Файл: Учебник учебник 2 Аннотация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1040

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выводить учеников на заданный уровень обучения с разумными затратами времени,
сил, средств, без перегрузок и ухудшения их здоровья.
3. Иным стал подход к определению содержания обучения, изменились принципы формирования учебных планов, программ, курсов. Программы, которые применялись для школьного обучения во времена Гербарта, вообще не учитывали потребности и интересы учеников, переоценивали значение «книжного знания» для интеллектуального развития. В американской модели обучения больше полагаются на спонтанные, т.е. вызванные ситуацией, интересы и ситуативную активность учеников.
В результате программы определяли лишь общие контуры образования, а отдельные учебные предметы появлялись только в старших классах. Такой подход имел как положительные, так и отрицательные стороны. Хорошим в нем было то, что ученики,
работая самостоятельно и без спешки, получали основательную подготовку в избранной области. Но их образование, ограниченное узким кругом проблем, было неполным и несистематичным.
Положительные качества прежних дидактических систем новая дидактика стремится сохранять и приумножать. Сегодня широко используются дифференцированные учебные планы, программы, курсы. Одновременно углубляются процессы интеграции учебных курсов, адаптации их к потребностям и интересам учеников.
Таким образом, постоянно ведутся поиски более совершенных путей обучения и
образования детей. Учителями испробовано многое. Самое ценное из накопленных
наукой знаний, лучшее из опыта осело в дидактических системах. Наибольшее влияние
на современную систему начального образования оказывают системы И. Гербарта и
Дж. Дьюи. Но современная дидактика сумела преодолеть односторонние подходы к
обучению детей, опираясь сегодня на весь комплекс научных знаний о ребенке.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   26

Структура обучения
Как развивается процесс обучения? Через какие этапы проходит? Что делают его участники на каждом из них?
Обучение, как известно, осуществляется в виде отдельных отрезков (циклов),
последовательность которых составляет дидактический процесс. Обычно законченный отрезок обучения занимает один урок. Для достижения цели на нем учитель и ученики проходят через последовательные этапы совместной деятельности. В старых книгах написано, что учитель ведет учеников по пути познания через отдельные этапы.
Говорилось так потому, что традиционная дидактика главную роль отводила учителю, а не ученику. В связи с этим обстоятельно выяснялись вопросы, что и как должен делать педагог, чтобы ясно и доходчиво изложить новые знания, как должен управлять
117
процессом обучения, проверять и контролировать качество обучения. Современная дидактика в центр ставит деятельность ученика. Роль учителя проявляется в том, что он, учитывая особенности предмета, конкретные условия обучения, возраст учеников,
идет по пути познания вместе с ними, учитывая их активность и самостоятельность.
Основные этапы развития этого процесса следующие:
• возбуждение потребности познавать новое (мотивация);
• актуализация чувственного опыта школьников, т.е. припоминание уже известных ученикам знаний, на которые будет опираться изучение нового;
• повторение знаний, полученных на предыдущих уроках (повторение пройденного);
• введение новой задачи (проблемы), обоснование ее важности и необходимости изучения;
• усвоение новых знаний, формирование новых умений;
• совершенствование изученного (закрепление, применение на практике);

установление связей изученных знаний, умений с имеющимися
(систематизация);
• ориентация в дальнейшем развитии и упрочении знаний, подготовка к выполнению домашних заданий.
На каждом этапе у учителя и учеников свои задачи, но цель и деятельность –
общая. У учителя – управление, у учеников – учение: усвоение знаний, умений,
способов деятельности и их практическое применение.
На рис. 5 представлены главные этапы совместной деятельности учителя и учеников по усвоению знаний, умений, способов деятельности. Рассмотрим последовательность и содержание действий участников познавательного процесса.
Начинается все с мотивации, которая необходима для того, чтобы показать ученикам важность изучаемых знаний, формируемых умений, вызвать интерес к теме урока, «подогреть» потребность учиться. Мотивация должна присутствовать не только на первом, но и на всех остальных этапах процесса. Если на каком-то отрезке ученики теряют ее, их учение не будет достаточно эффективным. Уже на самой первой стадии мотивации формируются начальные продукты обучения – представления учеников.
118


Рис. 5. Этапы совместной деятельности ученика и педагога
Чтобы узнать, как действовать дальше, учитель осуществляет актуализацию чувственного опыта, знаний детей. Сделать актуальными, т.е. действенными, уже известные ученикам знания – главное назначение этого этапа. Путем расспросов, бесед он попытается узнать, что дети знают о предмете предстоящего изучения на уроке, что умеют. Если таковых познаний не обнаруживается, педагог вспомнит вместе с учениками то, что косвенно известно им о предмете, близком к новому, пытается выяснить:
• какие знания и умения уже известны ученикам, на каком уровне и в каком объеме;
• что из изученного ранее будет опорой для нового;
• как соединить уже известное с новым, какие вопросы задать ученикам;
• какой наглядный материал подобрать для наблюдения;
• какие виды деятельности предложить детям.
Подготовкой почвы для предстоящего изучения нового служит повторение пройденного материала.
С актуализацией сливается этап первичного восприятия новых знаний. Главная его цель – усвоить знания, т.е. сделать их своими, что невозможно без принятия учебного задания и что, в свою очередь, зависит от готовности ребенка к изучению
119
новых знаний. Если он не видит смысла в каком-либо знании или умении лично для себя сейчас, если его ум не созрел для понимания важности и необходимости изучаемого материала, то усвоение его сразу же ставится под угрозу. Скорее всего,
знания и умения будут усвоены формально, по принуждению. Пусть ребенок еще не знает, что ему нужно, не умеет высказать, но подсознательно он всегда, прежде чем вникнуть в задание, принимает его целиком, отвергает либо принимает частично. На этот важный момент учитель будет обращать самое пристальное внимание.
Восприятие предполагает отражение в сознании ученика предмета учения. Оно может быть либо непосредственным – с помощью органов чувств, либо опосредованным
– с помощью слова учителя. Восприятие предполагает такие действия ученика, как наблюдение за процессами или предметами, слушание, чтение. Восприятие – активный процесс. Но активным он будет только тогда, когда педагог его надлежащим образом организует: даст установку, скажет, на что обратить внимание, спросит учеников.
Ключевую роль играет понимание (осознание). Именно оно обеспечивает переход от восприятия к абстрактному мышлению и усвоению теоретических знаний.
Ученик может многое запомнить не понимая. В этом случае перехода как работы мысли нет. Не будет соответственно ни развития, ни продвижения вперед. Понимание требует определенных действий:
• анализа, синтеза (разделения объекта изучения на части и соединения целого из частей);
• выделения главного – умение выделить основную мысль, найти ключевые слова, сформулировать заголовки, составить план и т.д.;
• сравнения, сопоставления, т.е. установления схожести и различия между предметами, отдельными элементами по определенным признакам;
• абстрагирования и конкретизации, требующих отвлечения от определенных признаков и изучения только необходимого в данной ситуации;
• подчеркивания признака, ведущего к конкретизации;
• аргументации, доказательства; сущность этих действий – в обосновании отдельных положений, установлении причинно-следственных связей;
• обобщения, т.е. объединения признаков, элементов в некоторое целое.
В начальной школе учитель может использовать различные формы организации восприятия новых знаний: устное изложение знаний, подкрепляемое наглядностью,
самостоятельные наблюдения учеников, выполнение поисковых заданий.
Воспринятые и осознанные знания, умения усваиваются школьниками. Результат этого – образование понятий, отражающих собственные представления ученика о сущности предметов, явлений, процессов, которые изучались на уроке или самостоятельно. Понятия эти не всегда отчетливы и правильны, поэтому работа над ними продолжается на следующих этапах. Развиваясь, процесс усвоения нового материала, формирования новых знаний и умений ведет к развитию результатов в
120

количественном и качественном отношении. Постепенно образуются суждения,
понятия, знания.
На этапе первичного закрепления осуществляется дальнейшее совершенствование новообразованных понятий и представлений. Происходит это преимущественно в процессе применения полученных знаний и умений на практике. В
арсенале средств, используемых учителем, – всевозможные упражнения, проблемные и поисковые задания, работа с опорными сигналами (конспектами) и т.д. На этом этапе происходит твердое запоминание знаний и умений, ведь более 80 % того, что накоплено в начальной школе, ученик будет помнить и использовать всю жизнь.
Часто первичным закреплением учитель не ограничивается и организует специальные упражнения по упрочению изученного. Ученики учатся применению полученных знаний, умений, способа действий во взаимосвязи с уже известными им.
Без всего этого не может быть и речи о развитии ребенка, а поскольку мышление и память тесно взаимосвязаны между собой, на каждом уроке в различных формах проводится повторение. Оно препятствует забыванию, помогает увязать новый материал со старым, дает возможность уточнить, углубить, расширить,
систематизировать усвоенное. Активное, интересное, опирающееся на мышление ребенка, а не на механическую память повторение – мощное средство упрочения изученного. В.Ф. Шаталов, например, применяет многократное повторение материала в различных вариантах, постепенно сжимая его объем и достигая прочного усвоения главных понятий, которые затем заносятся в опорный конспект.
Этап обобщения изученного предполагает включение приобретенных знаний,
умений в общую систему имеющихся у учеников понятий и представлений. В
начальных классах используются различные типы обобщений, но больше всего эмпирическое и теоретическое. В ходе первого на основе конкретных признаков дети вычленяют общий признак, в ходе которого обобщение идет благодаря аналитико- синтетическому осмыслению изучаемых явлений. Система постепенно усложняющихся типов обобщения применяется в зависимости от цели. Обычно сперва формируются частичные, потом понятийные и межпонятийные.
Учение в классе дополняется домашней работой ученика. Школьный урок можно рассматривать как приготовление к самостоятельной познавательной деятельности, в ходе которой происходит активное усвоение знаний. Каким бы хорошим ни был урок,
как бы ярко он ни был проведен, но если ученик самостоятельно не поработает над материалом, не проведет через свой разум знания, не осмыслит и не запомнит их,
проку от учения не будет. Поэтому к самостоятельному умственному труду детей нужно приучать в начальной школе. Жалкое зрелище представляют собой взрослые, у которых не сформирована эта привычка.
Качественный урок в начальной школе должен содержать отдельный этап ориентации в самостоятельной работе по совершенствованию и упрочению представленных на нем знаний. И хотя время выполнения домашних заданий в
121

начальной школе следует сокращать до минимума, учитель будет действовать правильно, если не оставит без внимания ни единого момента самостоятельного учения вне школы. Уже при первых самостоятельных попытках возникают у школьника конфликты между его желанием выполнить домашнюю работу и пониманием того, как это сделать. Если ребенок столкнулся с этой трудностью и не преодолел ее хотя бы пару раз, то сознательное выполнение домашних заданий в будущем можно ставить под сомнение. Урок готовит ученика к преодолению трудностей самостоятельного обучения на всю жизнь.
Завершающий этап процесса преподавания – определение результативности обучения, а процесса учения – контроль и оценка знаний, умений, уровня обученности самими учениками. На этом этапе сам учитель или ученики под его руководством осуществляют диагностирование обученности – устанавливают, на каком уровне сформированы знания и умения. Полученные результаты диагностики
(самодиагностики) становятся ориентиром для дальнейшей работы – вернуться назад и повторить еще раз, обратить внимание на отдельные пробелы, переходить к новому и т.д.
Современная начальная школа выдвигает требование полноценного усвоения знаний, умений, формирование продукта обучения в соответствии с определенной целью и на уровне, установленном задачами обучения. Поэтому так важно знать, как происходит процесс и от чего зависит его результативность.
После повторения и закрепления изученного, установления связей с тем, что уже знают дети, результаты обучения еще больше возрастают и достигают почти максимально возможных на данном уроке. Цель обучения достигается, когда продукты его соответствуют заданному уровню. Обучение при таком подходе представляет собой процесс постепенного управляемого перевода учеников с более низкого уровня обученности на более высокий.
Таким образом, процесс обучения осуществляется в виде завершенных циклов
(законченных отрезков). Каждый рассматривается как система со своими элементами.
Главные этапы процесса обучения: актуализация опыта; восприятие знаний, умений;
их понимание и осознание; усвоение; закрепление; применение на практике и
упрочение; ориентировка в самостоятельной работе; диагностика результативности.
Каждый этап имеет свои локальные задачи. На всех этапах осуществляется мотивация.
На каждом этапе учитель и ученики выполняют предписанную им деятельность:
учитель управляет познавательным процессом, а ученики – выполняют нелегкий труд
учения.
122