ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 796
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
на наш взгляд, было бы не полным без анализа административно-наказательных мер, налагаемых на лиц, виновных в совершении противоправных деяний.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим пра- вонарушителем, так и другими лицами.
В качестве специфических признаков административного наказания, как меры административно-правового принуждения могут быть выделены его следующие специфические черты:
во-первых, административное наказание - это мера государственного принуждения, применяемая исключительно судьями, органами и должнос- тными лицами, наделенными в установленном законом порядке админист- ративно-юрисдикционными полномочиями;
во-вторых — административное наказание является принуждением и, соответственно, его назначение и исполнение осуществляются вопреки воле правонарушителя;
в-третьих, содержанием административного наказания являются ли- шения или ограничения прав либо свобод лица, совершившего админист- ративное правонарушение;
в-четвертых, основанием назначения административного наказания является совершение лицом административного правонарушения;
в-пятых, административное наказание назначается только лицу, при- знанному судьей или органом административной юрисдикции виновным в совершении административного правонарушения.25
О.М. Якуба справедливо
замечено, что общим условием назначения административного наказания следует считать его точное соответствие за-
24 Административное право : учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — 3- е изд., пересмотр. и доп. — М. : Норма, 2008. — С. 603-604.
25 Административное право России: учебник/ Бахрах Д.Н. - 6-е изд., перераб. и доп. – М., Эксмо, 2011. - С.500-501.
кону или иному нормативному акту, а также учет личности, имущественное положение правонарушителя, характер проступка, его тяжесть26.
Несомненно, что наказание является справедливым только в том слу- чае, когда характер применяемых мер принуждения и объем возлагаемой ответственности соответствует общественной опасности правонарушения, особенностям личности правонарушителя и обязательствам, смягчающим либо отягчающим его ответственность, т.е. строго индивидуализировано27.
Институт административной ответственности представляет собой слож- ное и многогранное правовое явление. Выступая в качестве разновидности административного принуждения, осуществляемого специально уполномо- ченными должностными лицами и компетентными органами государствен- ной власти, а также судьями в отношении любых организационно не подчи- ненных им субъектов, административная ответственность имеет универсаль- ный характер, поскольку обеспечивает охрану общественных отношений не- зависимо от их отраслевой принадлежности28.
Правоотношения, складывающиеся в сфере налогов и сборов, предста- вляются обособленной, имеющей определенные черты группой, отличающей данные правоотношения от общественных отношений, складывающихся
в иных сферах жизнедеятельности общества.
Особенности правоотношений, складывающихся в области налогов и сборов, обусловливают особенности административной ответственности за пра- вонарушения в области налогов и сборов
Административная ответственность в области налогов и сборов является важным средством правоохраны общественных отношений, складывающихся в области налогов и сборов и противодействия нарушению участниками налого- вых отношений норм законодательства о налогах и сборах, посредством уста-
26 См.: Якуба О.М. Административная ответственность С.119-122.
27 См.: Иванов А.А. Индивидуализация юридической ответственности. Правовые и психоло- гический аспекты. – М.: Юрид. лит., 2003. - С.6.
28 См.: Студеникина М.С. Состав административного проступка // Учен. зап. ВНИИСЗ. Вып. 15. — М.: ВНИИСЗ СССР, 1968. - С. 75
новления и реализации всех ее институтов, необходимых для реагирования ор- ганов государства на совершаемые административные правонарушения.
Исследование содержания и признаков таких понятий как «юридическая ответственность» в целом и «административная ответственность», в частности, с учетом особенностей, свойственных налоговым правоотношениям, дает воз- можность сформулировать, что следует понимать под административной ответ- ственностью за правонарушения в области налогов и сборов.
С учетом изложенного, определение понятия «административнаяответственность за правонарушения в области налогов и сборов», как право- вого явления, по нашему мнению, можно сформулировать как «применение су- дьями в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об админис- тративных правонарушениях, в пределах их компетенции, административных
наказаний к виновным в совершении административных правонарушений в об- ласти налогов и сборов лицам, выраженных в обязанности правонарушителя претерпеть негативные для него последствия, преследующие установленные законом цели наказания, а также охраны общественных отношений в области налогов и сборов».
Исходя из определения административной ответственности, можно выде- лить следующие признаки административной ответственности за правонару-шениявобластиналоговисборов:
рации об административных правонарушениях;
Специфические признаки, свойственные административной ответствен- ности в области налогов и сборов, наиболее оптимальным образом раскрыва- ются через ее фактическое основание – административное правонарушение, подробному исследованию понятия и правовой характеристике которого будет уделено внимание во второй главе исследования.
Вместе с тем, раскрывая понятие административной ответственности важно отметить, что административная ответственность может быть возложе- на на лицо лишь при наличии всех элементов юридического
состава право- нарушения, и представляется необходимым вкратце коснуться их сути.
Юридический состав правонарушения образует совокупность закреплен- ных в законодательстве признаков, при наличии которых противоправное де- яние признается правонарушением, и отсутствие хотя бы одного из которых означает отсутствие юридического состава соответствующего правонаруше- ния.
Подробное определение, позволяющее учесть особенности состава адми- нистративного правонарушения, предлагает Ж.М. Хатова, указывая, что состав административного правонарушения представляет собой совокупность призна- ков (элементов), позволяющих характеризовать деяние, обстоятельства, при ко- торых оно произошло, причиненный вред, лицо, его совершившее, и отношение этого лица к совершенному деянию, а также типизировать это деяние как пра- вонарушение, предусмотренное Кодексом РФ об административных правона- рушениях Российской Федерации или законодательством субъектов Россий- ской Федерации, устанавливающим административную ответственность, и дифференцировать применение наказания". 29
29 Хатова Ж.М. Понятиесоставаадминистративногоправонарушения нуждается в законода- тельном закреплении // Административное право и процесс. 2007. N 1. – С.
В качестве обязательных элементов юридического состава администрати- вного правонарушения выделяют: объект, объективную сторону, субъект, субъ- ективную сторону.
Каждое общественно опасное деяние, за которое установлена юридическая ответственность, причиняет вред определенным общественным отношениям, охраняемым законом, которые выступают объектом посягательства.
Общим объектом административного правонарушения является совокуп- ность общественных отношений, охраняемых законодательством об админист- ративной ответственности, тогда как видовым
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим пра- вонарушителем, так и другими лицами.
В качестве специфических признаков административного наказания, как меры административно-правового принуждения могут быть выделены его следующие специфические черты:
во-первых, административное наказание - это мера государственного принуждения, применяемая исключительно судьями, органами и должнос- тными лицами, наделенными в установленном законом порядке админист- ративно-юрисдикционными полномочиями;
во-вторых — административное наказание является принуждением и, соответственно, его назначение и исполнение осуществляются вопреки воле правонарушителя;
в-третьих, содержанием административного наказания являются ли- шения или ограничения прав либо свобод лица, совершившего админист- ративное правонарушение;
в-четвертых, основанием назначения административного наказания является совершение лицом административного правонарушения;
в-пятых, административное наказание назначается только лицу, при- знанному судьей или органом административной юрисдикции виновным в совершении административного правонарушения.25
О.М. Якуба справедливо
замечено, что общим условием назначения административного наказания следует считать его точное соответствие за-
24 Административное право : учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — 3- е изд., пересмотр. и доп. — М. : Норма, 2008. — С. 603-604.
25 Административное право России: учебник/ Бахрах Д.Н. - 6-е изд., перераб. и доп. – М., Эксмо, 2011. - С.500-501.
кону или иному нормативному акту, а также учет личности, имущественное положение правонарушителя, характер проступка, его тяжесть26.
Несомненно, что наказание является справедливым только в том слу- чае, когда характер применяемых мер принуждения и объем возлагаемой ответственности соответствует общественной опасности правонарушения, особенностям личности правонарушителя и обязательствам, смягчающим либо отягчающим его ответственность, т.е. строго индивидуализировано27.
Институт административной ответственности представляет собой слож- ное и многогранное правовое явление. Выступая в качестве разновидности административного принуждения, осуществляемого специально уполномо- ченными должностными лицами и компетентными органами государствен- ной власти, а также судьями в отношении любых организационно не подчи- ненных им субъектов, административная ответственность имеет универсаль- ный характер, поскольку обеспечивает охрану общественных отношений не- зависимо от их отраслевой принадлежности28.
Правоотношения, складывающиеся в сфере налогов и сборов, предста- вляются обособленной, имеющей определенные черты группой, отличающей данные правоотношения от общественных отношений, складывающихся
в иных сферах жизнедеятельности общества.
Особенности правоотношений, складывающихся в области налогов и сборов, обусловливают особенности административной ответственности за пра- вонарушения в области налогов и сборов
Административная ответственность в области налогов и сборов является важным средством правоохраны общественных отношений, складывающихся в области налогов и сборов и противодействия нарушению участниками налого- вых отношений норм законодательства о налогах и сборах, посредством уста-
26 См.: Якуба О.М. Административная ответственность С.119-122.
27 См.: Иванов А.А. Индивидуализация юридической ответственности. Правовые и психоло- гический аспекты. – М.: Юрид. лит., 2003. - С.6.
28 См.: Студеникина М.С. Состав административного проступка // Учен. зап. ВНИИСЗ. Вып. 15. — М.: ВНИИСЗ СССР, 1968. - С. 75
новления и реализации всех ее институтов, необходимых для реагирования ор- ганов государства на совершаемые административные правонарушения.
Исследование содержания и признаков таких понятий как «юридическая ответственность» в целом и «административная ответственность», в частности, с учетом особенностей, свойственных налоговым правоотношениям, дает воз- можность сформулировать, что следует понимать под административной ответ- ственностью за правонарушения в области налогов и сборов.
С учетом изложенного, определение понятия «административнаяответственность за правонарушения в области налогов и сборов», как право- вого явления, по нашему мнению, можно сформулировать как «применение су- дьями в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об админис- тративных правонарушениях, в пределах их компетенции, административных
наказаний к виновным в совершении административных правонарушений в об- ласти налогов и сборов лицам, выраженных в обязанности правонарушителя претерпеть негативные для него последствия, преследующие установленные законом цели наказания, а также охраны общественных отношений в области налогов и сборов».
Исходя из определения административной ответственности, можно выде- лить следующие признаки административной ответственности за правонару-шениявобластиналоговисборов:
-
основанием является административное правонарушение в области нало- гов и сборов, т.е. общественно-опасное, противоправное, виновное действие (бездействие) лица, за которое Кодексом Российской Федерации об админи- стративных правонарушениях установлена административная ответствен- ность; -
заключается в применении к виновным лицам административных нака- заний, выраженных в обязанности правонарушителя претерпеть негативные для него последствия, преследующие установленные законом цели наказания, а та- кже охраны общественных отношений в области налогов и сборов; -
осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Феде-
рации об административных правонарушениях;
-
реализуется судьями в пределах их компетенции;
Специфические признаки, свойственные административной ответствен- ности в области налогов и сборов, наиболее оптимальным образом раскрыва- ются через ее фактическое основание – административное правонарушение, подробному исследованию понятия и правовой характеристике которого будет уделено внимание во второй главе исследования.
Вместе с тем, раскрывая понятие административной ответственности важно отметить, что административная ответственность может быть возложе- на на лицо лишь при наличии всех элементов юридического
состава право- нарушения, и представляется необходимым вкратце коснуться их сути.
Юридический состав правонарушения образует совокупность закреплен- ных в законодательстве признаков, при наличии которых противоправное де- яние признается правонарушением, и отсутствие хотя бы одного из которых означает отсутствие юридического состава соответствующего правонаруше- ния.
Подробное определение, позволяющее учесть особенности состава адми- нистративного правонарушения, предлагает Ж.М. Хатова, указывая, что состав административного правонарушения представляет собой совокупность призна- ков (элементов), позволяющих характеризовать деяние, обстоятельства, при ко- торых оно произошло, причиненный вред, лицо, его совершившее, и отношение этого лица к совершенному деянию, а также типизировать это деяние как пра- вонарушение, предусмотренное Кодексом РФ об административных правона- рушениях Российской Федерации или законодательством субъектов Россий- ской Федерации, устанавливающим административную ответственность, и дифференцировать применение наказания". 29
29 Хатова Ж.М. Понятиесоставаадминистративногоправонарушения нуждается в законода- тельном закреплении // Административное право и процесс. 2007. N 1. – С.
В качестве обязательных элементов юридического состава администрати- вного правонарушения выделяют: объект, объективную сторону, субъект, субъ- ективную сторону.
Каждое общественно опасное деяние, за которое установлена юридическая ответственность, причиняет вред определенным общественным отношениям, охраняемым законом, которые выступают объектом посягательства.
Общим объектом административного правонарушения является совокуп- ность общественных отношений, охраняемых законодательством об админист- ративной ответственности, тогда как видовым