Файл: Учебник учебник 2 Аннотация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1044

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• отстаивать свое мнение,
• принимать участие в дискуссиях и обсуждениях,
• ставить вопросы своим товарищам и учителям,
• рецензировать ответы товарищей,
• оценивать ответы и письменные работы товарищей,
• заниматься обучением отстающих,
• объяснять более слабым ученикам непонятные места,
• самостоятельно выбирать посильное задание,
• находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи
(проблемы),
• создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий,
• решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Мы установили, что мотивы – это побуждения, причины, заставляющие ученика учиться, действовать, совершать поступки. В обучении одновременно действует множество мотивов. Представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учитель получает, наблюдая отношение школьника к учебе. Знание законов мотивации
– ключ к решению большинства школьных проблем.
Интересы младших школьников
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов учения является интерес –
реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Его можно определить и как форму проявления познавательных потребностей, что выражается в стремлении к познанию объекта или явления, овладении определенным видом деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к предмету изучения. Л.C. Выготский пишет: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. …Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности,
заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность»[21].
140

В обучении действует множество интересов. «Весь вопрос в том, – продолжает
Л.C. Выготский, – насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета,
а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Таким образом, правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен. Наконец, третий, и последний,
вывод использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес»[22].
Установлены общие закономерности действия интереса в обучении. Первая –
зависимость интересов учеников от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности. Понимать ее следует так, что чем больше знаний у ученика имеется по определенному предмету, тем выше к нему интерес. И наоборот.
Вторая – зависимость интересов школьников от их отношения к учителям. С
удовольствием учатся у тех педагогов, которых любят и уважают. Сперва педагог,
потом его предмет – зависимость постоянная.
Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделим:
• увлеченное преподавание,
• новизну учебного материала,
• историзм,
• связь знаний с судьбами людей, их открывшими,
• показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников,
• использование новых и нетрадиционных форм обучения,
• чередование форм и методов обучения,
• проблемное обучение,
• эвристическое обучение,
• обучение с компьютерной поддержкой,
• применение мультимедиа-систем,
• использование интерактивных компьютерных средств,
• взаимообучение (в парах, микрогруппах),
• тестирование знаний, умений,
• показ достижений обучаемых,
• создание ситуаций успеха,
• соревнование (с товарищами по классу, самим собой),
• создание положительного микроклимата в классе,
• доверие к ученику,
• педагогический такт и мастерство педагога,
• отношение педагога к своему предмету, ученикам,
• гуманизация школьных отношений и т.д.
141


Даже неопытный учитель легко замечает изменение интереса школьников.
Профессор А.К. Дусавицкий составил типичные «портреты» заинтересованного и незаинтересованного учеников.
«Посмотрите, как работает ребенок, когда ему интересно. Удовольствие буквально написано на его лице. Светятся глаза, движения легкие, свободные,
быстрые. Да и как может быть иначе – ведь сейчас он раскован, раскрепощен в своих желаниях. Он делает свое дело, интересное и важное ему самому. Делает успешно!
Положительная эмоция как тень сопровождает интерес, она – точный сигнал о том, что деятельность нам приятна, доставляет наслаждение.
…Мысль работает ясно, четко, откуда-то приходят решения, которые иначе как красивыми не назовешь, настолько точно они отвечают характеру задачи. Она поглощает его целиком, всю его личность, отключает от остального мира: ко всему остальному он в данный момент глух и слеп. И потому так трудно бывает отвлечь ребенка от выполнения других, может быть, не менее интересных и важных дел.
…Но вот ребенок, которому неинтересно. Как он томится над книгой, которую надо прочесть, или заданием, которое нужно обязательно выполнить. Его тело напряжено, он то ерзает, то беспокойно оглядывается по сторонам, как бы ищет откуда-то спасения от немилой духовной или иной пищи. Или застывает, погруженный в себя, как в сон, из которого его может вывести только резкий окрик или замечание»[23].
Запомним, что самым важным, самым престижным мотивом учения является
познавательный интерес. Это реальная причина действий, ощущаемая учеником.
Интересы возникают под влиянием потребностей, существуют в неразрывной связи с
ними, зависят от: 1) уровня и качества приобретенных знаний, умений,
сформированности способов умственной деятельности; 2) отношения школьника к
учителю.
Формирование мотивов
Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Учителя любят задавать эти выигрышные во всех отношениях вопросы. Можно грамотность проверить, а заодно узнать о мотивах учения. Да и школьникам полезно время от времени спросить себя:
«Действительно, зачем я учусь?»
Для школьников 1–2 классов наиболее характерными являются ответы типа:
«Папа и мама велят», «Учусь в школе, чтобы иметь пятерки. За пятерки меня хвалят»,
«Все дети ходят в школу», «Не хочу иметь плохих оценок, за них меня ругают», «Мама
142

говорит, что если не буду учиться, то не стану шофером», «Учительница меня хвалит,
когда я хорошо отвечаю», «Стыдно перед классом, если ничего не знаешь» и т.п.
В 3–4 классах характер ответов несколько меняется, отражая развитие понятий и представлений школьника о побудительных силах учения: «Я учусь, чтобы стать инженером, как папа. У меня „4“ и „5“. Мне нравится наш класс и наша школа.
Нравится учительница. Она интересно рассказывает. Мы с ней ходим на экскурсии и в театр» (3 класс). «Я учусь в школе, чтобы стать грамотным. Я узнаю много нового о жизни людей, природе и различных предметах. Мне очень нравится история. Я член классного совета. Когда вырасту, буду учительницей, как Анна Семеновна» (4 класс).
«Я учусь, чтобы стать моряком. Если у меня будут только пятерки, папа обещал летом повезти меня на настоящем морском корабле. Я люблю решать задачи по арифметике.
У меня всегда „5“ и „4“, не очень люблю учить правила по грамматике. Мне часто попадает дома, когда я получаю „3“» (4 класс).
За два-три года школьной жизни мотивы существенно изменяются. В 3–4 классах уже возникают собственно познавательные интересы к обучению и учебным предметам. Стремление занять достойное место в классе постепенно становится ведущим мотивом для большинства школьников. Этим объясняется, в частности,
повышенный интерес учащихся третьих и особенно четвертых классов к оценке. Вот пример: «Я хочу получать только „4“ и „5“, потому что если получу „3“ или „2“, меня будут ругать дома».
Исследования показывают, что существуют благоприятные и неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных мотивов учения. Среди благоприятных: 1) положительное отношение к школе у большинства детей 6-9- летнего возраста; 2) полное доверие учителю; 3) острая потребность в новых впечатлениях; 4) естественная любознательность.
Неблагоприятные условия: 1) неустойчивое внимание; 2) неустойчивые интересы; 3) несформированность воли. Многие школьники с готовностью участвуют в подражательных действиях, но когда что-нибудь нужно делать самим, ждут указаний учителя, нервничают, т.е. работают на уроке только тогда, когда уверены в успехе.
Чтобы достигать высоких результатов учебно-воспитательного процесса, педагог будет постоянно изучать действующие в нем мотивы, особенно интересы и потребности школьников. Это одна из наиболее трудных его обязанностей. Изучение мотивов осуществляется в неразрывной связи с их формированием. Чтобы охватить все аспекты проблемы, ничего не забыть и не упустить, можно пользоваться следующим алгоритмом
(системой указаний) изучения мотивов.
1. Определение и уточнение целей обучения. Анализ в этой связи сущности,
содержания, направленности и силы мотивов, необходимых и достаточных для поддержки процесса и успешной реализации намеченных задач. Если цели и задачи не имеют отклонений от государственного стандарта, вводятся в действие широко
143

известные общие мотивы и стимулы. Специальные цели требуют использования специфических мотивов.
2. Выявление возрастных возможностей мотивации. Здесь требуются четкие ответы на вопросы: а) к каким показателям мотивации следует подвести учеников младшего возраста и б) насколько уровень мотивации учеников определенного класса соответствует «возрастным нормам», поставленным целям и задачам, сложностям учебного труда.
3. Выяснение исходного уровня мотивации. Этот шаг необходимо обязательно сделать, чтобы в дальнейшем обоснованно судить об изменениях, происшедших в мотивационной сфере ученика (класса).
4. Уточнение превалирующих мотивов. Требуется определить, какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности ученика или микрогруппы класса, в которую он входит. Нужно помнить, что нет мотивов «хороших» или «плохих», все они важны, но по-разному влияют на процесс и результаты обучения.
5. Иучение индивидуальных особенностей мотивации. Если педагог не может
«дойти» до каждого, то особенности мотивации хотя бы наиболее представительных подгрупп класса будет знать обязательно.
6. Анализ причин изменения (снижения, стабильности, повышения) мотивации.
Ими могут быть недостаточный уровень развития самой мотивационной сферы, низкая обученность, несформированность навыков учебной деятельности и др.
7. Формирование должных мотивов, осуществляемое учителем в ходе учебно- воспитательного процесса и решения других задач. Не может и не должно быть никаких специальных упражнений или тестов «на мотивацию». В комплексе используются различные методики, в том числе: переключение с одного вида работы на другой, использование заданий оптимальной трудности, соревнование и др. Иногда практикуется «создание помех» нормальному течению учебного процесса, чтобы посмотреть, готовы ли ученики преодолеть трудности для удовлетворения познавательной потребности.
8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий. После проделанной работы целесообразно подвести ее итоги и проанализировать произошедшие изменения. Наиболее очевидными показателями будут реальные поступки учеников, изменение их отношения к учению.
Ход и результаты деятельности по формированию мотивации лучше всего фиксировать в специальной карте, отмечая начальный уровень и наступившие изменения. Конкретными показателями выступают: 1) отношение к учению (как себе представляет); 2) цели (какие ставит и реализует ученик); 3) мотивы (ради чего учится); 4) эмоции (как переживает учебу); 5) умение учиться; 6) уровень обученности
(каких результатов достиг); 7) характеристики обучаемости (потенциально возможные успехи, каких он мог бы достигнуть).
144


Для изучения мотивации применяются общие методы исследования –
наблюдение, анкетирование, беседа, экспертная оценка. Сущность последней состоит в организации целенаправленного и всестороннего изучения индивидуальной (или групповой) мотивации с помощью экспертных методик и приглашением для этой цели коллег-учителей и (или) других специалистов.
Следует обратить внимание, что в мотивах учения младших школьников за последнее десятилетие произошли существенные изменения. И школы, и ученики стали иными. Появились новые обстоятельства и условия, которые влияют на отношение детей к школе и учебе. Медицинские исследования упрямо свидетельствуют об ухудшении здоровья детей. Сказываются неблагополучные экологические и социальные факторы, особенно проблемы безработицы, алкоголизма. Ухудшилось питание в семье и школе. При этом учебная нагрузка в начальной школе в 1985–1986
гг. составляла 90 часов, в 1993–1994 гг. она увеличилась на 11 часов, а сегодня достигает 97 и больше. Специалисты считают, что от 20 до 40 % негативных влияний,
ухудшающих здоровье детей, связаны со школой. По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20 % детей, имеющих нарушения психики пограничного характера, но уже к концу 1 класса их число доходит до 60–70 %.
Сильное влияние в этом случае оказывает школа, так как здесь ребенок проводит 70 %
времени бодрствования в течение многих лет обучения. Некоторые учителя и родители уже называют школу «опасным местом для ребенка».
В связи с предстоящим переходом на четырехлетнюю систему начального образования в РФ проведены широкомасштабные исследования уровня обученности выпускников начальной школы по трем системам обучения: традиционной, занковской,
эльконинско-давыдовской. Все учителя отвечали на вопрос: «Каковы причины неуспешности обучения детей в вашем классе?» Чаще всего назывались: низкий уровень интеллектуального развития ребенка; плохо развитая ассоциативная память и речевые навыки; бедный словарный запас; неумение рассуждать и задавать вопросы;
несформированность коммуникативных функций, волевых качеств. А один из ответов заставляет задуматься особенно: неподготовленность к обучению в школе. От 40 до 60
% первоклассников садятся за парты, миновав детские сады.
В связи с этим школа должна уделять повышенное внимание воспитанию мотивации учения у младших школьников, для формирования которой необходимо:
• создавать только положительный и привлекательный имидж школы, школьных отношений, класса, учителя, учения;
• исключить перегрузки школьников обилием учебных занятий, все усилия сосредоточивать на главном – формировании ума и нравственности;
• воспитывать ответственное отношение к учебному труду;
• создать условия для «победного» обучения, прежде всего рационально организовать учение и отдых школьников по твердому распорядку;
145