ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Планируемые результаты

(Обозначьте, что Вы планируете узнать, понять и чему научиться в соответствии с обозначенными целями и задачами практики, которые зафиксированы в первой таблице)

Узнаю

Пойму

Научусь

С помощью каких технологий можно организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, с учётом их индивидуальных особенностей

Как правильно использовать психолого-педагогические технологии, чтобы они были эффективны в обучении.

Планировать свои действия по развитию у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативности, творческих способностей, формированию гражданской позиции, культуры здорового и безопасного образа жизни.


Полученные результаты

(заполняется в конце практики!)

Узнал

Понял

Научился

Мне удалось узнать большое количество различных методик для проведения различных работ с коллективом

Важность разработки и проведения подобных форм работы с коллективом (планирование, анализ, развитие эмоциональной сферы и т.д.)

Реализовывать на практике коллективное планирование и анализ деятельности


Формируемые компетенции


Компетенция

Индикаторы

Сформированные элементы компетенции

(заполняется в конце практики!)

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

УК-2.1. Осуществляет целеполагание в ситуации решения профессиональной проблемы

УК-2.2. Формирует нормативно-правовую основу для подбора решений поставленной профессиональной задачи

УК-2.3. Определяет ресурсную базу, обеспечивающую достижение запланированного результата

УК-2.4. Обосновывает выбранные пути достижения цели

УК-2.1. Осуществляет целеполагание в ситуации решения профессиональной проблемы

УК-2.4. Обосновывает выбранные пути достижения цели

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

УК-3.4. Координирует свои действия в процессе решения совместных задач

УК-3.6. Осуществляет социальное взаимодействие и решает командные задачи

УК-3.4. Координирует свои действия в процессе решения совместных задач

УК-3.6. Осуществляет социальное взаимодействие и решает командные задачи

ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

ОПК-3.2. Решает профессиональные задачи, связанные с использованием специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

ОПК-3.4. Планирует совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность на основе методики преподавания, деятельностного подхода, приемов современных педагогических технологий, требований федеральных государственных образовательных стандартов

ОПК-3.5. Использует для организации учебной и воспитательной деятельности современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы

ОПК-3.2. Решает профессиональные задачи, связанные с использованием специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

ОПК-3.5. Использует для организации учебной и воспитательной деятельности современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы

ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

ОПК-6.2. Решает профессиональные задачи, связанные с индивидуализацией образовательной деятельности, на основе соответствующих психолого-педагогических технологий

ОПК-6.3. Применяет психолого-педагогические технологии для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

ОПК-6.4. Использует психолого-педагогические технологии для проектирования индивидуальной образовательной деятельности обучающихся (в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями)

ОПК-6.5. Планирует свои действия по развитию у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативности, творческих способностей, формированию гражданской позиции, культуры здорового и безопасного образа жизни. способности к труду и жизни в условиях современного мира, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях

ОПК-6.2. Решает профессиональные задачи, связанные с индивидуализацией образовательной деятельности, на основе соответствующих психолого-педагогических технологий

ОПК-6.3. Применяет психолого-педагогические технологии для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ

ОПК-7.3. Взаимодействует с коллегами и другими специалистами в рамках решения задач психолого-педагогического сопровождения основных общеобразовательных программ

ОПК-7.4. Использует конструктивные воспитательные усилия родителей (законных представителей) обучающихся, оказывает помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

ОПК-7.3. Взаимодействует с коллегами и другими специалистами в рамках решения задач психолого-педагогического сопровождения основных общеобразовательных программ




2.3.2. План диагностики в группе 4935ФА

Комплекс методик для диагностики


Цель

Выявить взаимоотношения в коллективе, уровень его сформированности, отношение членов коллектива к самому коллективу

Задачи

Определение социально-психологического климата в коллективе, уровень комфорта каждого его члена.


Определить индекс групповой сплочённости коллектива, как чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое.

Определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.

Определить, какие педагогические средства и в какой мере являются значимыми для студентов,

влияют на их отношение к окружающему миру.

Изучить  эффективность

воспитательных средств, степень их влияния на результаты воспитательного

процесса.


Критерий

Показатели

Методики

Сроки

Ответственные

Индекс групповой сплоченности


  • ощущение себя в группе

  • взаимоотношения между членами коллектива

  • отношение коллектива к делу

Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора «Психометрический тест К.Э. Сишора»

4.10 – 8.10

Пестова А.Р

Уровень коллектива

  • взаимоотношение членов коллектива

  • доброжелательность и взаимовыручка

  • активность коллектива в делах

Методика «Какой у нас коллектив?» (по А.Н. Лутошкину)

11.10 – 15.10

Смолева И. Д.

Эффективность педагогических средств

  • формирование отношения к жизни

  • формирование взаимоотношений в коллективе

  • формирование взаимоотношений между коллективами

Методика для изучения эффективности педагогических средств, использованных для развития коллектива и студентов группы

18.10 – 22.10

Устинова В. Д.



2.3.3. Анализ состояния воспитательного процесса в коллективе группы 4935ФА


Синтез первого порядка

(описание состояния воспитательного процесса в целом)

Какими характеристиками обладают члены коллектива?

Студенты группы обладают положительными качествами, такими как доброта, трудолюбие, любознательность. Студенты обладают сложившимися взглядами на жизнь. Они ориентированы в большинстве своём на получение хорошего образования, их интересы направлены на создание атмосферы взаимопонимания и взаимовыручки в группе.

На каком уровне развития находится коллектив? Опишите ключевые признаки, на основе которых сделан вывод.

Если брать за основу классификацию А. Н. Лутошкина, использованную в одной из методик, то коллектив находится на такой стадии развития, как Мерцающий маяк. Данный вывод сделан на основе того, что в группе сейчас царит атмосфера доброжелательности, сочетающаяся с высоким уровнем требовательности. Студенты понимают, что вместе они могут сделать больше и лучше, чем если бы они делали то же самое  по одному. Уже сложились определённые правила, которые признаны всеми. Все важные решения согласуются со всеми студентами и принимается общее решение.

Какие педагогические средства использовались для развития членов коллектива?

Для развития членов коллектива использовались следующие педагогические средства: посещение мероприятия на французском языке в Доме дружбы, участие в конкурсе инновационный потенциал молодёжи, ежегодная студенческая конференция, коллективное волонтёрство, а также изучение дисциплин следующих профилей: психолого-педагогического, социально-гуманитарного модуля, здоровье сберегающего.

Анализ

Какие позитивные характеристики членов коллектива можно выделить? Что способствовало их развитию?

Работа на результат, трудолюбие, ответственность. Развитию данных характеристик способствовало большое количество групповой работы в течении обучения по дисциплинам французского и английского языков. 

Также к позитивным чертам коллектива можно отнести отзывчивость и коммуникабельность. Развитию этого аспекта характеристик способствовали посещение различных мероприятий в Доме дружбы, а также коллективное волонтёрство.

Какие проблемы выявлены в развитии членов коллектива? С чем они связаны?

Выявлен "синдром студента". Многие задания откладываются на последний день перед сдачей той или иной работы, что усложняет жизнь коллективу, так как происходит расхождение в качестве выполнения работы, во времени отправки заданий. А также, многие задания по различным дисциплинам являются не индивидуальными и требуют разделения группы на мини группы. В связи с этим выявленная проблема приводит к тому, что участие в проработке мини-группового задания членами этого объединения становится не равноценным, что может в дальнейшем привести к конфликтам.

Какими положительными чертами характеризуется коллектив?

Что помогло их приобрести?

Коллектив стал более однородным и сплоченным. Этому способствовало изменение в количественном составе группы на первом курсе и теперь произошёл процесс сближения ее членов друг с другом.  Возможность всегда найти компромисс - это ещё одна положительная черта коллектива группы. Развитию этого способствовала работа в группах, организация тематических круглых столов, где каждый мог высказать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме и обрести единомышленников. 

Какие недостатки можно увидеть по результатам диагностики коллектива? Как можно объяснить их наличие?

Уровень развития коллектива показывает, что ещё есть возможность расти и улучшать взаимоотношения. 

К недостаткам следует отнести расслоение группы на мини подгруппы, это объясняется тем, что кто-то был знаком друг с другом, а для кого-то весь коллектив оказался незнакомым.

Какие педагогические средства, использованные в работе коллективом, были наиболее эффективны? Почему?

Работа в группах - это наиболее эффективное педагогическое средство, так как с ним мы сталкиваемся чаще всего, а также оно положительно влияет на формирование взаимоотношений в коллективе, так как создаваемых группы почти всегда разные. Также эффективным педагогическим средством, использованным в работе с коллективом, является беседа. Ее проводит куратор группы раз в месяц. Чаще всего она бывает посвящена решению организационных вопросов, построению плана будущей деятельности не только по изучению предмета, но и общественной.

Какие педагогические средства, использованные в работе коллективом, были малоэффективны или неэффективны? Почему?

На мой взгляд, малоэффективными педагогическими средствами для данного коллектива является игра по нескольким причинам. Во – первых, члены группы затрудняются их придумывать, если это задание по предмету, во – вторых, неохотно участвуют в играх. Это можно объяснить малочисленностью группы, так как чаще всего за организацию и реализацию данного педагогического средства отвечают несколько человек, что уменьшает количество участников до минимума.

Синтез второго порядка

(выводы по результатам анализа)

Над развитием каких качеств членов коллектива целесообразно работать в дальнейшем?

Коммуникабельность, открытость, ответственность, инициативность, развитие активной жизненной позиции, желание пробовать что-то новое, не боясь ошибиться.


Какие проблемы в развитии коллектива целесообразно решать в первую очередь?

Я думаю, что в первую очередь необходимо решить проблему коммуникабельности, так как это одно из важнейших качеств для успешной будущей профессиональной педагогической деятельности.  А также это поможет повысить уровень развития коллектива.

Какие педагогические средства целесообразно использовать для работы с членами коллектива

в период практики?

Для развития коммуникабельности стоит прибегнуть к такому педагогической средству как дискуссия, но она должна быть на тему, интересную и понятную всем, где каждый сможет высказать свое отношение к ней. 


Какие целевые ориентиры в развития членов коллектива можно определить по результатам анализа?

Разработка более детальных, чётких правил. 

Развитие коллектива до следующего уровня. 

Раскрытие творческого потенциала каждого члена коллектива. 




2.3.4. Проект собрания по целеполаганию и планированию в группе 4935ФА


Цель

Планирование основных дел студенческого коллектива на предстоящий учебный год

Задачи

Воспитательные

Организационно-педагогические

Развитие уровня сплоченности студенческого коллектива

Выявление существующего уровня развития студенческого коллектива

Изучение интересов и потребностей студентов

Обеспечение комфортной психологической обстановки в детском коллективе

Формирование творческой, активной и самостоятельной личности с нравственными идеалами

Оказание положительного влияния на взаимоотношения студентов группы

Организация обсуждений за круглым столом


Выявление имеющихся условий для воспитания творческой личности

План подготовки

  1. Определить желаемые цели и задачи для студенческого коллектива на учебный год

  2. Выявить имеющиеся условия для их реализации

  3. Подобрать оптимальные формы и методы работы со студенческий коллективом

  4. Проранжировать реализацию мероприятий, коллективных дел по времени

  5. Оформить предварительный план

  6. Провести коллективное планирование

  7. Выбрать средства достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов

  8. Конкретизировать предварительно составленный вариант плана, внести коррективы с учётом материалов коллективного планирования




Ход собрания

Этап

Действия организатора

Приемы

Вступительное слово

Объяснение целей сегодняшнего собрания. Приведение афоризмов известных людей о планах. Увлечение студентов перспективой совместной деятельности, организацией интересных и полезных дел


Цитирование

Наводящие вопросы

"Давайте помечтаем"


Целеполагание

Обоснование и выдвижение цели

Характеристика идеального коллектива и предложение студентам группы подумать, каких черт не хватает их коллективу, чтобы стать идеальным

Характеристика

Групповая работа

Обсуждение


Определение путей ее достижения (задач)

Опрос мнений студентов о том, каким образом можно достичь следующей ступени развития коллектива. Объяснения личного мнения организатора, что для достижения поставленной цели необходимо совместное участие и проведение мероприятий

Обсуждение

Групповая работа

"Давайте попробуем"

Показ результатов

Проектирование результата

Предложение ребятам подумать о том, какие личные качества они смогут развить, принимая участие в различных делах

Наводящие вопросы

Групповая работа

Обсуждение

"Представим себе, что"

Планирование

Структурирование предмета планирования (по задачам или направлениям)

Объяснение, что есть дела и мероприятия общевузовские или факультетские и внутри групповые. Предложение студентам подумать, где бы коллектив группы мог поучаствовать, что мог бы провести сам, как для развития собственного коллектива, так и для всего факультета или вуза

Групповая работа

"Разведка интересных дел"

Демонстрация результатов

Подбор средств достижения цели и решения задач

Предложение порассуждать о том, каким образом можно сделать групповые дела и мероприятия интересными, оригинальными

"Мозговой штурм"

Групповая работа

Обсуждение

Распределение событий во времени

Предложение расставить мероприятия, предложенные ими, по времени а весь учебный год. Одновременно с этим создание календаря данных мероприятий для большей наглядности

Составление творческого календаря событий


Распределение ответственности

Проведение соотнесения мероприятий с поставленными задачами

Выбор студентами ответственных за конкретные дела


Групповая работа

Обсуждение

Назначение ответственных


Оформление плана

Утверждение после обсуждения всеми членами коллектива предложений по организации мероприятий и участию в делах на учебный год

Конкретизация

Корректировка

Обсуждение

Заключение

Благодарность за активное участие помощь в коллективном планировании совместных дел, их поощрение

Увлечение радостной перспективой, которая необходима для укрепления радостного ожидания того, что будет, что можно будет сделать хорошего для себя и других

Поощрение

Воодушевление

Методика для изучения эффективности собрания

Проведение сбора информации для изучения эффективности собрания, для понимания настроя и интересов студентов на работу в этом учебном году

"Дерево желаний"

Самоанализ собрания

1. Как решены поставленные задачи?

Поставленные задачи по выбору путей достижения главной цели, а именно развитие коллектива, были выполнены, так как удалось создать график мероприятий, с учётом пожелания студентов, а также выбрать ответственных за их реализацию

2. Насколько удалось обеспечить субъектную позицию участников, что это подтверждает?

Субъектная позиция участников была обеспечена, так как они сами выбирали мероприятия и дела, распределили их по времени. Также они в своих группах самостоятельно определили важность каждого из дел и мероприятий

3. Что вызвало затруднения и почему?

Затруднения были вызваны при обдумывании мероприятий, так как до этого данный коллектив был не особо активен и редко принимал участие в общевузовских и факультетских мероприятиях, а их инициатором не был никогда

4. Насколько удалось учесть индивидуальные особенности участников и обеспечить их проявление и развитие на собрании? Что об этом свидетельствует?

При организации данного собрания по планирования были учтены индивидуальные особенности участников. Их проявление и развитие было обеспечено путем работы в группах, высказывания личных мнений, выполнения индивидуальных опросов

5. Какие приемы способствовали повышению уровня субъектности участников собрания?

К приёмами, способствовавшим повышению уровня субеъктности участников собрания способствовали такие приемы как "Давайте помечтаем", "Разведка интересных дел", "Мозговой штурм"

6. Что изменили бы в будущем, почему?

Изменению бы подвергся этап изучения эффективности собрания, так как "Дерево желаний", это методика, более подходящая детям, учащимся в школе, а для студентов необходимо что-то более серьёзное


2.3.5. Б. Проект занятия, развивающего эмоционально-ценностную сферу обучающихся


Тема занятия

К чему может привести ложь

Цель занятия

Создать условия для формирования нравственных ценностей у обучающихся

Жизненно-практические задачи

Организовать интересно и полезно свободное время, досуг учащихся

Воспитательные задачи

Сформировать у учащихся отрицательное отношение к лжи

На примерах притч показать негативную сторону лжи и её последствия

Организационно-педагогические задачи

Организовать коллективное обсуждение

Организовать проблему ситуацию

Организовать демонстрацию примеров ситуаций, связанных с ложью

Ход занятия

Этап

Действия организатора

Используемые приемы

1) введение в ситуацию

Педагог читает стихотворение о лжи

(Андрей Дементьев — Я ненавижу в людях ложь)

Приводит жизненную ситуацию, связанную с ложью и негативными последствиями

Создание проблемной ситуации,

Показ ролика Мотивирование учеников на заданную тему


2) предъявление ценностно-смыслового противоречия

Педагог задаёт наводящие вопросы, подталкивая учеников к формулированию проблемы

Наводящие вопросы

Обсуждение

3) решение проблемы

Педагог организует последовательность шагов по выявлению и решению ценстно-смыслового противоречия, способствует осознанию последствий лжи с выделением ценностного и анти-ценностного содержания, путем демонстрации на жизненных примерах двух исходов зависти человека

Педагог даёт свой вариант понимания проблемы

Пример

Обсуждение

Наводящие вопросы


4) презентация результатов решения проблемы

Педагог организует коллективное обсуждение, где каждый высказывает своё мнение. Настраивает обучающихся на понимание и принятие мнения других, показывает обучающимся множественность решения одной и той же проблемы, акцентируя внимание на амбивалентности мира.

Беседа

Обсуждение



5) рефлексия

Педагог предлагает обучающимся заглянуть внутрь себя и проанализировать свои переживания и эмоциональное состояние, связанное с ситуацией лжи

Индивидуальная работа - эссе


Методика для изучения результатов и эффективности занятия

Педагог предлагает детям дополнить следующие фразы в конце урока:

• Было интересно...

• Было сложно...

• Я понял, что...

• Теперь я знаю, что...

• Я научился...

• Меня удивило...


Самоанализ результатов проведения занятия

1. Как решены поставленные задачи?

Поставленные задачи решены полностью. Проведенное занятие несомненно сформировало у обучающихся отрицательное отношение ко лжи, а также такие навыки как коллективное обсуждение, решение проблемной ситуации

2. Насколько удалось обеспечить субъектную позицию участников и включить в деятельность всех членов коллектива, что это подтверждает?

Каждый был включен в деятельность. Субъектная позиция была обеспечена путем высказывания личного мнения, а также написанием индивидуальной работы

3. Что вызвало затруднения и почему?

Затруднений не возникло в ходе занятия, так как обучающиеся уже имеют представление о лжи, а также небольшой жизненный опыт, с опорой на который они рассуждали в ходе занятия

4. Насколько удалось обеспечить развитие эмоционально-ценностной сферы участников? Что об этом свидетельствует?

Развитие эмоционально-ценностной сферы участников было обеспечено. Об этом свидетельствуют написанные ими индивидуальные работу, в которых отражена четкая негативная позиция в отношении лжи, а также эта позиция подтверждена примерами как из жизненного опыта, так и из литературы

5. Какие приемы способствовали повышению уровня субъектности участников занятия?

Высказывание личного мнения, беседа способствовали повышению уровня субъектности участников занятия

6. Что изменили бы в будущем, почему?

Скорее всего изменениям бы подвергся этап рефлексии, так как такое индивидуальное задание, как эссе, может не подходить например детям более младшего возраста