ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 769
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
объектом административного правонарушения в области налогов и сборов выступают общественные отно- шения, складывающиеся в области налогов и сборов, ориентированные на обе- спечение порядка и условий деятельности всех участников налоговых правоот- ношений.
Важным элементом административного правонарушения в области налогов и сборов является объективная сторона правонарушения, представляющая собой совокупность предусмотренных действующим законодательством признаков, характеризующих процесс внешнего про- явления противоправного деяния.
Объективная сторона административного правонарушения содержит такие признаки, необходимые для квалификации деяния в качестве правонарушения, и позволяет произвести видовую идентификацию противоправных деяний в многообразном проявлении объективной стороны административного правона- рушения.
Необходимо отметить, что большинство административных правонаруше- ний в области налогов и сборов совершается путем бездействия. Кроме то- го, большинство административных правонарушений в области налогов и сбо- ров по конструкции объективной стороны представляют собой формальные со- ставы, т.е. квалификация деяния как противоправного осуществляется незави- симо от того, какие в результате этого наступили последствия.
А.Ю. Шорохов справедливо отмечает, что объективная сторона правона- рушений в области налогов и сборов сформулирована законодателем настолько неконкретно, что препятствует единообразному пониманию и толкованию соо- тветствующих норм правоприменителем. Более того, законодателем не были соблюдены общеправовые критерии определенности, ясности и недвусмыслен- ности правовой нормы, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.30
Существенным элементом состава любого правонарушения является на- личие субъекта, т.е. лица, совершившего правонарушение и обладающего опре- деленной совокупностью признаков, позволяющих привлечь его к ответствен-
ности.
В административно-правовой науке субъектами административных пра- вонарушений признаются физические и юридические лица, их совершившие1.
В качестве общего субъекта ответственности рассматриваются вменяемые, дееспособные физические лица, достигшие возраста административной ответст- венности. Для большинства административных правонарушений в области на- логов и сборов характерно наличие специального субъекта административной ответственности. В качестве специального субъекта рассматривается лицо, ко- торое, наряду с общими признаками (как-то: возраст, вменяемость и дееспособ- ность), обладает дополнительными свойствами, выступающими обязательными элементами административных правонарушений в области налогов и сборов. Этими признаками являются:
30 Шорохов А.Ю.Административная ответственность в области налогов и сборов. - Дисс….канд. юрид. наук. М. 2002. - С.60.
31Административное право России: учебник/ Бахрах Д.Н. - 6-е изд., перераб. и доп. – М., Эксмо, 2011. - С. 493.
В качестве специальных субъектов ответственности за правонарушения в области налогов и сборов выступают должностные лица. Должностное лицо имеет возможность реализовывать в отношении лиц, не находящихся в служе- бной зависимости от него, организационно-распорядительные права, имеющие властный характер и влекущие юридически значимые последствия.
Основным признаком субъективной стороны юридического состава любо- го правонарушения является вина, т.е. психическое отношение лица к своему поведению и его последствиям. Субъективная сторона административных пра-
вонарушений в области налогов и сборов определяется как в форме умысла, так и неосторожности.
Подводя итог, можно сделать вывод, что административная ответствен- ность в области налогов и сборов является важнейшим средством правовой за- щиты общественных отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.
Она обладает всеми признаками юридической ответственности, в целом, и административной ответственности, в частности. Ее сущность заключается в назначении виновным лицам административных наказаний, которые являются установленной государством мерой ответственности за административные правонарушения в области налогов и сборов.
Развитие интеграционных процессов, совершенствование принципов взаи- модействия, усиление правового взаимодействия служат кардинальными на- правлениями современного функционирования и развития государств, в том числе входящих в состав Содружества независимых государств.
Воплощение в практической деятельности идеи о создании единого тамо- женного союза имеет особое значение в интеграционных процессах. Заверше-
ние формирования единой таможенной территории России, Казахстана и Бело- руссии позитивным образом сказалось на функционировании и развитии эко- номик указанных государств, обусловив тем самым высокую значимость чет- кой и последовательной реализации процессов интеграции.
С 1 января 2012 года берет начало практический этап функционирования единого экономического пространства на территории государств-членов Тамо- женного союза, в числе целей которого функционирование однотипных меха- низмов регулирования экономики, основанных на рыночных принципах и при- менении гармонизированных правовых норм и обеспечение проведения единой налоговой политики.
Вопросы экономической интеграции непосредственным образом связаны с таким важным и перспективным направлением, как обеспечение эффективного взаимодействия государственных объединений в сфере борьбы с правонаруше- ниями.
Функционирование единого экономического пространства и обеспечение проведения единой налоговой политики неизбежно требуют сближения и уни- фикации законодательства государств - членов Таможенного союза в области противодействия правонарушениям в области налогов и сборов
, в том числе путем реализации мер административной ответственности.
Изложенные тенденции повышают актуальность изучения и сравнительно- го анализа законодательства об административной ответственности за правона- рушения в области налогов и сборов именно государств-членов Таможенного союза.
Анализ правового регулирования иностранных систем позволяет рассмат- ривать собственный национальный опыт в аспекте международной практики, что заставляет анализировать и оценивать данную проблему под другим углом, в новом аспекте, с обогащенным пониманием сути проблемы».32 Справедливым является мнение, что "одни и те же юридические проблемы одинаково или в
32 См.: Comparative Labour Low and Industrial Relations in Industrialized Market Economies / Ed. Blanpain R.; Engels C. The Hague. 2001. - P. 4.
значительной мере сходно решаются во всех развитых правовых системах ми- ра" 33.
Проведение анализа правового регулирования административной ответст- венности в области налогов и сборов норм с использованием сравнительно- правового метода позволяет выявить перспективы развития законодательства об административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов, способствовать устранению пробелов в правовой регламентации ука- занных правонарушений и определить позитивные элементы, наиболее пригод- ные для рецепции.
В кодифицированных административно-деликтных актах государств- участников Таможенного союза административным правонарушениям в обла- сти налогов и сборов уделено значительное внимание. В КоАП Российской Фе- дерации им посвящена глава 15 "Административные правонарушения с области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг», содержащая в
8 статей, устанавливающих
Важным элементом административного правонарушения в области налогов и сборов является объективная сторона правонарушения, представляющая собой совокупность предусмотренных действующим законодательством признаков, характеризующих процесс внешнего про- явления противоправного деяния.
Объективная сторона административного правонарушения содержит такие признаки, необходимые для квалификации деяния в качестве правонарушения, и позволяет произвести видовую идентификацию противоправных деяний в многообразном проявлении объективной стороны административного правона- рушения.
Необходимо отметить, что большинство административных правонаруше- ний в области налогов и сборов совершается путем бездействия. Кроме то- го, большинство административных правонарушений в области налогов и сбо- ров по конструкции объективной стороны представляют собой формальные со- ставы, т.е. квалификация деяния как противоправного осуществляется незави- симо от того, какие в результате этого наступили последствия.
А.Ю. Шорохов справедливо отмечает, что объективная сторона правона- рушений в области налогов и сборов сформулирована законодателем настолько неконкретно, что препятствует единообразному пониманию и толкованию соо- тветствующих норм правоприменителем. Более того, законодателем не были соблюдены общеправовые критерии определенности, ясности и недвусмыслен- ности правовой нормы, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.30
Существенным элементом состава любого правонарушения является на- личие субъекта, т.е. лица, совершившего правонарушение и обладающего опре- деленной совокупностью признаков, позволяющих привлечь его к ответствен-
ности.
В административно-правовой науке субъектами административных пра- вонарушений признаются физические и юридические лица, их совершившие1.
В качестве общего субъекта ответственности рассматриваются вменяемые, дееспособные физические лица, достигшие возраста административной ответст- венности. Для большинства административных правонарушений в области на- логов и сборов характерно наличие специального субъекта административной ответственности. В качестве специального субъекта рассматривается лицо, ко- торое, наряду с общими признаками (как-то: возраст, вменяемость и дееспособ- ность), обладает дополнительными свойствами, выступающими обязательными элементами административных правонарушений в области налогов и сборов. Этими признаками являются:
-
признаки, характеризующие трудовые, служебные обязанности некото- рых категорий работников, -
признаки, характеризующие специальные обязанности граждан; -
-признаки, характеризующие прошлое противоправное поведение.31
30 Шорохов А.Ю.Административная ответственность в области налогов и сборов. - Дисс….канд. юрид. наук. М. 2002. - С.60.
31Административное право России: учебник/ Бахрах Д.Н. - 6-е изд., перераб. и доп. – М., Эксмо, 2011. - С. 493.
В качестве специальных субъектов ответственности за правонарушения в области налогов и сборов выступают должностные лица. Должностное лицо имеет возможность реализовывать в отношении лиц, не находящихся в служе- бной зависимости от него, организационно-распорядительные права, имеющие властный характер и влекущие юридически значимые последствия.
Основным признаком субъективной стороны юридического состава любо- го правонарушения является вина, т.е. психическое отношение лица к своему поведению и его последствиям. Субъективная сторона административных пра-
вонарушений в области налогов и сборов определяется как в форме умысла, так и неосторожности.
Подводя итог, можно сделать вывод, что административная ответствен- ность в области налогов и сборов является важнейшим средством правовой за- щиты общественных отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.
Она обладает всеми признаками юридической ответственности, в целом, и административной ответственности, в частности. Ее сущность заключается в назначении виновным лицам административных наказаний, которые являются установленной государством мерой ответственности за административные правонарушения в области налогов и сборов.
§ 2. Правовое регулирование административных правонарушений в обла- сти налогов и сборов законодательством РФ и государств-участников СНГ
Развитие интеграционных процессов, совершенствование принципов взаи- модействия, усиление правового взаимодействия служат кардинальными на- правлениями современного функционирования и развития государств, в том числе входящих в состав Содружества независимых государств.
Воплощение в практической деятельности идеи о создании единого тамо- женного союза имеет особое значение в интеграционных процессах. Заверше-
ние формирования единой таможенной территории России, Казахстана и Бело- руссии позитивным образом сказалось на функционировании и развитии эко- номик указанных государств, обусловив тем самым высокую значимость чет- кой и последовательной реализации процессов интеграции.
С 1 января 2012 года берет начало практический этап функционирования единого экономического пространства на территории государств-членов Тамо- женного союза, в числе целей которого функционирование однотипных меха- низмов регулирования экономики, основанных на рыночных принципах и при- менении гармонизированных правовых норм и обеспечение проведения единой налоговой политики.
Вопросы экономической интеграции непосредственным образом связаны с таким важным и перспективным направлением, как обеспечение эффективного взаимодействия государственных объединений в сфере борьбы с правонаруше- ниями.
Функционирование единого экономического пространства и обеспечение проведения единой налоговой политики неизбежно требуют сближения и уни- фикации законодательства государств - членов Таможенного союза в области противодействия правонарушениям в области налогов и сборов
, в том числе путем реализации мер административной ответственности.
Изложенные тенденции повышают актуальность изучения и сравнительно- го анализа законодательства об административной ответственности за правона- рушения в области налогов и сборов именно государств-членов Таможенного союза.
Анализ правового регулирования иностранных систем позволяет рассмат- ривать собственный национальный опыт в аспекте международной практики, что заставляет анализировать и оценивать данную проблему под другим углом, в новом аспекте, с обогащенным пониманием сути проблемы».32 Справедливым является мнение, что "одни и те же юридические проблемы одинаково или в
32 См.: Comparative Labour Low and Industrial Relations in Industrialized Market Economies / Ed. Blanpain R.; Engels C. The Hague. 2001. - P. 4.
значительной мере сходно решаются во всех развитых правовых системах ми- ра" 33.
Проведение анализа правового регулирования административной ответст- венности в области налогов и сборов норм с использованием сравнительно- правового метода позволяет выявить перспективы развития законодательства об административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов, способствовать устранению пробелов в правовой регламентации ука- занных правонарушений и определить позитивные элементы, наиболее пригод- ные для рецепции.
В кодифицированных административно-деликтных актах государств- участников Таможенного союза административным правонарушениям в обла- сти налогов и сборов уделено значительное внимание. В КоАП Российской Фе- дерации им посвящена глава 15 "Административные правонарушения с области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг», содержащая в
8 статей, устанавливающих