Файл: Курсовая работа Прогнозирование стратегических последствий принимаемых решений.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Процесс прогнозирования при принятии управленческих решений состоит из 5 этапов.
I этап – сбор данных или предпрогнозная ориентация. Предполагает получение корректных данных и обязательную проверку того, что они верны. Этот этап часто является наиболее сомнительной частью всего процесса прогнозирования и в то же время наиболее сложен для проверки, поскольку последующие этапы с одинаковым успехом могут производиться с использованием данных, как соответствующих изучаемой проблеме, так и не соответствующих ей. Всякий раз, когда возникает необходимость получить в организации определенные данные, их сбор и проверка обязательно сопровождаются множеством различных проблем [9,c.44].
II этап. Редукция или уплотнение данных. Часто оказывается необходимым, так как для выполнения прогнозирования может быть собрано как слишком много исходных данных, так и слишком мало. Некоторые данные могут не иметь прямого отношения к рассматриваемой задаче, а будут лишь снижать точность прогнозирования.
III этап. Построение модели и ее оценка. Состоит в подборе модели прогноза, наиболее соответствующей особенностям собранных данных в смысле минимизации ошибки прогноза. Чем проще модель, тем лучше она будет воспринята ответственными лицами за принятие решения, и тем выше будет их доверие к полученному прогнозу. Часто следует отдавать предпочтение не более сложному подходу к прогнозированию, предлагающему больше точности, а более простому, понятному руководителям компании. Когда выбранный метод получает поддержку у менеджеров, то и результаты прогнозирования активно ими используются.
IV этап. Экстраполяция выбранной модели. Предусматривает фактическое получение требуемого прогноза, поскольку необходимые данные уже собраны и, возможно, редуцированы, а соответствующая модель прогноза определена. Часто для проверки точности получаемых результатов применяется прогнозирование на недавно прошедшие периоды, для которых исследуемые величины уже известны. Наблюдаемые ошибки затем определенным образом анализируются.
V этап. Оценка полученного прогноза. Состоит в сравнении вычисленных величин с действительно наблюдаемыми значениями. Для этой цели часть наиболее свежей фактической информации обычно исключается из множества анализируемых данных. После того как модель прогноза будет подобрана, выполняется прогноз на эти периоды и полученные результаты сравниваются с известными наблюдаемыми значениями. Некоторые процедуры прогнозирования предусматривают суммирование абсолютных значений ошибок и представляют либо эту сумму, либо частное от деления ее на число прогнозируемых значений, представляющее собой значение средней ошибки прогноза. Другие процедуры используют сумму квадратов ошибок, которая затем сравнивается с аналогичными числами, полученными для альтернативных методов прогнозирования. Некоторые процедуры отслеживают и отмечают величину пределов ошибки за период прогнозирования [9,c.57].
Таким образом, соблюдение вышеперечисленных этапов прогнозирования при принятии управленческих решений поможет менеджеру достоверно определить предстоящий ход развития тех или иных событий и принять верное решение относительно сложившейся ситуации.
1.3. Классификация основных методов прогнозирования
Методы прогнозирования - совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития. Существует широкий круг методических подходов к прогнозированию (см. Приложение).
Вся совокупность методов прогнозирования может быть представлена двумя группами - в зависимости от степени их однородности:
- простые методы;
- комплексные методы [20,c.389].
Группа простых методов объединяет однородные по содержанию и используемому инструментарию методы прогнозирования (например, экстраполяция тенденций, морфологический анализ и др.).
Комплексные методы отражают совокупности, комбинации методов, чаще всего реализуемые специальными прогностическими системами (например, методы прогнозного графа, система «Паттерн» и др.).
Также методы прогнозирования можно разделить в зависимости от характера информации, на базе которой составляется прогноз:
- фактографические методы;
- экспертные методы;
- комбинированные методы.
Фактографические методы базируются на фактическом информационном материале о прошлом и настоящем развитии объекта прогнозирования [21,c.19].
Экспертные (интуитивные) методы основаны на использовании знаний специалистов-экспертов об объекте прогнозирования и обобщении их мнений о развитии (поведении) объекта в будущем.
Комбинированные методы включают методы со смешанной информационной основой, в которых в качестве первичной информации наряду с экспертной используется и фактографическая.
В свою очередь, каждый из перечисленных классов также подразделяется на группы и подгруппы. Так, среди фактографических методов выделяются группы:
- статистических (параметрических) методов;
- публикационных (опережающих) методов.
Группа статистических методов включает методы, основанные на построении и анализе динамических рядов характеристик (параметров) объекта прогнозирования. Среди них наибольшее распространение получили экстраполяция, интерполяция, метод аналогий (модель подобия) и др. [13,c.208].
Группа публикационных (опережающих) методов состоит из методов, основанных на использовании свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений. Среди методов этой группы выделяется публикационный, основанный на анализе и оценке динамики публикаций и патентный метод.
Группа экспертных методов прогнозирования базируется на экспертной информации и может быть разделена по следующим признакам (Таблица 1):
- по количеству привлеченных экспертов;
а) индивидуальные методы;
б) коллективные методы.
- по наличию аналитической обработки данных экспертизы;
а) без аналитической обработки;
б) с аналитической обработкой.
Таблица 1 - Классификация экспертных методов прогнозирования [16]
Виды экспертизы | Без аналитической обработки | С аналитической обработкой |
индивидуальная | 1. Интервью 2. Метод анкетного опроса | 1. Построение сценария 2. Морфологический анализ 3. Аналитический метод (анализ данных) |
коллективная | 1. Метод генерации идей 2. Метод комиссий | 1. Метод «дерева целей» 2. Метод Делфи 3. Матричный метод |
Подгруппа индивидуальных экспертных методов прогнозирования без аналитической обработки включает:
- метод интервью;
- метод анкетного опроса.
Основная особенность метода интервью заключается в том, что исследователь (опрашивающий) и эксперт находятся в непосредственном контакте. Необходимая информация извлекается в ходе беседы. Направление беседы задает опрашивающей по заранее составленным вопросам относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Ему принадлежит ведущая роль в проведении беседы. Эксперт выступает в роли источника прогнозной информации.
Метод анкетного опроса. Для получения информации эксперту предлагается для заполнения анкета, содержащая набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкета заполняется экспертами самостоятельно, поэтому все вопросы должны быть сформулированы предельно ясно и однозначно [18,c.204].
Подгруппа индивидуальных экспертных методов прогнозирования с аналитической обработкой включает в себя:
- метод построения сценария;
- метод морфологического анализа;
- аналитический метод.
Следующий метод группы экспертного прогнозирования - метод морфологического анализа основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании).
Группа коллективных экспертных методов также включает в себя 2 подгруппы:
- без аналитической обработки;
а) метод генерации идей;
б) метод комиссий.
- с аналитической обработкой;
а) метод «дерева» целей;
б) метод Делфи;
в) матричный метод [19,c.80].
Данная группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере, могут возникнуть продуктивные идеи.
Метод деревьев решений является одним из наиболее популярных методов решения задач классификации и прогнозирования.
Данный метод аналогичен методу сценариев с его эмоциональным содержанием, но предполагает аналитический подход к выбору наилучшего решения.
Построение дерева целей осуществляется с целью определения способов решения задачи и обоснования плана достижений генеральной цели. «Дерево целей» строится путем последовательного выделения все более мелких задач на понижающих уровнях, при этом на верхнем (1 уровне) определяется генеральная цель и задача, требующая решения, более низкие уровни 2,3 и т.д. определяют способы достижения этих целей и задач [23].
Для каждого уровня «дерева целей» эксперты должны устанавливать коэффициенты относительной важности всех его этапов. Расчет коэффициента относительной важности вдоль ветви «дерева цели» учитывает связи элемента данного уровня с одним или несколькими элементами вышестоящего уровня и определяется как сумма произведений соответствующих коэффициентов относительной важности.
Таким образом, при рассмотрении классификации методов прогнозирования, можно сделать вывод, что каждый метод имеет свои класс, группу (подгруппу), различные принципы формирования и необходимые условия применения.
Глава 2. Практическое применение методов прогнозирования стратегических последствий принимаемых решений на примере АО «Альфа-Банк»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
АО «Альфа Банк» является одним из крупнейших универсальных банков России, принадлежащий консорциуму «Альфа-Групп». Крупнейшими источниками фондирования банка в равной степени являются средства корпоративных клиентов и населения.
АО «Альфа-Банк» основан в 1990 году. АО «Альфа-Банк» является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами.
Головной офис АО «Альфа-Банк» расположен в г.Москве.
В настоящее время на территории Российской Федерации у банка открыты 7 филиалов. При этом филиальная сеть банка охватывает не только регионы России, но и за рубежные дочерние банки, - всего 511 отделений и филиалов банка. Так в Нидерландах открыт дочерний банк, а на Кипре, в Великобритании и США - финансовые дочерние компании.
Прямыми акционерами АО «Альфа-Банк» являются две компании. Это российская компания АО «АБ Холдинг», владеющая 99,8864% акций банка, и кипрская компания «ALFA CAPITAL HOLDINGS (CYPRUS) LIMITED», в распоряжении которой 0,1136% акций банка. Бенефициарными акционерами банковской группы «Альфа-Банк» в составе Консорциума «Альфа-Групп» являются 5 физических лиц.
Формирование кредитного портфеля банка осуществляется, главным образом, за счет размещения привлеченных ресурсов в краткосрочные и долгосрочные ссуды юридическим и физическим лицам. В табл. 2 представлена структура и динамика кредитного портфеля АО «Альфа-Банк» за период с 2019 по 2021 гг.
Таблица 2- Структура кредитного портфеля АО «Альфа-Банк» в 2019-2021 гг.
Наименование | 2019 | 2020 | 2021 | ||||||
млрд. руб. | % | млрд. руб. | % | млрд. руб. | % | абс. отклонение, 2021/2020 млрд. руб. | Темп роста 2021/2020 % | ||
Кредиты юридическим лицам | 1319,8 | 84,0 | 1772,5 | 79,0 | 1802,7 | 74,0 | 30,2 | 101,7 | |
Кредиты физическим лицам | 251,3 | 16,0 | 471,3 | 21,0 | 633,9 | 26,0 | 162,6 | 134,5 | |
Всего | 1571,1 | 100 | 2243,8 | 100 | 2436,6 | 100 | 192,8 | 108.6 |