ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 809
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
Психологические особенности самооценки в подростковом
Направления оптимизации самооценки подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации самооценки подростков
Программа оптимизации самооценки подростков
Результаты реализации программы оптимизации самооценки
Методика Дембо – Рубинштейн (модифицированный вариант Л.В. Бороздиной, Л. Видинска)
Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова (модификация
Опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки подростков 7
-
Феномен самооценки 7 -
Психологические особенности самооценки в подростковом
возрасте 22
-
Направления оптимизации самооценки подростков 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации самооценки подростков 50
-
Эмпирическое исследование самооценки подростков 50 -
Программа оптимизации самооценки подростков 64 -
Результаты реализации программы оптимизации самооценки
подростков 70
Заключение 76
Список литературы 79
Приложение 84
Введение
В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Современное направление образования в нашей стране ориентировано на признание права обучающегося на реализацию своей индивидуальности и всестороннее развитие здоровой, самостоятельной и творческой личности. По Федеральному государственному образовательному стандарту одним из условий развития личности, способной к самоактуализации и готовой к
высокой социальной мобильности, выступает адекватная самооценка [56].
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей [64].
Актуальность развития адекватной
самооценки подчеркивается во многих нормативных документах. Так, в Федеральном законе «Об образовании в РФ» указано, основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося, в том числе развитие нравственных убеждений, культуры межличностного и межэтнического общения, способности к социальному самоопределению и самопознанию, навыков рефлексии, инструментом которых является самооценка. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России одной из первых и важных задач в сфере личностного развития и воспитания обучающихся является формирование способности к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению [57].
Самооценка является системообразующим ядром «Я-концепции», которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка обуславливает динамику и направленность развития субъекта, характер
взаимоотношений, психологический климат в коллективе [8].
Однако, на протяжении всего периода становления личности,
самооценка постоянно видоизменяется и под воздействием различных источников варьируются от заниженной до завышенной. Наиболее сензитивным периодом изменений самооценки является подростковый возраст, когда усваивая в процессе обучения и воспитания
определенные нормы и ценности, подросток начинает под воздействием оценочных суждений учителей, сверстников и родителей, а также вследствие личностного кризиса оценивает реальные результаты своей деятельности и себя ниже, чем в действительности. Поэтому именно в подростковом возрасте требуется своевременная разработка и принятие мер по оптимизации самооценки.
Соответственно, одним из центральных направлений современного образовательного процесса становится формирование у подростка представления о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, т.е. оптимизация самооценки
К проблеме самоотношения и самооценки обращались многие психологи. В зарубежной психологии проблеме самооценке посвящены работы Р. Бернса, У. Джеймса, Ч. Кули, Э. Эриксона, К. Роджерса. В трудах отечественных психологов разработка данной проблематики представлена в исследованиях Л.В. Бороздиной, Т.В. Галкиной, Т.В. Дембо, А.А. Деркач, Е.В. Зинько, Т.В. Корниловой, О.Н. Молчановой, С.Р. Пантелеева, А.М. Прихожан, С.Я. Рубинштейн, К.Р. Сидорова, В.В. Столина, А.Т. Фатуллаевой. Несмотря на различные подходы к определению самооценки учеными были рассмотрены вопросы онтогенеза самооценки, ее структура, виды, функции и закономерности развития. Также глубоко изучены особенности самооценки в
подростковом возрасте [6; 15; 19; 27; 41; 49; 55].
Однако современная образовательная система не имеет практических
пособий и апробированных программ по оптимизации самооценки в период ее кардинальных изменений в подростковом возрасте, отвечающих новым требованиям ФГОС среднего общего образования. Следовательно, возникает
противоречие между необходимостью коррекции завышенной и заниженной самооценки в подростковом возрасте и недостаточным количеством научно обоснованных рекомендаций по организации данного процесса. Данный резонанс обуславливает актуальность выбранной нами проблемы – оптимизации самооценки в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что оптимизация уровня самооценки подростков возможна при разработке комплексной программы занятий, которая должна носить системный и регулярный характер, и включении в процесс всех субъектов
образовательного процесса?
Объект исследования: феномен самооценки.
Предмет исследования: оптимизация самооценки в подростковом
возрасте.
Цель: на основе теоретических и эмпирических данных разработать и
апробировать программу оптимизации самооценки подростков.
Для достижения цели требуется выполнить ряд задач:
-
На теоретическом уровне описать феномен самооценки. -
В ходе теоретического анализа определить психологические особенности самооценки в подростковом возрасте и направления её оптимизации. -
Эмпирически обосновать необходимость проведения мероприятий по оптимизации самооценки подростков. -
Разработать и реализовать программу оптимизации самооценки подростков -
Оценить эффективность реализованной программы.
Для решения задач использованы следующие методы исследования:
-
Теоретические – анализ психолого-педагогической литературы,
метод аналогий и обобщение психолого-педагогического опыта.
-
Эмпирические: опрос, тестирование, формирующий эксперимент,
методы качественной и количественной обработки, описательная статистика.
Методики исследования: методика «Самооценка личности» О.И. Моткова, методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация
А.М. Прихожан), опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева.
Методологической основой нашей работы является возрастной подход Л.И. Божович, указывающей на качественное своеобразие этапов развития, комплексный подход Б.Г. Ананьева, изучавшего целостное становление человека на всех этапах онтогенеза человека, и субъектно-деятельностный подход А.Н. Леонтьева, учитывающего соотношение образа и процесса деятельности. При исследовании генезиса и феномена самооценки мы часто ссылались на теорию ее становления и классификацию О.Н. Молчановой, трактовку самооценки, предложенную Е.И. Савонько и А.Б. Лариной. Для анализа особенностей самооценки в подростковом возрасте нами были
выбраны работы Л.В. Бороздиной, А.В. Мудрика, А.А. Реан.
База исследования: МКОУ «СОШ №29» г.Ревды.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованной литературы и приложений.
Результаты работы могут быть использованы в профессиональной