Файл: А. Гин Приемы педагогической техники что вы найдете в этой книге.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО НА УРОКЕ
Самый непродуктивный, утомительный и, – увы! – распространенный способ повторения – традиционно-репродуктивный. Когда высшей доблестью становится дословное повторение вслед за учителем или книгой.
Мы будем говорить о другом повторении – активном и развивающем. Главный принцип такого повторения – переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания.
¤ СВОЯ ОПОРА
Формула: ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа, как на экзамене.
Значительно, если ученики успеют объяснить друг другу, свои опорные конспекты. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.
Вариант: ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по соседнему опорному конспекту. Преподаватель и разработчик ТРИЗ-методик из Растова-на-Дону С. Сычев, советует опоры переименовать в шпаргалки. И провести урок "Виды шпаргалок и приемы их составления", а под этим "соусом" рассказать, как использовать опорные конспекты.
ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ
Формула: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
Затем одни ученики задают свои вопросы, другие по вызову учителя или опрашивающего одноклассника на них отвечают. Постепенно приучайте учеников к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала изученный учебный материал.
Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.
ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ
Формула: ученики составляют версию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал! Пусть некоторые из них (и даже все они) останутся, как открытые проблемы данной темы. Этот прием по технологии подобен "Пресс-конференции" см. с.9, но имеет другие цели.
¤ СВОИ ПРИМЕРЫ
Формула: ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.
Возможно даже сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др.
Пример: География
Тема урока: "Экологические проблемы". Класс разбит на три группы. Ученики каждой группы получают задание:
-
Перечислите экологические проблемы нашего города. -
Предложите идеи, как сделать город экологически более чистым. -
Перечислите известные вам экологические проблемы, о которых мы не говорили на этом уроке.
Пример: Математика
Учитель: - Итак, мы уже умеем находить площадь поверхности и объем пирамиды. А теперь, каждый из вас придумает задачу, при решения которой понадобится это умение.
ОПРОС-ИТОГ
Формула: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.
Например: что на уроке было главным? Что было интересным? (Следует различать главное и интересное). Что новое сегодня узнали? Чему научились?
На один и тот же ответ могут ответить несколько человек. Мнения, возможно, и не совпадут. Важно: учитель не должен добиваться "административными манерами", чтобы главным называли именно то, что считает таковым он. Другое дело – он может наравне со всеми сказать и свое мнение.
¤ ОБСУЖДАЕМ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Формула: учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён?
При этом, естественно, изученный материал еще раз просматривается. Сильный учитель не даст манипулировать собой при таком обсуждении, но всегда учтет и мнение учеников. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения д/з.
Прием особенно хорошо работает, когда способы и виды д/з, которые обычно дает учитель, достаточно разнообразны. Поэтому далее мы рассмотрим группу приемов организации д/з.
Диалог: - Мне кажется, что прием "Повторение под контролем" не очень-то отличаются от традиционно-репродуктивного повтора.
-
И да, и нет… Здесь главная часть работы – постановка вопросов, а это не репродуктивная деятельность. Прием наиболее хорош в слабых классах. Или в том случае, когда вы только начинаете работать с новым классом. -
Обязательно ли, чтобы ученики в парной работе отвечали подряд на все вопросы друг друга. -
Нет. Это диктуется логикой урока и наличием времени. Вариантов много. Могут по очереди задавать вопросы в разбивку. Могут выбрать по три вопроса из списка соседа и отвечать на них могут… -
Я хочу сказать о приеме "Обсуждаем д/з". Не получится ли, что группка лентяев будет громче всех настаивать на минимизации или отмене задания? -
При правильной организации д/з – а мы ещё будем говорить об этом – этот эффект не возникает.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕНЫХ РАНЕЕ ТЕМ
На третий год педагогической деятельности я впервые начал работать в классе с углубленным изучением физики. Такой класс в ту пору был единственный в городе, и ребята подобрались крепкие. Когда 8 марта нам объявили, что будет проведена стандартная министерская контрольная, я не придал этому никакого значения. Что стоит решать стандартные задачки моим "олимпийцам"? Однако результаты оказались ошеломляющими. До сих пор стыдно вспоминать…
Все объяснилось просто: мои ученики прекрасно решали задачи на последнюю изученную тему. И совершенно не помнили ни формул, ни понятий, пройденных в начале учебного года. А содержание контрольной работы как раз было построено на давно пройденных темах.
Тогда я впервые понял то, что знает любой опытный преподаватель: глубокое изучение материала требует неоднократного возвращения к нему и рассмотрения в разных связках и контекстах.
Приемы повторения тем частично совпадают с приемами повторения на уроках. Но есть и некоторая специфика.
¤ СВОЯ ОПОРА
Формула: ученик составляет авторский конспект всей ранее изученной темы.
Часто это имеет смысл делать на листе большого формата.
Внимание! Не обязательно всем классом повторять таким образом одну тему. Пусть, например, половина учеников повторяет одну тему, а половина – другую, после чего они попарно рассказывают друг другу свои опоры.
Или такая форма работы: несколько учеников развешивают свои авторские опоры-плакаты на стене, остальные собираются в малые группы и обсуждают их. (К этому приемы мы вернемся в разделе "Организация работы в группах", где он получает дальнейшее развитие.)
В качестве подприема: предложите ученикам создать "универсальную шпаргалку" по данной теме. Проведите конкурс опор/шпаргалок.
Хорошо получится и сочетание с приемом "Лови ошибку!". Отличие лишь в том, что ошибка специально закладывается не в речь или текст, а в опорный конспект.
Этот и последующий приемы повторения тем работают как дома, так и в школе. Например, творческие опоры (или списки вопросов, как в последующих приемах) ученики делают дома, а потом используют их в классе.
ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ
Формула: ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме.
Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т.п.
ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ
Формула: ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме.
На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все.
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ
Формула: ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, или вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.
Прием хорош тем, что повторение предыдущего материала, сколь угодно давно изученного материала проходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же такое пересечение позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного с другой стороны.
Пример: Физика, 8 класс
При изучении темы "Сопротивление проводников" несколько учеников, получили задание сочинить задачу, объединяющую последнюю тему с изученной ранее "Плавление вещества". Ученик Виктор К. предложил такое условие: Какое количество тепла необходимо для расплавления медного провода, длина которого 10 м, а сопротивление 0,017 Ом. Температура провода 0о С.
Потом задача Виктора была предложена всему классу.
Пример: Русский язык
Найдите несколько сложносочиненных предложений в изучаемом на уроках русской литературы произведении.
Привлечение и повторение старых знаний при освоении нового материала может принимать форму сравнения, сопоставления или противопоставления.
Пример: Литература
Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копейку. А чему учил отец Молчалина? А как напутствовал отец Петра Гринева?
УРОВНИ И ВИДЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Вредный и достаточно распространенный педагогический прием – наказание домашним заданием, повешение объема или сложности. Психологическое основание его в том, что иные взрослые подсознательно (если не сознательно) убеждены: школьное образование – необходимый, но тяжелый и безрадостный труд. Поэтому много копий сломано по поводу домашнего задания на страницах педлитературы, особенно зарубежной. Задавать или не? Каковы допустимые объемы и время на домашнее задание? Как оно влияет на успеваемость?
Не будем вдаваться в не слишком убедительные теоретические рассуждения. Мы уверены в одном: если уж задавать, то с максимальной пользой!
Фактически для эффективной организации домашнего задания мы будем пользоваться теми приемами, которые описаны выше в разделах "Повторение пройденного на уроке" и "Повторение ранее изученных тем". Но в этом разделе мы дополним их некоторыми приемами, учитывающими специфику домашней работы.
¤ ТРИ УРОВНЯ Д/З
Вспоминаю случай из практики. Я начал преподавать физику в новом для себя 9 классе. Класс состоял полностью из девочек – все мальчики после 8 класса ушли в профессионально-технические училища. Две-три девочки в классе пытались в чем то разобраться. Остальные со спокойным равнодушием списывали с доски.
Постепенно мне удалось их немного расшевелить, даже простые задачки решать стали. Но только не дома – не привыкли… Если точнее, то привыкли его не делать. На все мои старания уговорить – стандартное: "А мы не понимаем!" И действительно, у доски с оглядкой на учителя, медленно и неуверенно, но что-то получалось, а в возможность в чем-то разобраться самим уже не верили.
В какой-то момент я понял, с мертвой точки сдвинуться можно! Первое, что сделал – задал на дом простую задачу, точную копию которой мы досконально разобрали и закрепили в классе. На следующий день, вызванная отвечать Людмила привычно протянула: "А я не поняла". Очевидно, она даже не заглянула в условие. "Хорошо, - сказал я, - сейчас пойдешь к доске, и будешь разбирать задачу до того места, где не поняла". Веселая (когда дело не касалось физики) и контактная Люда со спокойной душой пошла отвечать. Мы стали по действиям разбирать задачу. И оказалось, что Люда не нашла места, где споткнуться. Я не стал "метать молнии", а просто сказал: ГАРАНТИРУЮ, что вы будите получать такое д/з, с которым сможите справиться. От вас требуется только честно попытаться. ЕСЛИ ВЫ НЕ СПРАВИЛИСЬ – Я ВИНОВАТ".
Через месяц-другой они вошли во вкус. Учится приятно, когда чувствуешь успех, и в 15-16 лет приятно вдруг поверит в свои способности.
Этот случай и подтолкнул к использованию данного приема.
Формула: учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней.
Первый уровень – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятным и ПОСИЛЬНО любому ученику, за обучение которого вы беретесь.
Я хочу выделить слова "за обучение которого вы беретесь", потому что вполне возможна ситуация, когда честнее всего сказать самому себе: этого ученика я обучит не смогу – и, соответственно, не мучиться самому и не мучить его.
Второй уровень задания – ТРЕНЕРОВОЧНЫЙ. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой сложности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.
Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой или похвалой (см. группу приемов оценивания стр.62).
Диапазон творческих заданий широк. Однако среди них можно выделить некоторые типовые группы. Например, ученикам предлагается разработать:
-
частушки, басни, сказки, фантрассказы по учебным темам; -
чайнворды, кроссворды и т.п.; -
тематический сборники интересных фактов, примеров и задач; -
сборники аннотаций на статьи по выбранной теме; -
учебные комиксы; -
плакаты – опорные сигналы; -
мнемонические формулировки, стихи и др.
¤ ЗАДАНИЕ С МАССИВОМ
Формула 1: любой из уровней д/з учитель может задавать массивом.
Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.
Пример:
К каждому уроку ребята выучивали новые слова из русско-немецкого разговорника. Количество не ограничивалось: десять слов – отлично, от пяти до десяти – хорошо. Важная деталь: на уроке нужно говорить не отдельные слова, а готовые разговорные фразы. Сначала по-русски, потом по-немецки. Выходили к столу только по желанию.
Формула 2: задается большой массив задач сразу – в рамках одной изучаемой или повторяемой темы.
Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал – тем больше вероятность найти знакомую задачу и сэкономить время и силы. (Описание приема "Релейная контрольная работа см. стр.61). Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.
Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам, в условиях нашей школы особенно в подростковом возрасте. А ваш учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.
Пример:
Вариант первый. Весь класс учит "Я помню чудное мгновенье…". Добросовестный учитель считает своим долгом как можно больше опросить человек. И вот в классе три, пять раз звучит одно и то же, и далеко не всегда в хорошем изложении. Периодически, чтобы "материал" не забывался, учитель спрашивает еще раз. Ученикам заранее скучно слушать. И поэзия гибнет под пеленой однообразия, отвращение к выученным в школе стихам нередко сохраняется на всю жизнь.
Вариант второй. Учитель предлагает каждому ученику выбрать наиболее понравившееся стихотворение и выучит наизусть. Урок в таком случае проходит несравненно интересно. Прежде всего, выбранное читается совсем не так, как заданное: личное отношение к нему обязательно почувствуется при исполнении, даже неумелом. Ответ каждого интересен остальным: а что он выбрал? Это же особенно интересно учителю: выбор стихотворения по-своему отражает личность ученика. Важно и то, что класс слышит в течение урока не пять раз одно и то же. Ответ каждого – новая страничка поэзии.
И еще один момент. Из массива заданий ученик выбирает тот уровень, на который способен "замахнуться". И таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности.
Диалог: - Давая задачи массивом, нужно ли следить, чтобы были в нем как задачи явно посильные, так и довольно сложные?
-
Да, если речь идет о тренировочном или творческом задании. Психологические эксперименты показали, что полный и легко достижимый так же плохо сказывается на способностях будущего решателя, как и добросовестные поражения. -
При задании массивом возникает соревновательность. Как её использовать? -
Полезно вести открытую ведомость, в которой ученики отмечают свое продвижение. Такое плакатик на стене: решил задачку – закрасил квадратик нпротив своей фамилии…
-
Ф.И.
Решенные задачи
Иванов С.
45
42
54
Петров Ю.
45
54
55
62
63
65
Хочу ещё раз подчеркнуть плюсы при задании с массивом. Первый плюс – проходит самоголосование ребенка и уровня задач, которые решает. Второй – дети решают разные задачи, у них появляется возможность поговорить не на тему "мыльной оперы", а на тему учебную, обменяться решениями. Третий – выбирая свои задачи, ученик волей-неволей читает остальные. Таким образом, учебный кругозор становится гораздо шире, то есть он знает гораздо больше задач, чем ему дают, а также учится с первого взгляда оценивать сложность задачи.
¤ ОСОБОЕ ЗАДАНИЕ
В классе есть ребята, которым вы уделяете особое внимание. Например, это ваш "Олимпийский резерв". Раз особое внимание – то и особое задание.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Формула: продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. (Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.)
Выполняется оно в специальной тетради. Включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной сложности.
Пример:
У автора обычно от 3 до 7 учеников, получающих такое задание. Его нельзя было получить просто так – только заслужить. Задание давалось на неделю-две в зависимости от класса и имело две категории сложности. Реально более сложная категория отличалась заменой 3-5 средних задач на трудные. Но если ученик решился и получил такое задание – отказываться уже не имеет права. Все серьезно. В конце тетрадки каждому "особисту" вклеивалась
ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОСОБОГО ЗАДАНИЯ
-
Выбор категории сложности осуществляйте самостоятельно. -
Задание аккуратно оформляется и сдается строго к оговоренному сроку. -
В конце выполненной работы заполните анкету: РЛ (указываются номера задач, решенных легко); РТ (указываются номера задач, решенных с трудом, с подсказкой); НР (указываются номера нерешенных задач). -
Задание проверяется в течение недели. Оценки ниже "4" не выставляются. Оценка "4" переносится в журнал только по желанию выполнившего работу. -
При заполнении анкеты попробуйте быть справедливым по отношению к себе. -
В конце выполненного задания ДРУГИМ ЦВЕТОМ напишите: работа прочитана, ошибки исправлены, задачи сверены с ответом.
Желаю успехов! С уважением к Вашему труду – А.А. Гин.
Диалог: - Освобождаются ли "особисты" от обычных домашних заданий?
-
Пусть этот вопрос решает учитель в зависимости от конкретных условий. Старшим детям вполне можно предоставить право самостоятельного решения. Если оно будет принято неверно, то это скажется на текущей успеваемости, и вы вместе внесите поправки. Но обычно ребята очень ценят такое доверие и высоко поддерживают свое реноме. -
Не слишком ли большая обуза для учителя – проверять ещё и особое задание? -
При правильно организованной работе на это уходит минимум сил. Задачи даются из решебников. Кроме стандартных решебников с разбором задач учитель готовит себе "фирменные" – с помощью тех же продвинутых учеников. "Разбор полета" обычно осуществляется со всеми сразу. Причем разбираются только те задачи, которые не решил никто, или вызвавшие затруднения у всех. Если кто-то уверенно решил каверзную задачу, то все вопросы к нему. Со средними классами разбор может вести старшеклассник. -
Не очень понятен шестой пункт: почему другим цветом? -
Маленький дополнительный барьер против халтуры. Сделав работу, ученик старается поскорее от неё избавится. Ему психологически трудно еще раз вернуться и прочитать… Отсюда искушение – быстренько записать требуемую фразу и отложить это дело в другую сторону. Поэтому – другим цветом. Пока заменит ручку, пройдут несколько нужных секунд, чтобы схватить самого себя за руку. Да и выделенная цветом фраза сильнее врезается в глаза – труднее "как бы не заметить". -
А если ученик все же схалтурит? Например, задание взял, а вовремя не сдает? -
Я расскажу одну историю. Миша талантливый парень. Мы с ним договорились, что он летом поработает над решением задач. Было составлено месячное задание из 50 задач. Приехав из командировки за пару дней до срока, я позвонил ему: "Как продвигаются дела?" Миша стал оправдываться. Причин оказалось много: дни рождения, жара, пляж… Я попросил его зайти в гости. Разговор был трудный. Четыре часа. Но смысл моей позиции был прост: "Ты хороший парень. Я не могу и не хочу на тебя обижаться и тем более наказывать. Потому что я уважаю и себя: мое время дорого стоит, и нельзя его тратить впустую. Наукой или занимаются серьезно, или никак. Извини…." Миша ушел почерневший. Через два дня пришел и молча положил на стол исписанную тетрадь. Месячную норму. Я также молча взял и выдал следующий блок работы. Больше к этой теме мы не возвращались. Работать с ним в будущем было одно удовольствие. И чем дальше, тем полезнее это было для нас обоих. -
Нужна ли такая строгость? Только так мы учимся уважать друг друга. И уважать нашу работу. А иначе – нескончаемый кисель обещаний, разговоров, добрых намерений….
¤ ТВОРЧЕСТВО РАБОТАЕТ НА БУДУЩЕЕ
Формула: ученики выполняют творческое домашнее задание (см.с.16) по разработке дидактических материалов.
Если учитель регулярно пользуется этим приемом, то за несколько лет работы у него накапливаются бесценные пособия.