Файл: национальный исследовательский томский политехнический университет мастеркласс управление имиджем организации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 461
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. Теоретические основы формирования
корпоративного имиджа
Прочитав и обдумав эту тему, Вы сможете:
понятие, характеристики, задачи и функции
Одним из аспектов общего восприятия организации и её оценки является впечатление, которое она производит, то есть её имидж.
Имидж организации (корпоративный имидж) – это мнение о данной организации у группы людей на основе сформированного у них образа этой фирмы, возникшего вследствие либо прямого контакта с ней, либо информации, полученной от других людей 1.
В процессе функционирования на рынке предприятия стремятся сформировать такой имидж, который повысит конкурентоспособность и эффективность её функционирования.
В североамериканских и западноевропейских компаниях корпоративный имидж является неявным (нематериальным) активом, который отражается в соответствующей статье – Intangibles goodwill – неосязаемое благорасположение. Так, например, стоимостная оценка goodwill компании Mercedes- Benz в её балансовом отчете на декабрь 1994 года составила 19 млн. немецких марок, или 11,2 % от всей суммы неявных активов 2.
Мы говорим о корпоративном имидже, как о неком общем представлении об организации, а ведь любая организация представляет собой функционирующую в определенных границах (организационных, территориальных, правовых и др.) общность, объединяющую людей со специфическими профессиональными и личными интересами. И только наличие корпоративизма, то есть способности организации формировать у своих сотрудников готовность выполнять предписанные им роли и сопереживать за общее дело, позволяет сформировать действительно корпоративный имидж.
Среди корпоративных характеристик предприятия специалисты 1 выделяют:
Корпоративное видение – представление о реальных или виртуальных свойствах организации.
Корпоративная миссия – общественно значимый статус, социально значимая роль организации. Миссию можно рассматривать как стратегический инструмент, идентифицирующий целевой рынок и широко определяющий бизнес, или основную деятельность предприятия. Именно миссия позволяет руководителям и персоналу взглянуть на деятельность организации, и оценить, что необходимо для обеспечения её долгосрочной конкурентоспособности. Кроме того, корпоративная миссия играет важную коммуникационную роль, как внутреннюю, так и внешнюю,
информирования акционеров, поставщиков, потребителей и тр.
Корпоративная индивидуальность – ценности, суждения и нормы поведения, разделяемые в компании и определяющие сущность индивидуальной корпоративной культуры. Другими словами, корпоративная индивидуальность – это то, что компания есть на самом деле, аналог личности, индивидуальности человека. Корпоративная индивидуальность преломляется в корпоративном стиле.
Корпоративный стиль – это образ жизни компании, то, как она «проводит время», использует материальные финансовые, информационные, человеческие и прочие ресурсы.
Корпоративная идентичность- это то, что организация сообщает о себе, о своей индивидуальности. Это продукту и услуги, формальные и неформальные коммуникации, политика компании, поступки её персонала и многое другое. Управление корпоративной идентичностью (корпоративной маркой) как направление теории и практики появилось в США более 50 лет назад. В России это направление только начинает развиваться.
Корпоративный имидж является одним из главных инструментов достижения стратегических целей организации. А стратегическими являются цели, затрагивающие основные стороны деятельности организации и ориентированные на перспективу.
Президент компании «Стоукс, Вуд энд Ассошиейтс» П. Стоукс1 представляет необходимость формирования корпоративного имиджа по трем аспектам:
Во-первых, корпорация должна подаваться как некая «личность», следует как можно лучше показать бизнес организации людям. В этом случае важны такие внешние признаки, как современность помещения, оборудования, стиль общения внутри организации.
Во-вторых, организации нужно иметь свою «репутацию», требуется показать, чем она уже известна.
В-третьих, организации нужно показать свой «характер», то, чем на самом деле является её бизнес. Естественно, что формирование корпоративного имиджа в рамках всех трех указанных элементов должно производиться скоординировано.
Среди основных задач корпоративного имиджа можно отметить:
Имидж организации несет в себе следующие функции:
Таким образом, корпоративный имидж – важный инструмент достижения стратегических целей организации. Позитивный имидж повышает конкурентную способность организации на рынке.
Имидж одной и той же организации может быть несколько различным для различных групп общественности, поскольку желаемое поведение этих групп в отношении организации может различаться. Другими словами, одна и та же организация может по-разному восприниматься инвесторами, государственными структурами, местной общественностью. Для партнеров важна высокая конкурентоспособность позиции. Представление персонала о своей организации может отличаться от представлений о данной организации других общественных групп. То есть организация имеет несколько имиджей для каждой из своих групп общественности, тем самым, определяя структуру имиджа организации, которая представлена на схеме 1 1.
Схема 1. Структура имиджа организации
Имидж организации у потребителей – это их мнение об организации, об уникальных характеристиках товара, о заявленной миссии и стратегии организации, о фирменном стиле.
Бизнес-имидж – это представления партнеров, с точки зрения деловой репутации организации, добросовестности, деловой активности.
Социальный имидж – это представления широкой общественности о социальных целях и ролях предприятия в жизни общества, через информирование о социальных аспектах своей деятельности, участии в решении разнообразных проблем, спонсорства, меценатства.
Имидж для государственных структур – это точка зрения представителей власти о значимости предприятия для региона, выполнение федеральных и региональных законов и т.д.
Внутренний имидж – это представления внутренней общественности (коллектива организации) о самой организации, и наличие благоприятного социально – психологического климата в коллективе.
Корпоративный имидж как сложный структурный компонент состоит из различных элементов. В современной литературе представлены различные элементы корпоративного имиджа. Как правило, к ним относят:
- фирменное название и аббревиатура;
- декларация философии организации;
- финансовое благополучие и размах деятельности организации;
- личность руководителя и его команды;
- стоимость продукции и ассортимент;
- качество деятельности, образ продукции;
- дизайн офисных помещений, архитектурный стиль здания, месторасположение организации;
- деловые коммуникации;
- фирменные стандарты;
- корпоративные праздники и т.д.
Также в практике имиджирования выделяются визуальные и вербальные элементы (таблица № 1) 1, гармоничное сочетание создает целостное представление об организации и повышает её конкурентоспособность.
Таблица 1. Элементы имиджа организации
Визуальные элементы – для зрительного восприятия организации (они долго хранятся в памяти человека);
Вербальные элементы - текстовые (письменные), речевые (устные) коммуникации, показывают внутреннюю и внешнюю деятельность организации.
Помимо этого элементы корпоративного имиджа можно представить схематично по блокам, объединяющим общий смысл, направление. На схеме № 21 представлены блоки элементов имиджа организации. Данная схема, применима к любому типу организации и позволяет использовать результаты анализа элементов имиджа в процессе формирования имиджа организации.
Как видим, существует большое количество элементов корпоративного имиджа. Успех организации приносит продуманная совокупность компонентов, выражающая единое направление, а не принцип- чем больше элементов
использовать в формировании корпоративного имиджа, тем быстрее и успешнее будет достигнута цель имиджирования.
Схема 2. Элементы имиджа организации
Научно-исследователь-ский блок: внедрение новых технологий, разработок в производство и т.д.
Контрольные вопросы и задания
Практикум
Тема 3. Формирование и мониторинг имиджа организации
Прочитав и обдумав эту тему, Вы сможете:
Значимость имиджа для успеха организации сегодня не вызывает сомнения и стимулирует различные исследования на эту тему. Например, в Великобритании еще в начале 80-х годов более половины крупнейших компаний вели исследования по проблемам формирования и развития имиджа различных типов организаций. Сегодня работа по формированию, поддержке и оптимизации имиджа ведется не только для организаций и персон, но и для государств, стран мира, регионов. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность предприятий на рынке, ведь сегодня «рынок продавца» превращается в «рынок покупателя», где покупатель диктует условия. Все это только подчеркивает необходимость работы по формированию и поддержанию имиджа организаций. Рассмотрим методы, способы и основные этапы по формированию внутреннего и внешнего корпоративного имиджа
корпоративного имиджа
Прочитав и обдумав эту тему, Вы сможете:
-
Описать основные характеристики и задачи корпоративного имиджа; -
Указать функции имиджа организации; -
Понять структуру корпоративного имиджа; -
Рассказать об элементах имиджа организации; -
Выделить визуальные и вербальные элементы корпоративного имиджа
-
Корпоративный имидж:
понятие, характеристики, задачи и функции
Одним из аспектов общего восприятия организации и её оценки является впечатление, которое она производит, то есть её имидж.
Имидж организации (корпоративный имидж) – это мнение о данной организации у группы людей на основе сформированного у них образа этой фирмы, возникшего вследствие либо прямого контакта с ней, либо информации, полученной от других людей 1.
В процессе функционирования на рынке предприятия стремятся сформировать такой имидж, который повысит конкурентоспособность и эффективность её функционирования.
В североамериканских и западноевропейских компаниях корпоративный имидж является неявным (нематериальным) активом, который отражается в соответствующей статье – Intangibles goodwill – неосязаемое благорасположение. Так, например, стоимостная оценка goodwill компании Mercedes- Benz в её балансовом отчете на декабрь 1994 года составила 19 млн. немецких марок, или 11,2 % от всей суммы неявных активов 2.
Мы говорим о корпоративном имидже, как о неком общем представлении об организации, а ведь любая организация представляет собой функционирующую в определенных границах (организационных, территориальных, правовых и др.) общность, объединяющую людей со специфическими профессиональными и личными интересами. И только наличие корпоративизма, то есть способности организации формировать у своих сотрудников готовность выполнять предписанные им роли и сопереживать за общее дело, позволяет сформировать действительно корпоративный имидж.
Среди корпоративных характеристик предприятия специалисты 1 выделяют:
Корпоративное видение – представление о реальных или виртуальных свойствах организации.
Корпоративная миссия – общественно значимый статус, социально значимая роль организации. Миссию можно рассматривать как стратегический инструмент, идентифицирующий целевой рынок и широко определяющий бизнес, или основную деятельность предприятия. Именно миссия позволяет руководителям и персоналу взглянуть на деятельность организации, и оценить, что необходимо для обеспечения её долгосрочной конкурентоспособности. Кроме того, корпоративная миссия играет важную коммуникационную роль, как внутреннюю, так и внешнюю,
информирования акционеров, поставщиков, потребителей и тр.
Корпоративная индивидуальность – ценности, суждения и нормы поведения, разделяемые в компании и определяющие сущность индивидуальной корпоративной культуры. Другими словами, корпоративная индивидуальность – это то, что компания есть на самом деле, аналог личности, индивидуальности человека. Корпоративная индивидуальность преломляется в корпоративном стиле.
Корпоративный стиль – это образ жизни компании, то, как она «проводит время», использует материальные финансовые, информационные, человеческие и прочие ресурсы.
Корпоративная идентичность- это то, что организация сообщает о себе, о своей индивидуальности. Это продукту и услуги, формальные и неформальные коммуникации, политика компании, поступки её персонала и многое другое. Управление корпоративной идентичностью (корпоративной маркой) как направление теории и практики появилось в США более 50 лет назад. В России это направление только начинает развиваться.
Корпоративный имидж является одним из главных инструментов достижения стратегических целей организации. А стратегическими являются цели, затрагивающие основные стороны деятельности организации и ориентированные на перспективу.
Президент компании «Стоукс, Вуд энд Ассошиейтс» П. Стоукс1 представляет необходимость формирования корпоративного имиджа по трем аспектам:
Во-первых, корпорация должна подаваться как некая «личность», следует как можно лучше показать бизнес организации людям. В этом случае важны такие внешние признаки, как современность помещения, оборудования, стиль общения внутри организации.
Во-вторых, организации нужно иметь свою «репутацию», требуется показать, чем она уже известна.
В-третьих, организации нужно показать свой «характер», то, чем на самом деле является её бизнес. Естественно, что формирование корпоративного имиджа в рамках всех трех указанных элементов должно производиться скоординировано.
Среди основных задач корпоративного имиджа можно отметить:
-
Обеспечение не столько известности, сколько доверия к организации и её продукции. -
Выражение индивидуальности организации. -
Формирование командного духа, укрепление культуры организации -
Символизация стандартов совершенства, которые способствуют процветанию организации
Имидж организации несет в себе следующие функции:
-
Демонстративную (позиционирование организации на рынке) -
Стимулирующую – побуждение потребителей к действиям. -
Адаптивную – обеспечение организации вхождение в необходимую ей общественную среду. -
Рекламную – привлечение внимания к организации с целью увеличения роста продаж товара, увеличение прибыли и т.д.
Таким образом, корпоративный имидж – важный инструмент достижения стратегических целей организации. Позитивный имидж повышает конкурентную способность организации на рынке.
-
Структура имиджа организации
Имидж одной и той же организации может быть несколько различным для различных групп общественности, поскольку желаемое поведение этих групп в отношении организации может различаться. Другими словами, одна и та же организация может по-разному восприниматься инвесторами, государственными структурами, местной общественностью. Для партнеров важна высокая конкурентоспособность позиции. Представление персонала о своей организации может отличаться от представлений о данной организации других общественных групп. То есть организация имеет несколько имиджей для каждой из своих групп общественности, тем самым, определяя структуру имиджа организации, которая представлена на схеме 1 1.
Схема 1. Структура имиджа организации
Имидж организации у потребителей – это их мнение об организации, об уникальных характеристиках товара, о заявленной миссии и стратегии организации, о фирменном стиле.
Бизнес-имидж – это представления партнеров, с точки зрения деловой репутации организации, добросовестности, деловой активности.
Социальный имидж – это представления широкой общественности о социальных целях и ролях предприятия в жизни общества, через информирование о социальных аспектах своей деятельности, участии в решении разнообразных проблем, спонсорства, меценатства.
Имидж для государственных структур – это точка зрения представителей власти о значимости предприятия для региона, выполнение федеральных и региональных законов и т.д.
Внутренний имидж – это представления внутренней общественности (коллектива организации) о самой организации, и наличие благоприятного социально – психологического климата в коллективе.
-
Элементы корпоративного имиджа
Корпоративный имидж как сложный структурный компонент состоит из различных элементов. В современной литературе представлены различные элементы корпоративного имиджа. Как правило, к ним относят:
- фирменное название и аббревиатура;
- декларация философии организации;
- финансовое благополучие и размах деятельности организации;
- личность руководителя и его команды;
- стоимость продукции и ассортимент;
- качество деятельности, образ продукции;
- дизайн офисных помещений, архитектурный стиль здания, месторасположение организации;
- деловые коммуникации;
- фирменные стандарты;
- корпоративные праздники и т.д.
Также в практике имиджирования выделяются визуальные и вербальные элементы (таблица № 1) 1, гармоничное сочетание создает целостное представление об организации и повышает её конкурентоспособность.
Таблица 1. Элементы имиджа организации
Вербальные элементы | Визуальные элементы |
Фирменное имя Слоган (девиз) Тексты, статьи Информационные пакеты для СМИ Интервью Устная речь (риторика) | Логотип Шрифт, цветовая гамма Фото, плакаты Деловые награды Бланки документации Служебные вывески, таблички Внешний облик, поведение персонала Корпоративная символика, ритуалы Интерьер помещений, рабочих мест Архитектурный дизайн |
Визуальные элементы – для зрительного восприятия организации (они долго хранятся в памяти человека);
Вербальные элементы - текстовые (письменные), речевые (устные) коммуникации, показывают внутреннюю и внешнюю деятельность организации.
Помимо этого элементы корпоративного имиджа можно представить схематично по блокам, объединяющим общий смысл, направление. На схеме № 21 представлены блоки элементов имиджа организации. Данная схема, применима к любому типу организации и позволяет использовать результаты анализа элементов имиджа в процессе формирования имиджа организации.
Как видим, существует большое количество элементов корпоративного имиджа. Успех организации приносит продуманная совокупность компонентов, выражающая единое направление, а не принцип- чем больше элементов
использовать в формировании корпоративного имиджа, тем быстрее и успешнее будет достигнута цель имиджирования.
Схема 2. Элементы имиджа организации
Научно-исследователь-ский блок: внедрение новых технологий, разработок в производство и т.д.
Контрольные вопросы и задания
-
Дайте определение корпоративного имиджа. -
Укажите корпоративные характеристики предприятия. -
Что означает термин «корпоративная идентичность»? -
Какие основные задачи выполняет корпоративный имидж? -
Назовите функции имиджа организации. -
Какова структура корпоративного имиджа? -
Что включает в себя понятия «социальный имидж», «бизнес- имидж»? -
На какую целевую аудиторию направлен внутренний имидж организации? -
Назовите элементы корпоративного имиджа. -
Приведите примеры вербальных и визуальных элементов имиджа организации.
Практикум
-
Выделите и проанализируйте корпоративные характеристики предприятий различных направлений деятельности. (Банка, образовательного учреждения, коммерческого предприятия, театра, предприятия общественного питания, издательского дома и т.д.). Можно ли сказать, что в зависимости от направления деятельности компании выделяются свои наиболее важные корпоративные характеристики? -
Приведите примеры вербальных и визуальных элементов корпоративного имиджа.
Тема 3. Формирование и мониторинг имиджа организации
Прочитав и обдумав эту тему, Вы сможете:
-
Описать основные направления формирования внутреннего имиджа организации; -
Выделить функции корпоративной культуры; -
Рассказать об основных элементах корпоративной культуры; -
Понять значение социально-психологического климата в деятельности предприятия; -
Привести основные технологии формирования внешнего имиджа организации; -
Рассказать об имиджевой рекламе, имиджевой общественной деятельности; -
Описать методы мониторинга корпоративного имиджа
Значимость имиджа для успеха организации сегодня не вызывает сомнения и стимулирует различные исследования на эту тему. Например, в Великобритании еще в начале 80-х годов более половины крупнейших компаний вели исследования по проблемам формирования и развития имиджа различных типов организаций. Сегодня работа по формированию, поддержке и оптимизации имиджа ведется не только для организаций и персон, но и для государств, стран мира, регионов. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность предприятий на рынке, ведь сегодня «рынок продавца» превращается в «рынок покупателя», где покупатель диктует условия. Все это только подчеркивает необходимость работы по формированию и поддержанию имиджа организаций. Рассмотрим методы, способы и основные этапы по формированию внутреннего и внешнего корпоративного имиджа