Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1212

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Роль визуально-зрелищных искусств в жизни общества и человека»

Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

понимать роль телевидения в современном мире, его по­зитивное и негативное влияние на психологию человека, культуру и жизнь общества;

анализировать поток массовой культуры и экранной ма­кулатуры и критически относиться к нему;

различать низкосортные подделки, попсу, кич и истин­но художественное, для чего нужно постоянно повышать уровень своей художественной культуры и знаний.

Личностные результаты:

приобретать навыки по освоению социальных норм, правил поведения в социальной жизни в группах и сообществах;

приобретать основы морального сознания и компетент­ности при решении моральных проблем на основе лич­ностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

приобретать навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми стар­шего и младшего возраста, взрослыми в процессе обра­зовательной, учебно-исследовательской и практической творческой деятельности;

иметь установку на безопасный, здоровый образ жизни;

вырабатывать положительное отношение к результатам своих исследовательских и практических работ.

Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

приобретать и развивать ИКТ-компетенции;

уметь анализировать объекты и явления окружающего ми­ра, выделяя их отличительные признаки;


интегрироваться в группу сверстников, уметь ладить с участниками действия, не демонстрируя превосходство над другими, и вежливо общаться;

понимать и принимать задачу групповой работы, распре­делять функции в группе при выполнении заданий.

Эта заключительная тема курса рассматривается в учебнике в двух подглавках. Педагог, распределяя учебное время, может ис­пользовать для раскрытия темы два урока, а может — один урок, другой посвятив подведению итогов всего года.

Заключительные уроки чрезвычайно важны — они подобны компасу, который помогает учащимся ориентироваться не только в чисто телевизионном, но вообще в современном визуально­изобразительном пространстве. В связи с этим рассматривается позитивная и негативная роль СМИ в формировании сознания и культуры общества. Телевидение — регулятор интересов и за­просов общества потребления, внедряющий моду и стандарты массовой культуры. И часто телеэкран становится не простран­ством культуры, а кривым зеркалом, отражающим пошлость в царстве попсы. Развитие художественного вкуса и овладение богатствами культуры — антитеза этому и путь духовно-эстети­ческого становления личности.

Очень важно найти общий язык с классом, чтобы ребята по­няли, что развитие Интернета ещё более изменило нашу жизнь, чем телевидение. Сайты, блоги, социальные сети (Facebook, Twitter, Livejournal) стали не просто обыденной терминологией, а формой общения и связи всё большего числа людей. Обще­ние с экранным собеседником, картинкой или текстом важно. Но оно не может заменить самой жизни.

Если предыдущий урок был посвящён анализу социокультур­ной роли телевидения, СМИ и Интернета в жизни общества и каж­дого человека, то здесь следует сосредоточиться на осмыслении тенденций развития изобразительного искусства сегодня.

Учебно-исследовательское задание

Итоговые уроки могут проводиться в форме исследова­тельского обзора или контрольной работы по данной теме, направленность и название которой определяются учителем. Причём тему рекомендуется формулировать так, чтобы была раскрыта идеология массовой культуры, воплощённая в потоке «развлекухи», низкопробного кича, обращённого к низменному в человеке, заменяющего любовь сексом, а стремление к свету и познанию — стремлением к «хлебу и зрелищам». Многое на экране превращает зрителя в человека толпы, человека неду­мающего, с которым можно делать то, что захочется, ибо вну­три его пустота, заполняемая чем угодно.



Творческое задание. Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель»

Учитель помогает учащимся во всех аспектах окончания ра­боты над видеоочерком, репортажем или небольшим песенным либо музыкальным видеоклипом. При этом уже сейчас следует начать подготовку к итоговому просмотру: выстроить сценарий, отобрать материалы и определить характер их подачи.

Из рекомендаций и опыта учителей

Питерских О. А. (Москва). Темы этого и предыдущего уроков связаны между собой — они посвящены развитию современ­ных визуально-информационных технологий, изменению языка и форм постижения искусством действительности, а также роли экранных искусств, телевидения и Интернета в жизни человека и общества. Телевидение всё больше предстаёт орудием ма­нипуляции общественным сознанием в тех или иных целях, но уж точно не в целях просвещения, культурного и гуманитарного развития зрителей. Не секрет, что молодые люди всё больше уходят в Интернет как коммуникативное пространство. Все мы, если не будем скрывать, прекрасно знаем, что дети почти не чи­тают книг и не слушают классику, не ходят в театры и на выстав­ки, не смотрят телевизор, во всяком случае те программы, кото­рые им рекомендуют учителя. Интернет всё больше становится визуальной средой обитания, и задача учителя — направить в разумные и полезные рамки влияние компьютера на учеников. Одно дело — через Интернет формировать свою программу те­лепросмотра, другое дело — часами «зависать» в компьютерных играх и заменять реальную жизнь виртуальным общением в со­циальных сетях. Конечно, не всё в силах учителя, но поднимать этот вопрос он должен. Вообще роль учителя во многом сегодня приобретает функции тьютора — педагога, который разрабаты­вает индивидуальные образовательные программы учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования.

Исследовательская работа на последних уроках может про­водиться не в форме аналитических рефератов, а как свободная трибуна, открытый обмен мнениями, в котором очень важна лич­ная позиция учителя по отношению к современному искусству.

Алёшина Т. В. (Москва).
Последние практические занятия мы отводим на создание видеоэтюда, репортажа или клипа, которые по сути становятся завершающей работой года, в которой реали­зуются все знания и умения, приобретённые учениками в освое­нии экранной грамоты. Также это становится проверкой уровня кинокультуры, проявляющейся в оценке работ наших воспитанни­ков. Я стараюсь оценивать созданные ребятами работы не в оди­ночку, а вместе с ними. Часто создаём некое жюри, привлекаем в его состав других желающих учеников и учителей, стремясь пре­вратить этот просмотр в общешкольный кинопроект.

Питерских А. С. (Москва). Говоря об экранном и изобра­зительном искусстве, учителю следует помнить, что современ­ное искусство и культура представляют собой сложный и про­тиворечивый конгломерат различных художественных теорий и течений, в котором реалистическое искусство оказывается в общественном сознании связанным с классическим искус­ством прошлого. Утверждая непреходящие ценности Рафаэля и Брунеллески, Рублёва и Баженова, следует акцентировать внимание учащихся на неистощимости потенциала реалисти­ческого искусства в нашей сегодняшней жизни. Он коренится в естественном стремлении человека увидеть себя глазами ху­дожника в узнаваемых, а не ребусных формах. Язык множества картин современных художников не определяется заговором злобных сил, а следует логике развития искусства. В учебни­ке отмечается, что возникновение фотографии стало поворот­ным моментом в характере и способе изображения мира. Не случайно внимание художников переносится с объективного отображения мира на субъективное. Первым свидетельством этих изменений является творчество импрессионистов. Все дальнейшие этапы развития искусства, строящиеся на отри­цании условностей языка классического искусства, вели к де­струкции и саморазрушению живописи и творчества человека рисующего. С нарастающей скоростью начинает доминировать отрицание и эпатаж как цель творчества. Неосознаваемо или осознаваемо авангардные поиски нового языка от Кандинско­го и Малевича привели к формам так называемого актуального искусства Уорхолла и Дешама, перфекционизма и акционизма. Абстракционизм, постмодернизм, концептуализм — траектория движения художнической мысли, основанной на отказе от тра­диций изобразительного языка классического искусства.


Глупо делать вид, что не существует перформансов, флэшмо- бов и т. п., тем более что именно они представляют наше искусство на различных выставках и биеннале, выставляются в Эрмитаже и Русском музее либо наяву предстают перед нами на Дворцовом мосту или Красной площади. Ещё глупее и преступнее для учителя признать исключительно это искусство единственно современным искусством. Да, акционизм иногда привлекает своей неожидан­ностью молодого и неискушённого зрителя, но гораздо чаще его эпатаж превращается в ребус или, что ещё хуже, подобные акции приобретают не художественный, а откровенно разрушительный характер, граничащий с хулиганством. Ещё раз повторим, что, по­ка жива в человеке искренность и стремление к красоте, жива и тяга к реалистическому изображению.

Эволюция искусства за последний век имела ещё одно по­следствие — разрыв между художником и зрителем. Тем ху­дожникам, о которых говорилось выше, не важно понимание их творчества зрителем. Их работы объясняются при помощи сложных, часто заумных словесно-теоретических построений. Даже комментарии Малевича к супрематизму кажутся лёгким чтением по сравнению с теориями нынешних искусствоведов. Что хорошо и что плохо, здесь определяется указаниями тео­ретиков и галеристов, а не эмоционально-духовным общением между сердцем художника и сердцем зрителя.

А это общение и составляет основу истинного искусства.

«Искусство - зритель - современность. Преображающий свет искусства»

Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

осознавать значение художественной культуры и искус­ства для личностного духовно-нравственного развития и своей творческой самореализации;

на основе полученных знаний самостоятельно формиро­вать свой путь познания искусства, учитывая, что новое и модное не значит лучшее и истинное;

применять полученные знания и умения на практике.

Личностные результаты:

приобретать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной