Файл: 29. Обосновать роль познавательной практической деятельности в развитии и социализации личности ребёнка дошкольного возраста. Охарактеризовать формы организации познавательной практической деятельности в учреждении дошкольного образования, особенности рук.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 318

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Охарактеризуйте виды и типы занятий в детском саду, перечислите нетрадиционные формы проведения занятий.

Вид занятия определяется разделом программы и содержанием занятия:

  • Занятия по предматематическому развитию;

  • Занятия по сенсомоторному развитию (в раннем возрасте);

  • Занятия по физкультуре;

  • Занятия по ознакомлению с искусством и развитию изобразительной деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование);

  • Занятия по развитию общения и речи

  • Музыкальные занятия;

  • Занятия по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя.

  • Подготовка к овладению грамотой (в старшей группе).

Традиционно по дидактическим задачам выделяют три типа занятий:

  • Занятия по усвоению новых знаний и умений;

  • Занятия по закреплению ранее приобретённых знаний и умений;

  • Комбинированные занятия (повторение изученного материала сочетается с получением новых знаний).

В детских садах проводятся занятия классические, т.е. традиционные и нетрадиционные

Нетрадиционные формы проведения занятий.

  1. Интегрированные занятия;

  2. Занятия – труд (посадка лука, дежурим в уголке природы);

  3. Тематические;

  4. Занятие – дидактическая игра (магазин игрушек, чудесный мешочек);

  5. Занятие – творчество (мастерская художника, гончара, мастерская добрых дел);

  6. Занятия – посиделки (строится на фольклорном материале);

  7. Занятие – сказка (строится по сюжету одной сказки);

  8. Занятия – пресс-конференция журналистов (дети задают вопросы космонавту, путешественнику, герою сказки и получают ответы на свои вопросы, затем могут нарисовать то, что их заинтересовало);

  9. Занятие – десант (совместное занятие младших и старших детей);

  10. Занятие комментированного обучения (один из детей или воспитатель говорит вслух и показывает, как он будет выполнять работу, остальные дети молча выполняют такую же работу);

  11. Занятие – путешествие (экскурсовод проводит экскурсию в каком-то месте);

  12. Занятие – открытие (воспитатель предлагает проблемную ситуацию, дети предлагают варианты её решения);

  13. Занятие – эксперимент;

  14. Занятие – сочинение;

  15. Занятие - конкурс (КВН, поле чудес);

  16. Занятие с использованием моделирования;

  17. Занятие – графический рассказ (по изодеятельности);

  18. Занятие – упражнение.

  19. Занятие – комментированного обучения;

  20. Занятие – рисунки-сочинения.


25. Опишите структуру, содержание занятия в детском саду, подготовку воспитателя к занятию.

В занятии выделяют три части: вводную (начало занятия), основную (ход занятия) и заключительную (окончание занятия). Во вводной части сообщают тему занятия, ставят цель занятия, демонстрируют способы работы, используя разнообразные методы (сюрпризный момент, художественное слово, беседа, показ предметов и др.). В основной части проводится работа по реализации поставленных задач, идет процесс обучения детей. В заключительной части воспитатель подводит итог занятия, обобщает и закрепляет знания детей, дает оценку работам детей.

Подготовка воспитателя к занятию состоит в следующем:

  1. Составление перспективного тематического плана занятий на 2 или 4 недели.

  2. Составление конспекта занятия (вид, тема, программное содержание, материал и оборудование, подготовка воспитателя к занятию, предварительная работа с детьми, методы и приемы, ход занятия).

  3. Подготовка материала и оборудования (расстановка столов и стульев, подготовка пособий и игрушек, живых объектов, изготовление необходимого материала и др.);

  4. Подготовка детей к занятию (создание соответствующего настроения, проведение предварительной работы с детьми, организация дежурства, проверка внешнего вида).

  5. Обеспечивает санитарно - гигиенические условия для занятий (проводится влажная уборка, проветривание помещения, правильно размещает столы (свет должен падать спереди или слева), контролирует осанку детей, рассаживает детей с учётом их анатомо - физиологических особенностей: зрения, слуха, роста; не допускает переутомления детей на занятиях )

1. Мораль – в переводе с латыни означает «нравственность».

Мораль – это исторически сформированные и общепринятые эталоны и нормы, которыми люди руководствуются в своем поведении, в отношении к труду, к другим людям, к самому себе, к природе, к Родине.

Мораль – это категория невечная и неизменная. Она носит исторический характер. С изменением и развитием общества изменяется и мораль. Нет единой морали на все времена и для всех народов.

«Представления о добре и зле так часто менялись от одной эпохи к другой, что часто противоречили друг другу», - писал К.Маркс



Мораль – это категория классовая. Каждый антагонистический класс имеет в классовом обществе свою мораль.

Ребёнок не рождается злой, жестокий или добрый. Нравственные качества ему предстоит приобрести. Они формируются у детей с самого раннего детства. Дошкольный возраст – сензитивный период для нравственного воспитания. Следующие особенности ребёнка дают возможность успешно осуществлять нравственное воспитание:

  • Легкая обучаемость;

  • Пластичность нервной системы;

  • Подражательность.

В дошкольные годы ребенок под руководством взрослым приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы поведения. В обществе сверстников между детьми устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают положительный характер. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных привычек поведения.

Нравственное воспитание – целенаправленное воздействие на сознание, чувства и поведения ребенка.

Нравственное развитие личности выступает как процесс активного освоения нравственных ценностей. Это процесс качественных изменений в личности под влиянием многих факторов (наследственности, социальной среды, личного опыта, нравственного воспитания и др.). Это достигнутый личностью уровень нравственной воспитанности.

Нравственное развитие и нравственное воспитание неразрывно связаны. Нравственное развитие выступает как совокупный результат нравственного воспитания.

  1. Пословицы и поговорки о нравственном воспитании:

«Гні дрэва пакуль гнецца, выхоўвай дзіця, пакуль слухаецца”.

“Самая лепшая спадчына – выхаванасць”.

“Дзіця - гэта цеста, як замясіў, так і вырасла”.

“Добрая слава даражэй багацця”.

“Беражы адзенне знову, а гонар змоладу”.

Идеи о решающей роли воспитания в развитии личности выдвигались в педагогике с давних пор. Сенека писал: «Научись сначала добрым привычкам, а потом мудрости, так как без первого трудно научится второму».

Я.А.Коменский выдвигал в формировании ребёнка 3 главные задачи:

  • Познание окружающего мира и самого себя;

  • Стремление к богу;

  • Управление собой (нравственное воспитание).

Он считал главными добродетелями человека мудрость, умеренность, мужественность, справедливость, аккуратность, любовь к труду, вежливость. Коменский писал: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых делах, тот скорей отстает, чем успевает».


И.Г.Песталоцци считал, что главная задача детского воспитательного учреждения - нравственное воспитание. Только оно формирует добродетельный характер и сочувствующее отношение к людям.

Л.Н.Толстой утверждал, что «из всех наук, которые должен знать человек, главная есть наука о том, как жить, чтобы делать как можно меньше зла и как можно больше добра».

К.Д.Ушинский считал, что воспитание – процесс формирования гармонично развитой личности, в котором главное место отводится воспитанию морали. «… Воздействие нравственное составляет главную задачу воспитания, более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы знаниями».

Но если педагоги классики признавали огромную роль нравственности в формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. Мы создаем правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обусловливает необходимость нравственной воспитанности каждого его члена.


3. Гуманизация предполагает возрождение гуманистических принципов, в основе которых положены внимание к личности каждого воспитанника, забота о развитии их положительных сторон, установление человеческого общения между участниками воспитательного процесса. На современном этапе воспитание подрастающего поколения происходит в новых

4. Выделяют 3 группы задач нравственного воспитания:

  1. Формирование нравственного сознания;

  2. Формирование нравственного поведения;

  3. Формирование нравственных чувств.

В первую группу входит формирование нравственных представлений, понятий, суждений. На их основе формируются нравственные убеждения, т.е. высший уровень нравственного сознания. Именно от них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждения характеризуются прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, опыта поведения.

Овладение нравственными представлениями и понятиями – длительный и сложный процесс.

Какие же нравственные представления формируют в дошкольном возрасте? Это представления об отношении к игрушкам, вещам, о нормах, правилах поведения в семье, д/с, общественных местах, взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми и т.д.

Во вторую группу задач входит формирование навыков нравственного поведения:

  • Навыки организованного и дисциплинированного поведения;

  • Навыки положительных взаимоотношений;

  • Навыки самостоятельности;

  • Навыки поддержания порядка и чистоты.

3-я группа задач: формирование нравственных чувств. В чувствах выражаются желания человека, его эмоциональное состояние. От направленности нравственных чувств зависит поведение человека. У детей дошкольного возраста формируют следующие чувства:

  • Гуманные чувства (внимательность, заботливость, доброжелательность, милосердие);

  • Коллективизм;

  • Патриотизм;

  • Волевые чувства (настойчивость, смелость, решительность).

Т.О., в содержание нравственного воспитания включается определенный объем знаний о моральных нормах и правилах, умения и привычки нравственного поведения, нравственные чувства.

Все задачи должны решаться комплексно.

5

Использование данных методов дает эффективный результат лишь при определенных условиях:

  • Любой метод должен быть гуманным, не унижать ребенка, не нарушать его прав;

  • Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения. Нельзя пообещать что-либо, использовать угрозу, а затем забыть выполнить;

  • Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства;

  • Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации;

  • Методы воспитания должны применяться тактично, т.е. воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают;

  • При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

  • Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на каждого конкретного ребенка;

  • Применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости со стороны взрослых;

  • Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Сами по себе положительные поступки взрослых не гарантируют таких же поступков у детей;

  • Методы применяются не изолированно, а в комплексе.