Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1213
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
практики, учитывающее социальное, культурное, духовное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о телевидении как визуально-зрелищном искусстве;
учиться дискутировать, аргументированно высказывать своё мнение, вести диалог по проблеме.
Метапредметные результаты:
анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя их отличительные особенности;
уметь строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока (в соответствии с возрастными особенностями);
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
уметь слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём идёт речь;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей), уметь находить необходимые аргументы, обоснованно излагать своё мнение;
участвовать в дискуссиях по проблемам, поставленным учителем.
На последнем уроке, который можно провести как дискуссию или открытую трибуну, учитель ставит вопрос о том, воплощается ли стремление телевидения к передаче правды реального мира в его сиюминутном экранном изображении или больше истины и правды мы можем найти в творениях Леонардо и Бетховена, Рублёва и Шекспира. Иллюзия реального ещё не есть правда. Прозрение и дар художника дают нам истинное понимание мира и самих себя.
Учитель ставит вопрос о том, лучше ли модный фильм простого рисунка оттого, что он создан при помощи компьютера. Нет, никакая новая технология в искусстве не отменяет своих предшественников. Кино не отменяет театр, телевидение не отменяет кино, а все они вместе не отменяют живопись, музыку и поэзию. Истинное искусство бессмертно. Оно — вечный спутник человека на дороге длиною в жизнь.
Учебно-исследовательское задание
На уроке проводится общая дискуссия, возможна и иная форма подведения итогов года.
В дискуссии, например, на тему «Роль и значение искусства в жизни человека и общества» исследуется положительное и отрицательное влияние на общественное сознание средств массовой коммуникации, выявляются личные критерии учащихся при оценке телезрелищ. Обсуждается также значение мирового художественного наследия в дальнейшей жизни учащихся как основы их духовного и жизненного становления.
Творческое задание. Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель»
Итоговый урок года может быть проведён как просмотр творческих работ за IV четверть или за весь год.
Из рекомендаций и опыта учителей
Голицына В. Б. (Москва). Говоря о своём опыте и опыте коллег по проведению заключительного урока, хочу выделить несколько возможных вариантов. Мы делали итоговое занятие в форме общешкольного киносмотра (нон-стоп) лучших видеоработ за две последние четверти. У моих коллег сложилась традиция проведения в конце учебного года недельного фестиваля искусств, на котором проходит выставка рисунков, фотографий и инсталляций, конкурсный показ видеоработ, на сцене показываются этюды и работы, выросшие из них, а затем следует концерт или весенний карнавал.
Интересен пример коллег, работающих в режиме школы искусств: заключительные уроки у нас посвящены подготовке к экзамену и его проведению. Настоящая программа «Изобразительное искусство...» служит его основой. Результаты теоретического и творческого экзаменов играют существенную роль в дальнейшей творческой профессионализации учащихся.
Кобозев А. А. (Москва). Утверждая те или иные критерии восприятия искусства, объясняя величие истинности прекрасного, учителям не стоит забывать о том, что у людей разного возраста разные художественные предпочтения и приоритеты. То, что кажется нам интересным в детстве, не совпадает с нашими предпочтениями в зрелом возрасте. Поэтому мы не сможем разделить пристрастий учеников к рэпу или граффити, а они — наших пристрастий к Тарковскому или Прокофьеву. Это не значит, что мы не должны расширять их горизонты и воспитывать интерес к подлинным произведениям искусства. Вопрос не в том, надо ли это делать, а в том, как это делать. К сожалению, вряд ли существуют всеобщие методические отмычки,
которые помогут найти ключи к сердцу и душе ребёнка, язык для разговора с ним на эти темы.
Сегодня более чем когда-либо возрастает личностное влияние учителя на ученика. Ни для кого не тайна, что, если ученики влюбляются в учителя, они влюбляются и в предмет. Если учитель сам чем-то искренне увлечён, то и те, кто рядом с ним, оказываются в поле притяжения его пристрастий и интересов. В художественном образовании «педагогика Сердца» помогает детям постичь искусство от учителя и через него.
Питерских А. С. (Москва). Последний урок, конечно, не последняя встреча ваших воспитанников с искусством. Их обращение к нему в какой-то, пусть небольшой, степени определяется вашей работой. Никто из нас не тешит себя надеждой на тотальное просвещение и всеобщее художественное просветление общества. Достаточно взглянуть на многовековые устремления лучших просветителей сделать общество человечнее и светлее. Однако это не значит, что не надо бороться за лучшее будущее наших детей. Как сказал поэт Назым Хикмет, «ведь если ты гореть не будешь, ведь если я гореть не буду — то кто же здесь рассеет тьму?!». Просто надо соотносить свои возможности с бесконечной грандиозностью задачи. И успешным итогом своей работы, по-моему, можно считать не всеобщее художественное прозрение, а поворот к свету Искусства ну хотя бы двух-трёх детских сердец. Но я уверен, что в вашем классе вам удастся добиться большего. Успеха вам!
Заключение
Как показывают все проведённые мониторинги, тестово-диагностические замеры и опыт многих учителей, точно выстроенная работа по программе «Изобразительное искусство.» и учебнику раскрывает творческий потенциал учащихся, расширяет их зрительскую культуру и является серьёзным фундаментом для их художественного саморазвития и будущей творческой профессионализации. Надеемся, что эта книга для учителя и рекомендации, содержащиеся в ней, будут способствовать выработке вашей личной стратегии проведения уроков по курсу «Изобразительное искусство», повысят вашу педагогическую компетентность и помогут при реализации требований ФГОС, в том числе в создании средствами образования условий для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе.
Работа по учебно-методическому комплекту (рабочая программа, учебник, поурочные разработки) поможет московскому образованию в решении таких приоритетных задач, как:
формирование «Московского стандарта качества» — системы дополнительных требований к содержанию, условиям и результатам образовательного процесса;
создание механизмов использования интеллектуальных и социокультурных ресурсов столицы в образовании;
достижение эффективности и опережающего развития инфраструктуры, обеспечивающей художественно-творческое воспитание ребёнка через использование культурной среды и визуально-информационных образовательных технологий.
Решение этих задач должно быть обеспечено конкретной работой конкретных учителей, для которых и разработан учебно-методический комплект, обеспечивающий проведение уроков изобразительного искусства в 8 (9) классе. Поурочные разработки, входящие в комплект, раскрывают способы организации познавательной и творческой работы учащихся.
Все части комплекта составляют единое целое, но у каждой из них своя функция и каждая помогает учителю на разных этапах его работы. Программа
выстраивает системность художественного образования, формулирует содержательнодидактические основы педагогической деятельности. Учебник, реализуя эти принципы, даёт текстовой и иллюстративный материал для учащихся и раскрывает содержание их творческой деятельности. Поурочные разработки освещают работу учителя в пространстве урочной (и внеурочной) деятельности, предлагают различные формы индивидуальной и коллективной проектной деятельности учащихся.
Предполагается, что учебник - основная составляющая комплекта есть у каждого ученика. Однако методические параметры работы с учебником задаются педагогом, который выделяет главные содержательные моменты в тексте и зрительном ряде. Учебник формирует познавательно-творческие способности ученика, оставляя при этом пространство для его художественного и духовного саморазвития. Авторы стремились заинтересовать учащихся, дать им толчок для дальнейшего самостоятельного изучения изобразительных искусств. Очень хотелось бы, чтобы этот посыл был поддержан и развит учителем, ведь учебник только отправная точка на пути познания синтетических искусств. Ученику ещё предстоит многое узнать, познакомиться со знаменитыми произведениями театра и кино. Чтобы почувствовать характер и нерв этих бурно развивающихся сегодня искусств, ребята под руководством учителя должны изучать их в контексте развития современного искусства, посещая выставки, спектакли, просматривая новые фильмы, телевизионные передачи (каналы «Культура», «Наша планета»), имеющие просветительский характер, а также читая тематические журналы.
Изучение синтетических искусств требует изрядной материально-технической подготовки. Даже талантливому и опытному учителю не удастся провести занятие, как говорится, на пальцах. Если мы говорим ученикам об искусствах, основанных на визуально-экранных технологиях, то и занятие для этого должно быть обеспечено хоты бы минимумом этих технологий.
Специфика преподавания синтетических искусств, как уже говорилось, требует от педагога владения фотоаппаратом и видеокамерой, основами режиссуры и драматургии, операторского и актёрского мастерства. Необходимо создание личной видеотеки, в которую должен входить иллюстративный ряд к уроку, а также записи спектаклей, фильмов, телепередач, которые и станут наглядным раскрытием искусства театра и кино. В эту же видеометодичку следует включить коллекцию лучших детских работ по всем темам года. Каждый учитель сможет убедиться, какое это будет важное подспорье при выполнении учащимися исследовательских и творческих проектов. Нужно фиксировать разные этапы работы по выполнению проектов, таким образом будет наглядно раскрыта этапность и методика работы по заданиям каждого урока.