Файл: 1. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность за совершенные административные правонарушения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 580
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
24.Понятие, классификация и структура административно-правовой нормы. Виды элементов административно-правовой нормы.
Административно-правовая норма - установленное и санкционированное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.
Структура административно-правовой нормы - это внутреннее строение нормы, способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. Вместе с тем нормам административного права присущ и такой элемент, как поощрение.
В структурном отношении административно-правовая норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов: гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность, а равно определяющих полномочия органов государственного управления, их должностных лиц. В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях. Диспозиция — это формулировка правила должного поведения. Этот элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия. Санкция — это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя. Реализация административно-правовых норм выражается в практическом проведении в жизнь содержащихся в них правовых предписаний и обеспечении должного поведения участников управленческих отношений.
Классификация
по целевому назначению (функциям) выделяют нормы регулятивные (закрепляют позитивные права и обязанности, рассчитаны на правомерное поведение людей) и охранительные (закрепляют меры принуждения, рассчитаны на неправомерное поведение).
По содержанию: материальные (закрепляют права и обязанности субъектов, их правовое положение и т. д.) и процессуальные (регламентируют порядок, формы и методы реализации материальных норм). Процессуальные административные нормы, в свою очередь, делятся на административно-юрисдикционные (регламентируют порядок рассмотрения и разрешения различного рода административно-правовых споров) и административно-процедурные (регулируют позитивные стороны повседневной управленческой деятельности).
По уровню обобщенности правила: общие (устанавливают общее правило) и специальные (вводят исключения из общего правила для того, чтобы при наличии дополнительных, названных в гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило). При конкуренции общей и специальной норм действует специальная норма.
По категоричности предписании: императивные (жесткие, не предполагают возможности заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения) и диспозитивные (предоставляют возможность субъектам правоотношения самим определять свои права и обязанности в рамках правовой нормы).
По методу воздействия на поведение субъектов: обязывающие (предписывают в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия), запрещающие (предусматривают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой), управомочивающие (предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий по своему усмотрению), рекомендательные (содержат пожелания и рекомендации наиболее целесообразного и полезного правового поведения) и поощрительные (стимулируют достижение определенных результатов, как правило, превосходящих обычные требования).
По масштабу действия: федеральные, субъектов Федерации, локальные.
По сроку действии: временные и постоянные.
25.Понятие, характеристика обязательных работ как меры административного наказания.
Обязательные работы (Ст. 3.13)-заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.
Обязательные работы могут присудить только официально трудоустроенным гражданам и выполняются в свободное от основных занятий (работы или учебы) время. Устанавливаются на срок от 20 до 200 часов, однако выполняются не более 4 часов в день (2-3 для несовершеннолетних). Отличительные признаки наказания:
-
деятельность должна быть общественно полезной; -
наказание не должно идти в ущерб основной деятельности; -
все работы выполняются безвозмездно, а доход отправляется в гос. бюджет; -
правонарушитель не имеет права выбрать место или вид работ; -
назначаются исключительно как основной вид наказания; -
после назначения нельзя поменять наказание, заплатив штраф и т.; -
работа не требует квалификации, особых умений и знаний.
Виды обязательных работ
Обязательные работы не могут быть престижными. Их основная цель — воспитание нарушителя. Тем более, отрабатывать наказание осужденный должен по месту прописки, а значит его могут увидеть друзья и знакомые, что призвано усилить эффект. Однако, вынося постановление, суд не назначает конкретный вид работ. Поскольку они должны приносить пользу, то право определить обязанности остается за местными властями по согласованию с ССП. Они могут выбрать деятельность (из списка возможных), выполнение которой наиболее необходимо в данный момент. Это может быть:
-
уборка территории, а также придомовых площадей и подъездов; -
озеленение района; -
земляные работы; -
помощь в ремонте помещений (подвалов, чердаков, подсобок); -
ремонт систем канализации и водопровода; -
дорожные работы; -
загрузка и выгрузка; -
любая занятость по благоустройству района.
26.Понятие субъекта административного права. Виды субъектов административного права. Административно-правовой статус человека и гражданина.
Субъект административного права
– это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может обжаловать принятое органом исполнительной власти постановление в суд, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и не обжаловать данного постановления. Напротив, должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, в соответствии с законодательством обязано защищать права и свободы граждан, а в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению.
Виды субъектов. Индивидуальные и коллективные субъекты:
К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства (должностные лица и предприниматели являются специфическими индивидуальными субъектами).
Коллективные субъекты - различного рода объединения граждан. Коллективные субъекты подразделяются на государственные и негосударственные организации.
Государственные организации - это органы исполнительной власти государственного управления, предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.д.).
Негосударственные организации - это общественные объединения (партии, союзы, общественные движения), трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие структуры, частные предприятия и учреждения.
Вышесказанное позволяет выделить разновидности субъектов:
-Граждане.
-Иностранцы.
-Лица без гражданства.
-Президент РФ.
-Президенты субъектов РФ.
-Федеральные органы исполнительной власти.
-Органы исполнительной власти субъектов РФ.
-Федеральные государственные служащие.
-Муниципальные служащие.
-Государственные предприятия, учреждения, организации.
-Негосударственные предприятия, учреждения.
-Органы местного самоуправления.
-Муниципальные предприятия, учреждения.
-Общественные организации, объединения
-Религиозные объединения.
-Совместные и иностранные учреждения, предприятия, организации.
Административно-правовой статус человека и гражданина – это комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у человека т гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами, судами.
Административно-правовой статус человека и гражданина является составной частью общего правового статуса личности и урегулирован нормами конституционного и административного права. Многие права и обязанности человека и гражданина в административно-правовых отношениях производны от их конституционных прав и обязанностей и находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административных правовых актах, в актах органов местного самоуправлениях. Другие права и обязанности не регламентируются конституционными нормами, но соответствуя духу Конституции РФ, общей конституционной концепции положения личности в России, устанавливаются иными правовыми актами.
Административно-правовой статус человека и гражданина, прежде всего, определяется их административной правосубъектностью, которую, в свою очередь образуют административная правоспособность и административная дееспособность.