Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 469
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и средних производителей потребительских товаров, прежде всего продуктов питания, и сельскохозяйственных производителей.
Наличие достаточно большого количества малых торговых предприятий и их предпринимательские инициативы серьезно стимулируют развитие внутреннего производства, что является особенно важным в свете выполнения задач по импортозамещению на потребительском рынке России.
Многоформатность торговой инфраструктуры отвечает интересам потребителей, повышает уровень комфорта потребительской среды. Как правило, именно за счет малых форматов торговли потребитель получает возможность регулярно приобретать свежие продукты питания, а не ограничиваться закупкой продуктов с длительными сроками хранения.
Для развития малых торговых форматов требуется минимум инвестиций и иных стартовых затрат, что крайне важно для начала ведения бизнеса хозяйствующими субъектами в текущей экономической ситуации.
В 2018 г. к малым и микропредприятиям относилось 76% всех организаций, работающих в розничной торговле. Предприятия оптовой и розничной торговли в 2018 г. составляли 35% всех малых и микропредприятий страны и формировали 59% оборота таких предприятий. В торговой отрасли работает 46% всех индивидуальных предпринимателей России.
В последние годы в ряде регионов наблюдается негативная тенденция по сокращению количества субъектов малого торгового бизнеса. Число малых предприятий (без микропредприятий) в розничной торговле за период с 2013 г. по 2018 г. сократилось на четверть. Число микропредприятий розничной торговли за последние три года сократилось на 13%.
Речь идет о сокращении числа нестационарных торговых объектов
при недостаточной обеспеченности торговыми площадями местного уровня на многих территориях Российской Федерации, а также о весьма распространенном в последние годы недружественном отношении региональных и местных властей к малому бизнесу в торговой сфере.
Отсутствие прозрачности и общих принципов, рамочный и фрагментарный характер регулирования сегмента нестационарной торговли на федеральном уровне приводят к субъективизму в управлении данной сферой в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
О негативной тенденции «вымывания» малого торгового бизнеса свидетельствует также заметное сокращение численности индивидуальных предпринимателей и числа торговых мест на рынках.
По данным Росстата, количество фактически действующих индивидуальных предпринимателей в сфере розничной торговли, уменьшилось в 2018 г. по сравнению с 2013 г. на 13%.
Количество торговых мест на рынках, предназначенных для реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия, сократилось в 2019 г. по сравнению с 2010 г. в три раза.
Обеспеченность населения торговыми местами на рынках, предназначенными для реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в 2019 г. составляет всего лишь 0,6 торговых места на 1000 человек.
Между тем, розничные рынки занимают особое место в системе торгового обслуживания населения. На рынки приходятся значительные объемы реализации свежих скоропортящихся пищевых продуктов, уровень потребления
которых населением России заметно отстает от рекомендуемых рациональных норм, отвечающих современным требованиям здорового питания. Спрос населения на этот вид торговли не уменьшается.
В последние годы возросло значение такого важного формата торговли, как ярмарки, организации которых уделяется большое внимание в регионах. Тем не менее, число торговых мест на ярмарках практически не растет: обеспеченность населения торговыми местами на ярмарках в 2018 г. по сравнению с 2013 г. сократилась на 8% [13].
Рынки и ярмарки являются основным, а, во многих случаях, единственным каналом для сбыта продукции гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Товарные группы, реализуемые на рынках и ярмарках, не находят других каналов продвижения. Рынки являются также масштабной сферой обеспечения занятости населения.
Сохранение рыночной торговли имеет существенное значение и с точки зрения обеспечения экономической доступности продовольственных товаров для населения.
О недостаточно благоприятной ситуации в отрасли с точки зрения комфортности для потребителей и соответствия интересам торгового бизнеса свидетельствуют результаты обследований предприятий розничной торговли, проводимых Росстатом.
Индекс предпринимательской уверенности в торговле в I квартале 2019 г. сократился более чем в 3 раза по сравнению с I кварталом 2013 г.: с 6,48 до 1,99. Если в 2013 г. экономическую ситуацию в розничной торговле оценивали как благоприятную порядка 16% опрошенных предпринимателей в сфере розничной торговли,
то в 2019 г. – только 12%.
Анализ состояния и развития торговой отрасли в Российской Федерации позволяет выделить следующие основные проблемы в сфере торговой деятельности, на решение которых должна быть, в первую очередь, направлена Стратегия в краткосрочном и среднесрочном периодах:
5. недостаточная эффективность и чрезмерность государственного регулирования торговой отрасли:
6. Проблема непривлекательности отдаленных территорий и территорий с низкой плотностью населения, низким покупательским спросом для ведения торгового бизнеса.
Наличие достаточно большого количества малых торговых предприятий и их предпринимательские инициативы серьезно стимулируют развитие внутреннего производства, что является особенно важным в свете выполнения задач по импортозамещению на потребительском рынке России.
Многоформатность торговой инфраструктуры отвечает интересам потребителей, повышает уровень комфорта потребительской среды. Как правило, именно за счет малых форматов торговли потребитель получает возможность регулярно приобретать свежие продукты питания, а не ограничиваться закупкой продуктов с длительными сроками хранения.
Для развития малых торговых форматов требуется минимум инвестиций и иных стартовых затрат, что крайне важно для начала ведения бизнеса хозяйствующими субъектами в текущей экономической ситуации.
В 2018 г. к малым и микропредприятиям относилось 76% всех организаций, работающих в розничной торговле. Предприятия оптовой и розничной торговли в 2018 г. составляли 35% всех малых и микропредприятий страны и формировали 59% оборота таких предприятий. В торговой отрасли работает 46% всех индивидуальных предпринимателей России.
В последние годы в ряде регионов наблюдается негативная тенденция по сокращению количества субъектов малого торгового бизнеса. Число малых предприятий (без микропредприятий) в розничной торговле за период с 2013 г. по 2018 г. сократилось на четверть. Число микропредприятий розничной торговли за последние три года сократилось на 13%.
Речь идет о сокращении числа нестационарных торговых объектов
при недостаточной обеспеченности торговыми площадями местного уровня на многих территориях Российской Федерации, а также о весьма распространенном в последние годы недружественном отношении региональных и местных властей к малому бизнесу в торговой сфере.
Отсутствие прозрачности и общих принципов, рамочный и фрагментарный характер регулирования сегмента нестационарной торговли на федеральном уровне приводят к субъективизму в управлении данной сферой в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
О негативной тенденции «вымывания» малого торгового бизнеса свидетельствует также заметное сокращение численности индивидуальных предпринимателей и числа торговых мест на рынках.
По данным Росстата, количество фактически действующих индивидуальных предпринимателей в сфере розничной торговли, уменьшилось в 2018 г. по сравнению с 2013 г. на 13%.
Количество торговых мест на рынках, предназначенных для реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия, сократилось в 2019 г. по сравнению с 2010 г. в три раза.
Обеспеченность населения торговыми местами на рынках, предназначенными для реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в 2019 г. составляет всего лишь 0,6 торговых места на 1000 человек.
Между тем, розничные рынки занимают особое место в системе торгового обслуживания населения. На рынки приходятся значительные объемы реализации свежих скоропортящихся пищевых продуктов, уровень потребления
которых населением России заметно отстает от рекомендуемых рациональных норм, отвечающих современным требованиям здорового питания. Спрос населения на этот вид торговли не уменьшается.
В последние годы возросло значение такого важного формата торговли, как ярмарки, организации которых уделяется большое внимание в регионах. Тем не менее, число торговых мест на ярмарках практически не растет: обеспеченность населения торговыми местами на ярмарках в 2018 г. по сравнению с 2013 г. сократилась на 8% [13].
Рынки и ярмарки являются основным, а, во многих случаях, единственным каналом для сбыта продукции гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Товарные группы, реализуемые на рынках и ярмарках, не находят других каналов продвижения. Рынки являются также масштабной сферой обеспечения занятости населения.
Сохранение рыночной торговли имеет существенное значение и с точки зрения обеспечения экономической доступности продовольственных товаров для населения.
О недостаточно благоприятной ситуации в отрасли с точки зрения комфортности для потребителей и соответствия интересам торгового бизнеса свидетельствуют результаты обследований предприятий розничной торговли, проводимых Росстатом.
Индекс предпринимательской уверенности в торговле в I квартале 2019 г. сократился более чем в 3 раза по сравнению с I кварталом 2013 г.: с 6,48 до 1,99. Если в 2013 г. экономическую ситуацию в розничной торговле оценивали как благоприятную порядка 16% опрошенных предпринимателей в сфере розничной торговли,
то в 2019 г. – только 12%.
Анализ состояния и развития торговой отрасли в Российской Федерации позволяет выделить следующие основные проблемы в сфере торговой деятельности, на решение которых должна быть, в первую очередь, направлена Стратегия в краткосрочном и среднесрочном периодах:
-
проблемы обеспечения устойчивого развития отрасли в условиях стагнации реальных доходов населения и сжатия потребительского спроса; -
недостаточный уровень развития инфраструктуры розничной торговли:
-
низкая по сравнению с уровнем развитых стран мира обеспеченность населения торговыми объектами и торговыми площадями; -
недостаточное развитие торговых объектов местного значения (магазинов «шаговой доступности», нестационарных и мобильных торговых объектов); недостаточное развитие рынков и ярмарок;
-
недостаточный уровень развития инфраструктуры оптовой продовольственной торговли:
-
низкий уровень организации логистики; -
недостаток современных оптовых продовольственных рынков, распределительных центров и иных объектов оптовой дистрибуции;
-
проблемы развития малого бизнеса в торговле:
-
наличие административных барьеров в организации и ведении малого торгового бизнеса, прежде всего в части открытия и функционирования нестационарных и мобильных торговых объектов, а также организации ярмарок; -
высокая налоговая нагрузка, значительные издержки малых торговых организаций, связанные с администрированием их деятельности и проведением проверок; -
высокая стоимость аренды и покупки объектов недвижимости, участков земли; -
дефицит финансовых ресурсов, высокая стоимость их заимствования; -
проблемы подключения к инженерным коммуникациям, высокая стоимость подведения коммуникаций;
5. недостаточная эффективность и чрезмерность государственного регулирования торговой отрасли:
-
отсутствие системности в действующей нормативной правовой базе, регулирующей отношения в сфере торговли; -
избыточность правового регулирования отдельных аспектов торговой деятельности; -
недостатки в организации и осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора) в сфере торговли; -
злоупотребление местными властями своими полномочиями;
6. Проблема непривлекательности отдаленных территорий и территорий с низкой плотностью населения, низким покупательским спросом для ведения торгового бизнеса.