Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1212
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Роль визуально-зрелищных искусств в жизни общества и человека»
Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:
понимать роль телевидения в современном мире, его позитивное и негативное влияние на психологию человека, культуру и жизнь общества;
анализировать поток массовой культуры и экранной макулатуры и критически относиться к нему;
различать низкосортные подделки, попсу, кич и истинно художественное, для чего нужно постоянно повышать уровень своей художественной культуры и знаний.
Личностные результаты:
приобретать навыки по освоению социальных норм, правил поведения в социальной жизни в группах и сообществах;
приобретать основы морального сознания и компетентности при решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
приобретать навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и практической творческой деятельности;
иметь установку на безопасный, здоровый образ жизни;
вырабатывать положительное отношение к результатам своих исследовательских и практических работ.
Метапредметные результаты:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
приобретать и развивать ИКТ-компетенции;
уметь анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя их отличительные признаки;
интегрироваться в группу сверстников, уметь ладить с участниками действия, не демонстрируя превосходство над другими, и вежливо общаться;
понимать и принимать задачу групповой работы, распределять функции в группе при выполнении заданий.
Эта заключительная тема курса рассматривается в учебнике в двух подглавках. Педагог, распределяя учебное время, может использовать для раскрытия темы два урока, а может — один урок, другой посвятив подведению итогов всего года.
Заключительные уроки чрезвычайно важны — они подобны компасу, который помогает учащимся ориентироваться не только в чисто телевизионном, но вообще в современном визуальноизобразительном пространстве. В связи с этим рассматривается позитивная и негативная роль СМИ в формировании сознания и культуры общества. Телевидение — регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты массовой культуры. И часто телеэкран становится не пространством культуры, а кривым зеркалом, отражающим пошлость в царстве попсы. Развитие художественного вкуса и овладение богатствами культуры — антитеза этому и путь духовно-эстетического становления личности.
Очень важно найти общий язык с классом, чтобы ребята поняли, что развитие Интернета ещё более изменило нашу жизнь, чем телевидение. Сайты, блоги, социальные сети (Facebook, Twitter, Livejournal) стали не просто обыденной терминологией, а формой общения и связи всё большего числа людей. Общение с экранным собеседником, картинкой или текстом важно. Но оно не может заменить самой жизни.
Если предыдущий урок был посвящён анализу социокультурной роли телевидения, СМИ и Интернета в жизни общества и каждого человека, то здесь следует сосредоточиться на осмыслении тенденций развития изобразительного искусства сегодня.
Учебно-исследовательское задание
Итоговые уроки могут проводиться в форме исследовательского обзора или контрольной работы по данной теме, направленность и название которой определяются учителем. Причём тему рекомендуется формулировать так, чтобы была раскрыта идеология массовой культуры, воплощённая в потоке «развлекухи», низкопробного кича, обращённого к низменному в человеке, заменяющего любовь сексом, а стремление к свету и познанию — стремлением к «хлебу и зрелищам». Многое на экране превращает зрителя в человека толпы, человека недумающего, с которым можно делать то, что захочется, ибо внутри его пустота, заполняемая чем угодно.
Творческое задание. Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель»
Учитель помогает учащимся во всех аспектах окончания работы над видеоочерком, репортажем или небольшим песенным либо музыкальным видеоклипом. При этом уже сейчас следует начать подготовку к итоговому просмотру: выстроить сценарий, отобрать материалы и определить характер их подачи.
Из рекомендаций и опыта учителей
Питерских О. А. (Москва). Темы этого и предыдущего уроков связаны между собой — они посвящены развитию современных визуально-информационных технологий, изменению языка и форм постижения искусством действительности, а также роли экранных искусств, телевидения и Интернета в жизни человека и общества. Телевидение всё больше предстаёт орудием манипуляции общественным сознанием в тех или иных целях, но уж точно не в целях просвещения, культурного и гуманитарного развития зрителей. Не секрет, что молодые люди всё больше уходят в Интернет как коммуникативное пространство. Все мы, если не будем скрывать, прекрасно знаем, что дети почти не читают книг и не слушают классику, не ходят в театры и на выставки, не смотрят телевизор, во всяком случае те программы, которые им рекомендуют учителя. Интернет всё больше становится визуальной средой обитания, и задача учителя — направить в разумные и полезные рамки влияние компьютера на учеников. Одно дело — через Интернет формировать свою программу телепросмотра, другое дело — часами «зависать» в компьютерных играх и заменять реальную жизнь виртуальным общением в социальных сетях. Конечно, не всё в силах учителя, но поднимать этот вопрос он должен. Вообще роль учителя во многом сегодня приобретает функции тьютора — педагога, который разрабатывает индивидуальные образовательные программы учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования.
Исследовательская работа на последних уроках может проводиться не в форме аналитических рефератов, а как свободная трибуна, открытый обмен мнениями, в котором очень важна личная позиция учителя по отношению к современному искусству.
Алёшина Т. В. (Москва).
Последние практические занятия мы отводим на создание видеоэтюда, репортажа или клипа, которые по сути становятся завершающей работой года, в которой реализуются все знания и умения, приобретённые учениками в освоении экранной грамоты. Также это становится проверкой уровня кинокультуры, проявляющейся в оценке работ наших воспитанников. Я стараюсь оценивать созданные ребятами работы не в одиночку, а вместе с ними. Часто создаём некое жюри, привлекаем в его состав других желающих учеников и учителей, стремясь превратить этот просмотр в общешкольный кинопроект.
Питерских А. С. (Москва). Говоря об экранном и изобразительном искусстве, учителю следует помнить, что современное искусство и культура представляют собой сложный и противоречивый конгломерат различных художественных теорий и течений, в котором реалистическое искусство оказывается в общественном сознании связанным с классическим искусством прошлого. Утверждая непреходящие ценности Рафаэля и Брунеллески, Рублёва и Баженова, следует акцентировать внимание учащихся на неистощимости потенциала реалистического искусства в нашей сегодняшней жизни. Он коренится в естественном стремлении человека увидеть себя глазами художника в узнаваемых, а не ребусных формах. Язык множества картин современных художников не определяется заговором злобных сил, а следует логике развития искусства. В учебнике отмечается, что возникновение фотографии стало поворотным моментом в характере и способе изображения мира. Не случайно внимание художников переносится с объективного отображения мира на субъективное. Первым свидетельством этих изменений является творчество импрессионистов. Все дальнейшие этапы развития искусства, строящиеся на отрицании условностей языка классического искусства, вели к деструкции и саморазрушению живописи и творчества человека рисующего. С нарастающей скоростью начинает доминировать отрицание и эпатаж как цель творчества. Неосознаваемо или осознаваемо авангардные поиски нового языка от Кандинского и Малевича привели к формам так называемого актуального искусства Уорхолла и Дешама, перфекционизма и акционизма. Абстракционизм, постмодернизм, концептуализм — траектория движения художнической мысли, основанной на отказе от традиций изобразительного языка классического искусства.
Глупо делать вид, что не существует перформансов, флэшмо- бов и т. п., тем более что именно они представляют наше искусство на различных выставках и биеннале, выставляются в Эрмитаже и Русском музее либо наяву предстают перед нами на Дворцовом мосту или Красной площади. Ещё глупее и преступнее для учителя признать исключительно это искусство единственно современным искусством. Да, акционизм иногда привлекает своей неожиданностью молодого и неискушённого зрителя, но гораздо чаще его эпатаж превращается в ребус или, что ещё хуже, подобные акции приобретают не художественный, а откровенно разрушительный характер, граничащий с хулиганством. Ещё раз повторим, что, пока жива в человеке искренность и стремление к красоте, жива и тяга к реалистическому изображению.
Эволюция искусства за последний век имела ещё одно последствие — разрыв между художником и зрителем. Тем художникам, о которых говорилось выше, не важно понимание их творчества зрителем. Их работы объясняются при помощи сложных, часто заумных словесно-теоретических построений. Даже комментарии Малевича к супрематизму кажутся лёгким чтением по сравнению с теориями нынешних искусствоведов. Что хорошо и что плохо, здесь определяется указаниями теоретиков и галеристов, а не эмоционально-духовным общением между сердцем художника и сердцем зрителя.
А это общение и составляет основу истинного искусства.
«Искусство - зритель - современность. Преображающий свет искусства»
Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:
осознавать значение художественной культуры и искусства для личностного духовно-нравственного развития и своей творческой самореализации;
на основе полученных знаний самостоятельно формировать свой путь познания искусства, учитывая, что новое и модное не значит лучшее и истинное;
применять полученные знания и умения на практике.
Личностные результаты:
приобретать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:
понимать роль телевидения в современном мире, его позитивное и негативное влияние на психологию человека, культуру и жизнь общества;
анализировать поток массовой культуры и экранной макулатуры и критически относиться к нему;
различать низкосортные подделки, попсу, кич и истинно художественное, для чего нужно постоянно повышать уровень своей художественной культуры и знаний.
Личностные результаты:
приобретать навыки по освоению социальных норм, правил поведения в социальной жизни в группах и сообществах;
приобретать основы морального сознания и компетентности при решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
приобретать навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и практической творческой деятельности;
иметь установку на безопасный, здоровый образ жизни;
вырабатывать положительное отношение к результатам своих исследовательских и практических работ.
Метапредметные результаты:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
приобретать и развивать ИКТ-компетенции;
уметь анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя их отличительные признаки;
интегрироваться в группу сверстников, уметь ладить с участниками действия, не демонстрируя превосходство над другими, и вежливо общаться;
понимать и принимать задачу групповой работы, распределять функции в группе при выполнении заданий.
Эта заключительная тема курса рассматривается в учебнике в двух подглавках. Педагог, распределяя учебное время, может использовать для раскрытия темы два урока, а может — один урок, другой посвятив подведению итогов всего года.
Заключительные уроки чрезвычайно важны — они подобны компасу, который помогает учащимся ориентироваться не только в чисто телевизионном, но вообще в современном визуальноизобразительном пространстве. В связи с этим рассматривается позитивная и негативная роль СМИ в формировании сознания и культуры общества. Телевидение — регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты массовой культуры. И часто телеэкран становится не пространством культуры, а кривым зеркалом, отражающим пошлость в царстве попсы. Развитие художественного вкуса и овладение богатствами культуры — антитеза этому и путь духовно-эстетического становления личности.
Очень важно найти общий язык с классом, чтобы ребята поняли, что развитие Интернета ещё более изменило нашу жизнь, чем телевидение. Сайты, блоги, социальные сети (Facebook, Twitter, Livejournal) стали не просто обыденной терминологией, а формой общения и связи всё большего числа людей. Общение с экранным собеседником, картинкой или текстом важно. Но оно не может заменить самой жизни.
Если предыдущий урок был посвящён анализу социокультурной роли телевидения, СМИ и Интернета в жизни общества и каждого человека, то здесь следует сосредоточиться на осмыслении тенденций развития изобразительного искусства сегодня.
Учебно-исследовательское задание
Итоговые уроки могут проводиться в форме исследовательского обзора или контрольной работы по данной теме, направленность и название которой определяются учителем. Причём тему рекомендуется формулировать так, чтобы была раскрыта идеология массовой культуры, воплощённая в потоке «развлекухи», низкопробного кича, обращённого к низменному в человеке, заменяющего любовь сексом, а стремление к свету и познанию — стремлением к «хлебу и зрелищам». Многое на экране превращает зрителя в человека толпы, человека недумающего, с которым можно делать то, что захочется, ибо внутри его пустота, заполняемая чем угодно.
Творческое задание. Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель»
Учитель помогает учащимся во всех аспектах окончания работы над видеоочерком, репортажем или небольшим песенным либо музыкальным видеоклипом. При этом уже сейчас следует начать подготовку к итоговому просмотру: выстроить сценарий, отобрать материалы и определить характер их подачи.
Из рекомендаций и опыта учителей
Питерских О. А. (Москва). Темы этого и предыдущего уроков связаны между собой — они посвящены развитию современных визуально-информационных технологий, изменению языка и форм постижения искусством действительности, а также роли экранных искусств, телевидения и Интернета в жизни человека и общества. Телевидение всё больше предстаёт орудием манипуляции общественным сознанием в тех или иных целях, но уж точно не в целях просвещения, культурного и гуманитарного развития зрителей. Не секрет, что молодые люди всё больше уходят в Интернет как коммуникативное пространство. Все мы, если не будем скрывать, прекрасно знаем, что дети почти не читают книг и не слушают классику, не ходят в театры и на выставки, не смотрят телевизор, во всяком случае те программы, которые им рекомендуют учителя. Интернет всё больше становится визуальной средой обитания, и задача учителя — направить в разумные и полезные рамки влияние компьютера на учеников. Одно дело — через Интернет формировать свою программу телепросмотра, другое дело — часами «зависать» в компьютерных играх и заменять реальную жизнь виртуальным общением в социальных сетях. Конечно, не всё в силах учителя, но поднимать этот вопрос он должен. Вообще роль учителя во многом сегодня приобретает функции тьютора — педагога, который разрабатывает индивидуальные образовательные программы учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования.
Исследовательская работа на последних уроках может проводиться не в форме аналитических рефератов, а как свободная трибуна, открытый обмен мнениями, в котором очень важна личная позиция учителя по отношению к современному искусству.
Алёшина Т. В. (Москва).
Последние практические занятия мы отводим на создание видеоэтюда, репортажа или клипа, которые по сути становятся завершающей работой года, в которой реализуются все знания и умения, приобретённые учениками в освоении экранной грамоты. Также это становится проверкой уровня кинокультуры, проявляющейся в оценке работ наших воспитанников. Я стараюсь оценивать созданные ребятами работы не в одиночку, а вместе с ними. Часто создаём некое жюри, привлекаем в его состав других желающих учеников и учителей, стремясь превратить этот просмотр в общешкольный кинопроект.
Питерских А. С. (Москва). Говоря об экранном и изобразительном искусстве, учителю следует помнить, что современное искусство и культура представляют собой сложный и противоречивый конгломерат различных художественных теорий и течений, в котором реалистическое искусство оказывается в общественном сознании связанным с классическим искусством прошлого. Утверждая непреходящие ценности Рафаэля и Брунеллески, Рублёва и Баженова, следует акцентировать внимание учащихся на неистощимости потенциала реалистического искусства в нашей сегодняшней жизни. Он коренится в естественном стремлении человека увидеть себя глазами художника в узнаваемых, а не ребусных формах. Язык множества картин современных художников не определяется заговором злобных сил, а следует логике развития искусства. В учебнике отмечается, что возникновение фотографии стало поворотным моментом в характере и способе изображения мира. Не случайно внимание художников переносится с объективного отображения мира на субъективное. Первым свидетельством этих изменений является творчество импрессионистов. Все дальнейшие этапы развития искусства, строящиеся на отрицании условностей языка классического искусства, вели к деструкции и саморазрушению живописи и творчества человека рисующего. С нарастающей скоростью начинает доминировать отрицание и эпатаж как цель творчества. Неосознаваемо или осознаваемо авангардные поиски нового языка от Кандинского и Малевича привели к формам так называемого актуального искусства Уорхолла и Дешама, перфекционизма и акционизма. Абстракционизм, постмодернизм, концептуализм — траектория движения художнической мысли, основанной на отказе от традиций изобразительного языка классического искусства.
Глупо делать вид, что не существует перформансов, флэшмо- бов и т. п., тем более что именно они представляют наше искусство на различных выставках и биеннале, выставляются в Эрмитаже и Русском музее либо наяву предстают перед нами на Дворцовом мосту или Красной площади. Ещё глупее и преступнее для учителя признать исключительно это искусство единственно современным искусством. Да, акционизм иногда привлекает своей неожиданностью молодого и неискушённого зрителя, но гораздо чаще его эпатаж превращается в ребус или, что ещё хуже, подобные акции приобретают не художественный, а откровенно разрушительный характер, граничащий с хулиганством. Ещё раз повторим, что, пока жива в человеке искренность и стремление к красоте, жива и тяга к реалистическому изображению.
Эволюция искусства за последний век имела ещё одно последствие — разрыв между художником и зрителем. Тем художникам, о которых говорилось выше, не важно понимание их творчества зрителем. Их работы объясняются при помощи сложных, часто заумных словесно-теоретических построений. Даже комментарии Малевича к супрематизму кажутся лёгким чтением по сравнению с теориями нынешних искусствоведов. Что хорошо и что плохо, здесь определяется указаниями теоретиков и галеристов, а не эмоционально-духовным общением между сердцем художника и сердцем зрителя.
А это общение и составляет основу истинного искусства.
«Искусство - зритель - современность. Преображающий свет искусства»
Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:
осознавать значение художественной культуры и искусства для личностного духовно-нравственного развития и своей творческой самореализации;
на основе полученных знаний самостоятельно формировать свой путь познания искусства, учитывая, что новое и модное не значит лучшее и истинное;
применять полученные знания и умения на практике.
Личностные результаты:
приобретать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной