Файл: 29. Обосновать роль познавательной практической деятельности в развитии и социализации личности ребёнка дошкольного возраста. Охарактеризовать формы организации познавательной практической деятельности в учреждении дошкольного образования, особенности рук.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 321
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
одержание труда реализуется в разных формах: поручения , дежурства, коллективный труд.
Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какие-либо трудовые действия.
Виды поручений: индивидуальные, подгрупповые, общие; кратковременные, длительные.
Дежурство - труд одного или нескольких детей в интересах всей группы.
Виды дежурства:по столовой (со 2-ой млд.гр.), по подготовке к занятиям (со средней гр.). в уголке природы (со старшей гр.).
Коллективный труд – это труд, в котором участвует подгруппа детей или вся группа. Способствует формированию коллективных взаимоотношений.
Коллективный труд детей во всех возрастных группах подразделяется по способу объединения детей на: труд рядом; общий; совместный.
Труд рядом организуется с младшего дошкольного возраста. Например, воспитатель предлагает детям протереть свои стульчики. Все дети трудятся одновременно, но процесс и результаты труда отдельных детей не зависят друг от друга. Каждый ребенок действует в индивидуальном темпе, при необходимости, воспитатель показывает некоторым из них приемы выполнения работы. Общий труд – это такой способ, в котором дети объединяются в группы (звенья) и результаты их труда обобщаются. Например, дети убирают полку для пособий одни аккуратно подбирают по цвету карандаши и раскладывают их по коробкам, другие наводят порядок в коробках с пластилином, третьи моют клеенки, четвертые стирают тряпочки. Каждый ребенок выполняет свое задание как часть общего труда. При этом общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполняет свою часть каждый ребенок. Воспитатель дает оценку работы всей группы и отдельных детей.Совместный труд ( только в старшем дошкольном возрасте). Каждый ребёнок выполняет лишь 1 действие, достигнув промежуточный результат, передаёт объект труда другому участнику. (Несколько человек убирают стеллаж для строительного материала: двое детей освобождают полки от строительного материала, протирают их от пыли; двое моют кубики в мыльном растворе; двое полощут и аккуратно складывают их на место).
Принципы обучения – объективные закономерности обучения, исходные положения, которыми руководствуется воспитатель при отборе содержания, форм и методов обучения.
Современная педагогика выдвигает следующие принципы обучения детей дошкольного возраста:
Задача обучения - не просто дать знания, но и сформировать через них правильное отношение к жизни, к окружающей действительности, к труду, к людям. Определяя содержания занятия, воспитатель намечает и воспитательные задачи, которые должны быть решены в ходе занятия.
Обучение не должно ориентироваться только на достигнутый уровень, а всегда опережать его, немного забегая вперёд, чтобы ребёнку нужно было приложить усилия для овладения новым материалом.
Сущность в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность.
Обучение должно опираться на чувственный опыт ребёнка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание.
Предполагает, что усвоение учебного материала идёт в определённом порядке, системе.
Предполагает, что знания должны быть глубоко осмыслены и осознаны, приобретаться путём активной умственной деятельности.
Предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития и подготовленности детей.
Предполагает обучение детей с учётом индивидуальных и возрастных особенностей.
32..Дать классификацию методов обучения дошкольников по источнику получения знаний. Охарактеризовать группу наглядных методов обучения. Перечислить факторы выбора методов обучения
Метод обучения – это способы работы педагога и детей, которые направлены на достижение дидактических задач.
Прием обучения – это составная часть метода, направленная на решение более узкой дидактической задачи.
В дошкольной педагогике принята классификация методовобучения по источнику получения знаний. По данному признаку выделяют следующие группы методов: наглядные, практические, игровые, словесные.
. Практические методы – это такие методы, с помощью которых педагог придаёт познавательной деятельности детей практический характер. К практическим методам относятся: упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.
Игровые методы обучения вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебные задачи. К игровым методам относят: дидактические игры, подвижные игры, театрализованные игры, сюрпризный момент, введение элементов соревнования, создание игровых ситуаций.
Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути её решения. К словесным методам относятся: рассказ воспитателя, беседа, чтение художественных произведений, а также словесные приёмы: вопросы, указания, объяснение, педагогическая оценка, самооценка детьми результатов своей деятельности.
Наглядные методы направлены на формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира. К наглядным методам обучения относятся: наблюдение, демонстрация наглядных пособий
Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдение занимает ведущее место на прогулках, экскурсиях, занятиях по ознакомлению детей с живыми объектами.. Условия для наблюдений: правильный выбор места наблюдения; рациональная расстановка детей; участие в восприятии объектов возможно большего количества органов чувств, что обеспечивает лучшее запоминание знаний; обращать внимание детей на главные, характерные качества и не отвлекать внимание детей на мелкие, неважные детали.
Демонстрация (рассматривание) наглядных пособий (предметов, картин, репродукций, слайдов, схем, видеофильмов). Наглядные средства дают ребёнку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. При рассматривании предметов обращают внимание на название предметов, их цвет, форму, величину, назначение, определяют пространственное размещение, сравнивают предметы по отдельным признакам, в старшей группе обращают внимание на материал, связи между назначением и материалом, свойствами и структурой. При
рассматривании картин осуществляется уточнение, расширение, углубление представлений об окружающем мире. В учреждении дошкольного образования используют разные виды картин: специально созданные дидактические картины (серии «Домашние животные», «Дикие животные», «Наша Таня», «Кем быть», «Мы играем»), репродукции картин известных художников («Грачи прилетели» А.К. Саврасова, «Алёнушка» В.М.Васнецова, «Золотая осень» И.И.Левитана и другие), книжная графика (иллюстрации к книге), предметные картинки («Игрушки», «Транспорт», «Наш город и др.) Требования к картинам: должны реально отражать действительность, соответствовать возрасту и уровню развития детей; должны быть высокохудожественными, большими по размеру. К наглядным приёмам обучения относятся: показ способов действий, показ образца. Показ способов действия используется на физкультурном, музыкальном занятиях, на занятии по изобразительной деятельности. Показ действий сопровождается объяснением, которое должно быть выразительным, лаконичным. Показ осуществляется на уровне глаз детей. Показ бывает полным и частичным. Со среднего возраста показ может осуществлять ребенок. Показ образца используется на занятиях по изодеятельности, труду. В качестве образца используют предметы, игрушки, муляжи, предметы декоративно-прикладного искусства, картины, иллюстрации, образцы, сделанные воспитателем. Образец должен быть большим по размеру, красивым. Выбор методов и приемов обучения зависит от следующих факторов: от содержания и задач обучения; от возраста детей; от наличия необходимого материала; от подготовки и уровня развития детей; от опыта и мастерства воспитателя. Целенаправленно выбирая методы и приёмы обучения детей, педагог обеспечивает более высокое качество знаний, умений, навыков. Практические методы – это методы, с помощью которых педагог придаёт познавательной деятельности детей практический характер. Практические методы помогают организовать активную деятельность детей на занятии и способствуют овладению умениями и навыками, усвоению знаний. К практическим методам относятся: упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.
. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий. Виды упражнений:
Основные правила проведения упражнений:
Контроль со стороны педагога;
Опыты и экспериментирование – это воздействие на объект с целью познания его скрытых признаков. Этапы опыта:
Опыты начинают проводить со средней группы, но в младшем возрасте этот метод используется как поисковые действия детей.
Моделирование – процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях и связях объектов. В основе моделирования лежит принцип замещения (реальный предмет замещается на другой предмет, картинку, условный знак).
Виды моделей:
Охарактеризуйте группу игровых методов обучения, перечислите мотивы выбора методов обучения.
Игровые методы предусматривают использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами (вопросами, указаниями, объяснениями). Игровые методы обучения вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.
. К игровым методам относятся:
Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какие-либо трудовые действия.
Виды поручений: индивидуальные, подгрупповые, общие; кратковременные, длительные.
Дежурство - труд одного или нескольких детей в интересах всей группы.
Виды дежурства:по столовой (со 2-ой млд.гр.), по подготовке к занятиям (со средней гр.). в уголке природы (со старшей гр.).
Коллективный труд – это труд, в котором участвует подгруппа детей или вся группа. Способствует формированию коллективных взаимоотношений.
Коллективный труд детей во всех возрастных группах подразделяется по способу объединения детей на: труд рядом; общий; совместный.
Труд рядом организуется с младшего дошкольного возраста. Например, воспитатель предлагает детям протереть свои стульчики. Все дети трудятся одновременно, но процесс и результаты труда отдельных детей не зависят друг от друга. Каждый ребенок действует в индивидуальном темпе, при необходимости, воспитатель показывает некоторым из них приемы выполнения работы. Общий труд – это такой способ, в котором дети объединяются в группы (звенья) и результаты их труда обобщаются. Например, дети убирают полку для пособий одни аккуратно подбирают по цвету карандаши и раскладывают их по коробкам, другие наводят порядок в коробках с пластилином, третьи моют клеенки, четвертые стирают тряпочки. Каждый ребенок выполняет свое задание как часть общего труда. При этом общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполняет свою часть каждый ребенок. Воспитатель дает оценку работы всей группы и отдельных детей.Совместный труд ( только в старшем дошкольном возрасте). Каждый ребёнок выполняет лишь 1 действие, достигнув промежуточный результат, передаёт объект труда другому участнику. (Несколько человек убирают стеллаж для строительного материала: двое детей освобождают полки от строительного материала, протирают их от пыли; двое моют кубики в мыльном растворе; двое полощут и аккуратно складывают их на место).
22. Охарактеризуйте систему принципов обучения в педагогике.
Принципы обучения – объективные закономерности обучения, исходные положения, которыми руководствуется воспитатель при отборе содержания, форм и методов обучения.
Современная педагогика выдвигает следующие принципы обучения детей дошкольного возраста:
-
Принцип воспитывающего характера обучения;
Задача обучения - не просто дать знания, но и сформировать через них правильное отношение к жизни, к окружающей действительности, к труду, к людям. Определяя содержания занятия, воспитатель намечает и воспитательные задачи, которые должны быть решены в ходе занятия.
-
Принцип развивающего характера обучения;
Обучение не должно ориентироваться только на достигнутый уровень, а всегда опережать его, немного забегая вперёд, чтобы ребёнку нужно было приложить усилия для овладения новым материалом.
-
Принцип научности;
Сущность в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность.
-
Принцип наглядности обучения;
Обучение должно опираться на чувственный опыт ребёнка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание.
-
Принцип систематичности и последовательности обучения;
Предполагает, что усвоение учебного материала идёт в определённом порядке, системе.
-
Принцип активности и сознательности обучения;
Предполагает, что знания должны быть глубоко осмыслены и осознаны, приобретаться путём активной умственной деятельности.
-
Принцип доступности обучения;
Предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития и подготовленности детей.
-
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении.
Предполагает обучение детей с учётом индивидуальных и возрастных особенностей.
32..Дать классификацию методов обучения дошкольников по источнику получения знаний. Охарактеризовать группу наглядных методов обучения. Перечислить факторы выбора методов обучения
Метод обучения – это способы работы педагога и детей, которые направлены на достижение дидактических задач.
Прием обучения – это составная часть метода, направленная на решение более узкой дидактической задачи.
В дошкольной педагогике принята классификация методовобучения по источнику получения знаний. По данному признаку выделяют следующие группы методов: наглядные, практические, игровые, словесные.
. Практические методы – это такие методы, с помощью которых педагог придаёт познавательной деятельности детей практический характер. К практическим методам относятся: упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.
Игровые методы обучения вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебные задачи. К игровым методам относят: дидактические игры, подвижные игры, театрализованные игры, сюрпризный момент, введение элементов соревнования, создание игровых ситуаций.
Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути её решения. К словесным методам относятся: рассказ воспитателя, беседа, чтение художественных произведений, а также словесные приёмы: вопросы, указания, объяснение, педагогическая оценка, самооценка детьми результатов своей деятельности.
Наглядные методы направлены на формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира. К наглядным методам обучения относятся: наблюдение, демонстрация наглядных пособий
Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдение занимает ведущее место на прогулках, экскурсиях, занятиях по ознакомлению детей с живыми объектами.. Условия для наблюдений: правильный выбор места наблюдения; рациональная расстановка детей; участие в восприятии объектов возможно большего количества органов чувств, что обеспечивает лучшее запоминание знаний; обращать внимание детей на главные, характерные качества и не отвлекать внимание детей на мелкие, неважные детали.
Демонстрация (рассматривание) наглядных пособий (предметов, картин, репродукций, слайдов, схем, видеофильмов). Наглядные средства дают ребёнку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. При рассматривании предметов обращают внимание на название предметов, их цвет, форму, величину, назначение, определяют пространственное размещение, сравнивают предметы по отдельным признакам, в старшей группе обращают внимание на материал, связи между назначением и материалом, свойствами и структурой. При
рассматривании картин осуществляется уточнение, расширение, углубление представлений об окружающем мире. В учреждении дошкольного образования используют разные виды картин: специально созданные дидактические картины (серии «Домашние животные», «Дикие животные», «Наша Таня», «Кем быть», «Мы играем»), репродукции картин известных художников («Грачи прилетели» А.К. Саврасова, «Алёнушка» В.М.Васнецова, «Золотая осень» И.И.Левитана и другие), книжная графика (иллюстрации к книге), предметные картинки («Игрушки», «Транспорт», «Наш город и др.) Требования к картинам: должны реально отражать действительность, соответствовать возрасту и уровню развития детей; должны быть высокохудожественными, большими по размеру. К наглядным приёмам обучения относятся: показ способов действий, показ образца. Показ способов действия используется на физкультурном, музыкальном занятиях, на занятии по изобразительной деятельности. Показ действий сопровождается объяснением, которое должно быть выразительным, лаконичным. Показ осуществляется на уровне глаз детей. Показ бывает полным и частичным. Со среднего возраста показ может осуществлять ребенок. Показ образца используется на занятиях по изодеятельности, труду. В качестве образца используют предметы, игрушки, муляжи, предметы декоративно-прикладного искусства, картины, иллюстрации, образцы, сделанные воспитателем. Образец должен быть большим по размеру, красивым. Выбор методов и приемов обучения зависит от следующих факторов: от содержания и задач обучения; от возраста детей; от наличия необходимого материала; от подготовки и уровня развития детей; от опыта и мастерства воспитателя. Целенаправленно выбирая методы и приёмы обучения детей, педагог обеспечивает более высокое качество знаний, умений, навыков. Практические методы – это методы, с помощью которых педагог придаёт познавательной деятельности детей практический характер. Практические методы помогают организовать активную деятельность детей на занятии и способствуют овладению умениями и навыками, усвоению знаний. К практическим методам относятся: упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.
. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий. Виды упражнений:
-
Подражательные - дети выполняют упражнение, подражая педагогу (упражнение на развитие артикуляционного аппарата, на закрепление культурно - гигиенических навыков и др.)
-
Конструктивные – ребёнок переносит ранее усвоенные способы действий на новое содержание (малыши упражнялись в рисовании «клубочков», потом в рисовании воздушных шариков) -
Творческие – требуют комбинирования знаний и умений, которыми ребёнок владеет(старшие дети упражняются в составлении загадок, в придумывании концовки к сказке, рассказу)
Основные правила проведения упражнений:
-
Четкость и ясность постановки учебной задачи; -
Показ способов выполнения действий с одновременным словесным пояснением
Контроль со стороны педагога;
-
Многократное повторение упражнений в разных видах деятельности; постепенное усложнение с учетом меры посильности;
Опыты и экспериментирование – это воздействие на объект с целью познания его скрытых признаков. Этапы опыта:
-
Постановка воспитателем познавательной задачи, требующей разрешения; -
Изменение условий, преобразование ситуации; -
Фиксирование изменений, произошедших в объекте; -
Анализ полученных данных и разрешение задачи.
Опыты начинают проводить со средней группы, но в младшем возрасте этот метод используется как поисковые действия детей.
Моделирование – процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях и связях объектов. В основе моделирования лежит принцип замещения (реальный предмет замещается на другой предмет, картинку, условный знак).
Виды моделей:
-
Предметная модель (технические игрушки, модели построек); -
Предметно-схематическая модель (календарь природы, план комнаты, схемы маршрутов, чертежи, выкройки); -
Графические модели (обобщенно передают разные виды отношений).
Охарактеризуйте группу игровых методов обучения, перечислите мотивы выбора методов обучения.
Игровые методы предусматривают использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами (вопросами, указаниями, объяснениями). Игровые методы обучения вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.
. К игровым методам относятся:
-
Дидактические игры (велика их роль в младших группах. Дети играют с дидактическими игрушками: матрёшками, башенками. Дидактические игры могут занимать основную часть занятия с дидактической куклой: »Уложим куклу спать», «Накормим куклу», »Оденем куклу на прогулку». В средней и старшей группах дидактическая игра является одной из частей занятия или средством обучения в повседневной жизни) -
Подвижные игры; -
Театрализованные игры (инсценировки коротких рассказов, стихотворений, элементы драматизации включаются в разные виды занятий) -
Введение элементов соревнования (эстафеты, игры типа «Кто быстрее?») -
Сюрпризный момент ( внезапное появление объектов, игрушек). -
Создание игровых ситуаций («Научим Незнайку чистить зубы», «Покажем мишке наши игрушки»)