Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 465
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2 Перспективы развития торговой отрасли в РФ
Если говорить о перспективах развития торговой отрасли в РФ, следует обратить внимание на меры и степень и меры государственного участия в данной сфере. Так, Минпромторг России разработал проект стратегии развития торговли на 2019–2025 годы [7].
Целью Стратегии является формирование комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности (как производителей товаров, так и субъектов торговой деятельности) через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности. Иными словами – построение системы, при которой одновременно обеспечивается удовлетворенность трех участников отношений в сфере торговли, а именно:
-
потребителя. Любой потребитель сообразно своему вкусу, желаниям и достатку должен иметь возможность в пределах места жительства и работы приобретать товары, в том числе отечественного и местного производства по справедливой цене, на приемлемых и комфортных условиях, с возможностью выбора разных торговых форматов и хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю, то есть на конкурентных условиях; -
производителя любого объема качественной и востребованной продукции. Любой производитель должен иметь возможность удобно, предсказуемо, выгодно и гарантированно сбывать свой товар через адекватный этому производству торговый формат или торговые форматы; -
субъекта торговли – предпринимателя. Субъект торговли профессионально выполняет функцию по соединению интересов потребителей и производителей и транслирует производителю запросы и предпочтения потребителей. Для производителя субъект торговли выступает как безусловный представитель потребителя. Поэтому субъект торговли должен иметь возможность беспрепятственно легально осуществлять торговую деятельность, комфортно открывать, вести и расширять свой торговый бизнес.
В городе потребитель везде, в пределах шаговой доступности, должен иметь возможность исходя из своих доходов купить еду, одежду, товары первой необходимости для дома, а также приобрести готовую еду или поесть в объектах общественного питания - как в формате быстрого питания, в том числе уличного, так и в формате кафе и ресторана. К такому же уровню доступности должны относиться розничные рынки, ярмарки и иные малые форматы торговли.
Помимо этого, потребитель должен иметь в месте своего жительства, в пределах комфортной транспортной доступности, услуги, предоставляемые современными торговыми центрами, гипер- и супермаркетами, крупными специализированными магазинами строительных материалов и товаров для дома, дачи, сада, иных специализированных магазинов.
Наконец, должна быть максимальная представленность в торговле брендов как товаров, так и торговых операторов. По-настоящему комфортная потребительская среда подразумевает, что потребитель имеет реальную возможность приобрести любые товары, которые предлагает современный мировой рынок потребительских товаров и услуг, в том числе одежду, обувь и иные товары зарубежных брендов (торговых марок).
Необходимо отметить, что транснациональные и международные торговые операторы задают повышенную планку качества работы с потребителем, поставщиками и производителями, на которую ориентируется и местная торговля. В этой связи их широкая представленность существенно улучшает потребительскую среду на соответствующей территории.
Наконец, важным фактором комфортной потребительской среды является не
только разнообразие, но и стабильность для потребителя, то есть возможность осуществлять покупки в привычных местах. Покупать в одних и тех же местах – магазинах, киосках, павильонах, ярмарках, рынках, привыкать к этому – необходимый элемент комфорта потребителей. Поэтому любая смена привычной для потребителя обстановки – прежде всего закрытие торговых объектов – является нарушением его комфорта.
Именно такая модель является по-настоящему комфортной потребительской средой, обеспечение которой является задачей органов власти всех уровней.
Основными задачами Стратегии прежде всего являются:
-
развитие многоформатной торговли (торговые сети, малые форматы торговли, интернет-торговля и другие форматы); -
развитие оптового продовольственного звена; -
развитие стрит-ритейла в городах; -
развитие саморегулирования в торговле, самоорганизации и кооперации; -
дерегулирование в сфере торговли; -
улучшение имиджа торговой отрасли.
Под развитием торговой отрасли в Стратегии понимается создание равных возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и ведения бизнеса субъектами торговой деятельности любых размеров (малых, средних, крупных) вне зависимости от выбранного хозяйствующим субъектом торгового формата, при стабильных условиях ведения бизнеса, всесторонней гарантии прав и минимизации административного воздействия.
Все форматы торговли, независимо от размера, признаются цивилизованными и имеют право на беспрепятственное развитие в рамках своей самобытности и уникальности, а также на естественную эволюцию
без вмешательства государства вследствие роста предпринимательской активности, изменений предпочтений потребителей и стремления граждан к комфортной среде обитания.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, курирующие вопросы торговой деятельности, не должны препятствовать развитию отдельных форматов торговли (и/или отдельных товарных специализаций), в том числе устанавливать предельную численность торговых объектов или иным образом определять достаточность их количества в конкретных местах. Указанную функцию должен выполнять рынок, то есть хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, которые предполагают развивать бизнес на конкретной территории.
Если предприниматель готов открывать магазин или иную торговую точку в данном месте и нести связанные с этим предпринимательские риски, это означает востребованность предлагаемых предпринимателем товаров и услуг у потребителей, даже если в данном месте уже существуют другие торговые объекты аналогичных товарных специализаций других хозяйствующих субъектов.
Государство заинтересовано в увеличении количества торговых объектов разных хозяйствующих субъектов, так как это увеличивает конкуренцию, создает более комфортную среду для потребителей и расширяет каналы сбыта для отечественных товаропроизводителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны лишь установить прозрачные и стабильные правила и условия для осуществления предпринимательской деятельности в сфере торговли и содействовать соблюдению хозяйствующими субъектами установленных правил.
Другими словами, сбалансированность различных форматов торговли, их доля в общем объеме оборота розничной торговли должны выстраиваться рынком, то есть его участниками, а, в конечном счете – потребителями.
Основой определения целевых индикаторов настоящей Стратегии являются критерии комфортной потребительской среды и эффективной инфраструктуры торговли, а также уровня предпринимательской активности, к которым относятся:
-
количество торговых объектов всех форматов торговли, включая торговые места на рынках и ярмарках; -
обеспеченность розничной торговлей (количество торговых площадей, дифференцированных по различным форматам, на 1000 человек населения). Данный критерий отображает ключевой показатель социально-экономического благополучия населения – возможность удовлетворения им основных жизненных потребностей (бытовых, социальных, культурных, иных) на конкурентных условиях (с возможностью выбора получения аналогичных услуг торговли у разных хозяйствующих субъектов) и с надлежащим комфортом. Доступность товаров для граждан измеряется в двух параметрах:
- физическом, отражающим возможность приобретения товаров в необходимых для комфортной жизни объёме и ассортименте, которые определяются фактическим наличием таких товаров на территории проживания на конкурентных условиях (физическая доступность);
- экономическом, отражающим возможность приобретения товаров по сложившимся ценам в необходимых для комфортной жизни объеме и ассортименте в соответствии с реальным доходом каждого человека (экономическая