Файл: 29. Обосновать роль познавательной практической деятельности в развитии и социализации личности ребёнка дошкольного возраста. Охарактеризовать формы организации познавательной практической деятельности в учреждении дошкольного образования, особенности рук.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 297
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экспериментальный учебный план учреждения дошкольного образования апробируется в учреждении дошкольного образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность.
Индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения дошкольного образования воспитанниками с учетом их возможностей, способностей и потребностей, а также воспитанниками, время пребывания которых в учреждении образования уменьшено по желанию их законных представителей.
Индивидуальные учебные планы разрабатываются учреждениями образования на основе типового учебного плана дошкольного образования и утверждаются руководителями учреждений образования;
Перечень нормативно - правовых документов в области образования РБ, пособий, практического материала к государственному экзамену по дисциплине «Педагогика» 2014 -2015 учебный года
1.Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. « О правах ребёнка».
2.Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г.
3.Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011г. № 150 «Об утверждении положения об учреждении дошкольного образования
4.Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 14 мая 2011 г. «Об утверждении программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении».
5..Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013г. «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования».
6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования».
7.Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2014/2015 учебному году от 28.06.2014 г.
6. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. (5 экз.,)
7.Образовательные стандарты дошкольного образования. – Минск, 2012.
8.Типовая учебная программа по дисциплине «Педагогика».- Минск: РИПО, 2003. (5 экз.)
9. Игрушки для детей раннего и дошкольного возраста,
10.Приложение к билету №3. «Перечень качеств личности».
11..Приложение к билету №5. «Конспект игры – занятия для воспитанников первой младшей группы учреждения дошкольного образования. Схема анализа конспекта игры – занятия».
12.Приложение к билету №13. «Перспективно – календарный тематический план образовательной работы. Схема анализа перспективно – календарного тематического плана образовательной работы».
13. Приложение к билету №15. «Лист адаптации ребёнка к учреждению дошкольного образования».
14. Приложение к билету №18 . « Конспект занятия, построенного в нетрадиционной форме, для воспитанников одной из возрастных групп учреждения дошкольного образования. Схема анализа конспекта занятия»..
15.Приложение к билету №22. «Рекомендации для родителей по созданию в семье условий для режиссёрских игр. Схема анализа рекомендаций».
16.Приложение к билету №23. «Перечень детских вопросов».
17.Приложение к билету №24. «Серия учебных наглядных пособий для педагогов учреждений дошкольного образования «Умней – ка!» - Минск: Жаскон, 2012».
18.Канцелярские принадлежности: бумага формата А-4, маркеры.
42. Обосновать актуальность проблемы воспитания в духе мира и всемирной гражданственности воспитанников учреждений дошкольного образования. Раскрыть методику воспитания у детей толерантного отношения к людям других национальностей.
Всемирная гражданственность– это принадлежность к народам планеты Земля. Толерантность – уважительное, терпимое отношение к народам других национальностей.
Необходимость формирования уважения к людям другой национальности, культуры общения с ними, диктуется многонациональностью общества, встречающимися со стороны взрослых проявлениями негативного отношения к представителям тех или иных народов. В учебной программе дошкольного образования поставлены следующие задачи по воспитанию детей в духе мира и всемирной гражданственности: формировать представления о человечестве как семье на планете Земля; формировать представления о жизни людей в разных странах земного шара, формировать доброжелательный интерес к жизни, играм, сказкам, песням людей разных стран; воспитывать желание жить в мире с другими народами. Основной путь воспитания дошкольников в духе мира и всемирной гражданственности – это приобщение детей к культуре разных народов. Детям дошкольного возраста ( по мнению Э.К.Сусловой) доступен следующий примерный объём знаний о других народах: название народа или национальности; место и условия его проживания; труд людей; быт (жилище, предметы быта, национальные кушанья, обычаи, традиции); язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, загадки, игры и игрушки, музыка);
искусство (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства). Э.К.Суслова предлагает :
1. Знакомить детей дошкольного возраста с четырьмя-пятью народами. Выбирая, с какими народами знакомить детей, педагог должен учитывать национальный состав группы, ближайшее национальное окружение,.
2.Ознакомление детей с другим народом лучше начинать с того народа, с представителями которого дети имеют возможность встречаться в детском саду.
3. Не рекомендуется знакомить детей одновременно с двумя народами, так как знания у детей могут перепутаться.
4. Ознакомление с другими народами необходимо проводить на примере контрастных народов (Прибалтика – Закавказье).
Для ознакомления детей с жизнью других народов используют рассматривание иллюстраций, видеофильмов, картин, фотографий о жизни других народов; рассматривание национальной куклы, предметов быта, искусства, одежды; национальных символов; географической карты с очертаниями государства; полезных ископаемых, которыми богата страна; чтение художественных произведений национальных писателей, рассказывание народных сказок, заучивание стихов, разучивание народных игр, приготовление несложных национальных блюд, изготовление подарков, сувениров для своих друзей из других стран, составление писем в другие страны. На время ознакомления детей с каким-то государством в группе организуется выставка национальных экспонатов (флаг, герб, предметы искусства, национальная кукла)
1: Сущность понятий «всемирная гражданственность», «толерантность»; актуальность проблемы воспитания детей в духе мира и всемирной гражданственности.
2Программные задачи по воспитания детей в духе мира и всемирной гражданственности.
3Методика воспитания у детей дошкольного возраста толерантного отношения к людям других национальностей.
Литература
М.И.Богомолова Интернациональное воспитание дошкольников
Р.И.Жуковская В семье единой// Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова Родной край / Под ред. C.А.Козловой.- М., 1990.
Л.А.Панько Выхаванне дзяцей у духу міра і сусветнай грамадзянкасці//Пралеска,1992, № 11.
Э.К.Суслова Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание,1990,№6.
Э.К.Суслова Когда живется дружно, что может лучше быть?// Дошкольное воспитание,1991,№11 – 12.
Э.К.Суслова Художественная литература как средство воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей // Дошкольное воспитание, 1991, №9.
Э.К.Суслова, В.Д.Боткарь Игры – драматизации – основа знакомства с культурой других народов // дошкольное воспитание, 1994, № 3.
Раздел 6. Ребенок и система непрерывного образования. Преемственность семьи, детского сада и школы.
Семья – это небольшая группа людей, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны между собой общностью быта, совместным проживанием, взаимной помощью и моральной ответственностью друг за друга.
Семейное воспитание в широком смысле слова – одна из древних форм социализации и воспитания детей, органически соединяющая объективное влияние национальной культуры, традиций, нравов, семейно-бытовых условий и взаимодействие родителей с детьми, в процессе которого происходит полноценное развитие и становление их личности.
Семейное воспитание в узком смысле слова - взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственно-интимной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующие созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в полноценном развитии и саморазвитии личности ребенка.
Внешние факторы, влияющие на семейное воспитание (Чечет В.В. с. 26-29):
Внутренние факторы:
По выражению В.А.Сухомлинского, семья – это та первичная среда, где ребенок
Права и обязанности воспитателей.
Профессиональные обязанности воспитателя:
Индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения дошкольного образования воспитанниками с учетом их возможностей, способностей и потребностей, а также воспитанниками, время пребывания которых в учреждении образования уменьшено по желанию их законных представителей.
Индивидуальные учебные планы разрабатываются учреждениями образования на основе типового учебного плана дошкольного образования и утверждаются руководителями учреждений образования;
Перечень нормативно - правовых документов в области образования РБ, пособий, практического материала к государственному экзамену по дисциплине «Педагогика» 2014 -2015 учебный года
1.Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. « О правах ребёнка».
2.Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г.
3.Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011г. № 150 «Об утверждении положения об учреждении дошкольного образования
4.Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 14 мая 2011 г. «Об утверждении программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении».
5..Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013г. «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования».
6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования».
7.Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2014/2015 учебному году от 28.06.2014 г.
6. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. (5 экз.,)
7.Образовательные стандарты дошкольного образования. – Минск, 2012.
8.Типовая учебная программа по дисциплине «Педагогика».- Минск: РИПО, 2003. (5 экз.)
9. Игрушки для детей раннего и дошкольного возраста,
10.Приложение к билету №3. «Перечень качеств личности».
11..Приложение к билету №5. «Конспект игры – занятия для воспитанников первой младшей группы учреждения дошкольного образования. Схема анализа конспекта игры – занятия».
12.Приложение к билету №13. «Перспективно – календарный тематический план образовательной работы. Схема анализа перспективно – календарного тематического плана образовательной работы».
13. Приложение к билету №15. «Лист адаптации ребёнка к учреждению дошкольного образования».
14. Приложение к билету №18 . « Конспект занятия, построенного в нетрадиционной форме, для воспитанников одной из возрастных групп учреждения дошкольного образования. Схема анализа конспекта занятия»..
15.Приложение к билету №22. «Рекомендации для родителей по созданию в семье условий для режиссёрских игр. Схема анализа рекомендаций».
16.Приложение к билету №23. «Перечень детских вопросов».
17.Приложение к билету №24. «Серия учебных наглядных пособий для педагогов учреждений дошкольного образования «Умней – ка!» - Минск: Жаскон, 2012».
18.Канцелярские принадлежности: бумага формата А-4, маркеры.
42. Обосновать актуальность проблемы воспитания в духе мира и всемирной гражданственности воспитанников учреждений дошкольного образования. Раскрыть методику воспитания у детей толерантного отношения к людям других национальностей.
Всемирная гражданственность– это принадлежность к народам планеты Земля. Толерантность – уважительное, терпимое отношение к народам других национальностей.
Необходимость формирования уважения к людям другой национальности, культуры общения с ними, диктуется многонациональностью общества, встречающимися со стороны взрослых проявлениями негативного отношения к представителям тех или иных народов. В учебной программе дошкольного образования поставлены следующие задачи по воспитанию детей в духе мира и всемирной гражданственности: формировать представления о человечестве как семье на планете Земля; формировать представления о жизни людей в разных странах земного шара, формировать доброжелательный интерес к жизни, играм, сказкам, песням людей разных стран; воспитывать желание жить в мире с другими народами. Основной путь воспитания дошкольников в духе мира и всемирной гражданственности – это приобщение детей к культуре разных народов. Детям дошкольного возраста ( по мнению Э.К.Сусловой) доступен следующий примерный объём знаний о других народах: название народа или национальности; место и условия его проживания; труд людей; быт (жилище, предметы быта, национальные кушанья, обычаи, традиции); язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, загадки, игры и игрушки, музыка);
искусство (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства). Э.К.Суслова предлагает :
1. Знакомить детей дошкольного возраста с четырьмя-пятью народами. Выбирая, с какими народами знакомить детей, педагог должен учитывать национальный состав группы, ближайшее национальное окружение,.
2.Ознакомление детей с другим народом лучше начинать с того народа, с представителями которого дети имеют возможность встречаться в детском саду.
3. Не рекомендуется знакомить детей одновременно с двумя народами, так как знания у детей могут перепутаться.
4. Ознакомление с другими народами необходимо проводить на примере контрастных народов (Прибалтика – Закавказье).
Для ознакомления детей с жизнью других народов используют рассматривание иллюстраций, видеофильмов, картин, фотографий о жизни других народов; рассматривание национальной куклы, предметов быта, искусства, одежды; национальных символов; географической карты с очертаниями государства; полезных ископаемых, которыми богата страна; чтение художественных произведений национальных писателей, рассказывание народных сказок, заучивание стихов, разучивание народных игр, приготовление несложных национальных блюд, изготовление подарков, сувениров для своих друзей из других стран, составление писем в другие страны. На время ознакомления детей с каким-то государством в группе организуется выставка национальных экспонатов (флаг, герб, предметы искусства, национальная кукла)
1: Сущность понятий «всемирная гражданственность», «толерантность»; актуальность проблемы воспитания детей в духе мира и всемирной гражданственности.
2Программные задачи по воспитания детей в духе мира и всемирной гражданственности.
3Методика воспитания у детей дошкольного возраста толерантного отношения к людям других национальностей.
Литература
М.И.Богомолова Интернациональное воспитание дошкольников
Р.И.Жуковская В семье единой// Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова Родной край / Под ред. C.А.Козловой.- М., 1990.
Л.А.Панько Выхаванне дзяцей у духу міра і сусветнай грамадзянкасці//Пралеска,1992, № 11.
Э.К.Суслова Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание,1990,№6.
Э.К.Суслова Когда живется дружно, что может лучше быть?// Дошкольное воспитание,1991,№11 – 12.
Э.К.Суслова Художественная литература как средство воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей // Дошкольное воспитание, 1991, №9.
Э.К.Суслова, В.Д.Боткарь Игры – драматизации – основа знакомства с культурой других народов // дошкольное воспитание, 1994, № 3.
Раздел 6. Ребенок и система непрерывного образования. Преемственность семьи, детского сада и школы.
Семья – это небольшая группа людей, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны между собой общностью быта, совместным проживанием, взаимной помощью и моральной ответственностью друг за друга.
Семейное воспитание в широком смысле слова – одна из древних форм социализации и воспитания детей, органически соединяющая объективное влияние национальной культуры, традиций, нравов, семейно-бытовых условий и взаимодействие родителей с детьми, в процессе которого происходит полноценное развитие и становление их личности.
Семейное воспитание в узком смысле слова - взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственно-интимной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующие созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в полноценном развитии и саморазвитии личности ребенка.
Внешние факторы, влияющие на семейное воспитание (Чечет В.В. с. 26-29):
-
Воздействие политических, социально-экономических и экологических условий -
Углубление процессов возрастающей технизации и беспредельного материального потребительства. -
Увеличение численности разводов и одновременно уменьшение численности браков. -
Резкое снижение рождаемости и увеличение смертности взрослого и детского населения. -
Появление новых путей и форм интеграции семьи, детского сада, школы, государственных и общественных организаций.
Внутренние факторы:
-
Жилищные и материально-бытовые условия семьи. -
Структура семьи и ее количественный состав. -
Наличие в семье обоих родителей. -
Отношение родителей к детям. -
Выполнение родителями функций материнства и отцовства. -
Духовное единство семьи. -
Моральное единство семьи. -
Трудовой характер семьи, атмосфера трудолюбия. -
Авторитет родителей. -
Семейные традиции, обычаи и обряды. -
Культура общения родителей с детьми. -
Уровень педагогической культуры родителей.
По выражению В.А.Сухомлинского, семья – это та первичная среда, где ребенок
Права и обязанности воспитателей.
Профессиональные обязанности воспитателя: