Файл: 29. Обосновать роль познавательной практической деятельности в развитии и социализации личности ребёнка дошкольного возраста. Охарактеризовать формы организации познавательной практической деятельности в учреждении дошкольного образования, особенности рук.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 319
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обосновать сущность игры, её функции. Проанализировать разные подходы к классификации детских игр. Дать характеристику видам детских игр в современной педагогической классификации.
Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр.
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Такой подход лег в основу традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Так, детские игры делят на две группы:
Игры
С открытыми правилами
Творческие
В творческих играх подчеркивается их главная особенность – самостоятельный характер. К творческим играм относят игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность: сюжетно-ролевые, театрализованные, , режиссерские, строительно-конструктивные. В творческих играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни. Действия и поведение играющих определяются сюжетом и ролью, правила содержатся в них в скрытом виде.
Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами. В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две группы –
дидактические и подвижные. Дидактические, в свою очередь, подразделяются по содержанию (математические, речевые, экологические и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные). Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней и большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с бегом и тд.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.). К данной группе относятся также большинство развивающих интеллектуальных, музыкальных игр, игр-забав, аттракционов и др.
Охарактеризуйте особенности руководства творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников.
В руководстве творческими сюжетно-ролевыми играми детей перед воспитателем стоят две основные задачи: 1) развитие игры как деятельности, 2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания за счет обогащения детских впечатлений, обучения игровым действиям, правильному подбору игрового материала. Схема руководства сюжетно-ролевой игрой
Д оигровой этап игровой этап
Цель: обогащение впечатлений детей.
Методы и приемы: наблюдение,
рассматривание картин,
чтение художественных произведений,
экскурсии,
беседы
Цель: подбор игрушек и игрового материала:
сюжетные игрушки,
строительный материал,
бросовый материал,
предметы-заместители
Цель: развитие
замысла
Цель: развитие
взаимо
отношений
Цель: обучение игровым действиям.
Методы и приемы: дидактические игры («Напоим куклу чаем»),
показ воспитателем игровых действий,
беседа «Кто во что играет?»
внесение игрушек,
совет, вопрос,
игровое обращение,
наблюдение за игрой детей,
ролевое участие воспитателя в игре, участие в сговоре на игру, разъяснение, предложение новой темы игры
Приемы руководства делят на косвенные и прямые. Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игрового материала, т.е. без непосредственного вмешательства в игру. Прямые приемы руководства дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих.
25.Обосновать роль игрушки в жизни ребёнка. Охарактеризовать виды игрушек для детей дошкольного возраста. Раскрыть особенности белорусской народной игрушки, её основные виды и функции.
Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей. Использование её содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отражённым в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения, умения согласовывать свои действия,
Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются.
1. Сюжетные (образные) игрушки – это прототипы, образы предметов, используются в основном в сюжетно-ролевых играх. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки), посуда, мебель и др.
2. Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. К ним относятся мозаики, настольные и печатные игры. Среди ни много и народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары и др.
3. Игрушки-забавы, «веселые игрушки» по определению Е.А.Флериной, используются для развлечения детей. Это смешные фигурки людей, животных: кувыркающийся клоун, бодающиеся козлики, «дергунчики», клюющие курочки и т,д,. Эти игрушки помогают воспитателю установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от переживаний.
4. Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развития координации движений (волчки, обручи, серсо, мячи), на развитие навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, коньки, ролики, самокаты), для коллективных игр (настольные баскетбол, хоккей, пинг-понг).
5. Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, гармошки, барабаны, дудки, музыкальные шкатулки, пианино, наборы колокольчиков и др.
6. Театрализованные игрушки – это куклы - театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, декорации, маски и др.
7. Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов. К ним относят: игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во многих игрушках используется электронные устройства, заводные, инерционные двигатели.
8. Строительные и конструктивные материалы. Наборы строительных материалов – это комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Конструкторы – наборы деталей, крепежных элементов и инструментов для сборки различных конструкций.
9. Игрушки-самоделки изготавливаются детьми, воспитателями, родителями. В основе их изготовления лежит художественный труд. Изготавливают их из разных материалов: бумаги, картона, ниток, пенопласта, бросового и природного материала.
Традиционная белорусская игрушка представлена следующим ассортиментом: погремушки, подвески, напольные каталки на палочках и верёвочках, игрушечные орудия труда, лодочки из коры деревьев, кукла, свистульки в виде коня, птиц, баранов, медведей; глиняная игрушечная посуда, Игрушки делали из простых и доступных материалов: глины, дерева, соломы, овощей - картофеля, огурцов, тыквы, в которые втыкались палочки разной длины и получались фигурки разных животных.
Характерной особенностью многих традиционных игрушек была их магическая, оберегающая функция, Игрушки должны были оберегать детей от злых духов своим видом и звуком, поэтому глиняные игрушки были одновременно и свистульками. Куклы были с белыми лицами, так как такая игрушка считалась неживым предметом, и в неё не мог вселиться злой дух, чтобы принести зло ребёнку. Знакомить детей с народными игрушками можно разными путями: организовать встречу с народным мастером, просмотр альбомов, репродукций; участие детей в изготовлении рукотворных игрушек из глины, дерева, соломы; познакомить с экспозицией ближайшего музея.
26. Проанализировать своеобразие труда детей дошкольного возраста. Охарактеризовать задачи, содержание, средства трудового воспитания дошкольников.
Труд детей во многом отличается от труда взрослых.: ребенок в отличие от взрослых не создает в своем труде общественно значимые материальные ценности
; труд детей носит воспитывающий характер; труд детей тесно связан с игрой. трудовые умения и навыки не являются профессиональными; труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер; трудовая деятельность детей находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого в труде, за труд ребёнок не получает материальное вознаграждение
Трудовое воспитание – целенаправленное взаимодействие взрослых и детей с целью решения задач трудового воспитания: формировать трудовые умения и навыки в разных видах труда;; формировать навыки организации своей и общей работы; формировать положительное отношение к труду, основы трудолюбия; воспитание нравственно-волевых качеств личности; воспитание положительного отношения к людям труда; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми в труде
Для осуществления задач трудового воспитания используются следующие средства:
1. собственная трудовая деятельность детей - основное средство трудового воспитания, так как в ней дети обучаются конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата.
2.ознакомление с трудом взрослых, Это средство помогает расширить представления о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду.
3. художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство .С их помощью у детей можно вызвать интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.
27.Охарактеризовать виды и формы организации трудовой деятельности воспитанников учреждения дошкольного образования. Объяснить особенности организации коллективного труда в разных возрастных группах.
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на 4 вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной и художественный труд; зарождается умственный труд.
Самообслуживание – труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры.
Хозяйственно-бытовой труд – труд по поддержанию чистоты и порядка в помещении, на участке,
Труд в природе – это труд в уголке природы, саду и огороде
Ручной и художественный труд – труд по изготовлению поделок из природного и бросового материала; ремонт книг, коробок, рукоделие.
С