Файл: Теоретические основы управленческого учета затрат по видам деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Cопф - стоимость ОПФ;
Подставляя вместо отношений их значения, получим:
С = з * H * Фо * Фв * ФОТ * dппп / зпср,
где dппп - доля промышленно-производственного персонала;
Фо - фондоотдача;
Фв - фондовооруженность;
ФОТ - фонд оплата труда;
зпср - средняя зарплата по Тюменскому УМН.
Проанализировав структуры тарифной выручки, прибыли и себестоимости, в нее включаемых, можно отметить, что имеется возможность для регулирующего воздействия на уровень тарифа через его структурные компоненты. В работе предложены направления действий по оптимизации тарифа, которые позволят способствовать приведению его в соответствие с динамикой развития экономической ситуации в отрасли.
С точки зрения затрат предусматривается снижение потребляемой электроэнергии и экономия средств на оплате труда путем приведения производительности труда в соответствие с уровнем предшествующего периода.
Реализация рекомендуемых мероприятий в расчете прибыльной части должна состоять в отказе от планируемого уровня ожидаемой прибыли и перехода к ее нормированию на уровне 40 % от создаваемой предприятием себестоимости. Внедрение более масштабных и действенных мероприятий по различным направлениям хоть и может дать больший эффект, но в будущем, тогда как сейчас оно окажется сопряжено со значительными расходами и вложениями (к примеру - замена оборудования).
Затраты, включаемые в себестоимость, составляют 44,6%, причем 86,5% из них составляют эксплуатационные затраты, 5,1% - налоги в составе себестоимости и оставшиеся 8,4% - отчисления в фонды. Чистая прибыль составляет 31,3% от тарифной выручки, налог на прибыль - 16,8% и налоги, относимые на финансовый результат - 7,3%.
Нефтетранспортный тариф используется по следующим направлениям: на оплату налогов и сборов (включая сбор за перекачку нефти) 29,5%; на обеспечение надежности и безопасности нефтепроводного транспорта 39,1%; эксплуатационные расходы 20,5%; расходы на оплату труда 6,8%; содержание социальной сферы 4,1%.
Затраты на управление оцениваются в 2,3% от суммы прямых затрат (или менее 1,5% от тарифа), 1,5% себестоимости направляется на научно-исследовательские и конструкторские работы. Плата за использование земель пока несущественна. Все виды страхования занимают 2% тарифной выручки. Расходы на страхование поделены приблизительно в равных долях между себестоимостью и прибылью.
Прямые затраты в тарифной выручке занимают около 62%, прибыль 22%, налоги на прибыль и учитываемые в себестоимости, включая сбор за перекачку нефти, 22,5%. Прибыль в тарифной выручке равна сумме чистой прибыли и налогов. На капитальные вложения в целом по системе расходуется около 25% тарифной выручки, в том числе 70% прибыли. В расчет средств на развитие не включают инвестиции на строительство новых трубопроводов.
Затраты по содержанию, эксплуатации и ремонту основных производственных фондов (ОПФ) занимают большой удельный вес в себестоимости транспорта нефти.
Удельный вес анализируемых затрат в общих затратах на транспорт нефти вырос 32,54% (2021 г.) до 54,64% (2022 г.), т.е. более чем на 22%. При этом отмечается рост затрат по всем статьям, кроме статьи “Энергия покупная”. Снижение удельного веса затрат по этой статье объясняется тем, что эти затраты зависят от объемов перекачки нефти, а, как уже отмечалось выше, объем перекачки нефти за анализируемый период снизился на 26,1%.
Важным элементом эксплуатационных затрат являются амортизационные отчисления амортизационные отчисления. Доля этих затрат возросла в связи с переоценкой основных фондов, вводом новых мощностей после реконструкции и технического перевооружения. Удельный вес статьи “Амортизация” в общей структуре затрат увеличился более чем на 13%. Затраты на материалы складываются в основном из расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом ОПФ. Доля их в общей структуре не превышает 2%.За анализируемый период в структуре себестоимости существенно возросла доля затрат по статье “Ремонтный фонд”: с 3,97 в 2021 г. до 16,6% в 2022 г., т.е. почти на 13%.
Увеличение затрат по данной статье вызвано рядом объективных причин, основными их которых являются: наращивание объемов капитального ремонта линейной части магистральных нефтепроводов с заменой изоляции и труб в условиях резкого повышения цен на строительно-монтажные работы.
Удельные затраты на диагностику в общей структуре затрат на транспорт нефти составляют менее одного процента. Несмотря на это, работы по диагностике позволяют выявить опасные дефекты, своевременная ликвидация которых повышает техническую и экологическую безопасность объектов магистрального транспорта; перейти от сплошного к выборочному ремонту, что обеспечивает значительную экономию материальных и трудовых ресурсов.
Проектом ОАО «Сибнефтепровод» предусмотрено строительство единой нефтепроводной системы по маршруту Тайшет - Сковородино - побережье Тихого океана. Пропускная способность нефтепровода составит 80 млн. т нефти в год.
На долю компании приходится более 93% объемов транспортировки добываемой в России нефти. Монопольное положение в этом секторе закреплено за компанией на законодательном уровне.
За первый квартал текущего года выручка компании увеличилась на 32,7%, до 34 млрд. руб. Рост выручки был обеспечен в первую очередь увеличением объемов прокачки нефти на 23%. Значительное влияние на увеличение выручки оказал рост тарифов на 22,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Себестоимость по сравнению с выручкой росла медленнее (увеличение этого показателя составило 28,2% против 32,7% по выручке). Это позволило компании более высокими темпами нарастить чистую прибыль. Кроме того, доля налога на прибыль в финансовых поступлениях компании снизилась с 25% до 23%. В целом чистая прибыль выросла на 44%, до 11,5 млрд. руб.
2.2 Формирование управленческой информации на основе данных учета затрат по видам деятельности
В основе всей системы организации управленческого учета затрат в ОАО «Сибнефтепровод» лежит информация о затратах. Существующие технологические и организационные особенности добычи нефти газа значительно влияют на структуры издержек производства и ее формирование, к примеру, в себестоимости продукции отсутствуют сырьевые издержки производства.
Учет и калькулирование себестоимости добычи нефти в ОАО «Сибнефтепровод» осуществляется в разрезе следующих статей:
1) расходы на энергию, затраченную на извлечение нефти;
2) расходы по искусственному воздействию на пласт;
3) основная заработная плата производственных рабочих;
4) дополнительная заработная плата производственных рабочих;
5) отчисления на социальные нужды;
6) амортизация скважин;
7) расходы по сбору и транспортировки нефти;
8) расходы по технологической подготовке нефти;
9) расходы на подготовку и освоение производства;
10) расходы на содержание и эксплуатацию скважин и оборудования;
11) цеховые расходы;
12) налог на добычу;
13) прочие производственные расходы;
14) коммерческие расходы.
Производственную себестоимость нефти составляют статьи с 1 по 13, а
при добавлении к ним коммерческих расходов организация получает сумму полной себестоимости добытой нефти.
Таблица 2.1 - Схема распределения затрат на себестоимость добычи нефти и газа в ОАО «Сибнефтепровод»
Статьи затрат | Распределяются на себестоимость | Принцип распределения |
Расходы на энергию по извлечению нефти | Нефти | Прямым способом |
Расходы по искусственному воздействию на пласт | Нефти | Прямым способом |
Расходы на оплату труда производственных рабочих | Нефти и природного газа | Пропорционально валовой добыче |
Отчисления в социальные фонды | Нефти и природного газа | Пропорционально расходам на оплату труда |
Амортизация скважин: - нефтяных, оценочных, наблюдательных и контрольных скважин на нефтяных площадках; | Нефти и попутного газа | Пропорционально валовой добыче |
- газовых, оценочных, наблюдательных и контрольных скважин на газовой площади. | Природного газа | |
Расходы по сбору и транспортировке: | | Пропорциональной валовой добыче |
- нефти; | Нефти | |
- газа. | Газа | |
Расходы на технологическую подготовку нефти | Нефти | Прямым способом |
Расходы на подготовку и освоение производства | Нефти и попутного газа | Пропорционально валовой добыче |
Расходы на содержание и эксплуатацию скважин, кроме: | Нефти и природного газа | Пропорционально валовой добыче |
- затрат прокатно-ремонтного цеха электропогружных установок и подземного ремонта скважин | Нефти и попутного газа | Пропорционально добыче |
Налог на добычу | Нефти и природного газа | По нормам к объему нефти и газа |
Цеховые расходы | Нефти и природного газа | Пропорционально расходам на оплату труда производственных рабочих |
Прочие производственные расходы | Нефти и природного газа | Пропорционально валовой добыче |
Коммерческие расходы | Нефти | Прямым способом |
Также стоит отметить, что при учете затрат по добыче нефти в ОАО «Сибнефтепровод» применяется простой метод калькуляционного учета себестоимости нефти. При использовании данного метода издержки производства учитываются за один передел. Сущность состоит в том, что прямые и косвенные затраты учитывают по статьям калькуляции на весь выпуск продукции. Среднюю себестоимость единицы определяют делением суммы всех произведенных за месяц затрат на количество готовой продукции за этот период. Объекты учета затрат совпадают с объектами калькулирования себестоимости продукции.