Файл: 29. Обосновать роль познавательной практической деятельности в развитии и социализации личности ребёнка дошкольного возраста. Охарактеризовать формы организации познавательной практической деятельности в учреждении дошкольного образования, особенности рук.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 303

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


9. Раскрыть сущность цели воспитания подрастающего поколения, ее социальную обусловленность. Сформулировать цель и задачи воспитания в современном обществе.

Важной проблемой педагогики является разработка и обоснование целей воспитания Цель воспитания – это ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности человека Цели воспитания различают идеальные и реальные. Идеальная цель – это нереальная цель, это наивысшие достижения в деятельности, которых достичь невозможно. Идеальная цель воспитания появилась в те времена, когда человечество стало задумываться над воспитанием подрастающего поколения, Идеальной целью воспитания является воспитание всесторонне развитой гармоничной личности. Идеальная цель неизменна; она помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности; в ней заложена вера в возможности человека.

Реальная цель – такая цель, которая может быть реализована в конкретном обществе и по отношению к конкретным людям. Реальные цели изменяются; носят исторический характер; всегда социально заданы, так как определяются обществом и направлены на удовлетворение потребностей общества в тех или иных качествах человека. При разработке реальной цели воспитания учитываются особенности внутренней и внешней политики государства, особенности культуры, быта, традиции, географическое положение. Цель воспитания на современном этапе развития общества – разностороннее развитие личности в соответствии с индивидуальными особенностями личности и потребностями общества. Согласно образовательным стандартам дошкольного образования современная реальная цель воспитания - формирование разносторонне развитой, творческой личности воспитанника, в том числе формирование у него нравственных норм и социального опыта.

Термин «разностороннее развитие» отличается от термина «всестороннее развитие» тем, что не все стороны личности развиваются одинаково глубоко, так как человек не может быть талантлив во всех областях, но при воспитании развиваются прежде всего те направления, для которых у ребенка есть показания (задатки, интерес). Цель воспитания включает следующее содержание: физическое, познавательное, социально – нравственное и личностное, речевое, эстетическое развитие индивида. Цель воспитания – это система решаемых воспитанием задач. Цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна, а задач много.


Задачи физического воспитания. Оздоровительные задачи: охрана жизни и укрепление здоровья; всестороннее физическое развитие; совершенствование функций организма; повышение активности и общей работоспособности; закаливание и развитие движений; образовательные: формирование двигательных навыков и умений; развитие физических качеств; овладение элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности; способах укрепления здоровья;воспитательные: разностороннее развитие детей; формирование интереса к занятиям физическими упражнениями.


Задачи умственного воспитания: формирование системы знаний; развитие познавательных психических процессов; формирование умственных качеств, начальных навыков учебной деятельности.

Задачи социально – нравственного воспитания: формирование нравственных представлений; воспитание нравственного поведения; формирование нравственных чувств и отношений.

Задачи эстетического воспитания: формирование умения видеть красивое в окружающем; развитие художественных способностей; формирование художественного вкуса.

Таким образом, цель воспитания раскрывается в задачах воспитания. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, как система и её компоненты,
11. Раскрыть особенности детей раннего возраста, значение периода раннего детства в развитии и социализации личности ребёнка. Назвать этапы и ведущие линии развития ребёнка раннего возраста

Ранний возраст – начальный этап физического, психического и социального развития личности ребёнка от 2 месяцев до 3 лет. В этот период закладываются основы будущей личности. В раннем детстве ребенок овладевает главными достижениями человечества – речью, ходьбой, культурно-гигиеническими навыками, элементарными сенсорными эталонами, становится самостоятельным. Чтобы из ребенка сформировалась полноценная личность, необходимо начинать воспитание с самого рождения. Народная мудрость гласит: «Гни дерево, пока гнется, учи ребенка, пока слушается», «Учи ребенка, пока он поперек лавки лежит». Особенности периода раннего детства: для раннего возраста характерен быстрый темп физического и психического развития (рост новорожденного – 50 см, через год – 75 см; вес – 3,5 кг, через год – 10,5 кг); скачкообразность и неравномерность развития ребёнка ( Л.С. Выготский утверждал, что каждый период в раннем возрасте наиболее сенситивный для развития той или иной линии: 1 период: 1 – 2 месяца – развитие слуховых и зрительных анализаторов; 2 период: 2 – 6 месяцев – развитие движений; 3 период: 6 – 9 месяцев – развитие гуления и лепета; 4 период: 9 - 12 месяцев – овладение ходьбой и речью.); высокая
пластичность нервной системы и легкая обучаемость (дети легко овладевают умениями и навыками, у них быстро формируются привычки); взаимосвязь физического и психического развития; повышенная восприимчивость к болезням; быстрая утомляемость (ребенок не может долго заниматься одним видом деятельности, необходима частая смена видов деятельности.); неустойчивость эмоционального состояния. В психическом развитии детей первого года жизни выделяют 4 периода: от рождения до 3 месяцев; от 3 месяцев до 5-6 месяцев; от 5-6 месяцев до 9- 10 месяцев; от 9- 10 месяцев до 1 года. (Ребенок быстро растет и набирает вес: с 50 см до 70 -75 см, с 3,5 кг до 10,5 кг. Развиваются движения: в 2,5 месяца ребенок держит головку, в 4 – 5 месяцев – сам переворачивается со спины на живот и наоборот, в 6 месяцев ребенок подползает до игрушки, в 7 месяцев самостоятельно садится, ползает на коленях и ладонях, в 8 месяцев – встает, придерживаясь за барьер, переступает, в 9 месяцев – свободно передвигается с опорой, в 12 месяцев самостоятельно начинает ходить. Развивается речь: гуканье (короткие отрывистые звуки »гх», «га» в конце 1 месяца жизни), гуление (протяжные, певучие звуки «га-а», «гу-у», «агу» в начале 2 месяца жизни), лепет (повторяемые слоги «ба-ба-ба» во втором полугодии жизни), произнесение отдельных слов (к концу года 10-12 слов.). Появляется привязанность к матери, другим ухаживающим за ребёнком людям, то есть устанавливаются аффективно-личностные связи. К концу года проявляет стремление к самостоятельности в своих действиях, нередко протестует против помощи взрослого и навязывания ему своей воли). Ведущие линии развития детей первого года жизни: Формирование зрительных, голосовых, слуховых реакций. Развитие движений руки и общих движений. Развитие зрительного и слухового восприятия Развитие понимания речи и подготовка к активной речи. Развитие действий с предметами. В психическом развитии детей второго года жизни выделяют 4 периода: от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев, от 1 года 4 месяцев до 1 года 6 месяцев, от 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев, от 1года 10 месяцев до 2 лет. К двум годам ребенок: набирает вес до 12 - 13 кг; рост составляет примерно 85 – 87 см; прорезываются 20 молочных зубов. Ведущим видом движений является ходьба; интенсивно развивается речь: к 2 годам 200 – 300 слов в активном словаре; формируются социальные черты личности (любовь к близким, сочувствие, первые волевые качества); овладевает предметной деятельностью; повышается выносливость организма (сон сокращается до 12,5 часов в сутки, могут заниматься одним видом деятельности от 3-5 минут до 7-10).
Основные линии развития детей второго года жизни: Формирование пассивной и активной речи. Сенсорное развитие. Развитие игр и действий с предметами. Совершенствование движений. Формирование культурно-гигиенических навыков. На третьем году жизни выделяют 2 периода: от 2 лет до 2,6 лет, от 2,6 лет до 3 лет (совершенствуются все функции организма, повышается работоспособность нервной системы; ребенок становится более подвижным; развивается самостоятельность; повышается роль речи в жизни и взаимоотношениях, исчезают облегченные слова, появляются глаголы, прилагательные, союзы, предлоги, формируется грамматический строй речи, начинает формироваться связная речь; деятельность детей становится более разнообразной: предметная, игровая, художественная, элементарная трудовая деятельность; избирательные отношения к людям; формируется познавательный интерес: дети начинают задавать вопросы, формируются элементарные понятия и представления). Основные линии развития детей третьего года жизни такие же, как и на втором году жизни, но появляются и новые: развитие конструктивной, изобразительной видов деятельности.
12. Раскрыть сущность процесса адаптации ребёнка раннего возраста к условиям учреждения дошкольного образования. Охарактеризовать степени адаптации, перечислить требования к организации жизни детей в период адаптации.

Адаптация – процесс приспособления организма к новым условиям жизни. Биологическая адаптация – перестройка физиологических систем организма (привыкание к новому воздушному и световому режиму, к новому распорядку дня, к изменениям в питании). Социальная адаптация – способность изменять своё поведение в новых социальных условиях (привыкание к новым требованиям, оценкам, выработать новые формы и привычки поведения).

Степени адаптации к микро социальной среде:

Легкая.При легкой степени наблюдается кратковременное отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся в снижении речевой активности ребенка, незначительных нарушениях поведения ухудшении сна, аппетита. Эти явления проходят в течение первых двух недель пребывания в дошкольном учреждении.

Средняя. Эта степень выражается в более значительных и длительных сдвигах в поведении, которые преодолеваются лишь к началу второго месяца пребывания в дошкольном учреждении. Симптомы: потеря сна на короткое время, нарушение речи, легкие заболевания продолжительностью до 7-10 дней, завершающиеся без осложнений.