Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1213

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


практики, учитывающее социальное, культурное, духовное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о телевидении как визуально-зрелищном искусстве;

учиться дискутировать, аргументированно высказывать своё мнение, вести диалог по проблеме.

Метапредметные результаты:

анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя их отличительные особенности;

уметь строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока (в соответствии с возраст­ными особенностями);

включаться в диалог с учителем и сверстниками;

уметь слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём идёт речь;

строить монологическое высказывание, владеть диало­гической формой речи (с учётом возрастных особенно­стей), уметь находить необходимые аргументы, обосно­ванно излагать своё мнение;

участвовать в дискуссиях по проблемам, поставленным учителем.

На последнем уроке, который можно провести как дис­куссию или открытую трибуну, учитель ставит вопрос о том, воплощается ли стремление телевидения к передаче правды реального мира в его сиюминутном экранном изображении или больше истины и правды мы можем найти в творениях Леонардо и Бетховена, Рублёва и Шекспира. Иллюзия реаль­ного ещё не есть правда. Прозрение и дар художника дают нам истинное понимание мира и самих себя.

Учитель ставит вопрос о том, лучше ли модный фильм про­стого рисунка оттого, что он создан при помощи компьютера. Нет, никакая новая технология в искусстве не отменяет своих предшественников. Кино не отменяет театр, телевидение не от­меняет кино, а все они вместе не отменяют живопись, музыку и поэзию. Истинное искусство бессмертно. Оно — вечный спут­ник человека на дороге длиною в жизнь.

Учебно-исследовательское задание

На уроке проводится общая дискуссия, возможна и иная форма подведения итогов года.

В дискуссии, например, на тему «Роль и значение искус­ства в жизни человека и общества» исследуется положительное и отрицательное влияние на общественное сознание средств массовой коммуникации, выявляются личные критерии учащих­ся при оценке телезрелищ. Обсуждается также значение миро­вого художественного наследия в дальнейшей жизни учащихся как основы их духовного и жизненного становления.


Творческое задание. Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель»

Итоговый урок года может быть проведён как просмотр творческих работ за IV четверть или за весь год.

Из рекомендаций и опыта учителей

Голицына В. Б. (Москва). Говоря о своём опыте и опыте коллег по проведению заключительного урока, хочу выделить несколько возможных вариантов. Мы делали итоговое занятие в форме общешкольного киносмотра (нон-стоп) лучших видео­работ за две последние четверти. У моих коллег сложилась тра­диция проведения в конце учебного года недельного фестиваля искусств, на котором проходит выставка рисунков, фотографий и инсталляций, конкурсный показ видеоработ, на сцене пока­зываются этюды и работы, выросшие из них, а затем следует концерт или весенний карнавал.

Интересен пример коллег, работающих в режиме школы ис­кусств: заключительные уроки у нас посвящены подготовке к экзамену и его проведению. Настоящая программа «Изобрази­тельное искусство...» служит его основой. Результаты теорети­ческого и творческого экзаменов играют существенную роль в дальнейшей творческой профессионализации учащихся.

Кобозев А. А. (Москва). Утверждая те или иные критерии восприятия искусства, объясняя величие истинности прекрас­ного, учителям не стоит забывать о том, что у людей разного возраста разные художественные предпочтения и приоритеты. То, что кажется нам интересным в детстве, не совпадает с на­шими предпочтениями в зрелом возрасте. Поэтому мы не смо­жем разделить пристрастий учеников к рэпу или граффити, а они — наших пристрастий к Тарковскому или Прокофьеву. Это не значит, что мы не должны расширять их горизонты и воспи­тывать интерес к подлинным произведениям искусства. Вопрос не в том, надо ли это делать, а в том, как это делать. К сожа­лению, вряд ли существуют всеобщие методические отмычки,

которые помогут найти ключи к сердцу и душе ребёнка, язык для разговора с ним на эти темы.



Сегодня более чем когда-либо возрастает личностное вли­яние учителя на ученика. Ни для кого не тайна, что, если уче­ники влюбляются в учителя, они влюбляются и в предмет. Если учитель сам чем-то искренне увлечён, то и те, кто рядом с ним, оказываются в поле притяжения его пристрастий и интересов. В художественном образовании «педагогика Сердца» помогает детям постичь искусство от учителя и через него.

Питерских А. С. (Москва). Последний урок, конечно, не по­следняя встреча ваших воспитанников с искусством. Их обраще­ние к нему в какой-то, пусть небольшой, степени определяется вашей работой. Никто из нас не тешит себя надеждой на то­тальное просвещение и всеобщее художественное просветление общества. Достаточно взглянуть на многовековые устремления лучших просветителей сделать общество человечнее и светлее. Однако это не значит, что не надо бороться за лучшее будущее наших детей. Как сказал поэт Назым Хикмет, «ведь если ты го­реть не будешь, ведь если я гореть не буду — то кто же здесь рассеет тьму?!». Просто надо соотносить свои возможности с бесконечной грандиозностью задачи. И успешным итогом своей работы, по-моему, можно считать не всеобщее художественное прозрение, а поворот к свету Искусства ну хотя бы двух-трёх детских сердец. Но я уверен, что в вашем классе вам удастся добиться большего. Успеха вам!


Заключение

Как показывают все проведённые мониторинги, тесто­во-диагностические замеры и опыт многих учителей, точно выстроенная работа по программе «Изобразительное искус­ство.» и учебнику раскрывает творческий потенциал учащих­ся, расширяет их зрительскую культуру и является серьёзным фундаментом для их художественного саморазвития и буду­щей творческой профессионализации. Надеемся, что эта кни­га для учителя и рекомендации, содержащиеся в ней, будут способствовать выработке вашей личной стратегии проведе­ния уроков по курсу «Изобразительное искусство», повысят вашу педагогическую компетентность и помогут при реали­зации требований ФГОС, в том числе в создании средствами образования условий для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе.

Работа по учебно-методическому комплекту (рабочая про­грамма, учебник, поурочные разработки) поможет московскому образованию в решении таких приоритетных задач, как:

формирование «Московского стандарта качества» — си­стемы дополнительных требований к содержанию, усло­виям и результатам образовательного процесса;

создание механизмов использования интеллектуальных и социокультурных ресурсов столицы в образовании;

достижение эффективности и опережающего развития инфраструктуры, обеспечивающей художественно-твор­ческое воспитание ребёнка через использование куль­турной среды и визуально-информационных образова­тельных технологий.

Решение этих задач должно быть обеспечено конкрет­ной работой конкретных учителей, для которых и разрабо­тан учебно-методический комплект, обеспечивающий про­ведение уроков изобразительного искусства в 8 (9) классе. Поурочные разработки, входящие в комплект, раскрывают способы организации познавательной и творческой работы учащихся.

Все части комплекта составляют единое целое, но у каж­дой из них своя функция и каждая помогает учителю на раз­ных этапах его работы. Программа
выстраивает системность художественного образования, формулирует содержательно­дидактические основы педагогической деятельности. Учебник, реализуя эти принципы, даёт текстовой и иллюстративный материал для учащихся и раскрывает содержание их творче­ской деятельности. Поурочные разработки освещают работу учителя в пространстве урочной (и внеурочной) деятельности, предлагают различные формы индивидуальной и коллектив­ной проектной деятельности учащихся.

Предполагается, что учебник - основная составляющая комплекта есть у каждого ученика. Однако методические па­раметры работы с учебником задаются педагогом, который выделяет главные содержательные моменты в тексте и зри­тельном ряде. Учебник формирует познавательно-творческие способности ученика, оставляя при этом пространство для его художественного и духовного саморазвития. Авторы стреми­лись заинтересовать учащихся, дать им толчок для дальней­шего самостоятельного изучения изобразительных искусств. Очень хотелось бы, чтобы этот посыл был поддержан и развит учителем, ведь учебник только отправная точка на пути позна­ния синтетических искусств. Ученику ещё предстоит многое узнать, познакомиться со знаменитыми произведениями те­атра и кино. Чтобы почувствовать характер и нерв этих бурно развивающихся сегодня искусств, ребята под руководством учителя должны изучать их в контексте развития современного искусства, посещая выставки, спектакли, просматривая новые фильмы, телевизионные передачи (каналы «Культура», «Наша планета»), имеющие просветительский характер, а также читая тематические журналы.

Изучение синтетических искусств требует изрядной ма­териально-технической подготовки. Даже талантливому и опытному учителю не удастся провести занятие, как гово­рится, на пальцах. Если мы говорим ученикам об искусствах, основанных на визуально-экранных технологиях, то и занятие для этого должно быть обеспечено хоты бы минимумом этих технологий.

Специфика преподавания синтетических искусств, как уже говорилось, требует от педагога владения фотоаппаратом и видеокамерой, основами режиссуры и драматургии, оператор­ского и актёрского мастерства. Необходимо создание личной видеотеки, в которую должен входить иллюстративный ряд к уроку, а также записи спектаклей, фильмов, телепередач, ко­торые и станут наглядным раскрытием искусства театра и кино. В эту же видеометодичку следует включить коллекцию лучших детских работ по всем темам года. Каждый учитель сможет убедиться, какое это будет важное подспорье при выполнении учащимися исследовательских и творческих проектов. Нужно фиксировать разные этапы работы по выполнению проектов, таким образом будет наглядно раскрыта этапность и методика работы по заданиям каждого урока.