ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1045
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тенденцию к увеличению по мере роста объема знаний и новых требований. В
экономически развитых странах издаются альтернативные учебники, благодаря чему есть возможность выбирать лучшие.
Учебник отличается от учебного пособия тем, что первый составлен в полном соответствии с программой, а второй может от нее отступать. Требования к учебным пособиям те же, что и к учебникам. Что из них принять за основу – решает учитель.
Наряду с традиционными пособиями все шире применяются видеодиски,
видеокассеты и др. Дидактические оценки этих необычных средств обучения пока противоречивы – от восторженных инноваций в образовании до унылой констатации их низкой результативности и бесполезности. Можно ожидать, что там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, видеоучебники принесут пользу, но с их помощью трудно развивать продуктивное мышление, тренировать умения и навыки, решать другие задачи. Поэтому их целесообразно применять в комплексе с традиционными учебными материалами.
Абстрактное мышление успешно развивают компьютерные обучающие программы. Однако знания, переданные компьютером, неизбежно являются неполными, формализованными, малоэффективными при изучении отраслей, имеющих логическую структуру. Прекрасные возможности предоставляет ЭВМ для выполнения тренировочных упражнений, контроля и коррекции знаний.
Мы установили, что от хороших учебников зависит очень многое. Учитель будет
самым тщательным образом выбирать их, постоянно отвечая на главные вопросы:
«Смогу ли я реализовать по ним требования государственного и регионального
стандартов, подойдут ли они моим детям?» Скоро в начальную школу придут
электронные учебники. Они уже составляются. Учеников станут обучать
самостоятельному (и осмысленному!) поиску нужной информации в Интернете.
Будущим педагогам к этим переменам нужно готовиться уже сейчас.
Проверьте себя
Что собой представляет процесс обучения?
Что называется дидактикой?
Дайте определения основных дидактических категорий. Что такое дидактическая система?
В чем сущность «традиционной» дидактики Гербарта?
В чем сущность «прогрессивистской» дидактики Дьюи?
Какие признаки характеризуют современную дидактическую систему?
Какие этапы проходит процесс обучения?
Что делают учитель и ученик на каждом этапе?
134
экономически развитых странах издаются альтернативные учебники, благодаря чему есть возможность выбирать лучшие.
Учебник отличается от учебного пособия тем, что первый составлен в полном соответствии с программой, а второй может от нее отступать. Требования к учебным пособиям те же, что и к учебникам. Что из них принять за основу – решает учитель.
Наряду с традиционными пособиями все шире применяются видеодиски,
видеокассеты и др. Дидактические оценки этих необычных средств обучения пока противоречивы – от восторженных инноваций в образовании до унылой констатации их низкой результативности и бесполезности. Можно ожидать, что там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, видеоучебники принесут пользу, но с их помощью трудно развивать продуктивное мышление, тренировать умения и навыки, решать другие задачи. Поэтому их целесообразно применять в комплексе с традиционными учебными материалами.
Абстрактное мышление успешно развивают компьютерные обучающие программы. Однако знания, переданные компьютером, неизбежно являются неполными, формализованными, малоэффективными при изучении отраслей, имеющих логическую структуру. Прекрасные возможности предоставляет ЭВМ для выполнения тренировочных упражнений, контроля и коррекции знаний.
Мы установили, что от хороших учебников зависит очень многое. Учитель будет
самым тщательным образом выбирать их, постоянно отвечая на главные вопросы:
«Смогу ли я реализовать по ним требования государственного и регионального
стандартов, подойдут ли они моим детям?» Скоро в начальную школу придут
электронные учебники. Они уже составляются. Учеников станут обучать
самостоятельному (и осмысленному!) поиску нужной информации в Интернете.
Будущим педагогам к этим переменам нужно готовиться уже сейчас.
Проверьте себя
Что собой представляет процесс обучения?
Что называется дидактикой?
Дайте определения основных дидактических категорий. Что такое дидактическая система?
В чем сущность «традиционной» дидактики Гербарта?
В чем сущность «прогрессивистской» дидактики Дьюи?
Какие признаки характеризуют современную дидактическую систему?
Какие этапы проходит процесс обучения?
Что делают учитель и ученик на каждом этапе?
134
Что такое содержание учебного процесса?
Какие элементы содержания выделяются?
Как формируется содержание начального образования?
Что такое государственный стандарт?
Какие требования предъявляются к содержанию обучения?
Какие схемы формирования содержания вам известны?
Что такое учебный план?
Каковы требования к учебным планам начальной школы?
Какую часть учебного плана можно изменить?
Что такое учебная программа?
Какие требования предъявляются к учебникам?
Опорный конспект
Обучение – двусторонний специально организованный процесс взаимодействия учителя с учениками, направленный на усвоение содержания обучения.
Процесс обучения – обучение в развитии, в динамике.
Дидактика – наука об обучении, образовании.
Главные вопросы дидактики – чему, как, когда, где, кого и зачем учить.
Основные категории дидактики – преподавание, учение, обучение, образование,
знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы,
средства, результаты обучения.
Дидактические системы – И. Гербарта, Дж. Дьюи, современная.
Содержание – система знаний, умений, способов мышления и деятельности,
отобранных для изучения в начальной школе.
Этапы обучения – мотивация учения, актуализация опорных знаний, умений и опыта, организация изучения нового материала, совершенствование изученного,
ориентация в самостоятельном обучении, определение результативности обучения.
Основы формирования содержания – гуманизация, интеграция,
дифференциация, направленность на всестороннее развитие личности и формирование гражданина, научная и практическая значимость, соответствие сложности образования возрастным возможностям, широкое применение новых информационных технологий.
Элементы содержания – знания, умения, навыки, способы деятельности, опыт творческой деятельности.
Учебный план – документ, направляющий учебно-воспитательный процесс в школе.
Инвариантная часть (государственный компонент) – обязательные для изучения предметы во всех школах.
Вариативная часть (региональный и школьный компоненты) – предметы,
вводимые регионом, школой.
135
Учебная программа – документ, который регламентирует изучение учебного предмета.
Учебник – книга, составленная в соответствии с программой.
Учебное пособие – учебная книга, отражающая авторский взгляд, может не полностью соответствовать программе.
Литература
Блага К., Шебек М. Я – твой ученик, ты – мой учитель. М., 1991.
Выготский Л.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Теории учения. Хрестоматия. Ч. 1. Отечественные теории учения / Под ред.
Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. М., 2002.
Гуманизм и духовность в образовании. Н. Новгород, 1999.
Девяткова Т.Н. Введение национально-регионального компонента в курс начальной школы // Начальная школа. 1998. № 2. С. 31–32.
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. М.,
2003.
Живая педагогика. Материалы круглого стола «Отечественная педагогика сегодня – диалог концепций». М., 2004.
Зорина Л.Я. Программа – учебник – учитель. М., 1989.
Извозчиков К. Школа информационной цивилизации «Интеллект XXI». М., 2004.
Петерсон Л.Г. Программа по математике для трехлетней и четырехлетней начальной школы // Начальная школа. 1996. № 11. С. 49–60.
Подласый И.П. Практическая педагогика, или Три технологии. Киев, 2004.
Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.
О новых программах, параллельных курсах и учебно-методических комплектах для начальной школы // Начальная школа. 1996. № 10. С. 2–76; Начальная школа.
1997. № 8. С. 3–83; Начальная школа. 1998. № 8. С. 9–86.
Шиянова Е.Н., Ромаева И.Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. М., 2003.
136
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 26
ГЛАВА 6. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ
Интерес к изучаемому и познаваемому углубляется по мере того, как истины,
которыми овладевает ученик, становятся его личными убеждениями.
В.Л. Сухомлинский
Движущие силы учения
Мотивация (от лат. «двигать») – общее название для процессов, методов,
средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности. Управляют мотивами совместно учителя и ученики. Имея в виду первых, говорим о мотивации обучения, с позиций ученика ведем речь о мотивации учения. Как процесс изменения состояний и отношений личности она основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие ученика учиться,
действовать, совершать те или иные поступки. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы.
Мотивы – очень сложные образования, они всегда взаимосвязаны, и в педагогическом процессе мы имеем дело не с одним действующим мотивом, а со многими.
Классифицировать мотивы, действующие в системе обучения, можно по различным критериям. По видам выделяются социальные и познавательные мотивы; по уровням:
• широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения). Прежде всего это стремление личности через учение утвердиться в обществе, обрести социальный статус;
• узкие социальные (или позиционные) мотивы (занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, достойное вознаграждение за свой труд и др.);
• мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия, утверждение своей роли и позиции в классе);
• широкие познавательные мотивы (удовлетворение от процесса обучения и его результатов);
• учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний,
усвоение конкретных учебных предметов);
• мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).
Мотивы учения делятся на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов,
родителей, класса, общества в целом и приобретают форму подсказок, намеков,
требований, указаний, понуканий или даже принуждений. Они, как правило,
действуют, но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности, а потому не может быть названо гуманным. Необходимо, чтобы сам ученик захотел что-то
137
сделать и сделал. Истинный источник мотивации находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения – внешнему нажиму, а мотивам учения – внутренним побудительным силам.
Обучение младшего школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные мотивы:
• чувство долга,
• желание получить похвалу учителя,
• боязнь наказания,
• привычка выполнять требования взрослых,
• познавательный интерес,
• честолюбие,
• стремление утвердиться в классе,
• желание порадовать родителей,
• желание получать «пятерки»,
• желание получить награду.
Они действуют сообща, но среди этих мотивов один будет ведущим, остальные –
сопутствующими. Учитель будет выделять главное и действовать, опираясь прежде всего на него.
Составить первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения можно, наблюдая отношение к нему школьника. Исследования позволяют выделить несколько ступеней его включенности в процесс: отрицательное,
безразличное и положительное. Для отрицательного отношения к учению характерны бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели и преодолевать трудности, нежелание учиться,
отрицательное отношение к школе и учителям вообще. Безразличное отношение имеет те же отличительные характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей – при изменении ориентации можно достигнуть положительных результатов. Способный, но ленивый – правильная характеристика учеников,
принадлежащих к этому типу. На различных уровнях положительного отношения к учению наблюдается постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути к цели. Ученик ищет нестандартные способы решения задач, проявляет гибкость мышления, предпочтение отдается творческой деятельности, увеличивается доля самообразования.
В каждом классе постепенно выделяются конкретные типы отношения детей к учению, на которые прежде всего следует ориентироваться учителю. Наиболее распространенный тип – хорошие исполнители («слушалки и отвечалки»). Они старательные, но безынициативные. Ведущий мотив их деятельности – опосредованный интерес: обрадовать родителей, завоевать авторитет в классе, заслужить похвалу
138
Обучение младшего школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные мотивы:
• чувство долга,
• желание получить похвалу учителя,
• боязнь наказания,
• привычка выполнять требования взрослых,
• познавательный интерес,
• честолюбие,
• стремление утвердиться в классе,
• желание порадовать родителей,
• желание получать «пятерки»,
• желание получить награду.
Они действуют сообща, но среди этих мотивов один будет ведущим, остальные –
сопутствующими. Учитель будет выделять главное и действовать, опираясь прежде всего на него.
Составить первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения можно, наблюдая отношение к нему школьника. Исследования позволяют выделить несколько ступеней его включенности в процесс: отрицательное,
безразличное и положительное. Для отрицательного отношения к учению характерны бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели и преодолевать трудности, нежелание учиться,
отрицательное отношение к школе и учителям вообще. Безразличное отношение имеет те же отличительные характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей – при изменении ориентации можно достигнуть положительных результатов. Способный, но ленивый – правильная характеристика учеников,
принадлежащих к этому типу. На различных уровнях положительного отношения к учению наблюдается постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути к цели. Ученик ищет нестандартные способы решения задач, проявляет гибкость мышления, предпочтение отдается творческой деятельности, увеличивается доля самообразования.
В каждом классе постепенно выделяются конкретные типы отношения детей к учению, на которые прежде всего следует ориентироваться учителю. Наиболее распространенный тип – хорошие исполнители («слушалки и отвечалки»). Они старательные, но безынициативные. Ведущий мотив их деятельности – опосредованный интерес: обрадовать родителей, завоевать авторитет в классе, заслужить похвалу
138
учителя. Второй тип – дети с интеллектуальной инициативой: они имеют собственное мнение, избегают подсказок, стараются работать самостоятельно, любят сложные задания. Третий тип – дети, у которых проявляется особое отношение к напряженной учебной деятельности. Они активные, хорошо соображают, но думают медленно, а потому пребывают все время в напряжении, требуют индивидуального подхода.
Четвертый тип – дети с заниженными интеллектуальными способностями. Они не могут самостоятельно выполнять учебные задания, пребывают в подавленном состоянии или,
наоборот, демонстрируют бесшабашность. Главное, чтобы учитель их не заметил.
Причины здесь разные: незрелость ребенка, слабая дошкольная подготовка. Наконец,
в каждом классе есть небольшая группа детей, которых объединяет отрицательное отношение к учению. Дети не могут освоить школьную программу по причине интеллектуальной отсталости, глубокой запущенности.
Из этого следует, что, работая с различными группами детей, нужно ставить разные цели. Наиболее значимой для эффективной учебной деятельности является мотивация, обусловленная интеллектуальной инициативой и познавательными интересами.
Отношение школьников к учебе учителя обычно характеризуют активностью.
Активность определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения»
ученика с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
• готовность выполнять учебные задания,
• стремление к самостоятельной деятельности,
• сознательность выполнения заданий,
• систематичность обучения,
• стремление повысить свой личный уровень и др.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения школьников – самостоятельность, связанная с определением объекта, средств деятельности, осуществляемой учеником без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность школьников взаимосвязаны:
более активные, как правило, и более самостоятельны.
Управление активностью школьников традиционно называют активизацией. Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному,
целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности,
спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учеников, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них
– разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников.
Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых ученики должны:
139
Четвертый тип – дети с заниженными интеллектуальными способностями. Они не могут самостоятельно выполнять учебные задания, пребывают в подавленном состоянии или,
наоборот, демонстрируют бесшабашность. Главное, чтобы учитель их не заметил.
Причины здесь разные: незрелость ребенка, слабая дошкольная подготовка. Наконец,
в каждом классе есть небольшая группа детей, которых объединяет отрицательное отношение к учению. Дети не могут освоить школьную программу по причине интеллектуальной отсталости, глубокой запущенности.
Из этого следует, что, работая с различными группами детей, нужно ставить разные цели. Наиболее значимой для эффективной учебной деятельности является мотивация, обусловленная интеллектуальной инициативой и познавательными интересами.
Отношение школьников к учебе учителя обычно характеризуют активностью.
Активность определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения»
ученика с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
• готовность выполнять учебные задания,
• стремление к самостоятельной деятельности,
• сознательность выполнения заданий,
• систематичность обучения,
• стремление повысить свой личный уровень и др.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения школьников – самостоятельность, связанная с определением объекта, средств деятельности, осуществляемой учеником без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность школьников взаимосвязаны:
более активные, как правило, и более самостоятельны.
Управление активностью школьников традиционно называют активизацией. Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному,
целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности,
спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учеников, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них
– разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников.
Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых ученики должны:
139