Файл: А. Гин Приемы педагогической техники что вы найдете в этой книге.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 233
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пример:
Эту дидактическую сказку сочинила участница кружка по развитию творческого воображения на базе ТРИЗ Оля Н. Задание ей было поставлено так: используя известную басню Крылова, придумать свой рассказ или басню, демонстрирующие применение изобретательного приема "Сделай наоборот":
Вороне бог в ту пору сострадал и снова сыра ей кусок послал. На ель Ворона взгромоздясь, поужинать уж было собралась. Лиса, откушавши едва тащилась, но, вдруг о божьей милости узнав, ужасно возмутилась. Хоть от еды её в ту пору воротило, лиса хвостом от зависти крутила. Ворона, опытом умудрена, сидела на сосне одна, чем больше слов приятных ей Лиса шептала, тем все быстрей Ворона сыр глотала. "Ну что ж, сегодня пела ты не зря. Теперь настала очередь моя. Коль хочешь мой романс любовный слушать, то перестань сейчас же кушать!" – сказала ей с отчаяньем Лиса и стала пробовать баса. Ворона со смеху едва не подавилась и хорошо, что с ветки не свалилась. Лиса скривилась: "Ах, как стыдно это! Не знаешь светского ты этикета! Романсы надо, рот открывши, слушать! Тебе бы только сыр кусками кушать!.. Не поэтическая ты натура!" (Не мигая, Ворона смотрит в глаза Лисицы и глотает последний кусок сыра). Лиса (в сторону): "Которая из нас дура? Что лучше: сочинять, как в свете, о любви признанья строчки или сыра доедать кусочки?"
Пример:
Ученик 9 класса Саша К. составил тематический сборник из десяти задач по механике, в условиях которых фигурировали детские игрушки и аттракционы.
Пример:
Мнемонические формулировки. Ученики придумывают "запоминалки".
Инструкция по технике безопасности: Сначала вода – потом кислота, иначе случиться большая беда.
Перечень: Одновалентное добро: натрий, калий серебро, с водородом заодно, пригласили хлор в кино.
Диалог: - Сейчас можно купить книжки с готовыми кроссвордами на многие учебные темы. Так зачем мне тогда собирать эти ученические работы?
-
Во-первых, ребятам интереснее работать с тем материалом, что сделан их же сверстниками. Ведь это будут их знакомые, чьи-то старшие братья и сестры. Во-вторых, и самим авторам-ученикам будет приятнее сочинять, составлять эти работы, если они станут использоваться в живом деле. Тем более, что каждая работа подписана автором, а это добрая память.
ПРИЕМЫ ПОДАЧИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
НЕОБЫЧНАЯ ОБЫЧНОСТЬ
Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным. Привнесите в него некую тайну, загадку… Конечно, не каждый раз. Конечно загадку посильную.
Формула: учитель задаёт домашнее задание необычным способом.
Пример:
Когда несколько лет назад в вашей газете появились статьи о ТРИЗ, я с большим вниманием и интересом следила за ним. Особенно поразила меня такая фраза: "Творческий характер должны иметь не только само домашнее задание но и подача этого задания". Я очень долго думала над ней. Творческий характер самого домашнего задания – это понятно. А вот подача? Обычно этому не придается особого значения. Учитель может продиктовать задание, может записать его на доске. А если записать как-то по новому, необычно. Вот что я придумала:
-
.делать французс.ий р.стение ука.ка немецк.ий выр.щенный. Ученики должы вписать только пропущенные буквы. Из этих букв получится слово "сказка". Значит домашнее задание будет: "сочинить сказку на определенное правило". Попутно мы повторяем правила: написание корней -раст- и -рос-, суффиксов -к- и -ск-, приставки с-, звонких согласных в конце слова. -
19, 12, 1, 9, 12, 1 (сказка). Цифра – это номер буквы в алфавите. -
Возьмите приставку из слова "предлагать", корень из слова "сложить", суффикс из слова "умножение", окончание из слова – "вишня". (Получится слово "предложения"). А домашнее задание будет таким: выпишите из художественных произведений предложения на определенное пунктуационное правило. -
ЕУБНЕДТ – Домашнего задания не будет (первая буква – самая большая, вторая – поменьше, последняя самая маленькая). Попутно вспоминаем правило написания "не" с глаголами.
Пример:
Устроить почту. Треугольники – конверты, дежурный вроде почтальона, раздающего письма-задания.
Пример:
Играем в беспроигрышную лотерею, дети достают из коробки номера заданий. Можно придумать призы. Может быть и суперприз – это уже в зависимости от фантазии учителя.
Пример:
Если нужно дать много заданий разного типа, то выбор, кому что решать, можно сделать кидая кубик. И в зависимости от этого каждый ученик с доски выбирает свою часть задания.
Пример:
Номера задач, упражнений даются в двоичной системе счисления. Это как бы интегрируется с информатикой и разнообразит задачу.
Пример:
Использовать простую формулу, расчет. Например, на уроке физики – формулу закона Ома: I=U/r, I=2, U=36, r - ? Ответ должен соответствовать номеру страницы, задания и т.п. (зашифрованное задание №18).
ИДЕАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется и никакого волшебства….
Формула: учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.
Это может быть любой из известных видов заданий. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберет пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п.
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: не все согласны, что учителю стоит тратить время на подобные "игрушки". А ваше мнение? Есть ли у вас свои, отличающиеся способы подачи домашнего задания?
И последнее… Расскажите ученикам, что д/з в день, когда его задали легче и занимает меньше времени. Полезно попробовать делать уроки рано утром, даже если учатся в первую смену. Некоторым по психофизиологическим причинам это окажется очень удобно, и они повысят успеваемость.
А некоторым ребятам окажется очень полезно читать параграф учебника до того, как объяснит учитель. Пусть попробуют!
И раз уж речь пошла об организации труда ученика, не могу не порекомендовать прекрасно написанную и очень полезную книгу С.Л. Соловейчика "Ученье с увлеченьем".
ПОДГОТОВКА К ДОКЛАДУ
Доклад позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить его говорить перед аудиторией, что является жизненно полезным навыком для любого взрослого человека. Подготовка и чтение доклада ставят ученика на место учителя, наглядно демонстрируют некоторые особенности и трудности преподавательской работы.
Формула: подготовку учеников к чтению докладов провести в несколько этапов.
ТЕХНОЛОГИЯ
Первый этап: КАРТА СООБЩЕНИЯ
На этом этапе целесообразно ограничится короткими сообщениями не более 4 минут. Темой такого сообщения может быть аннотация на книгу или статью, рассказ об интересном факте и т.п.
Главная цель первого этапа – научить сопоставлять и пользоваться "картой сообщения", которая включает в себя первую и последнюю фразы сообщения плюс опорный сигнал или план остального текста.
Первая и последняя фразы должны быть выучены наизусть! Почему? Да потому, что это типичные места сбоя речи. Кто не слышал «ну..», с которой начинают свою речь не только ученики, но и многоопытные лекторы? Задача первой фразы – заинтересовать слушателей, привлечь внимание.
Завершить сообщение можно стандартной фразой типа: "Я закончил доклад и передаю слово (учителю, соученику)" или "На этом мой доклад закончен, и я готов ответить на вопросы."
Пример:
Ученица 7 класса Алина Р. готовила сообщение на уроке биологии. Начать его она старалась так: "Ну, я буду рассказывать о страусах". После ознакомления с технологией подготовки доклада первая фраза стала звучать намного интереснее: "Знаете ли вы, что есть птицы, выполняющие работу почтальонов? Нет, не у нас в городе, а…"
Второй этап: ОТРАБОТКА РЕГЛАМЕНТА
Этот этап отличается от предыдущего тем, что учитель, предварительно предупредив учеников, начинает строго следить за временем. Если было договорено, что сообщение займет 3 минуты, то ученик обязан попасть в этот интервал 20 секунд. Цель этапа – научить детей "чувствовать время". На этом этапе удобно использовать таймер или, еще лучше песочные часы.
Третий этап: ДОКЛАД
Доклад отличается от сообщения большим объёмом. Оптимальное время доклада 5 – 7 минут. Если тема "не вмещается" в это время, доклад лучше дробить. Например, один ученик рассказывает о биографии ученого, другой – о его научных достижениях.
Четвертый этап: ДОКЛАД С ЗАТРУДНЕНИЯМИ
Внимание? Этот этап не является обязательным. Суть его в том, что ученик проходит усложненный тренинг, позволяющий в будущем легко пользоваться в реальной (не учебной) обстановке.
На этом этапе репетируется выход из затруднительного положения в середине речи, когда докладчик сбился смысли, оговорился и т.п. Для этого также заранее отрабатываются стандартные фразы типа: "Извините, я продолжу" или "Простите, я оговорился"…
Иногда целесообразно закладывать такие сбои при подготовке ("Вот это ты произнесешь так, а потом поправишься…"), особенно для стесняющихся учеников. При этом можно заранее сообщить классу, что докладчик запланировано собьется, и попросить поддержать его мимикой и жестами.
Затруднение 1. За 5 минут до доклада ученик получает карточку, на которой написано несколько слов, никак не связанных с темой доклада. Например: семипудовый, светоносный, невообразимый. Эти слова ученик должен вставить в доклад.
Затруднение 2. То же самое, только вместо слов ученик получает пословицу, афоризм или крылатое выражение.
Затруднение 3. Докладчика во время речи сбивают вопросом. Он должен спокойно и аргументировано отреагировать и связно продолжить свою речь.
Затруднение 4. Во время доклада "штатный хулиган" издает мешающий звук. Например, шуршит бумагой. Нужно спокойно продолжить речь. Кстати, после такого опыта ученики начинают прекрасно понимать, каково работать в таких условиях учителю.
Работа по данной технологии требует некоторых затрат и времени. Но зато потом она сторицей окупается.
При серьезной подготовке, особенно на факультативе или уроках риторики полезно проводить конкурсные доклады на сходные темы. После любого доклада, не обязательно конкурсного, оценивать его по категориям. Можно обойтись и без критериев, но с комментариями.
Педагогические технологии, подобные этой, нужны когда мы хотим научит учеников (подчеркиваю, не отдельных, способных – а практически всех) любому сложному умению. Например, писать сочинения или самостоятельно выполнять лабораторную работу.
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: в дополнении к этой технологии было бы полезно составить перечень типовых ситуаций, в которых целесообразно использовать доклады учащихся. Не исключено, что появится специфика разных учебных предметов, возрастные особенности. Мне кажется, что эта хорошая тема для исследования.
КОЛЛЕКТИВНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УМЕЕМ ЛИ?
Во что зачастую превращается совместное творчество группы взрослых людей? Кто не знает ответа на этот вопрос – пусть включит телевизор. И посмотрит заседание депутатов Верховного Совета. И что же он увидит? А увидит он: неумение слушать и слышать коллег; неумение спорить тактично; агрессивную реакцию на критику…
Что же мешает взрослым дядям и тетям? (О политических разногласиях мы не говорим.) Да они ведь просто не умеют работать коллективно! Ну, не учили их, не было принято… И учит поздновато. А мы давайте сделаем то, что можем, - научим детей коллективному сотрудничеству, решению задач сообща.
ФАКТОР УСПЕХА
Что больше всего влияет на успеваемость? Квалификация учителя? Затраты на обучение? Уровень развития одноклассников? Или, скажем, количество книг в школьной библиотеке? Как бы вы ответили на этот вопрос?
Результаты грандиозного исследования американского социолога Коумена Джеймса оказались однозначными. Все важно: и квалификация учителя, и оборудование кабинетов…. Но больше всего – класс! Развитие товарищей по классу, их успеваемость и жизненные планы по большому счету важнее чем затраты средств на одного учащегося, число учеников в классе, количество книг и даже квалификация учителя.
В умело организованном коллективе каждый работает на каждого. Дело учителя за "малым" – помочь классу умело организоваться на своих уроках. Наверное, в этом и кроется секрет лучших учителей, умеющих СОЗДАТЬ КЛАСС.
СТАРОЕ СТАНОВИТСЯ НОВЫМ
Многие уже знакомые нам гаммы педагогической партитуры звучат иначе при переходе от соло к ансамблю. Речь идет о работе в группах. Группа может быть от 2 до 12 учеников. Впрочем, верхняя граница весьма условна, но для большинства форм предлагаемой групповой работы оптимальна группа из 4 учащихся.
¤ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ
Схема 1
Формула: группы получают одно и то же задание.
В зависимости от типа задания результат работы группы может быть ими просто сдан на проверку или спикер одной из групп раскрывает результат работы, а другие ученики слушают его, дополняют или опровергают.
Пример: Физика
Ученики еще не знакомы с понятием "плотность". Группам раздаются куски пластилина с указанием изменить массу и объем как можно точнее. У каждой группы – свой кусок, отличающийся величиной. По мере выполнения работы заносят результаты в таблицу. Всегда находятся группы, допустившие ошибки. Поэтому таблица выглядит примерно так:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Масса, в граммах | 22 | 42 | 90 | 50 | 74 | 55 |
Объем, в миллилитрах | 15 | 30 | 95 | 35 | 53 | 25 |
Учитель: - Вот общая таблица результатов. Посмотрите на неё внимательно. Какие можно сделать выводы? Можно ли, не перепроверяя все измерения, определить, кто ошибся?
В обсуждение включаются все. Через некоторое время озарение: у всех первая цифра больше второй, а у третьей группы меньше! А нельзя найти более точное соотношение между цифрами? Группы работают: прибавляют, отнимают, делят… Наконец возникает смутная догадка: масса деленная на объем дает, дает число, примерно одинаковое почти для всех групп. Проверка показывает, что это соотношение отличается сильно только у третьей и седьмой групп. Эти группы проделывают опыт еще раз и убеждаются, что их пластилин подчиняется тому же соотношению. Вот теперь учитель и вводит понятие "плотность". Теперь оно будет оно будет осознанно как научное понятие, а не просто величина, зачем-то выдуманная умными дяденьками.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Схема 2
Ф ормула: группы получают разные задания
Т
п еред классом. Или поочередно меняясь, спикеры
п о кругу обходят все группы и работают с каждой.
Пример: Математика
Одна группа готовит опорный сигнал с докладом по теме повторения. Другая готовит разбор нескольких задач по этой же теме. Третья и четвертая заняты подобным же образом, но подругой теме. По завершении работы спикеры каждой группы обходят по очереди остальные группы с докладом. Таким образом, на одном уроке повторяется несколько тем разными способами.
Пример: Иностранный язык
Каждая группа получает маленький рассказик, который должна перевести и инсценировать.
Схема 3
Формула: Группы получают разные, но работающие на общий результат задания.
Пример: География
Группы получают разные карты Южной Америки: физическую, экономическую, климатическую… Каждая группа по условным обозначениям на карте строит свой рассказ об особенностях континента. В результате складывается общее представление о Южной Америке.
Пример: Физика. Естествознание.
Каждая группа определяет плотность какого либо минерала, после чего результаты сводятся на доске в единую таблицу.
Диалог: - Можете ли вы точнее указать число учеников в группе?
-
Поверьте, этого не нужно делать. Как только вы получите небольшой опыт, вопрос отпадёт. Вы будите чувствовать, как именно разбить на группы данный класс для конкретной работы.
ЛОВИ ОШИБКУ!
Читатель помнит: этот прием был уже описан, но теперь технология его использования изменилась.
Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Приходя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.
Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Пример: Литература. История.
Ученики получают серию цитат со ссылкой на автора. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.
Пример: Математика. Физика.
Химия. Биология….
Учитель дает серию формул или формулировок, среди которых есть как правильные, так и неверные. Задача группы – найти неправильные и доказать их неверность и заменить правильными. Вот неправильное определение: "Прибор, позволяющий установить поверхность горизонтально, называют уровнем". В результате работы, ребята заменяют его на такое: "Прибор, позволяющий установить горизонтальность поверхности, называют уровнем".
Конечно, данные примеры не исчерпывают всех вариантов применения приема. Группы могут получать разборы задач или примеров со смысловыми ошибками, чертежи или рисунки с ошибками… Есть где развернуться фантазии учителя.
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: к сожалению, практически нет готового дидактического материала к этому приему. Нет сомнений, что со временем найдутся авторы и такой материал по разным предметам будет сделан. Может быть, вы и занимаетесь разработкой.
ПРЕСС- КОНФЕРЕНЦИЯ
-
И ВОПРОС К ТЕКСТУ
И опять отличие в технологии применения знакомых уже приемов.
Формула: ребята составляют списки вопросов, разбившись по группам.
Группы могут работать над одним и тем же текстом (или часть лекции), но одни из них над репродуктивными вопросами, другие над расширяющими или развивающими. Можно иначе: группы работают над разными частями текста или лекции.
¤ СВОЯ ОПОРА (см. стр.12,14)
Формула 1: группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата.
Формула 2: несколько сильных учеников заранее получают задание составить опорный конспект по одной из пройденных тем и становятся тренерами. Класс разбивается на группы, с каждой из которых работает такой тренер по своему опорному конспекту.
После работы в отведенное время над определенной темой тренеры меняют группы, и процесс повторяется. Важно: группы должны получать от тренеров какое-то задание. Например, составить список вопросов по повторяемому конспекту, или найти ошибку, которая заранее специально внесена в конспект, или…
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Особо интересный вопрос – решение творческих, эвристических задач в группах. Такие задачи принято называть "открытыми", они наиболее развивают "творческость" мышления (на западе используют ещё термин "креативность"). Потому мы с вами, уважаемый читатель, не поленимся рассмотреть технологию учебного мозгового штурма. (Подробно о том, какие бывают открытые задачи и "с чем их едят", см. в приложении 2 о творческих учебных задачах стр. 77).
Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам. Автор утверждает, что нет школьного предмета, на котором проведение мозгового штурма не было бы целесообразно. Если, конечно, учителю интересно открывать творческие способности учеников.
НЕМНОГО ИСТОРИИ ИЛИ ЛЕГЕНДА О ТОРПЕДЕ
Никому не пожелаешь побывать в переделке типа той, в которую попал американец Алекс Осборн. Представьте себе: вторая мировая война, в открытом океане караван грузовых судов. И так уж случилось, что в какой-то момент они остались без охраны. И вдруг радиотелеграмма: будьте внимательны – в вашем районе действует немецкая подводная лодка. Алекс – он был капитаном одного из кораблей, живо представил: вот показывается перископ подлодки, а вот и торпеда, оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать? Задача, казалось бы неразрешимая.
И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительных положениях прибегали средневековые пираты. Выстроилась на палубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки? Можно говорить все, что только придет в голову – а вдруг чья-то "дикая" идея послужит ключиком к решению проблемы. Например, повар предложил такую идею: "Давайте выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду. Глядишь и сдуем её с курса – мимо пойдет…
Им повезло. Подлодка не появилась. Но после воды Осборн вспомнил этот случай и однажды в компании друзей решил проанализировать ситуацию. Вспомнил и предложение повара. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока привела к настоящему решению! Конечно, "мощным дувом" торпеду не повернешь, как щеки не напрягай. Но зато её можно немного притормозить и сбить с курса струёй корабельной помпы, которая есть на каждом судне. Конечно, успех негарантирован – но когда на карту поставлена жизнь, стоит попытаться…
Почему бы не использовать такой способ поиска новых идей в мирной жизни? В 1953 году бывший капитан Алекс Осборн выпускает книгу "Управляемое воображение". С нее-то и началась популяризация мозгового штурма в Америке, а затем в других странах.
¤ УЧЕБНЫЙ
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
О классическом мозговом штурме в современном его исполнении можно говорить долго. Но нас интересует учебный мозговой штурм – далее УМШ.
Формула: решение творческой задачи организуется в виде учебного мозгового штурма.
Развитие творческого стиля мышления – вот основная его цель. Перечислим дидактические ценности УМШ:
-
это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам работы; -
учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли; -
участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремиться к развитию предложений своих товарищей; -
учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею; -
наработанные решения дают новые подходы к изучению темы; -
УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру (см. раздел "Деловые игры", с.32).
ТЕХНОЛОГИЯ
Обычно штурм проводится в группах численностью в 7-9 учащихся.
До штурма:
-
Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма – НИКАКОЙ КРИТИКИ!
В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направление поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием.
Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком…).
-
Проводится привычное обсуждение и уточнение условия задачи. -
Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до 20 мин, желательно зафиксировать на доске.
Первый этап. Создание банка идей
Главная цель – наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся "дикими". Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение.
Теперь небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: Какие были сбои, допускались ли нарушения и почему…
Второй этап. Анализ идей
Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом поддерживается основного правила: в каждой идеи желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.
И опять небольшой перерыв.
Третий этап. Обработка результатов
Группа выбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. Возможны варианты: например, самое практическое предложение и самое "дикое". В некоторых случаях целью группы является найти как можно больше решений, и тогда спикер может огласить все идеи.
Рекомендации:
-
Класс можно разбить на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга штурмовать одну задачу. Тогда можно устроить конкурс идей. И пусть жюри тоже состоит из учеников.
Пример:
Предложите научные эксперименты на борту научной орбитальной станции. Эксперименты должны быть оригинальными, а результаты полезными. Если разными группами будут предложены одинаковые эксперименты, то оценка на оригинальность снижается.
-
Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Лучше все задачи объединить одной общей проблемой.
Пример:
А) Лестницы, особенно каменно-цементные очень опасны в гололед, Предложите идеи, которые позволяют уменьшить травматизм.
Б) Предложите обувь, в которой неопасно ходить в гололед.
В) Гололед – причина огромного числа автомобильных аварий. Предложить способы уменьшить аварийность.
-
Нет ничего плохого, если третий этап будет отделен временем, даже проведен на другом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи – пусть обсуждают и их. Ведь главное – спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенное количество идей в строго отведенное время. А иногда целесообразно вообще ограничится только первым этапом штурма с оглашением всех найденных идей.
КАК ВЫБРАТЬ ЗАДАЧУ?
Мозговой штурм пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое число всевозможных решений. Если это исследовательская задача, например, необходимо объяснить непонятное явление, то она должна допускать несколько возможных гипотез-объяснений.
Пример:
Несколько лет мировая пресса писала о загадочных кругах, которые таинственно возникали на пшеничных полях в Англии. В пределах такого круга, стебли злаков почему то согнуты и уложены на землю по часовой стрелке. Причем, если сначала появились просто круги, то потом они стали переплетаться, составляя замысловатые фигуры. Предложите гипотезы, объясняющие это явление. Какие из гипотез кажутся вам наиболее правдивыми?
Вот неполный список наработанных группой старшеклассников предложений: неравномерности в строении почвы; неравномерное распределение удобрений; в почву попал яд; болезнь растений в результате заражения микроорганизмами; стаи птиц высаживаются кольцами; какие-то животные, например олени, вытаптывают почву в брачных играх; особые метеорологические явления типа миниторнадо или шаровых молний; сами крестьяне вытаптывают круги для привлеченья зевак, с которых можно брать деньги, и другие.
Диалог: - Можно ли во время пауз включать музыку, способствующую отдыху после напряженного мышления;
-
Конечно. -
Перечисляя дидактические ценности УМШ, вы сказали "Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы". Поясните эту мысль примером. -
Пожалуйста… Урок "Германия и СССР накануне войны" учитель истории С.В. Макаренко предлагает начать с УМШ, на котором ребята должны сделать предложения о факторах, приведших к войне. Учитель строит свой урок как анализ наработанных гипотез в историческом контексте. Другой пример: анализ полученных идей при решении задачи: "Как Робинзону спустить к морю тяжелую лодку?" позволил повторить ряд физических понятий и познакомить учащихся с новыми физическими эффектами, которые им предстояло изучать. -
Чем УМШ отличается от простой работы учащихся в группах? -
Тем, что как и и во "взрослом" мозговом штурме, этап генерирования идей отделен от этапа их анализа. Соблюдать основное правило первого этапа – низкой критики – очень важно. Оно позволяет расковать инициативу, снять зажимы. На первом этапе ведущий должен хвалить участников за любые даже "дикие" на первый взгляд идеи. Сами убедитесь, что это непросто. Нужно привыкнуть. Так уж мы воспитаны, что в каждом из нас живет "великий критик", так и хочется с ходу отбросить чужие идеи. УМШ учит терпеливому вниманию к чужой мысли. Вы знаете – это хорошее свойство не только для учебы. -
Можно ли использовать мозговой штурм для наработки критических идей?
-
Да? Существует обратный мозговой штурм. Суть его в том, что группа пытается найти как можно больше недостатков в решении, идеи, гипотезе. Естественно, найденные недостатки воспринимаются как новые задачи, которые тоже можно решать.
Пример:
Предложено затыкать пробоину в борту судна эластичной оболочкой. Оболочку раздувают, и течь останавливается. Найдите недостатки такого метода.
-
Не получится ли так, что ребята будут выкрикивать, перебивать друг друга? -
Бывает. Так обычно ведут себя ребята, никогда ранее не работавшие коллективно. Каждый думает по-своему, не слыша окружающих. Если такое будет наблюдаться, рекомендую "противоядие" ведущий повторяет за каждым участником его идею, пока не добивается четкой формулировки и понимания, и только тогда слово предоставляется следующему участнику. И пусть ведущий не забывает особо хвалить тех, кто развивает идеи предыдущих участников. Приучайте ведущих и участников называть имена авторов идей. Например, в такой формулировке: "В дополнение идеи Сережи предлагаю…" или "Хочу развить решение Маши…". Еще одно ценное примечание: под рукой у каждого участника (если это не малыши) пусть будет лист бумаги и ручка. Возникла идея – сразу запиши ключевое слово или сделай рисунок, который позволит не потерять ее. Дело в том, что держать в голове свою новую идею и слушать другие предложения почти невозможно. -
Можно ли проводить УМШ сразу со всем классом как единой группой? -
Да. Особенно вначале, когда ученики осваивают эту форму работы. При этом важно, чтобы тема была "богатой", допускала много идей и вариантов. Например, я проводил сразу со всем классом УМШ по теме: "Как Робинзону спустить к морю тяжелую лодку?" Восьмиклассниками было получено 45 идей за 20 минут. Кстати, роль секретаря тоже выполнял сам – фиксировал решения на доске. -
А если секретарь не успевает записывать идеи? -
Назначьте двух, они будут фиксировать идеи по очереди – через одно. -
Что делает учитель, когда ребята работают в группах без него? -
Во-первых, наблюдает, чтобы сделать свои замечания потом. Исполняет роль консультанта, к которому могут обратиться справкой или советом ведущий или участники. И наконец, просто помогает менее опытным ведущим, подбрасывая новое направление разговора – если видит что мозговая атака "захлебнулась". -
Есть ли школьные предметы, на которых проведение УМШ нецелесообразно? -
Пожалуй что нет. Чуть дальше мы рассмотрим темы УМШ в разных учебных предметах. -
Где брать задачи для УМШ? -
Есть широко известные педагогам сборники творческих задач. Например, сборник П. Капицы по физике или С. Смирнова по истории. Система "ТРИЗ-ШАНС" также выпустила несколько сборников решения творческих задач: по биологии и экологии, из фантастической литературы сказочных задачек. Планируется выпуск и других задачников. Выпускается периодический сборник: "Педагогика – ТРИЗ" в котором публикуются новые открытые задачи. При некоторой практике нетрудно находить тему в рамках своего учебного предмета самостоятельно. -
Назовите ТИПОВЫЕ ОШИБКИ ПРИ УСВОЕНИИ УМШ. -
1. Плохо подобрана тема – например, она требует глубоких специальных знаний или аналитических рассуждений.
-
При обсуждении решений учитель принимает только известный ему контрольный ответ на задачу или жестко критикует предложения участников штурма. -
Регулярное вмешательство в работу группы на рабочих этапах. Пусть группа делает ошибки, нарушает правила штурма – при освоении новой формы деятельность это неизбежно. Учитель сможет сказать свои замечания при "разборе полета".
1 2 3 4 5 6 7 8 9