Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 475
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так, магазин-склад формата Cash & Carry ориентирован на продажу товаров универсального ассортимента в пределах 10 000 позиций по более низким ценам в порядке мелкого опта индивидуальным предпринимателям, владельцам кафе, ресторанов, магазинов с целью последующей перепродажи; здесь предполагается самообслуживание, оплата на кассе и самовывоз приобретенных товаров. Площадь торгового зала – от 7000 м2.
Дисконт-центры ориентированы на реализацию непродовольственных товаров, как правило, одной товарной группы или её части по ценам ниже розничных (например, дисконт-центры по продаже спортивных товаров Adidas). Их целесообразно отнести к специализированным предприятиям розничной торговли с низкой ценовой политикой.
В стандарте не выделены многие современные форматы магазинов, например, магазины шаговой доступности или так называемые «соседские магазины», драгсторы, магазины «мастера категорий» и другие. Опыт развития торговой отрасли показывает, что базовыми, или основными, торговыми форматами являются следующие: гипермаркет, супермаркет, дискаунтер, магазин шаговой доступности (магазин по соседству), формат Cash & Carry.
По нашему мнению, особое внимание следует уделить конкретизации и расширению параметров торговых объектов, переходу от традиционной типизации магазинов к расширительному понятию «формат торговли». Это необходимо в условиях глобализации и интеграции торгового капитала. Актуальность приобретают параметры структурирования объектов торговли в рамках существующих форматов.
Таким образом, российский и зарубежный опыт развития торговли свидетельствует о наличии целой совокупности параметров, характеризующих торговые форматы. Это обусловливает необходимость адаптации основных параметров к уровню отраслевого стандарта, что предполагает дополнительное исследование.
2 современное состояние торговли в России и перспективы ее развития
2.1 Анализ состояния и развития торговой отрасли в РФ
Торговля занимает одну из лидирующих позиций по вкладу в производство валового внутреннего продукта Российской Федерации: в 2018 г. доля отрасли составила 14,3% (для сравнения: доля обрабатывающих производств – 13,7%; добычи полезных ископаемых – 12,9%) [13].
Доля торговли в налоговых платежах, поступающих в консолидированный бюджет Российской Федерации, составляет более 11%.
В торговле работает порядка 18% всего занятого населения России.
Состояние отрасли торговли как активного посредника между сферой производства и сферой конечного потребления определяется общим состоянием экономики страны, в значительной мере обусловленным текущей мировой ситуацией, изменившимися экспортно-импортными потоками, динамикой курса национальной валюты и т.п.
Оборот розничной торговли после снижения в реальном выражении в 2015- 2016 гг. возобновил рост в 2017-2018 гг. с индексами физического объема 101,3% и 102,8%, соответственно.
Одновременно с ростом товарооборота изменялась его структура: доля непродовольственных товаров в общем объеме розничных продаж, сократившаяся в 2015-2016 гг. на 2 пп., в 2017 г. начала расти и составила в 2017-2018 гг. 52%.
Положительная динамика оборота розничной торговли была обусловлена в большей степени динамикой продаж непродовольственных товаров, рост оборота которых в 2018 г. составил 3,5% по сравнению с 2017 г. При этом физические объемы реализации пищевых продуктов, включая
напитки и табачные изделия, выросли в 2018 г. только на 2,1%.
Рост потребительского спроса на непродовольственные товары происходит, в том числе, за счет приобретения населением товаров длительного пользования (легковые автомобили, бытовая техника и др.).
Фактором, способствующим росту потребительского спроса, является кредитование населения. Кредиты населению в 2018 г. продолжали расти опережающими темпами. Рост розничного кредитного портфеля (за исключением ипотеки) ускорился почти вдвое – с 11,1 % в 2017 г. до 21,6% - в 2018 г. В абсолютном выражении рост показателя составил 1,5 трлн руб.
В 2018 г. задолженность по розничным кредитам составила 14,9 трлн руб. Примерно 60% российских заемщиков испытывают трудности с погашением взятых кредитов.
Дальнейший рост потребительского кредитования будет носить ограниченный характер в связи с закредитованностью населения и вводом Центральным банком Российской Федерации ряда мер, ограничивающих выдачу потребительских кредитов (учет при кредитовании населения показателя долговой нагрузки и другие).
В 2018 г. оборот розничной торговли на 94,4% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка; доля розничных рынков и ярмарок составила 5,6% (в 2016 г. - 92,9% и 7,1%, соответственно).
Доля рынков в обороте розничной торговли снизилась за последние 10 лет более чем в 2 раза.
Доля розничных торговых сетей в формировании
оборота розничной торговли Российской Федерации в 2018 г. составила, по данным Росстата, 32,6%, а в сегменте торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия - 38,6%. По сравнению с 2012 г. эта доля выросла в 1,6 раза.
Доля продаж через интернет в общем объеме оборота розничной торговли Российской Федерации в 2018 г., по данным Росстата, составила 1,7% (в 2014 г. – 0,7%).
По экспертным оценкам, этот показатель находится на уровне 3-4%, что заметно меньше, чем в некоторых странах мира, где электронная торговля наиболее популярна и востребована. Например, в таких, как Великобритания, Германия, Китай, Финляндия, США, где доля электронной торговли сектора B2C в общем объеме оборота розничной торговли значительна и составляет от 10% до 20%.
По данным Росстата, обеспеченность населения Российской Федерации площадями стационарных торговых объектов и павильонов составляет 835 кв.м на 1000 человек. Обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов составила к концу 2018 г. 235,1 кв.м на 1000 человек, что больше уровня 2011 г. в 1,8 раза [13].
По уровню развития торговой инфраструктуры Россия отстает от развитых стран мира: обеспеченность населения площадями стационарной розничной торговли примерно вдвое уступает обеспеченности населения в ведущих странах Европы (Германии, Франции, Швеции). Сравнение обеспеченности населения Москвы с крупными городами Европы и США также демонстрирует разницу не в пользу России.
При недостаточной обеспеченности населения торговыми площадями развитие инфраструктуры отрасли идет снижающимися темпами. Об этом свидетельствует динамика физического объема инвестиций в основной капитал по
полному кругу организаций розничной торговли. В 2014-2017 гг. объем инвестирования в розничную торговлю (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) сократился на 16%, что сопоставимо с аналогичными явлениями в кризисные 2008-2009 гг. В 2018 г. отмечен некоторый рост инвестиций в отрасль (на 0,6% по сравнению с 2017 г.).
В современных условиях развитие торговой инфраструктуры является важным инструментом влияния на экономику региона, находящимся в распоряжении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Развитая инфраструктура торговли позволяет через механизм конкуренции сдерживать рост потребительских цен, стимулировать потребительский спрос (в том числе, увеличивать потребление свежих продуктов питания) и, как следствие, положительно влиять на уровень благосостояния населения.
Однако механизм конкуренции работает в случае развития всех форматов торговли, а не только и не столько крупных форматов, которые в силу особенностей организации логистики могут сотрудничать преимущественно с крупными производителями продуктов питания.
Высокая доля торговых сетей в продовольственной торговле на территории некоторых муниципальных образований (до 50% и более) наряду с недостаточным развитием рынков, ярмарок, нестационарной торговли и других форматов, не относящихся к среднему и крупному бизнесу, ухудшает конкурентную среду в розничной торговле.
Малый торговый бизнес играет важную роль как в экономике отрасли, так и в экономике страны в целом. Малые торговые предприятия выполняют важную экономическую и социальную функцию, являясь каналом сбыта продукции мелких