Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 271
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на автомобильном! транспорте, ив 15 — 20 раз меньше, чем на воздушном транспорте;высокая производительность;меньшие капиталовложения, чем в железнодорожный транспорт (в 10 раз);меньшая металлоемкость на 1 т грузоподъемности.
Прочность судна – корпус корабля должен держать удар волны, давлениеводы, давление грузов внутри, удары льда. Остойчивость – способность корабля под действием внешних сил (ветер,волна, неравномерная нагрузка) возвращаться к нормальному состоянию. Ходкость – способность преодолевать сопротивление движению от трениямежду его подводной поверхностью и водой. Поворотливость – способность менять направление движения с помощью рулейв кратчайшее время при наименьшем радиусе поворота.
Наружная форма корабля характеризуется очертанием 3-х его плоскостей:
-
- вертикальной ("боковой чертеж") -
- горизонтальной -
- вертикально-поперечной (проекция, называемая миддалем судов).
Плавучесть- способность корабля плавать с полным грузом с определенной осадкой корпуса до установленной горизонтальной плоскости – ватерлинии. Водоизмещение – вес с полным грузом в тоннах, численно равный весу воды, вытесняемой подводной частью судна.
-
Показатели использования флота и порта на внутреннем водном транспорте.
В практике планирования и учёта работы транспортного флота используются натуральные и стоимостные показатели. Натуральные делятся на показатели экстенсивного, интенсивного использования и обобщающие. К натуральным показателям экстенсивного использования транспортных судов относятся
- эксплуатационный и рабочий период судов;
- продолжительность оборота и кругового рейса;
- коэффициент ходового времени с грузом или с гружёными составами.
Натуральные показатели интенсивного использования транспортных судов включают
- нагрузку в тоннах груза на тонну грузоподъёмности или единицу мощности судов;
- техническую скорость самоходного судна с грузом или буксира с гружёнными составами;
- чистую производительность судов в тонно-километрах на тонна же сутки или сило-сутки хода с грузом или буксира с гружёными составами.
Обобщающим натуральным показателем использования транспортных судов является валовая производительность, измеряемая в тонно-километрах на тонну грузоподъёмности или единицу мощности за сутки эксплуатационного периода.
Сводная характеристика эффективности использования транспортных судов дается при помощи стоимостных показателей, в которых отражается связь между объёмом транспортной работы и стоимостью судов. Соотношение между ними выражается двумя показателями: фондоотдачей и рентабельностью. Кроме того, для оценки работы транспортных судов используются: производительность труда, фондоёмкость, себестоимость и прибыль.
Показатели экстенсивного пользования транспортного флота зависят, в основном, от длительности навигационного периода и судоходных условий, созданных на внутренних водных путях. Продление навигации, увеличение габаритов судового хода, создание условий для сокращения продолжительности прохождения судами затруднительных и шлюзованных участков, снижение скоростей течения, а также улучшение навигационного ограждения оказывают положительное влияние на сокращение кругового рейса и оборота судов.
22 Классификация судоходных внутренних водных путей.
Габариты судового хода на водном пути, а также глубины на нем должны соответствовать размерениям, осадке и составам наибольших плавающих по нему судов и плотов. Судовым ходом называется непрерывная полоса водного пространства на входящих в состав водного пути реках, озерах и морях, а также подпертых бьефах и водохранилищах, в пределах которой обеспечены заданные габариты - ширина и глубина.
Внутренние водные пути подразделяются по-своему транспортному значению на четыре категории: сверх магистрали, магистрали, пути местного значения и малые реки
Выделяют два вида внутренних судоходных путей.
• Первый вид - это естественные (свободные) пути. К ним относятся реки и озера, которые используются для судоходства в естественном состоянии (например, реки Амур, Лена, Обь, Иртыш, Северная Двина, Нева, Урал, Печора, Белая, Вятка и др.).
• Второй вид - это искусственные (зарегулированные) пути. К ним относятся каналы, водохранилища, а также реки, режим стока и уровни в которых подверглись значительным изменениям в результате возведения на них гидротехнических сооружении (например, реки Волга, Кама, Дон).
Основными характеристиками состояния внутренних водных путей при их рассмотрении в рамках транспортной инфраструктуры страны являются судоходные гидротехнические сооружения, которые обеспечивают движение судов по внутренним водным путям, и сам флот. В частности, сегодня на внутренних водных путях РФ расположены 723 судоходных гидротехнических сооружения. В основном они сосредоточены в европейской части страны.
Предназначение этих сооружении заключается в осуществлении пропуска судов, в поддержании уровней в бьефах и глубины судовых ходов, в обеспечении выработки
электроэнергии и водоснабжения населенных пунктов и хозяйствующих субъектов.
-
Фарватер, габариты судового хода, основные эксплуатационные характеристики судового пути. -
Классификация речных судов. -
Навигационное оборудование водного пути. Классификация навигационных знаков. -
Береговые и плавучие навигационные знаки. Мостовые знаки. -
Виды прибрежных пунктов и их назначение. -
Классификация речных портов. -
Основные элементы речного порта. Варианты схем причалов в порту. -
Формы организации движения транспортного флота на внутренних водных путях. Основные задачи диспетчерского аппарата на внутренних водных путях.
-
Фарватер, габариты судового хода, основные эксплуатационные характеристики судового пути. -
Судовым ходом (фарватером) называется непрерывная полоса водного пространства водного пути, в пределах которой обеспечены заданные габаритная ширина и глубина. -
Габариты судовых ходов, судопропускных и других сооружений на водном пути, а также глубины на нем должны соответствовать измерениям, осадке и составам наибольших плавающих по нему судов и плотов. У судопропускных сооружений на искусственных водных путях (судоходные шлюзы и судоподъемники) основными габаритными размерами являются длина и ширина их камер. Глубина на их порогах должна соответствовать глубинам на судовых ходах. Главнейшей характеристикой водного пути является судоходная глубина , определяющая осадку судов . Остальные габариты ВВП, как правило, обеспечиваются. Поэтому ВВП подразделяют в зависимости от на четыре категории: сверх магистрали, магистрали, пути местного значения и малые реки.Основные технико–эксплуатационные особенности и достоинства речного транспорта: 1. высокая провозная способность глубоководных путей; 2. сравнительно низкая себестоимость; 3.сравнительно низкий удельный расход топлива; 4. высокая производительность;5. меньшие капиталовложения, чем в железнодорожный транспорт.
24. Классификация речных судов.
Пассажирские: Рейсовые; Круизные; Местного сообщения.
Сухогрузные: 1) Общего назначения, для перевозки генеральных грузов в упаковке; 2) Специализированные суда для перевозки одного определенного груза или двух и более видов грузов одной категории — лесовозы, пакетовозы, рефрижераторные суда, балкеры, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы; 3) Многоцелевые, обеспечивающие перегрузку разными способами, например крановым и доковым; 4) Универсальные для перевозки любых различных грузов, в том числе опасных, рефрижераторных, контейнеров; 5)Суда двойной специализации для перевозки массовых грузов двух разных категорий — нефтерудовозы, хлопколесовозы. Паромы — для перевозки транспортных средств и пассажиров, лихтеры — несамоходные грузовые суда
Наливные: Танкеры; Газовозы; Химовозы; Виновозы.
-
Служебно-вспомогательные суда. К ним относятся буксиры, ледоколь лоцманские и разъездные катера. 2) Суда технического флота. Это дно углубительные снаряды, землечер палки, землесосы, грунтоотвозные шаланды. 3) Суда специального назначения. К этому типу судов относятся экспедиционные, гидрографические учебные, спасательные, пожарные нефтемусоросборщики, сборщию льяльных вод, плавучие маяки, плавучие краны, плавучие доки.4) Промысловые суда. В состав эти судов входят траулеры, сейнерыПромысловые суда тунцеловы, краболовы, плавбазы транспортно-рефрижераторные и т.п
25. Навигационное оборудование водного пути. Классификация навигационных знаков.
совокупность разных береговых и плавучих знаков навигационного ограждения судовых ходов, предназначенных для обеспечения безопасного, бесперебойного плавания по внутренним водным путям судов, судовых и плотовых составов.
Знаки навигационного ограждения служат:
-
для указания направления судового хода и ограждения его кромок; -
указания судоходных пролетов мостов; -
ограждения отдельных подводных препятствий и различных сооружений на водных путях; -
ограждения подходов к судопропускным сооружениям, к пристаням и затонам; -
регулирования движения в узкостях; -
информации судоводителей о габаритах пути.