Файл: Курсовая работа Прогнозирование стратегических последствий принимаемых решений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Процесс прогнозирования при принятии управленческих решений состоит из 5 этапов.

I этап – сбор данных или предпрогнозная ориентация. Предполагает получение корректных данных и обязательную проверку того, что они верны. Этот этап часто является наиболее сомнительной частью всего процесса прогнозирования и в то же время наиболее сложен для проверки, поскольку последующие этапы с одинаковым успехом могут производиться с использованием данных, как соответствующих изучаемой проблеме, так и не соответствующих ей. Всякий раз, когда возникает необходимость получить в организации определенные данные, их сбор и проверка обязательно сопровождаются множеством различных проблем [9,c.44].

II этап. Редукция или уплотнение данных. Часто оказывается необходимым, так как для выполнения прогнозирования может быть собрано как слишком много исходных данных, так и слишком мало. Некоторые данные могут не иметь прямого отношения к рассматриваемой задаче, а будут лишь снижать точность прогнозирования.

III этап. Построение модели и ее оценка. Состоит в подборе модели прогноза, наиболее соответствующей особенностям собранных данных в смысле минимизации ошибки прогноза. Чем проще модель, тем лучше она будет воспринята ответственными лицами за принятие решения, и тем выше будет их доверие к полученному прогнозу. Часто следует отдавать предпочтение не более сложному подходу к прогнозированию, предлагающему больше точности, а более простому, понятному руководителям компании. Когда выбранный метод получает поддержку у менеджеров, то и результаты прогнозирования активно ими используются.

IV этап. Экстраполяция выбранной модели. Предусматривает фактическое получение требуемого прогноза, поскольку необходимые данные уже собраны и, возможно, редуцированы, а соответствующая модель прогноза определена. Часто для проверки точности получаемых результатов применяется прогнозирование на недавно прошедшие периоды, для которых исследуемые величины уже известны. Наблюдаемые ошибки затем определенным образом анализируются.

V этап. Оценка полученного прогноза. Состоит в сравнении вычисленных величин с действительно наблюдаемыми значениями. Для этой цели часть наиболее свежей фактической информации обычно исключается из множества анализируемых данных. После того как модель прогноза будет подобрана, выполняется прогноз на эти периоды и полученные результаты сравниваются с известными наблюдаемыми значениями. Некоторые процедуры прогнозирования предусматривают суммирование абсолютных значений ошибок и представляют либо эту сумму, либо частное от деления ее на число прогнозируемых значений, представляющее собой значение средней ошибки прогноза. Другие процедуры используют сумму квадратов ошибок, которая затем сравнивается с аналогичными числами, полученными для альтернативных методов прогнозирования. Некоторые процедуры отслеживают и отмечают величину пределов ошибки за период прогнозирования [9,c.57].


Таким образом, соблюдение вышеперечисленных этапов прогнозирования при принятии управленческих решений поможет менеджеру достоверно определить предстоящий ход развития тех или иных событий и принять верное решение относительно сложившейся ситуации.

1.3. Классификация основных методов прогнозирования

Методы прогнозирования - совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития. Существует широкий круг методических подходов к прогнозированию (см. Приложение).

Вся совокупность методов прогнозирования может быть представлена двумя группами - в зависимости от степени их однородности:

- простые методы;

- комплексные методы [20,c.389].

Группа простых методов объединяет однородные по содержанию и используемому инструментарию методы прогнозирования (например, экстраполяция тенденций, морфологический анализ и др.).

Комплексные методы отражают совокупности, комбинации методов, чаще всего реализуемые специальными прогностическими системами (например, методы прогнозного графа, система «Паттерн» и др.).

Также методы прогнозирования можно разделить в зависимости от характера информации, на базе которой составляется прогноз:

- фактографические методы; 
- экспертные методы; 
- комбинированные методы. 

Фактографические методы базируются на фактическом информационном материале о прошлом и настоящем развитии объекта прогнозирования [21,c.19].

Экспертные (интуитивные) методы основаны на использовании знаний специалистов-экспертов об объекте прогнозирования и обобщении их мнений о развитии (поведении) объекта в будущем.

Комбинированные методы включают методы со смешанной информационной основой, в которых в качестве первичной информации наряду с экспертной используется и фактографическая.

В свою очередь, каждый из перечисленных классов также подразделяется на группы и подгруппы. Так, среди фактографических методов выделяются группы:

- статистических (параметрических) методов;



- публикационных (опережающих) методов.

Группа статистических методов включает методы, основанные на построении и анализе динамических рядов характеристик (параметров) объекта прогнозирования. Среди них наибольшее распространение получили экстраполяция, интерполяция, метод аналогий (модель подобия) и др. [13,c.208].

Группа публикационных (опережающих) методов состоит из методов, основанных на использовании свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений. Среди методов этой группы выделяется публикационный, основанный на анализе и оценке динамики публикаций и патентный метод.

Группа экспертных методов прогнозирования базируется на экспертной информации и может быть разделена по следующим признакам (Таблица 1):

- по количеству привлеченных экспертов;

а) индивидуальные методы;

б) коллективные методы.

- по наличию аналитической обработки данных экспертизы;

а) без аналитической обработки;

б) с аналитической обработкой.

Таблица 1 - Классификация экспертных методов прогнозирования [16]

Виды экспертизы

Без аналитической обработки

С аналитической обработкой

индивидуальная

1. Интервью

2. Метод анкетного опроса

1. Построение сценария

2. Морфологический анализ

3. Аналитический метод (анализ данных)

коллективная

1. Метод генерации идей

2. Метод комиссий

1. Метод «дерева целей»

2. Метод Делфи

3. Матричный метод

Подгруппа индивидуальных экспертных методов прогнозирования без аналитической обработки включает:

- метод интервью;

- метод анкетного опроса.

Основная особенность метода интервью заключается в том, что исследователь (опрашивающий) и эксперт находятся в непосредственном контакте. Необходимая информация извлекается в ходе беседы. Направление беседы задает опрашивающей по заранее составленным вопросам относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Ему принадлежит ведущая роль в проведении беседы. Эксперт выступает в роли источника прогнозной информации.

Метод анкетного опроса. Для получения информации эксперту предлагается для заполнения анкета, содержащая набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкета заполняется экспертами самостоятельно, поэтому все вопросы должны быть сформулированы предельно ясно и однозначно [18,c.204].


Подгруппа индивидуальных экспертных методов прогнозирования с аналитической обработкой включает в себя:

- метод построения сценария;

- метод морфологического анализа;

- аналитический метод.

Следующий метод группы экспертного прогнозирования - метод морфологического анализа основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании).

Группа коллективных экспертных методов также включает в себя 2 подгруппы:

- без аналитической обработки;

а) метод генерации идей;

б) метод комиссий.

- с аналитической обработкой;

а) метод «дерева» целей;

б) метод Делфи;

в) матричный метод [19,c.80].

Данная группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере, могут возникнуть продуктивные идеи.

Метод деревьев решений является одним из наиболее популярных методов решения задач классификации и прогнозирования.

Данный метод аналогичен методу сценариев с его эмоциональным содержанием, но предполагает аналитический подход к выбору наилучшего решения.

Построение дерева целей осуществляется с целью определения способов решения задачи и обоснования плана достижений генеральной цели. «Дерево целей» строится путем последовательного выделения все более мелких задач на понижающих уровнях, при этом на верхнем (1 уровне) определяется генеральная цель и задача, требующая решения, более низкие уровни 2,3 и т.д. определяют способы достижения этих целей и задач [23].

Для каждого уровня «дерева целей» эксперты должны устанавливать коэффициенты относительной важности всех его этапов. Расчет коэффициента относительной важности вдоль ветви «дерева цели» учитывает связи элемента данного уровня с одним или несколькими элементами вышестоящего уровня и определяется как сумма произведений соответствующих коэффициентов относительной важности.

Таким образом, при рассмотрении классификации методов прогнозирования, можно сделать вывод, что каждый метод имеет свои класс, группу (подгруппу), различные принципы формирования и необходимые условия применения.



Глава 2. Практическое применение методов прогнозирования стратегических последствий принимаемых решений на примере АО «Альфа-Банк»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
АО «Альфа Банк» является одним из крупнейших универсальных банков России, принадлежащий консорциуму «Альфа-Групп». Крупнейшими источниками фондирования банка в равной степени являются средства корпоративных клиентов и населения.

АО «Альфа-Банк» основан в 1990 году. АО «Альфа-Банк» является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами.

Головной офис АО «Альфа-Банк» расположен в г.Москве.

В настоящее время на территории Российской Федерации у банка открыты 7 филиалов. При этом филиальная сеть банка охватывает не только регионы России, но и за рубежные дочерние банки, - всего 511 отделений и филиалов банка. Так в Нидерландах открыт дочерний банк, а на Кипре, в Великобритании и США - финансовые дочерние компании.

Прямыми акционерами АО «Альфа-Банк» являются две компании. Это российская компания АО «АБ Холдинг», владеющая 99,8864% акций банка, и кипрская компания «ALFA CAPITAL HOLDINGS (CYPRUS) LIMITED», в распоряжении которой 0,1136% акций банка. Бенефициарными акционерами банковской группы «Альфа-Банк» в составе Консорциума «Альфа-Групп» являются 5 физических лиц.

Формирование кредитного портфеля банка осуществляется, главным образом, за счет размещения привлеченных ресурсов в краткосрочные и долгосрочные ссуды юридическим и физическим лицам. В табл. 2 представлена структура и динамика кредитного портфеля АО «Альфа-Банк» за период с 2019 по 2021 гг.

Таблица 2- Структура кредитного портфеля АО «Альфа-Банк» в 2019-2021 гг.

Наименование

2019

2020

2021

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

абс. отклонение,

2021/2020 млрд. руб.

Темп роста 2021/2020 %

Кредиты юридическим лицам

1319,8

84,0

1772,5

79,0

1802,7

74,0

30,2

101,7

Кредиты физическим лицам

251,3

16,0

471,3

21,0

633,9

26,0

162,6

134,5

Всего

1571,1

100

2243,8

100

2436,6

100

192,8

108.6