Файл: национальный исследовательский томский политехнический университет мастеркласс управление имиджем организации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 458
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В зависимости от сфер деятельности, от различного социального контекста, в котором формируется имидж, можно выделить имидж в политике (и политиков), имидж бизнеса, имидж масс-медиа (имидж поп-звезд), имидж организации, имидж страны. Эти имиджи различаются и по содержанию, и по механизмам их формирования, и по формам проявления.
Таким образом, в понятии «имиджа» нет единой точки зрения, однако из различных определений можно выделить общие характеристики. В подходах к типологии имиджа также существуют различные классификации.
-
Имиджирование и его цель
Создание имиджа – длительный и сложный процесс, успешность которого зависит от условий и технологий формирования имиджа. Деятельность по созданию имиджа получила название имиджирование. По мнению В.М. Шепеля1, имиджирование – ряд преднамеренно выстроенных моделей поведения.
Другими словами, имиджирование (или формирование имиджа) – это процедура, направленная на создание у аудитории имиджа определенного образа объекта с определенной оценкой этого образа для достижения притяжения к данному объекту 2.
Человека, профессионально занимающегося формированием или коррекцией имиджа человека, предмета или явления называют имиджмейкером. Имиджмейкер от англ. image maker - создатель имиджа.
Существует точка зрения, что первым «имиджмейкером» можно считать библейского Аарона – первосвященника еврейского народа, брата по посвящению пророка и законодателя Моисея. По причине косноязычия Моисея Аарон должен был говорить вместо него перед народом, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его 3. Профессиональный имиджмейкер должен обладать знаниями в области психологии, педагогики, в сферах дизайна, менеджмента и т.д. Основными объектами деятельности имиджмейкера являются:
- прототип, чей имидж формируется (человек, предмет, явление);
- аудитория имиджа (будущие носители мнения о прототипе имиджа);
- иногда – лидеры мнения, а также ближайшее окружение клиента.
Иногда имиджмейкер поработав с клиентом, изменив те или иные характеристики, вызвал изменение только в самоощущении клиента, но не изменил мнения аудитории имиджа. Такой имиджмейкер не достиг цели формирования имиджа, он поработал в качестве психолога, педагога, но не имиджмейкера.
Формирование имиджа происходит с помощью определенной информации, которая получила название имиджформирующая информация.
Например, на деловой встрече с представителями партнерской фирмы, вы воспринимаете те или иные характеристики прототипа имиджа, получаете, таким образом, информацию, характеризующую данных людей. То есть информацию на основе, которой впоследствии сформируется образ партнеров, а затем и мнение о них – это и будет имиджформирующая информация.
Среди видов имиджформирующей информации можно выделить следующие:
-
Прямая имиджформирующая информация. Это та информация, которая поступает к аудитории имиджа непосредственно от прототипа имиджа; -
Косвенная имиджформирующая информация. Информация поступает к аудитории имиджа опосредованно через других людей, у которых ужу сформировалось мнение о прототипе имиджа; -
Ложная имиджформирующая информация. Это те сведения о прототипе имиджа, которые не соответствуют действительности. К подобного рода информации относятся слухи, сплетни, легенды и т.д. Существует такой термин «специалисты конфабуляции» (конфабуляция – выдумка, вымысел). Ложная имиджформирующая информация нередко используется для формирования «инвертированного имиджа» - негативного имиджа конкурентной стороны. (inversion – от лат. Перестановка, обратный , противоположный).
Какова же основная цель формирования имиджа? Панасюк А.Ю. выделяет несколько уровней цели формирования имиджа 1:
-
создание в психике членов аудитории нужного образа данного объекта; -
создание у аудитории определенного мнения о данном образе (объекте); -
образование аттракции – психологического притяжения к данному объекту членов аудитории.
Аттракция (от франц. Attraction – притяжение, и лат. Attacho – притягиваю к себе) – вольное или невольное притяжение человека (аудитории) к какому-либо объекту или к ситуации.
Другими словами, когда имиджмейкер ставит цель сформировать положительный имидж, он ставит задачу сформировать притяжение – аттракцию.
Механизм возникновения и действия феномена – психологического притяжения специалисты объясняют биологическими стратегиями 2.
В биологии стратегия поведения любого живого существа – это стремление к максимизации наград и к минимизации наказаний. Вот суть этой стратегии:
- человек всегда стремится туда и к тому, где и от кого он получает «награды» в виде положительных эмоций, чувства приятного, ощущения удовлетворения потребностей;
- человек всегда стремится избегать ситуаций и объектов, от которых он получает «наказания» в виде отрицательных эмоций, неприятных ощущений, неудовольствия, неудовлетворения потребностей.
Например, если вкладчик узнает, что данный банк «стабильный», т.е при взаимодействии с ним он будет получать положительные эмоции от удовлетворения своих потребностей – получение стабильных процентов от вклада, то вкладчик естественно будет стремиться к этому объекту, а это стремление и есть конечная цель работы имиджмейкера – аттракция. Если же вкладчик получает информацию, что банк неплатежеспособен, т.е он получает негативную имиджформирующую информацию, соответственно вкладчик будет стремиться избегать с ним контакта, поскольку подобный контакт вызовет негативные эмоции, недовольство и неудовлетворение потребностей.
Итак, конечная цель имиджирования – это создание положительного мнения об объекте, вызывающее притяжение, что в свою очередь будет способствовать совершению определенных действий в отношении данного объекта (покупка данного товара, голосование за данного кандидата и т.д.).
-
Имиджелогия как наука
Имиджелогия от лат.: image – имидж (образ) и logos- учение (наука), в буквальном переводе наука об имидже.
В современных подходах к имиджелогии можно встретить точку зрения о том, что имиджелогия – это не самостоятельная наука, а лишь научное направление в котором используются достижения других наук. «Имиджелогия – комплексная практическая дисциплина, использующая отдельные результаты ряда наук, в том числе социальной психологии, культурологии и других, целью которой является создание методологического и методического оснащения для профессиональной деятельности по созданию и преобразованию имиджа».
Другие специалисты считают имиджелогию наукой. В подтверждение этому можно встретить такие высказывания: «Это наука о технологии личного обаяния». Или «имиджелогия – особая наука о человеке, о призвании и назначении человека» 1. И еще одна цитата: «Имиджелогия – это наука о построении имиджа, выделяющая основные аспекты обаятельного облика».
Остановимся на рабочем определении имиджелогии – как науки о стратегии и тактике формирования имиджа. Другими словами, имиджелогия – наука о формировании мнения у какой-либо группы людей о том или ином объекте (человеке, предмете, явлении) на основе сформированного у них образа этого объекта 1.
Теоретической и методологической основой имиджелогии являются достижения философии, педагогики, психологии, этики, эстетики и других наук. Целью исследований в области имиджелогии является разработка теории и технологии формирования имиджа человека, организации, предметов. Тогда основные задачи имиджелогии:
- раскрыть сущность и специфику формирования имиджа;
- выявить основные разновидности имиджа;
- исследовать эффективность имиджирования;
- выработать средства повышения эффективности имиджирования и т.д.
Как и другие науки имиджелогия имеет свои объект и предмет. Так объектом её исследования является имидж, а предметом исследования в имиджелогии будут является способы и средства формирования имиджа.
Помимо этого специалисты 2 выделяют в имиджелогии научные направления:
-
Теоретико-методологическое включает в себя исследования по выработке направлений развития имиджелогии как науки и по изучению центрального феномена – имиджа (его определение, структура, классификация, формирование, функции). -
Прикладное включает научно-практические направления:
- имиджирование, обучение профессиональных имиджмейкеров;
- применительно к определенным отраслям профессиональной деятельности (педагогическая имиджелогия, политическая имиджелогия, управленческая имиджелогия и т.д.);
- применительно к отдельным социальным группам (имидж мэра, имидж родителей, имидж ученого и т.д.);
- применительно к иным объектам (имидж России, имидж региона, имидж товара и т.д.);
- в отдельное направление выделена корпоративная имиджелогия (имидж организации, имидж фирмы, имидж банка);
- преподавание имиджелогии.
Таким образом, имиджелогия рассматривается нами, как самостоятельная наука, имеющая свой объект, предмет и цель. Основные направления в имиджелогии начинаются от теоретического осмысления места самой имиджелогии в обществе до поиска конкретных техник, приемов внедрения теории в практику.
Контрольные вопросы и задания
-
В каких вариантах используется термин имидж в русском языке? -
Что такое «прототип имиджа», «аудитория имиджа»? -
Дайте определение понятию «имидж». -
Назовите разновидности имиджа. -
Что означает имиджирование и какова его основная цель? -
Укажите основные объекты деятельности имиджмейкера. -
Какие виды имиджформирующей информации Вы знаете? -
Что означает термин «конфабуляция»? -
Поясните термин «аттракция». -
Укажите основные задачи имиджелогии. -
Какие научные направления выделяются в имиджелогии?
Практикум
-
В русском языке слово «образ» имеет разные значения (внешний вид, облик; наглядное представление о ком-либо, о чём-либо; способ, средство и т.д.). Выпишите из литературных источников предложения с различным употреблением слова «образ». Подставьте вместо него слово «имидж». Проанализируйте, всегда ли это возможно. Прокомментируйте данную ситуацию. -
В данном разделе рассматривались виды имиджформирующей информации (прямая, косвенная, ложная). Приведите примеры из деятельности российских и зарубежных крупных компаний, когда приемы конфабуляции дали положительный результат среди целевых аудиторий этих предприятий.
РАЗДЕЛ II КОРПОРАТИВНЫЙ ИМИДЖ