Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Паршикова Е. К. (Москва). Проанализировав представленные на страницах учебника раскадровки и кадропланы, фрагменты ре­портажей и видеосюжетов, я предлагаю ребятам применить этот опыт в своих хрониках и интервью. Убеждаю не стремиться сразу к большим по хронометражу работам, а двигаться шаг за шагом от простого к более сложному. Примерными темами для съём­ки могут быть такие сюжеты: ремонтируют дорогу, строят дом, последний звонок, школьный концерт, дети в парикмахерской, в парке на аттракционах, рассказ моего папы, праздник Масленицы, мой двор, рок-группа репетирует, деревня моего деда, у витрины, на соревнованиях, в походе и т. д.

Гаврилова Н. Е. (Москва). Оказалось очень полезным за­писать на диск телевизионные сюжеты и репортажи и потом дать их просмотреть ребятам в режиме коллективного обсуж­дения и анализа во время просмотра. Наглядными стали при­ёмы съёмки и монтажа, тут же применённые моими авторами в своих сюжетах.

Санина Н. Б. (Москва). После того как материал отснят, мы его коллективно монтируем. После этого становится особенно ясно, как введение авторского мнения, проявление своей по­зиции и личные комментарии превращает репортаж в очерк. Очерк, как и репортаж, даёт информацию о людях и событиях. Но это уже не чисто новостное сообщение, а рассказ, включаю­щий в себя исторические или иные мотивы, параллели с други­ми событиями, размышления автора о героях очерка. Так, тема «Первое сентября» может включать в себя интервью с родите­лями и первоклашками, обращение директора и рассказ одно­классников о прошедшем лете, планах на будущее. Подобное раскрытие темы и авторские комментарии переводят видео из жанра репортажа в жанр очерка.

Урок: «Телевидение, видео, Интернет... Что дальше?

ф ормы экранного я^ыка»

Результаты освоения учащимися учебного материала


Предметные результаты:

иметь представление о развитии форм и киноязыка со­временных экранных произведений как теоретически, так и на примере создания авторского видеоклипа и т. п.;

понимать взаимосвязь звукоряда и экранного изображения в видеоклипе, в его ритмически-монтажном построении;

в полной мере уметь пользоваться архивами Интернета и спецэффектами компьютерных программ при создании, обработке, монтаже и озвучании видеоклипа;

уметь использовать грамоту киноязыка при создании ин­тернет-сообщений.

Личностные результаты:

приобретать положительное отношение к результатам вы­полняемых исследовательских и практических работ;

воспитывать эстетические чувства, получая впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

приобретать навыки применения полученных знаний и умений в практической работе.

Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре­шения учебных и познавательных задач;

приобретать и развивать ИКТ-компетенции;

анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя их характерные особенности;

располагать рассматриваемые объекты согласно времен­ной шкале (раньше-позже);

интегрироваться в группу сверстников, уметь ладить с участниками действия, не демонстрируя превосходство над другими;

понимать и принимать задачу групповой работы, распре­делять функции в группе при выполнении заданий.

Киноязык не является чем-то застывшим и неизменным, он всё время развивается, приобретая формы, становящиеся по­

пулярными, а то и модными. На уроке анализируется эволюция выразительных средств и жанровых форм современного теле­видения: от реалити-шоу до видеоклипа и видеоарта. Учитель должен быть достаточно осведомлён об этом, чтобы провести анализ специфики сюжетно-изобразительного построения и монтажа видеоклипа, а также показать на конкретных видео­примерах зависимость ритма и стилистики картинки от музы­кальной или текстовой фабулы.



Практической частью занятия может быть исследование роли и возможностей экранных форм в активизации художе­ственного сознания и творческой видеодеятельности молодёжи в интернет-пространстве или при создании видеоклипа.

Учебно-исследовательское задание

Эта индивидуальная или коллективная аналитическая работа на тему «Видеоклип и видеоэтюд — общее и различное» поможет учителю активизировать интерес учащихся к популярным видео­формам. Учащиеся исследуют стилистику и характер экранно-об­разного языка этюда и клипа, а также рассматривают и другие со­временные зрелищные формы: видеоарт, перформанс, флэшмоб и др. В конце следует коллективное обсуждение работ, их оценка.

Учителю следует показать ученикам видеоиллюстративные примеры, которые помогут им выполнить это задание (в учеб­нике на с. 166, 167 также приводятся примеры решения этой темы). Следует понимать, что видеоклип — одна из форм ви­деоинсталляции и коллажа. Поэтому клиповые произведения можно встретить под этими названиями.

Компьютер даёт возможность учащимся не только смо­треть, но и создавать свои экранные послания, видеоклипы. Учитель акцентирует внимание учеников на том, что важно не просто их разослать по Сетям, но и чтобы они не были «экран­ным спамом» по своему качеству и смыслу.

Творческое задание. Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель»

Творческое задание может быть выполнено в форме заклю­чительной работы по созданию видеоочерка или в форме не­большого песенного или музыкального видеоклипа (по выбору). При работе над видеоклипом нужно нацеливать учащихся на поиск оригинального решения темы клипа и творческого под­хода при его монтаже. Учащиеся должны увидеть, что и здесь в полной мере работают уже известные им правила композиции, позволяющие придать клипу ассоциативно-образный смысл.

Из рекомендаций и опыта учителей


Попова Е. В. (Москва). Естественно, что ребята увлекаются всем новым, и учителю важно направить этот интерес в сто­рону повышения культуры и познаний учащихся. Видеоэтюд — это не «прикольно», а видеоклип — «прикольно»! Вы думаете, я их буду переубеждать? Ни за что! Просто работу о Великой Отечественной войне они делали у меня как видеоклип, хотя это был просто хроникальный монтаж, но сделанный на близком им языке. В процессе работы над видеоклипом ребята успеш­но применяли опыт, приобретённый ими в работе над колла­жами и инсталляциями. Сегодня компьютер даёт возможность ребятам заниматься экранным творчеством. На примерах их собственных видеопосланий в Интернете я показываю их ви­зуально-монтажные ошибки и, что гораздо важнее, отсутствие в иных работах художественного вкуса и культуры. Ребёнок не должен бояться иметь своё мнение, отличное от мнения других, и высказываться против общего поклонения стандартам теле­визионной моды. Это заставит учеников по-иному взглянуть на устоявшиеся стереотипы. Ребята не должны бояться спо­ров, пробовать обнаружить в потоке телепродукции пошлость и противопоставить ей примеры действительно художественно­го экранного творчества. Я ищу подобные примеры на сайтах современного документального кино (например, art-dok fest).

Бабаджанян Ф. Р. (Омск). Я стараюсь всегда давать своим воспитанникам выражать себя на том видеоязыке, который им близок и интересен. И для меня не играет роли, инсталляция это или анимация, перформанс или клип, — главное, чтобы это было интересно и художественно. Художественность и отсут­ствие пошлости и грязи — самый важный критерий. На фести­вале экспериментального творчества в Омске мои ученики по­казывали ретросюжеты и анимации, экспресс-фотопортреты и хроникальные капустники. И именно эти работы, а не главный их проект были отмечены жюри, потому что в них было больше жизни и свободного дыхания. Эффективным способом реше­ния этой темы оказалось проведение конкурса клипов, снятых по стихам и песням учащихся. Участники конкурса стали побе­дителями окружного фестиваля и заразили примером своего творчества всю школу от мала до велика.


Ковыльских К. А. (Вятские Поляны). Учебник адресован в пер­вую очередь учащимся. Мне кажется, что учитель должен под­чёркивать роль учебника в художественном развитии каждого ребёнка, а также учить их самих всюду, включая Интернет, на­ходить нужные материалы и фильмы. В Центре образования им. А. А. Калягина, который я окончил, нам прививали именно эту самостоятельность в выявлении своих творческих возмож­ностей в сценографических и актёрских работах, инсталляциях и видеоклипах. Мастер-классы, которые проводились у нас по программе «Изобразительное искусство...», определили мето­дические подходы в работе педагогов на уроке. Однако нужно понимать, что учитель должен помочь ученикам выстроить свою творческую судьбу и продолжить своё художественное разви­тие и в дальнейшем — после школы.

Урок: