Файл: Ее нормативноправового регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 326

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


20.Меры административного пресечения, применяемые полицией.

Согласно сложившемуся в юридической литературе мнению под мерами административного пресечения следует понимать предусмотренные нормами административного права юридические способы и средства психического или физического воздействия, применяемые для прекращения объективно противоправных уголовно или административно наказуемых деяний на месте и во время их совершения, путем прямого вмешательства в действия (деятельность) нарушителя.

Меры административного пресечения, применяемые сотрудниками органов внутренних дел (полицией), характеризуются тем, что их реализация вызывается реально возникшей противоправной ситуацией и имеет смысл лишь тогда, когда нарушение правопорядка либо условий общественной безопасности еще не прекращено. Основная цель применения этого вида административно-правовых мер принуждениясостоит в прекращении и устранении противоправной ситуации.

Посредством психологического или физического воздействия правонарушитель лишается фактической возможности продолжать неправомерные действия. Содержание Федерального закона «О полиции» позволяет рассматривать меры административного пресечения, применяемые в рамках общих полномочий сотрудников полиции (глава3), и меры административного пресечения, применяемые на основании специальных полномочий (глава4).

К мерам административного пресечения, применяемым в рамках общих полномочий сотрудников полиции, относятся:

  • ·требование от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов;

  • ·внесение в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности;

  • ·доставление в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в иное служебное помещение граждан:


-в целях решения вопроса об их задержании, установления личности, если имеются основания полагать, что они находится в розыске;

-находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке;

-несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных, нуждающихся в социальной реабилитации;

  • ·временное ограничение или запрет дорожного движения на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии;

  • ·ограничение или запрет проведения на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

  • ·запрещение эксплуатации автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, непрошедших государственного технического осмотра;

К мерам административного пресечения, применяемым на основании специальных полномочий, относятся:

  • ·задержание;

  • ·вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории;

 ·оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов.

Задержание. До судебного решения в случаях, установленных Федеральным законом «О полиции», УПК РФ, КоАП РФ и другими федеральными законами, сотрудники полиции имеют право задерживать определенные категории лиц на срок не более 48 часов. Целями применения этого вида правового принуждения являются прекращение и устранение противоправной ситуации с участием лиц:

1) подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;

2) уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;



3) находящихся в розыске;

4) в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях;

5) уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;

6) допустивших нарушение правил комендантского часа;

7) незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты и др.

Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории. Вхождение есть основная, традиционная форма проникновения. Под вхождением понимаетсяпринятый в обществе, естественный, не скрываемый от лиц, проживающих в жилом помещении, собственников (их представителей) иных помещений способ прибытия сотрудника полиции в указанные помещения -через двери, ворота, въезды, калитки и другие места, предназначенные для входа, выхода, эвакуации жильцов, персонала, посетителей, а также въезда и выезда транспортных средств.

Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки допускается с целью:

1) спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения без-опасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) пресечения преступления;

4) установления обстоятельств несчастного случая.

При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению и осмотру находящихся там объектов и транспортных средств. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения, информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане. В случае вхождения со-рудника полиции в жилое помещение помимо воли проживающих там граждан в течение24 часов письменно уведомляется прокурор.


Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов. Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности с целью:

1) ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций;

2) проведения мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

3)розыска лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

4) преследования лиц, подозреваемых в совершении преступления;

5) проведения контртеррористической операции, проверки сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.

21.Понятие и классификация мер административно-процессуального обеспечения, применяемых полицией.

Меры административно-процессуального обеспечения это вид мер административного принуждения, применяемых для достижения целей административного процесса.

В зависимости от характера правоограничениймогут применяться меры, содержащие ограничения личных неимущественных прав, ограничения имущественных прав, ограничения организационного характера.

По характеру функцийданные меры делятся на: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; меры, направленные на исполнение административных наказаний.

Наиболее распространенныемеры административно-процессуального обеспечения: доставление нарушителя, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, привод лица, привлекаемого к ответственности, другие меры.

Меры административно-процессуального обеспечения.
Применяются полицией в целях обнаружения правонарушений, установления личности нарушителей, обнаружения доказательств и создания иных условий для объективного, всестороннего и полного рассмотрения дел о правонарушениях, а также исполнения вынесенного по делу решения.

Достижение этих целей административно-процессуального принуждения осуществляется посредством реализации мер процессуального обеспечения различных функций. С учетом характера этих функций меры административно-процессуального обеспечения могут быть сведены в три основные группы:

  • (1) меры, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу;

  • (2) меры, направленные на получение доказательств;

  • (3) меры, обеспечивающие исполнение вынесенного по делу решения (постановления).

  • 1. Меры, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении:

    • (1) доставление (ст. 27.2 КоАП РФ);

    • (2) административное задержание (ст. 27.3—27.5 КоАП РФ);

    • (3) привод (ст. 27.15 КоАП РФ).

  • 2. К числу мер, направленных на получение доказательств по делу об административном правонарушении, относятся:

    • (1) личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ);

    • (2) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ);

    • (3) досмотр транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ);

    • (4) изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ);

    • (5) направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ);

(6) арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ).

При применении подавляющего большинства перечисленных мер обязательно присутствие двух понятых.

  • 3. К принудительным мерам, обеспечивающим исполнение вынесенного по делу решения, применяемым полицией в рамках производства по делу об административном правонарушении, относятся следующие установленные главой 32 КоАП РФ меры, обеспечивающие исполнение отдельных видов административных наказаний:

    • (1) исполнение постановления в виде предупреждения (ст. 32.1 КоАП);

    • (2) исполнение постановления судьи о конфискации оружия и боевых припасов (ч. 1 ст. 32.4 КоАП РФ);

    • (3) исполнение постановления судьи о лишении права управления транспортным средством (ч. 1 ст. 32.5 КоАП РФ);

    • (4) исполнение постановления судьи о лишении права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему (ч. 6 ст. 32.5);

    • (5) исполнение постановления судьи об административном аресте (ч. 1—4 ст. 32.8 КоАП РФ).