ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1042
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание обучения
Ответ на один из главных вопросов дидактики, чему учить, выводит нас на содержание обучения. Под этим понимается система знаний, умений, способов мышления и деятельности, отобранных для изучения в начальной школе. Чему учить в начальной школе, какие знания отобрать из богатств, накопленных человечеством, –
очень сложный и дискуссионный вопрос. От его правильного решения зависит,
насколько прочным будет фундамент начального образования, каким увидят окружающий мир и человеческую культуру наши дети.
Содержание начального образования составляет основу для всестороннего развития учеников, формирования их мышления, познавательных интересов,
подготовки к продолжению образования и будущей трудовой деятельности. Являясь средством воплощения в жизнь целей обучения (образования), содержание отражает как текущие, так и перспективные потребности общества, составляющих его людей.
Именно потребности личные и общественные в наибольшей степени направляют формирование содержания. Оно создается сложно и противоречиво, ибо несет на себе отпечаток приоритетов многих людей и групп. Свои взгляды на то, каким должно быть содержание образования в младшей школе, имеют все – от родителей и самих учеников до министров и академиков. Поэтому формирование содержания чаще всего происходит на основе взаимных соглашений.
Среди причин, в наибольшей степени обусловливающих формирование содержания начального обучения, выделяются: 1) цели образования; 2) социальные и научные достижения; 3) общественные потребности; 4) личные потребности; 5)
педагогические возможности и др.
Потребности (общественные и личные) являются приоритетным фактором формирования содержания. На нынешнем этапе построения новой российской школы образование должно стать основой создания нового демократического государства,
культурного и духовного возрождения, эпохальных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, становления демократического общества и рыночных отношений, повышения уровня развития отечественной науки и техники до лучших мировых стандартов. Должна быть решена проблема, как наилучшим образом соединить общественные и личностные интересы, как, не ослабляя ориентации на удовлетворение общественных потребностей, сделать образование личностно значимым и необходимым для каждого.
Возможности регулируют уровень оснащения педагогического процесса, его материально-технические и экономические ресурсы. Имеются и ограничения возрастного характера. Начавшееся в 70-е гг. в мировой дидактике движение за совершенствование содержания начального образования путем введения в школьные программы сложных разделов, изучавшихся ранее только в старших классах, не увенчалось успехом, еще раз подтвердив наличие возрастных возможностей обучения,
123
с которыми необходимо считаться. Уже отмечалось, что запомнить ребенок может очень много, и чем моложе, тем больше и быстрее; другое дело – осмыслить, понять,
сознательно усвоить все это он может только на определенном уровне развития.
Требования к содержанию обучения в начальной школе определяются государственной стратегией. В ней прослеживаются два аспекта – национальный и общечеловеческий. В государственных документах определены общие основы формирования содержания школьного образования: гуманизация, интеграция,
дифференциация, направленность на всестороннее развитие личности и формирование гражданина, научная и практическая значимость, соответствие сложности образования возрастным возможностям, широкое применение новых информационных технологий.
Особое внимание уделяется гуманизации содержания обучения. Школьную науку ученики теперь усваивают вместе с знаниями о человеке, его жизни, что ведет к формированию гуманистического типа мышления, оптимистических взглядов на проблемы жизни и выживания, пониманию смысла жизни. Приоритетная роль в гуманизации школы принадлежит языковому и литературному образованию,
эстетическому воспитанию, человековедческим курсам, позволяющим детям лучше познать себя и окружающий мир.
Разработка содержания основывается на государственном стандарте общего среднего образования. Государственный стандарт отражает общественный идеал образования, отвечающий его реальным возможностям. С одной стороны, он определяет общественные гарантии на получение образования определенного уровня и качества, гарантии относительно образовательных услуг, которые государство обязуется предоставлять бесплатно всем, кто желает получить среднее образование. С
другой – определяет требования к тем, кто претендует на документ об определенном уровне образования.
Государственный стандарт включает:
• базисный учебный план общеобразовательной средней школы, который дает целостное представление о содержательном наполнении по годам обучения и его структуре;
• образовательные стандарты в целом для школы и для всех учебных предметов как конкретизация целей общеобразовательной подготовки;
• государственные требования к минимальному уровню усвоения содержания общего среднего образования для каждой ступени обучения (начальной, основной и старшей школы).
Согласно государственному стандарту содержание обучения в целом и каждого предмета состоит из двух частей – инвариантного (неизменяемого) ядра и вариативной части – оболочки, которая систематически обновляется и пересматривается.
При формировании содержания для начальной школы руководствуются не максимумом того, что может усвоить ребенок, а тем, насколько оно отвечает социальному заказу и что дает ребенку для дальнейшего развития. В начальном звене
124
сознательно усвоить все это он может только на определенном уровне развития.
Требования к содержанию обучения в начальной школе определяются государственной стратегией. В ней прослеживаются два аспекта – национальный и общечеловеческий. В государственных документах определены общие основы формирования содержания школьного образования: гуманизация, интеграция,
дифференциация, направленность на всестороннее развитие личности и формирование гражданина, научная и практическая значимость, соответствие сложности образования возрастным возможностям, широкое применение новых информационных технологий.
Особое внимание уделяется гуманизации содержания обучения. Школьную науку ученики теперь усваивают вместе с знаниями о человеке, его жизни, что ведет к формированию гуманистического типа мышления, оптимистических взглядов на проблемы жизни и выживания, пониманию смысла жизни. Приоритетная роль в гуманизации школы принадлежит языковому и литературному образованию,
эстетическому воспитанию, человековедческим курсам, позволяющим детям лучше познать себя и окружающий мир.
Разработка содержания основывается на государственном стандарте общего среднего образования. Государственный стандарт отражает общественный идеал образования, отвечающий его реальным возможностям. С одной стороны, он определяет общественные гарантии на получение образования определенного уровня и качества, гарантии относительно образовательных услуг, которые государство обязуется предоставлять бесплатно всем, кто желает получить среднее образование. С
другой – определяет требования к тем, кто претендует на документ об определенном уровне образования.
Государственный стандарт включает:
• базисный учебный план общеобразовательной средней школы, который дает целостное представление о содержательном наполнении по годам обучения и его структуре;
• образовательные стандарты в целом для школы и для всех учебных предметов как конкретизация целей общеобразовательной подготовки;
• государственные требования к минимальному уровню усвоения содержания общего среднего образования для каждой ступени обучения (начальной, основной и старшей школы).
Согласно государственному стандарту содержание обучения в целом и каждого предмета состоит из двух частей – инвариантного (неизменяемого) ядра и вариативной части – оболочки, которая систематически обновляется и пересматривается.
При формировании содержания для начальной школы руководствуются не максимумом того, что может усвоить ребенок, а тем, насколько оно отвечает социальному заказу и что дает ребенку для дальнейшего развития. В начальном звене
124
образование направлено на всестороннее развитие детей и полноценное овладение всеми компонентами учебной деятельности. Поэтому при его формировании учитываются: последовательность и перспективность; потенциальные возможности для решения проблем обучения, воспитания, развития; достаточность по длительности и частоте влияний на конечные результаты; возможности организации деятельности учеников на различных уровнях сложности.
Принципиально важно достичь фундаментальности начального образования. По критериям ЮНЕСКО, результаты его на 80 % относятся к обязательным, т.е. из того,
что может, должен знать и уметь каждый человек, 80 % усваивается в начальной школе. Поэтому базовый компонент начального образования (его инвариантная часть)
не зависит от региональных особенностей и природной среды.
Особенность современной школы – интеграция знаний о развитии мира и общества. У детей рано складывается своя «картина мира». Несмотря на ее несовершенство, она имеет свое преимущество – целостность, которая с приходом в школу нарушается из-за границ между предметами. В результате знания,
приобретенные детьми, мало связаны между собой. Некоторые учителя используют на своих уроках межпредметные связи, но это имеет эпизодический характер и не может решить проблему в целом.
Чтобы устранить барьеры между предметами, их объединяют вокруг главных понятий или тем. Это позволяет рассматривать предмет с разных сторон, раскрывать все его взаимосвязи. Можно гораздо лучше использовать анализ, синтез, сравнение,
объединение. Это очень важно для формирования мировоззрения, человековедческих,
экологических, коммуникативных знаний и умений. Появляются и интегрированные курсы, построенные на основе слияния двух-трех предметов или интеграции отдельных тем в блоки. Кроме уже названных преимуществ, появляется возможность более широкого охвата содержания, экономии времени. Интеграция дает возможность уменьшить количество обязательных предметов. В начальной школе она осуществляется вокруг системообразующих понятий – таких, как слово, величина,
форма, размер, пространство, время и др.
Уже введены интегрированные курсы «Мир вокруг нас», «Художественный труд», «Ознакомление с окружающим», «Родной край», «Музыка и движение».
Началась апробация обобщенных курсов «Мастерская слова», «Глаголь и добро»,
«Грамота» (математика, язык, ознакомление с окружающим миром). Рассматриваются вопросы интегративного построения предметов – «Художественная культура», «Мир и человек», «Я и мир вокруг», «Мир, природа и я», «Я и мой мир», «Валеология»,
«Развитие познавательных способностей» т.д. Нужно отметить, что в зарубежных школах (Англия, США, Япония) интегративные курсы используются очень широко и объединяют знания о живой и неживой природе, технике, человеке и т.д.
Дифференцированный подход к построению содержания образования является обязательным принципом. Он проявляется в том, что одни и те же цели начальной
125
Принципиально важно достичь фундаментальности начального образования. По критериям ЮНЕСКО, результаты его на 80 % относятся к обязательным, т.е. из того,
что может, должен знать и уметь каждый человек, 80 % усваивается в начальной школе. Поэтому базовый компонент начального образования (его инвариантная часть)
не зависит от региональных особенностей и природной среды.
Особенность современной школы – интеграция знаний о развитии мира и общества. У детей рано складывается своя «картина мира». Несмотря на ее несовершенство, она имеет свое преимущество – целостность, которая с приходом в школу нарушается из-за границ между предметами. В результате знания,
приобретенные детьми, мало связаны между собой. Некоторые учителя используют на своих уроках межпредметные связи, но это имеет эпизодический характер и не может решить проблему в целом.
Чтобы устранить барьеры между предметами, их объединяют вокруг главных понятий или тем. Это позволяет рассматривать предмет с разных сторон, раскрывать все его взаимосвязи. Можно гораздо лучше использовать анализ, синтез, сравнение,
объединение. Это очень важно для формирования мировоззрения, человековедческих,
экологических, коммуникативных знаний и умений. Появляются и интегрированные курсы, построенные на основе слияния двух-трех предметов или интеграции отдельных тем в блоки. Кроме уже названных преимуществ, появляется возможность более широкого охвата содержания, экономии времени. Интеграция дает возможность уменьшить количество обязательных предметов. В начальной школе она осуществляется вокруг системообразующих понятий – таких, как слово, величина,
форма, размер, пространство, время и др.
Уже введены интегрированные курсы «Мир вокруг нас», «Художественный труд», «Ознакомление с окружающим», «Родной край», «Музыка и движение».
Началась апробация обобщенных курсов «Мастерская слова», «Глаголь и добро»,
«Грамота» (математика, язык, ознакомление с окружающим миром). Рассматриваются вопросы интегративного построения предметов – «Художественная культура», «Мир и человек», «Я и мир вокруг», «Мир, природа и я», «Я и мой мир», «Валеология»,
«Развитие познавательных способностей» т.д. Нужно отметить, что в зарубежных школах (Англия, США, Япония) интегративные курсы используются очень широко и объединяют знания о живой и неживой природе, технике, человеке и т.д.
Дифференцированный подход к построению содержания образования является обязательным принципом. Он проявляется в том, что одни и те же цели начальной
125
школы достигаются на различном материале. Например, обучая детей грамоте, учитель выбирает один из возможных вариантов, зафиксированный в определенном букваре.
Предмет, не меняя своего названия и назначения, изучается по иной программе или учебнику. Проходят опытную проверку такие альтернативные курсы и учебники, как
«Наша Родина и современный мир», «Родная земля», «Твоя Вселенная», «Сказание о великих битвах и подвигах», «Шахматы – школе», «Путешествие в страну
„Символики“», «Информационная культура», «Глаголь и добро», «Моя любимая азбука», «Детская риторика» и др.
Содержание образования может изменяться в зависимости от типа школы,
региональных и других особенностей. Существуют различные учебники для массовых школ, прогимназий, авторских школ. Учитывается уровень готовности детей к школе. В
частности, для одаренных и тех, кому обучение дается с трудом, нужны различные учебные программы и учебники, но с обязательным сохранением инвариантной части.
Дифференциация проявляется и в сужении или расширении информационной части,
изменении темпа усвоения, способов подачи материала.
Кроме внешней (на уровне содержания предметов и различных способов организации их усвоения) используется дифференциация внутренняя. Она предполагает дифференцирование содержания учебного материала для учеников с различной подготовкой в пределах темы или раздела и дает возможность более сильным ученикам изучать учебный материал быстрее, что стимулирует их развитие, а более слабым облегчает усвоение программного минимума. Содержание должно быть подобрано так, чтобы учителя имели возможность индивидуализировать свою учебно- воспитательную работу с учетом интересов и способностей учеников.
Содержание учебного процесса может иметь различную структуру изложения,
где отдельные знания или их элементы (шаги, порции) «сцепляются» между собой различным образом. Наиболее распространенными являются линейная,
концентрическая, спиральная и смешанная структуры.
При линейной отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз.
Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям.
Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются.
Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют круг связанных с ней знаний. В этой структуре нет перерывов, характерных для концентрической, нет и одноразовости в изучении знаний, которая отличает линейную структуру.
126
Предмет, не меняя своего названия и назначения, изучается по иной программе или учебнику. Проходят опытную проверку такие альтернативные курсы и учебники, как
«Наша Родина и современный мир», «Родная земля», «Твоя Вселенная», «Сказание о великих битвах и подвигах», «Шахматы – школе», «Путешествие в страну
„Символики“», «Информационная культура», «Глаголь и добро», «Моя любимая азбука», «Детская риторика» и др.
Содержание образования может изменяться в зависимости от типа школы,
региональных и других особенностей. Существуют различные учебники для массовых школ, прогимназий, авторских школ. Учитывается уровень готовности детей к школе. В
частности, для одаренных и тех, кому обучение дается с трудом, нужны различные учебные программы и учебники, но с обязательным сохранением инвариантной части.
Дифференциация проявляется и в сужении или расширении информационной части,
изменении темпа усвоения, способов подачи материала.
Кроме внешней (на уровне содержания предметов и различных способов организации их усвоения) используется дифференциация внутренняя. Она предполагает дифференцирование содержания учебного материала для учеников с различной подготовкой в пределах темы или раздела и дает возможность более сильным ученикам изучать учебный материал быстрее, что стимулирует их развитие, а более слабым облегчает усвоение программного минимума. Содержание должно быть подобрано так, чтобы учителя имели возможность индивидуализировать свою учебно- воспитательную работу с учетом интересов и способностей учеников.
Содержание учебного процесса может иметь различную структуру изложения,
где отдельные знания или их элементы (шаги, порции) «сцепляются» между собой различным образом. Наиболее распространенными являются линейная,
концентрическая, спиральная и смешанная структуры.
При линейной отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз.
Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям.
Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются.
Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют круг связанных с ней знаний. В этой структуре нет перерывов, характерных для концентрической, нет и одноразовости в изучении знаний, которая отличает линейную структуру.
126
Составители учебных книг сегодня все больше используют возможности смешанной структуры, являющейся комбинацией всех трех структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами. При выборе структуры организации содержания учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемых знаний, а также, по возможности, особенности тех групп учеников, которым будет адресовано разрабатываемое содержание.
Какой характер должно иметь образование, что оно должно давать ученику? По этим вопросам существуют различные точки зрения. Наибольшую популярность приобрели два подхода к образованию: материальный (энциклопедический) и формальный (выборочный).
Сторонники первого разделяют точку зрения Я.А. Коменского, согласно которой основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Выпускник, прошедший хорошую начальную школу,
должен знать уже достаточно много. А после средней должен быть энциклопедически образованным. Эта модель была принята в большинстве престижных учебных заведений Европы и, в частности, в классических гимназиях России. Имеет она своих сторонников и сегодня. Возрождаемые по типу дореволюционных современные прогимназии во многом копируют классическую структуру учебных предметов. Наряду с несомненными преимуществами она имеет и свои недостатки: слабую связь между курсами, переполненность учебным материалом, не всегда нужным для развития учеников. В этих условиях учитель вынужден торопливо, нередко поверхностно преподавать предмет, а программы обучения составлять только по линейной схеме.
В противоположность этому сторонники формального образования придерживаются древнего афоризма: многознание уму не научает. Обучение должно быть гимнастикой ума. Безразлично, каким будет содержание, лишь бы ученики учились размышлять. Сторонники такого обучения обращают внимание на развитие способностей, познавательных интересов учеников, внимания, памяти, мышления.
Средством для развития этих качеств могут быть языки, математика, а предметы гуманитарные не столь важны.
Дидактический утилитаризм исходит из признания практической пользы обучения. Зачем терять годы на учение, если оно ничего не дает для жизни? Обучение должно удовлетворять индивидуальные потребности ученика. Он должен заниматься только теми видами деятельности, которые он и его родители считают нужными или которые ему по способностям. В школах, где принят такой подход, детей учат практическим навыкам – готовить еду, шить, приобщают к рукоделию, учат уходу за садом, огородом, дают простые ремесленнические навыки и т.д. Подобное содержание обучения чаще всего избирают в специальных школах для инвалидов, умственно отсталых детей. Вокруг этих простых и полезных знаний и умений концентрируются более общие знания и умения. Но ими овладевают не все.
127