Файл: национальный исследовательский томский политехнический университет мастеркласс управление имиджем организации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 471
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Внутренний имидж организации
Как было отмечено, под внутренним имиджем организации понимают представления о ней людей, занятых в этой организации. В данном случае сотрудники – это не только фактор конкурентоспособности организации, но и важный источник информации об организации для внешних аудиторий. Ведь именно персонал представляет организацию перед клиентурой, создает эмоциональную связь с покупателями.
Основными направлениями в процессе формирования внутреннего имиджа организации являются: управление персоналом организации, корпоративная культура и социально-психологический климат в коллективе. Рассмотрим данные направления подробнее.
-
Управление персоналом в организации
Управление персоналом в организации носит многоуровневый характер, где каждый уровень включает ряд систем 1.
-
Уровень социальной адаптации. К данному уровню относятся системы подбора и обучения персонала, способствующие быстрому усвоению культуры организации, а также форм предметной деятельности. -
Уровень отношений. Сюда входят система власти, или отношений руководства и подчинения; система внутренних коммуникаций, опосредующих отношения между руководителями и подчиненными, а также между работниками; и система взаимодействия с внешней средой. -
Уровень мотивации включает систему аттестаций: оценки работы персонала на основании принятых в организации критериев, систему вознаграждений, систему социальных трансферов (трудовых и социальных льгот), систему идентификации.
1) Грамотная кадровая политика подразумевает тщательный отбор кадров при приеме на работу. Сегодня в практике существуют такие методы отбора кадров:
- метод анкетирования – формирование и заполнение анкет, которые включают типовые формы. Анкетирование дает первичное знакомство, чаще всего его совмещают с собеседованием;
- собеседование может быть квалификационное – упор на профессиональные качества или дисциплинарное – упор на особые условия работы (командировки и т.д.). Собеседование часто уравнивают с интервьюированием.
- интервьюирование – преследует более узкую цель, здесь, как правило, упор делают на выявление физических данных, образование и опыт, способность к устному счету. В некоторых регионах есть вопросы, которые не принято задавать, например – возраст, семейное положение, жилищные условия и т.д.
- отборные тесты. На сегодня одна из распространенных форм, многое здесь зависит от профессионального уровня самих тестов.
- метод погружения или «аквариум» подразумевает организацию условно-деловой игры, по итогам которой делаются выводы. Такой метод требует временных затрат поэтому не всегда приемлем.
Вновь принятым сотрудникам необходимо время на адаптацию в данном коллективе. По утверждению психологов в зависимости от субъективных характеристик у разных людей на это уходит от 1 до 3 месяцев (редко до 6 месяцев). Не случайно сегодня получил распространение метод введения испытательного срока, после прохождения, которого решается вопрос о приме на постоянную работу. Претендент на должность имеет возможность за это время ознакомиться с требованиями и перечнями обязанностей, а также принятыми в данной организации профессиональными стандартами.
2) Относительно уровня отношений большую роль играют стиль руководства, а также осуществление внутренней коммуникации.
Стиль руководства – это сложившиеся особенности реализации руководителем своих распорядительных функций, отражающие восприятие им подчиненных и уровень его личной культуры 1.
Дуглас Мак Грегор приводит интерпретацию стилей руководства, выделяя стиль Х и стиль Y 2:
-
Стиль Х – восприятие подчиненных как массы людей, стремящихся избежать работы, избегающих ответственности, самостоятельности, предпочитающих подчиняться, больше всего стремящихся к защищенности, поэтому их нужно заставлять трудиться, используя угрозы наказания, принуждение, жесткий контроль; -
Стиль Y – руководитель данного стиля исходит из того, что труд есть естественный процесс, присущий человеку; при соответствующих условиях люди не только не избегают ответственности, но и стремятся к ней; если люди приобщены к целям организации и разделяют их как собственные цели, то в своей деятельности они будут прибегать к самоуправлению и самоконтролю, при этом приобщение расценивается как акт доверия и несет функцию вознаграждения; способность к творчеству присуща очень многим людям, и задача руководителя – использовать эти способности.
Интерес также представляет управленческая матрица Р. Блейка и Д. Мутона (ученых Хьюстонского университета). В данной матрице стиль руководства обозначается местом поля, ограниченного осями «забота о производстве» и «забота о людях» см. схема 3.
забота
о людях
9 max внимания высокая ориентация
к людям, min на работу в сочетании
к работе с уважением к людям
«Дом отдыха» «Команда»
Умеренное внимание
5 к работе и людям
«Организация»
незначительное max внимания
внимание к людям к работе, min
1 и работе «Страх к людям « Авторитет-
Перед бедностью» подчинение»
1 5 9
забота о
производстве
Схема 3. Управленческая матрица Р. Блейка и Д. Мутона
Очевидно, что наиболее эффективна будет деятельность в той организации, коллектив которой можно назвать командой. Специалисты отмечают, что для создания продуктивной команды необходимы следующие факторы:
- коллегиальный стиль управления;
- причастность работников к делам и целям организации, достаточная информированность о том, что и почему происходит;
- подбор работников по совместимости;
- постоянный мониторинг групповых процессов;
- методы коллективной «мыследеятельности» (мозговая атака, деловые игры, рассмотрение деловых ситуаций, дискуссии и т.д.) 1
Немаловажную роль также играет коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность – это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия в деловой сфере 2.
В применении к организации различают:
-
Формальные коммуникации, осуществляемые между элементами формальной структуры фирмы:
- вертикальные (нисходящие и восходящие) например,
«руководитель – подчиненный», «рабочая группа –
руководитель», отделы разного уровня в иерархии фирмы;
- горизонтальные (между отделами одного уровня в иерархии
фирмы)
-
Неформальные коммуникации (связанные с неформальными группами и неслужебными вопросами, а также распространение слухов о служебных вопросах).
Среди средств и способов для осуществления внутренней коммуникации можно отметить:
- внутрикорпоративные издания, которые могут выходить с различной периодичностью (еженедельно, ежемесячно и т.д.). В них, как правило, отражают стратегию развития, состояние дел предприятия, ближайшие планы и перспективы, победы и достижения, как на внешнем, так и на внутреннем уровне и т.д.
- организация встреч и собраний руководства с персоналом организации (например, известно из практики больших заводов, где с определенной периодичностью руководитель обходит цеха, и сотрудники могут задать интересующие их вопросы).
Профессионализм руководителя в области управления, обеспечивает стабильный успех и развитие предприятия на основе сочетания интересов потребителей, собственников и сотрудников при приоритете интересов потребителей.
3) Сотрудник – не просто трудовой ресурс, это человек, который стремится реализовать себя как личность. Соответственно перед ним стоит вопрос мотива его трудовой деятельности.
В исследованиях современных зарубежных менеджеров, таких как Десслер Г. и Якокка Л. и отечественных учёных Егоршина А.П. и Одегова Ю.Г., понятие мотивации и стимулирования идентичны. Можно утверждать, что основная роль в деле стимулирования труда, а значит, в четком и бесперебойном функционировании мотивации, принадлежит определённым кадровым механизмам, которыми в совершенстве должен владеть руководитель.
С точки зрения управления, мотивация – это процесс побуждения себя и других для достижения личных целей и целей организации. «Не с собаками, не с обезьянами имеет дело менеджер, а с людьми, только с людьми. Его единственное назначение в качестве руководителя – побуждать к работе других людей», - писал Якокка Ли в своей книге «Карьера менеджера».
Среди основных методов стимулирования выделяют:
-
экономические (денежные поощрения или наказания в виде лишения премий, штрафов, возможность повышения квалификации за счет организации); -
целевой метод (постановка перед подчиненными конкретных и ясных трудовых целей, что повышает их активность); -
метод расширения и обогащения работ, поручение сотруднику более разнообразную, значимую и самостоятельную работу (возможно проведение профессиональных конкурсов среди сотрудников, например, «лучший менеджер месяца», «самый быстрый» и т.д. здесь большое поле для творческого подхода от названия конкурсов до введения своих профессиональных титулов, действующих в данной организации); -
метод соучастия и привлечения работников (сотрудники участвуют в совместном принятии решений, что повышает их активность и удовлетворенность работой)
Таким образом, профессионализм руководителя в области управления, обеспечивает стабильный успех и развитие предприятия на основе сочетания интересов потребителей, собственников и сотрудников при приоритете интересов потребителей.