ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1043
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, содержание начального образования составляет основу для
всестороннего развития учеников, формирования их мышления, познавательных
интересов, подготовки к продолжению образования и будущей трудовой деятельности.
Оно должно формироваться на основе государственного стандарта. Общие основы
формирования содержания школьного образования: гуманизация, интеграция,
дифференциация, направленность на всестороннее развитие личности и формирование
гражданина, научная и практическая значимость, соответствие сложности образования
возрастным возможностям, широкое применение новых информационных технологий.
Наиболее распространенными являются линейная, концентрическая, спиральная и
смешанная структуры изложения содержания. Распространение получили два подхода
к содержанию образования – материальный (энциклопедический) и формальный
(выборочный).
Элементы содержания
Содержание начального образования складывается из отдельных элементов.
Определяющим элементом являются знания – отраженные в сознании ученика представления, факты, суждения, понятия. Знания могут быть обыденными и научными
(теоретическими). Первые ребенок получает в процессе жизни, общения, собственных наблюдений и размышлений; вторые формируются в результате целенаправленного обучения и самообучения. Знания обычно связаны с речью, умением выразить их словами.
От знаний умения неотделимы. Умение – это знание в действии, т.е. овладение совокупностью определенных операций, способов осуществления действия. Умения делятся на умственные и практические. В процессе обучения ученик овладевает большим количеством умений – общеучебных, специальных (вычислительных,
речевых), игровых, трудовых, спортивных, эстетических, моральных и т.д.
Общеучебными являются, например, умения планировать учебную деятельность,
работать с книгой, выделять главное, анализировать, сравнивать, запоминать изученное, осуществлять самоконтроль и т.п.
После многократных повторений умения превращаются в навыки. Навык – это умение, доведенное до автоматизма. Некоторые умения быстро превращаются в устойчивые навыки, например, навыки правильного и быстрого чтения, некоторые в навыки не переходят никогда, например, решение нестандартных задач. Для сформированных навыков характерны быстрота и точность повторения действия.
Учитель будет следить за формированием навыков, чтобы понапрасну не расходовать силы учеников на многократное повторение ненужного, например, на выразительное чтение, если оно не связано с жизненными планами ученика. Когда-то именно по этой
128
причине отказались от каллиграфии. Конечно, хотелось бы, чтобы дети писали красиво, но на формирование этого навыка потребуется очень много времени.
Достаточно, если ученик будет хорошо понимать смысл прочитанного, а навык выразительного чтения приобретет, если в том будет необходимость.
Следующим компонентом содержания является опыт творческой деятельности.
Это система общих способов мышления и учебной деятельности, опыт эмоционального,
волевого, нравственного, эстетического отношения к действительности. Овладевая им,
учащийся научается:
• переносить ранее усвоенные знания и умения на новую область, в новую ситуацию;
• обобщать несколько ранее изученных (известных) способов в один;
• понимать проблемные задания, находить способы их решения.
Необходимо отметить, что данный элемент в начальной школе реализуется не в полном объеме. Учебные проблемы, как таковые, вводятся только на 3-4-м году обучения, а вот переносить полученные знания на новые области детей учат уже в первые годы. Не в полном объеме реализуется еще один элемент – опыт эмоционально- ценностного отношения ребенка к миру, деятельности, научным знаниям, моральным нормам, идеалам. У педагогов часто не хватает времени, чтобы выяснить отношение детей к тому, что они выучили. Все же время от времени это необходимо делать.
Учителя предпочитают больше говорить о целенаправленном воспитательном влиянии содержания обучения и школьных предметов. Каждый из них предоставляет широкие возможности для воспитания здорового способа жизни, культуры поведения,
гражданских и всех других качеств личности.
Итак, содержание начального образования многоэлементно (многокомпонентно).
Оно содержит систему знаний, умений, навыков по отдельным предметам, а также
межпредметные учебные умения и навыки, способы поведения и эмоционально-
ценностного отношения к изучаемым предметам, знаниям, людям, природе, миру.
Знания, умения, навыки формируются в неразрывном единстве. Если они не
сформированы на необходимом уровне, то у ребенка будут возникать проблемы с
дальнейшим обучением. Вот почему педагог начальной школы должен прилагать все
усилия, чтобы научить детей и в полном объеме реализовать намеченные цели.
Учебные планы и программы
Содержание учебного процесса определяется учебными планами, программами по предметам, фиксируется в учебниках, электронных накопителях информации
(видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах).
Учебный план – это документ, определяющий:
129
Достаточно, если ученик будет хорошо понимать смысл прочитанного, а навык выразительного чтения приобретет, если в том будет необходимость.
Следующим компонентом содержания является опыт творческой деятельности.
Это система общих способов мышления и учебной деятельности, опыт эмоционального,
волевого, нравственного, эстетического отношения к действительности. Овладевая им,
учащийся научается:
• переносить ранее усвоенные знания и умения на новую область, в новую ситуацию;
• обобщать несколько ранее изученных (известных) способов в один;
• понимать проблемные задания, находить способы их решения.
Необходимо отметить, что данный элемент в начальной школе реализуется не в полном объеме. Учебные проблемы, как таковые, вводятся только на 3-4-м году обучения, а вот переносить полученные знания на новые области детей учат уже в первые годы. Не в полном объеме реализуется еще один элемент – опыт эмоционально- ценностного отношения ребенка к миру, деятельности, научным знаниям, моральным нормам, идеалам. У педагогов часто не хватает времени, чтобы выяснить отношение детей к тому, что они выучили. Все же время от времени это необходимо делать.
Учителя предпочитают больше говорить о целенаправленном воспитательном влиянии содержания обучения и школьных предметов. Каждый из них предоставляет широкие возможности для воспитания здорового способа жизни, культуры поведения,
гражданских и всех других качеств личности.
Итак, содержание начального образования многоэлементно (многокомпонентно).
Оно содержит систему знаний, умений, навыков по отдельным предметам, а также
межпредметные учебные умения и навыки, способы поведения и эмоционально-
ценностного отношения к изучаемым предметам, знаниям, людям, природе, миру.
Знания, умения, навыки формируются в неразрывном единстве. Если они не
сформированы на необходимом уровне, то у ребенка будут возникать проблемы с
дальнейшим обучением. Вот почему педагог начальной школы должен прилагать все
усилия, чтобы научить детей и в полном объеме реализовать намеченные цели.
Учебные планы и программы
Содержание учебного процесса определяется учебными планами, программами по предметам, фиксируется в учебниках, электронных накопителях информации
(видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах).
Учебный план – это документ, определяющий:
129
1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;
2) полный перечень предметов, изучаемых в начальной школе;
3) распределение предметов по годам обучения;
4) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;
5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета.
В нем находят отражение принятый обществом воспитательный идеал,
намеченные цели, победившая концепция формирования содержания. Планы разрабатываются на основе государственного стандарта, но сами по себе они –
дискуссионная проблема, поэтому, как и программы, отличаются большим многообразием.
В современных учебных планах выделяются два компонента – государственный
(федеральный) и региональный (школьный). Первый обеспечивает социально необходимый для каждого школьника объем и уровень знаний, умений, навыков,
способов деятельности; содержит языково-литературную часть, математику с основами информатики, общественные, естественные, эстетические и оздоровительно-трудовые дисциплины. Федеральный компонент школьного образования представлен обязательными для изучения во всех типах учебных заведений и всеми учащимися предметами, основоположными знаниями, умениями, объем которых не превышает 40
% от общего объема изучаемых знаний. Он предполагает изучение в школе государственного языка, математики, музыки и изобразительного искусства,
физической культуры, природоведения, трудового обучения. Соотношение между предметами в большинстве стран следующее: гуманитарный блок 40–46 %,
естественно-математический 30–35, естественный 7-11, оздоровительно-трудовой 16–
20 %. Планы национальных школ дополняются родным языком, литературой,
краеведением, родной историей и другими важными для региона предметами.
А школьный компонент объединяет предметы, предложенные учениками, их родителями, администрацией региона. Его цель – удовлетворить потребности определенного региона, запросы школьников, способствовать дифференциации обучения. На школьный компонент отводится от 20 до 60 % общего бюджета времени.
Он содержит важные и необходимые для развития детей данного региона предметы:
национальный язык, история, география родного края, иностранные языки, этика,
валеология, охрана здоровья и т.д. Иногда часы школьного компонента используют для углубленного изучения предметов государственного компонента.
Приказом Минобразования от 9 февраля 1998 г. № 322 утвержден Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. На его основе могут составляться различные варианты планов с учетом типа школы, возрастных возможностей детей, объема учебного времени; приводим один из них (табл. 1).
130
Таблица 1
Вариант учебного плана для начальных школ
В 4-летней начальной школе, которая устанавливается в России с 2004 г.,
изменилось соотношение времени на изучение различных предметов, изменено содержание образования по предметным областям. Филология, например, состоит из образовательных компонентов «Русский язык» и «Литературное чтение» и изучается в том же объеме. Вызывает обеспокоенность уменьшение уроков математики – основного предмета, развивающего ум ребенка. Зато значительно увеличилось количество часов на эстетическо-художественный блок, физкультуру. Предмет «Окружающий мир»
изучается в 1–2 классах, а в 3–4 разбивается на «Природоведение» и «Введение в историю». Сюда же включено и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для начальной школы.
Изменения в содержании начального образования свидетельствуют о наличии больших и сложных проблем в подготовке подрастающих поколений к жизни. Еще не заработали новые учебные планы, а уже высказываются сомнения в правильности
131
избранного пути. Вместо того чтобы формировать фундаментальные базисные качества растущего человека – ум и нравственность, продолжается распыление драгоценного времени на изучение все новых и не самых важных предметов.
Вместо того чтобы бесконечно рассказывать детям о правилах дорожного движения, съедобных и несъедобных грибах, защите от посягательств и т.п., нужно воспитать главное – уважение и послушание. Почему произошел несчастный случай с ребенком? Потому что ослушался родителей и учителей – был в том месте, где не должен находиться, делал то, что запрещено. Рассказываем о СПИДе, учим детей пользоваться противозачаточными средствами, решаем другие вопросы вместо того,
чтобы проповедовать вечную истину – половая связь до совершеннолетия и брака должна быть исключена.
Пока школа не вернется к простым и ясным положениям качественного обучения и воспитания, пока она в бесплодных попытках будет соединять несоединимое,
проблем у нее не убавится.
Задание
Вернитесь к теме «Цели и задачи воспитания». Сопоставьте задачи с учебными планами. Проведите дискуссию «Начальная школа и требования жизни». Обсудите проекты (модели) более совершенной школы.
На основе учебного плана составляются учебные программы по предметам,
которые содержат: 1) объяснительную записку о целях изучения данного предмета,
основных требованиях к знаниям и умениям учеников, рекомендуемых формах и методах обучения; 2) тематическое содержание изучаемого материала; 3)
ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов; 4) перечень основных элементов содержания; 5) указания по реализации межпредметных связей; 6) перечень учебного оборудования и наглядных пособий; 8) рекомендуемую литературу. В связи с углублением процессов дифференциации образования разрабатываются альтернативные варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному и тому же предмету, с учетом интересов и возможностей учеников. Решение о введении дифференцированных программ и классов с углубленным или, наоборот, облегченным изучением предмета принимают школьные советы.
Учебники и пособия
Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: школьные учебники, пособия, справочники, книги для дополнительного
132
Вместо того чтобы бесконечно рассказывать детям о правилах дорожного движения, съедобных и несъедобных грибах, защите от посягательств и т.п., нужно воспитать главное – уважение и послушание. Почему произошел несчастный случай с ребенком? Потому что ослушался родителей и учителей – был в том месте, где не должен находиться, делал то, что запрещено. Рассказываем о СПИДе, учим детей пользоваться противозачаточными средствами, решаем другие вопросы вместо того,
чтобы проповедовать вечную истину – половая связь до совершеннолетия и брака должна быть исключена.
Пока школа не вернется к простым и ясным положениям качественного обучения и воспитания, пока она в бесплодных попытках будет соединять несоединимое,
проблем у нее не убавится.
Задание
Вернитесь к теме «Цели и задачи воспитания». Сопоставьте задачи с учебными планами. Проведите дискуссию «Начальная школа и требования жизни». Обсудите проекты (модели) более совершенной школы.
На основе учебного плана составляются учебные программы по предметам,
которые содержат: 1) объяснительную записку о целях изучения данного предмета,
основных требованиях к знаниям и умениям учеников, рекомендуемых формах и методах обучения; 2) тематическое содержание изучаемого материала; 3)
ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов; 4) перечень основных элементов содержания; 5) указания по реализации межпредметных связей; 6) перечень учебного оборудования и наглядных пособий; 8) рекомендуемую литературу. В связи с углублением процессов дифференциации образования разрабатываются альтернативные варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному и тому же предмету, с учетом интересов и возможностей учеников. Решение о введении дифференцированных программ и классов с углубленным или, наоборот, облегченным изучением предмета принимают школьные советы.
Учебники и пособия
Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: школьные учебники, пособия, справочники, книги для дополнительного
132
чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т.п. От качества учебной литературы зависит результативность обучения.
Учебник – главный источник знаний по предмету. К нему предъявляются высокие требования, поскольку он должен обеспечивать сознательное, активное участие школьников в процессе обучения, полное освоение учебного материала.
В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:
– Мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учеников, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе.
– Информационную, позволяющую ученикам расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации.
–
Контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.
Основные принципы реализации в современных учебниках гуманистической личностно-ориентированной модели обучения следующие:
• диалог как форма организации сотрудничества. Учебник содержит задания для организации диалога учителя с учеником, задания для работы в парах, группах,
фронтальной и индивидуальной работы;
• свободный выбор заданий. Должны быть предусмотрены ситуации такого выбора, наличие обязательного и необязательного материала;
•соответствие возможностям и уровню подготовки учеников;
• оптимальный объем;
• четкая структура, цветовое и шрифтовое выделение, а также качественная полиграфия;
• возможности дифференциации обучения;
• источник положительной мотивации;
• соответствие принятой концепции;
• построение в соответствии с определенной педагогической технологией, чтобы предоставлять учителю образец сценария организации учебной деятельности.
Кроме того, хороший учебник должен отвечать всем требованиям,
предъявляемым к содержанию обучения, быть интересным для учащихся, по возможности кратким, доступным, хорошо иллюстрированным, эстетически оформленным, стабильным и мобильным одновременно, т.е. иметь устойчивую основу и в то же время обеспечивать возможности введения нового без нарушения основы. Этой цели способствует блочная конструкция учебника, допускающая вставки,
расширяющие блоки. Требования, предъявляемые к учебнику, настолько многогранны и противоречивы, что всегда ощущается дефицит хороших учебников, имеющий
133
Учебник – главный источник знаний по предмету. К нему предъявляются высокие требования, поскольку он должен обеспечивать сознательное, активное участие школьников в процессе обучения, полное освоение учебного материала.
В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:
– Мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учеников, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе.
– Информационную, позволяющую ученикам расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации.
–
Контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.
Основные принципы реализации в современных учебниках гуманистической личностно-ориентированной модели обучения следующие:
• диалог как форма организации сотрудничества. Учебник содержит задания для организации диалога учителя с учеником, задания для работы в парах, группах,
фронтальной и индивидуальной работы;
• свободный выбор заданий. Должны быть предусмотрены ситуации такого выбора, наличие обязательного и необязательного материала;
•соответствие возможностям и уровню подготовки учеников;
• оптимальный объем;
• четкая структура, цветовое и шрифтовое выделение, а также качественная полиграфия;
• возможности дифференциации обучения;
• источник положительной мотивации;
• соответствие принятой концепции;
• построение в соответствии с определенной педагогической технологией, чтобы предоставлять учителю образец сценария организации учебной деятельности.
Кроме того, хороший учебник должен отвечать всем требованиям,
предъявляемым к содержанию обучения, быть интересным для учащихся, по возможности кратким, доступным, хорошо иллюстрированным, эстетически оформленным, стабильным и мобильным одновременно, т.е. иметь устойчивую основу и в то же время обеспечивать возможности введения нового без нарушения основы. Этой цели способствует блочная конструкция учебника, допускающая вставки,
расширяющие блоки. Требования, предъявляемые к учебнику, настолько многогранны и противоречивы, что всегда ощущается дефицит хороших учебников, имеющий
133