ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Планируемые результаты
(Обозначьте, что Вы планируете узнать, понять и чему научиться в соответствии с обозначенными целями и задачами практики, которые зафиксированы в первой таблице)
Узнаю | Пойму | Научусь |
С помощью каких технологий можно организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, с учётом их индивидуальных особенностей | Как правильно использовать психолого-педагогические технологии, чтобы они были эффективны в обучении. | Планировать свои действия по развитию у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативности, творческих способностей, формированию гражданской позиции, культуры здорового и безопасного образа жизни. |
Полученные результаты
(заполняется в конце практики!)
Узнал | Понял | Научился |
Мне удалось узнать большое количество различных методик для проведения различных работ с коллективом | Важность разработки и проведения подобных форм работы с коллективом (планирование, анализ, развитие эмоциональной сферы и т.д.) | Реализовывать на практике коллективное планирование и анализ деятельности |
Формируемые компетенции
Компетенция | Индикаторы | Сформированные элементы компетенции (заполняется в конце практики!) |
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | УК-2.1. Осуществляет целеполагание в ситуации решения профессиональной проблемы УК-2.2. Формирует нормативно-правовую основу для подбора решений поставленной профессиональной задачи УК-2.3. Определяет ресурсную базу, обеспечивающую достижение запланированного результата УК-2.4. Обосновывает выбранные пути достижения цели | УК-2.1. Осуществляет целеполагание в ситуации решения профессиональной проблемы УК-2.4. Обосновывает выбранные пути достижения цели |
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде | УК-3.4. Координирует свои действия в процессе решения совместных задач УК-3.6. Осуществляет социальное взаимодействие и решает командные задачи | УК-3.4. Координирует свои действия в процессе решения совместных задач УК-3.6. Осуществляет социальное взаимодействие и решает командные задачи |
ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов | ОПК-3.2. Решает профессиональные задачи, связанные с использованием специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающимися с ограниченными возможностями здоровья ОПК-3.4. Планирует совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность на основе методики преподавания, деятельностного подхода, приемов современных педагогических технологий, требований федеральных государственных образовательных стандартов ОПК-3.5. Использует для организации учебной и воспитательной деятельности современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы | ОПК-3.2. Решает профессиональные задачи, связанные с использованием специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающимися с ограниченными возможностями здоровья ОПК-3.5. Использует для организации учебной и воспитательной деятельности современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы |
ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями | ОПК-6.2. Решает профессиональные задачи, связанные с индивидуализацией образовательной деятельности, на основе соответствующих психолого-педагогических технологий ОПК-6.3. Применяет психолого-педагогические технологии для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью ОПК-6.4. Использует психолого-педагогические технологии для проектирования индивидуальной образовательной деятельности обучающихся (в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями) ОПК-6.5. Планирует свои действия по развитию у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативности, творческих способностей, формированию гражданской позиции, культуры здорового и безопасного образа жизни. способности к труду и жизни в условиях современного мира, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях | ОПК-6.2. Решает профессиональные задачи, связанные с индивидуализацией образовательной деятельности, на основе соответствующих психолого-педагогических технологий ОПК-6.3. Применяет психолого-педагогические технологии для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью |
ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ | ОПК-7.3. Взаимодействует с коллегами и другими специалистами в рамках решения задач психолого-педагогического сопровождения основных общеобразовательных программ ОПК-7.4. Использует конструктивные воспитательные усилия родителей (законных представителей) обучающихся, оказывает помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка | ОПК-7.3. Взаимодействует с коллегами и другими специалистами в рамках решения задач психолого-педагогического сопровождения основных общеобразовательных программ |
2.3.2. План диагностики в группе 4935ФА
Комплекс методик для диагностики
Цель | Выявить взаимоотношения в коллективе, уровень его сформированности, отношение членов коллектива к самому коллективу | |||
Задачи | ||||
Определение социально-психологического климата в коллективе, уровень комфорта каждого его члена. | Определить индекс групповой сплочённости коллектива, как чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое. | Определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом. | Определить, какие педагогические средства и в какой мере являются значимыми для студентов, влияют на их отношение к окружающему миру. | Изучить эффективность воспитательных средств, степень их влияния на результаты воспитательного процесса. |
Критерий | Показатели | Методики | Сроки | Ответственные |
Индекс групповой сплоченности |
| Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора «Психометрический тест К.Э. Сишора» | 4.10 – 8.10 | Пестова А.Р |
Уровень коллектива |
| Методика «Какой у нас коллектив?» (по А.Н. Лутошкину) | 11.10 – 15.10 | Смолева И. Д. |
Эффективность педагогических средств |
| Методика для изучения эффективности педагогических средств, использованных для развития коллектива и студентов группы | 18.10 – 22.10 | Устинова В. Д. |
2.3.3. Анализ состояния воспитательного процесса в коллективе группы 4935ФА
Синтез первого порядка (описание состояния воспитательного процесса в целом) | |
Какими характеристиками обладают члены коллектива? | Студенты группы обладают положительными качествами, такими как доброта, трудолюбие, любознательность. Студенты обладают сложившимися взглядами на жизнь. Они ориентированы в большинстве своём на получение хорошего образования, их интересы направлены на создание атмосферы взаимопонимания и взаимовыручки в группе. |
На каком уровне развития находится коллектив? Опишите ключевые признаки, на основе которых сделан вывод. | Если брать за основу классификацию А. Н. Лутошкина, использованную в одной из методик, то коллектив находится на такой стадии развития, как Мерцающий маяк. Данный вывод сделан на основе того, что в группе сейчас царит атмосфера доброжелательности, сочетающаяся с высоким уровнем требовательности. Студенты понимают, что вместе они могут сделать больше и лучше, чем если бы они делали то же самое по одному. Уже сложились определённые правила, которые признаны всеми. Все важные решения согласуются со всеми студентами и принимается общее решение. |
Какие педагогические средства использовались для развития членов коллектива? | Для развития членов коллектива использовались следующие педагогические средства: посещение мероприятия на французском языке в Доме дружбы, участие в конкурсе инновационный потенциал молодёжи, ежегодная студенческая конференция, коллективное волонтёрство, а также изучение дисциплин следующих профилей: психолого-педагогического, социально-гуманитарного модуля, здоровье сберегающего. |
Анализ | |
Какие позитивные характеристики членов коллектива можно выделить? Что способствовало их развитию? | Работа на результат, трудолюбие, ответственность. Развитию данных характеристик способствовало большое количество групповой работы в течении обучения по дисциплинам французского и английского языков. Также к позитивным чертам коллектива можно отнести отзывчивость и коммуникабельность. Развитию этого аспекта характеристик способствовали посещение различных мероприятий в Доме дружбы, а также коллективное волонтёрство. |
Какие проблемы выявлены в развитии членов коллектива? С чем они связаны? | Выявлен "синдром студента". Многие задания откладываются на последний день перед сдачей той или иной работы, что усложняет жизнь коллективу, так как происходит расхождение в качестве выполнения работы, во времени отправки заданий. А также, многие задания по различным дисциплинам являются не индивидуальными и требуют разделения группы на мини группы. В связи с этим выявленная проблема приводит к тому, что участие в проработке мини-группового задания членами этого объединения становится не равноценным, что может в дальнейшем привести к конфликтам. |
Какими положительными чертами характеризуется коллектив? Что помогло их приобрести? | Коллектив стал более однородным и сплоченным. Этому способствовало изменение в количественном составе группы на первом курсе и теперь произошёл процесс сближения ее членов друг с другом. Возможность всегда найти компромисс - это ещё одна положительная черта коллектива группы. Развитию этого способствовала работа в группах, организация тематических круглых столов, где каждый мог высказать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме и обрести единомышленников. |
Какие недостатки можно увидеть по результатам диагностики коллектива? Как можно объяснить их наличие? | Уровень развития коллектива показывает, что ещё есть возможность расти и улучшать взаимоотношения. К недостаткам следует отнести расслоение группы на мини подгруппы, это объясняется тем, что кто-то был знаком друг с другом, а для кого-то весь коллектив оказался незнакомым. |
Какие педагогические средства, использованные в работе коллективом, были наиболее эффективны? Почему? | Работа в группах - это наиболее эффективное педагогическое средство, так как с ним мы сталкиваемся чаще всего, а также оно положительно влияет на формирование взаимоотношений в коллективе, так как создаваемых группы почти всегда разные. Также эффективным педагогическим средством, использованным в работе с коллективом, является беседа. Ее проводит куратор группы раз в месяц. Чаще всего она бывает посвящена решению организационных вопросов, построению плана будущей деятельности не только по изучению предмета, но и общественной. |
Какие педагогические средства, использованные в работе коллективом, были малоэффективны или неэффективны? Почему? | На мой взгляд, малоэффективными педагогическими средствами для данного коллектива является игра по нескольким причинам. Во – первых, члены группы затрудняются их придумывать, если это задание по предмету, во – вторых, неохотно участвуют в играх. Это можно объяснить малочисленностью группы, так как чаще всего за организацию и реализацию данного педагогического средства отвечают несколько человек, что уменьшает количество участников до минимума. |
Синтез второго порядка (выводы по результатам анализа) | |
Над развитием каких качеств членов коллектива целесообразно работать в дальнейшем? | Коммуникабельность, открытость, ответственность, инициативность, развитие активной жизненной позиции, желание пробовать что-то новое, не боясь ошибиться. |
Какие проблемы в развитии коллектива целесообразно решать в первую очередь? | Я думаю, что в первую очередь необходимо решить проблему коммуникабельности, так как это одно из важнейших качеств для успешной будущей профессиональной педагогической деятельности. А также это поможет повысить уровень развития коллектива. |
Какие педагогические средства целесообразно использовать для работы с членами коллектива в период практики? | Для развития коммуникабельности стоит прибегнуть к такому педагогической средству как дискуссия, но она должна быть на тему, интересную и понятную всем, где каждый сможет высказать свое отношение к ней. |
Какие целевые ориентиры в развития членов коллектива можно определить по результатам анализа? | Разработка более детальных, чётких правил. Развитие коллектива до следующего уровня. Раскрытие творческого потенциала каждого члена коллектива. |
2.3.4. Проект собрания по целеполаганию и планированию в группе 4935ФА
Цель | Планирование основных дел студенческого коллектива на предстоящий учебный год | ||||
Задачи | |||||
Воспитательные | Организационно-педагогические | ||||
Развитие уровня сплоченности студенческого коллектива | Выявление существующего уровня развития студенческого коллектива | ||||
Изучение интересов и потребностей студентов | |||||
Обеспечение комфортной психологической обстановки в детском коллективе | |||||
Формирование творческой, активной и самостоятельной личности с нравственными идеалами | Оказание положительного влияния на взаимоотношения студентов группы | ||||
Организация обсуждений за круглым столом | |||||
Выявление имеющихся условий для воспитания творческой личности | |||||
План подготовки | |||||
| |||||
Ход собрания | |||||
Этап | Действия организатора | Приемы | |||
Вступительное слово | Объяснение целей сегодняшнего собрания. Приведение афоризмов известных людей о планах. Увлечение студентов перспективой совместной деятельности, организацией интересных и полезных дел | Цитирование Наводящие вопросы "Давайте помечтаем" | |||
Целеполагание | Обоснование и выдвижение цели | Характеристика идеального коллектива и предложение студентам группы подумать, каких черт не хватает их коллективу, чтобы стать идеальным | Характеристика Групповая работа Обсуждение | ||
Определение путей ее достижения (задач) | Опрос мнений студентов о том, каким образом можно достичь следующей ступени развития коллектива. Объяснения личного мнения организатора, что для достижения поставленной цели необходимо совместное участие и проведение мероприятий | Обсуждение Групповая работа "Давайте попробуем" Показ результатов | |||
Проектирование результата | Предложение ребятам подумать о том, какие личные качества они смогут развить, принимая участие в различных делах | Наводящие вопросы Групповая работа Обсуждение "Представим себе, что" | |||
Планирование | Структурирование предмета планирования (по задачам или направлениям) | Объяснение, что есть дела и мероприятия общевузовские или факультетские и внутри групповые. Предложение студентам подумать, где бы коллектив группы мог поучаствовать, что мог бы провести сам, как для развития собственного коллектива, так и для всего факультета или вуза | Групповая работа "Разведка интересных дел" Демонстрация результатов | ||
Подбор средств достижения цели и решения задач | Предложение порассуждать о том, каким образом можно сделать групповые дела и мероприятия интересными, оригинальными | "Мозговой штурм" Групповая работа Обсуждение | |||
Распределение событий во времени | Предложение расставить мероприятия, предложенные ими, по времени а весь учебный год. Одновременно с этим создание календаря данных мероприятий для большей наглядности | Составление творческого календаря событий | |||
Распределение ответственности | Проведение соотнесения мероприятий с поставленными задачами Выбор студентами ответственных за конкретные дела | Групповая работа Обсуждение Назначение ответственных | |||
Оформление плана | Утверждение после обсуждения всеми членами коллектива предложений по организации мероприятий и участию в делах на учебный год | Конкретизация Корректировка Обсуждение | |||
Заключение | Благодарность за активное участие помощь в коллективном планировании совместных дел, их поощрение Увлечение радостной перспективой, которая необходима для укрепления радостного ожидания того, что будет, что можно будет сделать хорошего для себя и других | Поощрение Воодушевление | |||
Методика для изучения эффективности собрания | Проведение сбора информации для изучения эффективности собрания, для понимания настроя и интересов студентов на работу в этом учебном году | "Дерево желаний" | |||
Самоанализ собрания | |||||
1. Как решены поставленные задачи? | Поставленные задачи по выбору путей достижения главной цели, а именно развитие коллектива, были выполнены, так как удалось создать график мероприятий, с учётом пожелания студентов, а также выбрать ответственных за их реализацию | ||||
2. Насколько удалось обеспечить субъектную позицию участников, что это подтверждает? | Субъектная позиция участников была обеспечена, так как они сами выбирали мероприятия и дела, распределили их по времени. Также они в своих группах самостоятельно определили важность каждого из дел и мероприятий | ||||
3. Что вызвало затруднения и почему? | Затруднения были вызваны при обдумывании мероприятий, так как до этого данный коллектив был не особо активен и редко принимал участие в общевузовских и факультетских мероприятиях, а их инициатором не был никогда | ||||
4. Насколько удалось учесть индивидуальные особенности участников и обеспечить их проявление и развитие на собрании? Что об этом свидетельствует? | При организации данного собрания по планирования были учтены индивидуальные особенности участников. Их проявление и развитие было обеспечено путем работы в группах, высказывания личных мнений, выполнения индивидуальных опросов | ||||
5. Какие приемы способствовали повышению уровня субъектности участников собрания? | К приёмами, способствовавшим повышению уровня субеъктности участников собрания способствовали такие приемы как "Давайте помечтаем", "Разведка интересных дел", "Мозговой штурм" | ||||
6. Что изменили бы в будущем, почему? | Изменению бы подвергся этап изучения эффективности собрания, так как "Дерево желаний", это методика, более подходящая детям, учащимся в школе, а для студентов необходимо что-то более серьёзное |
2.3.5. Б. Проект занятия, развивающего эмоционально-ценностную сферу обучающихся
Тема занятия | К чему может привести ложь | ||
Цель занятия | Создать условия для формирования нравственных ценностей у обучающихся | ||
Жизненно-практические задачи | Организовать интересно и полезно свободное время, досуг учащихся | ||
Воспитательные задачи | Сформировать у учащихся отрицательное отношение к лжи На примерах притч показать негативную сторону лжи и её последствия | ||
Организационно-педагогические задачи | Организовать коллективное обсуждение Организовать проблему ситуацию Организовать демонстрацию примеров ситуаций, связанных с ложью | ||
Ход занятия | |||
Этап | Действия организатора | Используемые приемы | |
1) введение в ситуацию | Педагог читает стихотворение о лжи (Андрей Дементьев — Я ненавижу в людях ложь) Приводит жизненную ситуацию, связанную с ложью и негативными последствиями | Создание проблемной ситуации, Показ ролика Мотивирование учеников на заданную тему | |
2) предъявление ценностно-смыслового противоречия | Педагог задаёт наводящие вопросы, подталкивая учеников к формулированию проблемы | Наводящие вопросы Обсуждение | |
3) решение проблемы | Педагог организует последовательность шагов по выявлению и решению ценстно-смыслового противоречия, способствует осознанию последствий лжи с выделением ценностного и анти-ценностного содержания, путем демонстрации на жизненных примерах двух исходов зависти человека Педагог даёт свой вариант понимания проблемы | Пример Обсуждение Наводящие вопросы | |
4) презентация результатов решения проблемы | Педагог организует коллективное обсуждение, где каждый высказывает своё мнение. Настраивает обучающихся на понимание и принятие мнения других, показывает обучающимся множественность решения одной и той же проблемы, акцентируя внимание на амбивалентности мира. | Беседа Обсуждение | |
5) рефлексия | Педагог предлагает обучающимся заглянуть внутрь себя и проанализировать свои переживания и эмоциональное состояние, связанное с ситуацией лжи | Индивидуальная работа - эссе | |
Методика для изучения результатов и эффективности занятия | |||
Педагог предлагает детям дополнить следующие фразы в конце урока: • Было интересно... • Было сложно... • Я понял, что... • Теперь я знаю, что... • Я научился... • Меня удивило... | |||
Самоанализ результатов проведения занятия | |||
1. Как решены поставленные задачи? | Поставленные задачи решены полностью. Проведенное занятие несомненно сформировало у обучающихся отрицательное отношение ко лжи, а также такие навыки как коллективное обсуждение, решение проблемной ситуации | ||
2. Насколько удалось обеспечить субъектную позицию участников и включить в деятельность всех членов коллектива, что это подтверждает? | Каждый был включен в деятельность. Субъектная позиция была обеспечена путем высказывания личного мнения, а также написанием индивидуальной работы | ||
3. Что вызвало затруднения и почему? | Затруднений не возникло в ходе занятия, так как обучающиеся уже имеют представление о лжи, а также небольшой жизненный опыт, с опорой на который они рассуждали в ходе занятия | ||
4. Насколько удалось обеспечить развитие эмоционально-ценностной сферы участников? Что об этом свидетельствует? | Развитие эмоционально-ценностной сферы участников было обеспечено. Об этом свидетельствуют написанные ими индивидуальные работу, в которых отражена четкая негативная позиция в отношении лжи, а также эта позиция подтверждена примерами как из жизненного опыта, так и из литературы | ||
5. Какие приемы способствовали повышению уровня субъектности участников занятия? | Высказывание личного мнения, беседа способствовали повышению уровня субъектности участников занятия | ||
6. Что изменили бы в будущем, почему? | Скорее всего изменениям бы подвергся этап рефлексии, так как такое индивидуальное задание, как эссе, может не подходить например детям более младшего возраста |