Файл: Ее нормативноправового регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 324

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Меры административной ответственности.Это закрепленные в КоАП административные наказания (ст. 3.2 КоАП), назначаемые уполномоченными органами или должностными лицами физическим, должностным или юридическим лицам за совершение административных правонарушений.

Полицией применяются наказания в виде предупреждения и административного штрафа.

Сотрудники полиции назначают и исполняют административное наказание в виде предупреждения по многим делам об административных правонарушениях (см., например: ч. 1 ст. 12.2, ч. 1, 2, 3 ст. 12.3 КоАП РФ).

Наиболее часто (по сравнению с предупреждением) сотрудники полиции назначают административное наказание в виде административного штрафа. В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен физическим или юридическим лицом, на которое он наложен, не позднее 60 дней со дня вступления в силу постановления либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки исполнения постановления.

22.Меры административной ответственности (наказания), применяемые должностными лицами органов внутренних дел.

К мерам административной ответственности относятся административные наказания, назначаемые уполномоченными на то органами и должностными лицами, за совершение административных правонарушений физическими или юридическими лицами. К компетенции органов внутренних дел отнесено назначение таких видов административных наказаний, как предупреждение и административный штраф.

Кроме того, органы внутренних дел обеспечивают исполнение административного ареста, лишения права управления транспортным средством (за исключением трактора, самоходной машины и т. п.), а также возмездного изъятия и конфискации оружия и боевых припасов, назначаемых исключительно судьями.

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Она назначается сотрудниками органов внутренних дел (полиции), как правило, к лицам, впервые совершившим правонарушение, если за такое правонарушение санкция статьи предусматривает данную меру наказания. По факту правонарушения должен быть составлен протокол и вынесено постановление о назначении виновному наказания в виде предупреждения, то есть эта мера наказания выносится в письменной форме.



От предупреждения, как административного наказания, нужно отличать устное замечание, которое представляет собой средство убеждения и не является мерой административной ответственности.

Административный штраф является денежным взысканием (ст. 3.5 КоАП РФ), выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц – одного миллиона рублей или может выражаться в величине, кратной:

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году[117].

Нормы административного права предусматривают административный штраф в двух формах:

– с указанием пределов штрафа (относительно определенная санкция);

– с точным указанием размера штрафа (абсолютно определенная санкция).

В относительно определенной санкции размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.


Размер административного штрафа, исчисляемого из стоимости предмета административного правонарушения, а также из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.

Размер административного штрафа, исчисляемого из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Однако не все должностные лица ОВД, имеющие право рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов внутренних дел, вправе назначать административный штраф в максимальном размере, установленном ч. 1 ст. 3.5. КоАП РФ. Так начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов полиции вправе назначать административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа в размере до трехсот рублей (ч. 3 ст. 23.3 КоАП РФ).

В подавляющем большинстве случаев КоАП РФ устанавливает относительно определенные штрафные санкции, что позволяет при назначении наказания учитывать все объективные и субъективные обстоятельства. Поэтому правильное назначение относительно определенных санкций имеет большое воспитательное значение.

В настоящее время органы внутренних дел имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административный штраф в качестве меры административной ответственности по более чем 70-ти составам административных деликтов[118], закрепленных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.


В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

23.Правовые основы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного

Нормативно-правовое регулирование применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия представляет систему правовых актов, основу которой составляют международно-правовые документы в области обеспечения прав и свобод человека, а также в области применения силы и огнестрельного оружия органами правопорядка[1].

Нормы международного права нашли отражение в российском законодательстве, в частности в нормах гл. 5 Федерального закона "О полиции", ст. 43–47 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ΦЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", разд. V Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", п. 21 ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О полиции" сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О полиции" и другими федеральными законами. Это право связано с обязанностью сотрудника полиции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О полиции"). Одним из квалификационных требований к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации является "применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия".