;

· принцип формирования в среде осуждённых коллективистских отношений;

· принцип сочетания требовательности к осуждённым с гуманным и справедливым отношением к ним;

· принцип опоры в воспитательной работе на положительные качества личности;

· принцип дифференцированного и индивидуального подхода;

· принцип комплексного подхода в воспитательной деятельности

Основополагающим принципом исправления осуждённых является целенаправленность процесса исправления осуждённых. Этот принцип указывает направление к достижению воспитательных целей. Цель определяется как начальная перспектива с тем, чтобы в зависимости от достигаемых результатов перевоспитания можно было бы определить её более точно, скорректировав на большую перспективу. Она выступает как ориентир, позволяющий воспитателю выстроить перед осуждённым целую систему «перспективных линий» – от ближней к дальней. В качестве дальней цели может быть определена перспектива окончательного исправления и возвращения бывшего преступника в жизнь общества сознательным, законопослушным членом.

Принцип соответствия средств, форм и методов воздействия гуманистической, нравственной направленности процесса исправления вытекает из предыдущего. Цель всегда рассматривается во взаимоотношении со средствами. Законодатель в качестве средств исправления осужденных определил: режим, воспитательную работу, общественно полезный труд, общее образование, профессиональную подготовку и общественное воздействие. Гуманистический, нравственный характер указанных средств обусловлен уже тем, что в них

отражены основные виды жизнедеятельности, в которых формируется, развивается личность. Применяемая в процессе исправления осуждённых система методов, форм воспитательных взаимодействий, несмотря на определённую их специфику, соответствует таковым, применяемым в любых воспитательных системах нашего общества, и по своей направленности отвечает цели исправления осуждённого, возвращения обществу социально полезного гражданина. Именно в этом заключается основная идея данного принципа.

Принцип соблюдения законности в процессе исправления осуждённых отражает объективно существующую зависимость организации воспитательного процесса от правовой регламентации жизни и деятельности осуждённых в период отбывания уголовного наказания, поскольку регулируется не только само исполнение наказания, но также и взаимоотношения, возникающие между осуждёнными, между осуждёнными и сотрудниками, между осуждёнными и обществом. Любое воспитательное влияние на осуждённого может быть оказано лишь в пределах норм права. В уголовно-исполнительном праве отражены цели педагогического процесса в исправительных учреждениях, обоснованы правовые аспекты возможных педагогических решений и т. д. В работе воспитателя не должно иметь место противопоставление законности и педагогической целесообразности.

Принцип комплексного подхода к исправлению осуждённых заложен в самой цели воспитания, направленной на всестороннее развитие личности. Сущность принципа комплексного подхода заключается в тесном сочетании нравственного, трудового, правого, эстетического, физического воспитания. Он предполагает комплексность основных компонентов воспитания: целей и задач, содержания воспитательных влияний и деятельности осуждённых, методов и форм воспитания и самовоспитания, стимулирования деятельности правонарушителей, контроля и самоконтроля в процессе воспитания, анализа и самоанализа достигнутых результатов, которые позволяют наметить новые цели и задачи с учётом достигнутых результатов и нерешённых проблем, при необходимости осуществить их корректировку.

Творческое применение принципов исправления в процессе воспитательной работы помогает значительно повысить её эффективность.

43. Дайте характеристику формам воспитательной работы с осужденными.


Формы воспитательного взаимодействия составляют основу планов воспитательной работы в ИУ, в которых отражаются различные мероприятия, направленные на реализацию процесса перевоспитания. Формы воспитательного взаимодействия — это способы организации совместных усилий отдельных воспитателей, коллективов воспитателей, осужденных, групп и общностей осужденных в решении задач перевоспитания осужденных. В пенитенциарной педагогике наиболее распространенной является классификация форм воспитательного взаимодействия по объекту педагогического взаимодействия: отдельная личность — индивидуальная форма, группа — групповая общность осужденных — массовая форма. При этом в качестве субъекта может выступать отдельный воспитатель, коллектив или группа сотрудников либо члены самодеятельных организаций или групп осужденных. Умелое использование и сочетание всех форм воспитательного взаимодействия позволяет субъекту воспитания занимать ведущее место в системе педагогических отношений, нивелировать специфическое влияние неформальных общностей осужденных с отрицательной направленностью, максимально использовать социально-психологические закономерности взаимного влияния людей. Именно в формах воспитательного взаимодействия более всего выражена специфика различных воспитательных систем.

Выбор формы педагогического воздействия определяется: 1. целями воспитания, традициями; 2. принципами и методами; 3. особенностями объекта и субъекта воспитания; 4. условиями, в которых протекает педагогический процесс.

Эти формы часто носят характер средних и дальних перспектив для осужденных, ожидаемых ими, к которым они заблаговременно готовятся. Если в зависимости от конкретной педагогической ситуации на первый план выступает то или иное направление, та или иная форма, это лишь доказывает педагогическую аксиому о ее неповторимости и о необходимости творческого подхода в ее решении. Более распространенными являются групповые воспитательные мероприятия (беседы, занятия по социально-правовым и экономическим вопросам, собрания отряда осужденных и др.).

Индивидуальные формы воспитательного взаимодействия.

Они применяются с учетом индивидуальных — особенностей личности осужденного. К ним относятся индивидуальные беседы с осужденными, личные поручения, отчеты осужденных перед членами советов воспитателей, обсуждение их поведения на заседаниях актива, аттестация, разработка индивидуальных планов самовоспитания и др., т.е. вся система организованного влияния на личность осужденного, а не только форма «парного» (воспитатель — осужденный) взаимодействия (так называемая «парная педагогика»). На личность осужденного влияют как отдельные воспитатели, сотрудники, так и их коллективы, а также коллективы осужденных или его отдельные полномочные представители. В пенитенциарной литературе и практике понятия индивидуальной формы взаимодействия отождествляют подчас с индивидуальной воспитательной работой, причем последней уделяется при описании воспитательного процесса гипертрофированное значение. Индивидуальная воспитательная работа — это деятельность субъекта воспитания, его работа, направленная на конкретную личность осужденного. Но только включение самого осужденного в процесс общения с субъектом воспитания позволяет применять к данному явлению понятие «взаимодействие». Индивидуальная воспитательная работа невозможна без специального, целенаправленного изучения личности осужденного, которое на практике совпадает с этапами адаптации осужденных: первоначальной, основной, заключительной, включающей подготовку к освобождению. Каждому из них соответствуют определенные методы изучения, набор которых зависит от целей конкретного этапа. Так, для первоначального этапа изучения личности осужденного характерными являются: изучение его личного дела; анализ данных медицинского освидетельствования; наблюдение за ним в период карантина, этапа вхождения в коллектив отряда, бригады, звена; ознакомительные и установочные беседы.