Файл: 29. Обосновать роль познавательной практической деятельности в развитии и социализации личности ребёнка дошкольного возраста. Охарактеризовать формы организации познавательной практической деятельности в учреждении дошкольного образования, особенности рук.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 299
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей, за их обучение и воспитание.. следит за посещением детей, ведет учет их посещаемости. планирует образовательную работу, пишет отчеты, добросовестно готовится к проведению занятий и других форм работы с детьми. проводит просветительскую работу с родителями, участвует в работе педагогических советов, методических объединений.
Педагог имеет право: участвовать в управлении образовательным учреждением;
на защиту своей профессиональной чести и достоинства; на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов; на шестичасовой рабочий день и сокращенную рабочую неделю; на ежегодный оплачиваемый отпуск; на получение пенсии по выслуге лет до достижения пенсионного возраста.
5..Дать обзорную характеристику развития педагогической мысли на Беларуси.
Знаменитыми представителями просвещения и педагогической мысли на Белараси являются Ефросиния Полоцкая, Кирилла Туровский (12 в.) Микола Гусовский, Франциск Скорина, Симон Будный, Симеон Полоцкий, Василий Тяпинский, Франциск Богушевич(16-18 в.), Алоиза Пашкевич, Янка Купала, Якуб Колас (19-20в,).
Ефросинья Полоцкая (между 1101 и 1105- 1167)первая женщина - прсветительница в Беларуси, одна из первых канонизированных женщин на восточных землях. Основной источник биографических данных о ней - «Житие Ефросиньи Полоцкой». Ефросинья родилась в Полоцке, закончила школу при Софийском соборе, в 12 лет приняла решение уйти в монастырь. 25 сентября в день святой Ефросиньи Александрийской приняла постриг под именем Ефросиньи и всю свою жизнь посвятила духовному самосовершенствованию, Святая Ефросинья является основательницей 2-х монастырей, в которых были созданы мастерские по переписыванию книг. Книги расходились по всей Полоцкой земле, а также за границу. По ним дети учились грамоте. В женском монастыре Великая просветительница создает школу для девочек, в которой сама учила девочек письму, чтению, воспитывала у них лучшие человеческие качества, культуру поведения.
Кирилла Туровский (1130-1182.) философ, просветитель, старобелорусский писатель, церковный деятель. За свой поэтический талант и ораторское мастерство его прозвали вторым Златоустом. Среди его произведений наибольшую педагогическую ценность имели его «Поучения» о воспитании у человека положительных качеств. Очень часто просветитель выступал со своими социально-педагогическими речами перед широкой аудиторией. Затем эти выступления передавались беднотой из уст в уста. Это объяснялось тем, что мастерство чтения проповеди производило сильное впечатление на неграмотных и угнетенных людей. К. Туровский пропагандировал чтение книг, стремился формировать у соотечественников интерес к книге, к знаниям. По чтению книг он дает ряд ценных советов:
читать нужно не от случая к случаю, а систематически; читать нужно с умом, сознательно, вникая в смысл прочитанного. Его советы о том, как надо читать книги до сих пор сохраняют своё практическое значение.
Микола Гусовский (1480-1533г.г.) – белорусский поэт-латинист, просветитель эпохи Возрождения. М. Гусовский написал поэму «Песнь о Зубре», в которой – первое упоминание в литературе о белорусах, их занятиях, обычаях, верованиях. «Песнь о зубре» - художественно-исторический гимн красоте своей земли. В поэме автор призывает европейские народы объединиться, чтобы дать отпор жестоким турецким завоевателям.
Франциск Скорина (около 1490-1541) великий белорусский гуманист-патриот, первопечатник, просветитель. Смысл своей жизни видел в переводе Библии на родной белорусский язык и в основании восточнославянского книгопечатания, Выпустил в Праге «Псалтырь» и 22 отдельных книг Библии в переводе на славянский язык. Возвратившись на Родину, с помощью друзей Скорина открывает типографию в Вильно, одновременно работает врачом, участвует в составлении государственных законов. Первыми книгами, напечатанными в Виленской типографии, были «Малая подорожная книжица» и «Апостол». Благодаря Скорине восточнославянская книга получила современный вид: титульный лист, пронумерованные страницы, содержательные предисловия и послесловия, иллюстрации.
Симон Будный (1530-1593) последователь Ф. Скорины, деятель белорусской культуры, организатор типографии в Несвиже, где издал на белорусском языке «Катехизис» и другие религиозные книги. Выступал сторонником просвещения простого народа, провозглашал труд основой воспитания человеческой личности.
Симеон Полоцкий (1629-1680.) общественный и церковный деятель, писатель, проповедник, поэт, педагог. Сыграл большую роль в развитии педагогической мысли, создавал школы, училища, типографии; высказывал много интересных мыслей о роли философии, литературы, искусства в воспитании, В своей педагогической деятельности он придерживался взглядов, которые высказывал в своих проповедях. Он считал, что человек от рождения не имеет никаких прирожденных идей и принципов. Разум ребенка он сравнивал с воском, из которого родители и педагоги могут слепить все то, что захотят. В процессе общения человека с окружающей средой, в процессе обучения мозг ребенка заполняется знаниями. Он высказывает мысли о целенаправленности воспитания. Считал, что все зло в обществе от невежества, низкого уровня образования. Все социальные проблемы можно решить путем просвещения, Большую роль отводил учителю.
Франциск Богушевич (1840-1900) белорусский поэт-демократ, просветитель, один из основателей новой белорусской литературы, Своими произведениями («Дудка белорусская», «Смычок белорусский») способствовал подъёму национального сознания белорусского народа, консолидации народа.
Тётка (Алоиза Пашкевич) (1876-1916) известная белорусская писательница, педагог, внесла значительный вклад в развитие прогрессивной педагогической мысли. Она принимала активное участие в открытии белорусских школ, в организации приютов для детей сирот. Тётка первой взялась за издание произведений для детей. Она составляет и издает первые в Беларуси учебные книги «Гасцінец для малых дзяцей», а также хрестоматию для детского чтения «Першае чытанне для дзетак беларусаў». В этих книгах она широко использует белорусский фольклор: загадки, песенки, припевки, пословицы, сказки. Учебники Тетки развивают представления детей о жизни людей, о природе, воспитывают у них любовь к родному краю, к трудовому народу, родному языку, формируют эстетические чувства. Тётка организует большую просветительскую работу среди взрослых в различных общественных организациях. Также она издает журнал для молодёжи «Лучынка», запрещённый властями как социально опасный, который ставил своей целью нести свет знаний из дома в дом, из деревни в деревню.
Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич) (1882-1956) – писатель, публицист, талантливый педагог и общественный деятель, классик национальной литературы, создатель поэтических шедевров «Новая земля», «Сымон-музыка», создатель учебного пособия «Другое чытанне для дзяцей беларусаў». Творчество Коласа тесно связано с развитием белорусской педагогической мысли, Он считал, что родной язык, литература, история- действенные средства воспитания моральных чувств школьников, любви к родному слову. Выступал за обучение на родном языке, открывал нелегальные белорусские школы.
Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич)(1882-1942) поэт, драматург, учитель, воспитатель, автор поэтических сборников »Шляхам жыцця», «Жалейка», поэм «Курган», «Бандароуна», «Могила льва», драмы «Раскиданае гняздо», комедии «Паулинка». В своих произведениях Я. Купала утверждал мысль о большом значении образования в жизни и судьбе простых людей, выступал против стремления царских властей держать народ в темноте, говорил о необходимости создания школ для простых людей, доступных книг, отстаивл необходимость сохранения и развития белорусского языка
7. Охарактеризуйте историю развития дошкольного образования на Беларуси. Назовите виды современных учреждений дошкольного образования.
В 19 веке общественное дошкольное воспитание на Беларуси занимало незначительное место в системе образования. В это время на Беларуси существовали дошкольные учреждения в виде приютов, яслей-приютов, сиротских домов для детей сирот и бедноты. Они организовывались церковью, благотворительными организациями, прогрессивными общественными деятелями. Первые приюты для детей 3 – 10-летнего возраста были открыты в Витебске, Минске, Могилеве. В приютах заботились о религиозно-нравственном воспитании, об обучении детей практическим занятиям. С дошкольного возраста детей обучали шитью белья и верхней одежды, стирке, глажке белья, вязанию, вышиванию.. В начале 20 века дошкольное воспитание на Беларуси почти не развивалось, так как здесь не было крупных промышленных центров. До Октябрьской революции 1917 года было около 20-ти дошкольных учреждения в виде приютов, яслей-приютов, народных детских садов, детских очагов (в годы первой мировой войны на Беларуси возникает новый тип дошкольного учреждения – детский очаг. Они были переполнены: на 1 воспитателя приходилось по 40 -50 детей, не имели земельных участков для проведения прогулок, в них отсутствовали нормальные санитарно-гигиенические условия. Воспитательно-образовательная работа в этих учреждениях проводилась по системе Ф.Фребеля и М.Монтессори)
После Октябрьской революции дошкольное воспитание стало государственным делом. Сеть дошкольных учреждений увеличивалась, создавались крупные многокомплектные 12 – 14 групповые дошкольные учреждения. Началась работа по подготовке кадров для дошкольных учреждений, работа по созданию программы для детского сада. Большой вклад в развитие дошкольного воспитания внесли Крупская Н.К., Симонович А.С., Водовозова Е.Н., Шлегер Л.К., Тихеева Е. И., Усова А.П.. В 1953 году в детских садах были введены занятия как основная форма обучения. В 1959 году был создан новый тип дошкольного учреждения «Ясли-сад». После распада СССР сеть дошкольных учреждений в Беларуси стала стремительно сокращаться. Только за 1991,1992 годы было закрыто 362 дошкольных учреждения. Сдерживающим фактором стремительного сокращения сети дошкольных учреждений в стране стало постановление Верховного Совета Республики Беларусь «О сохранении и развитии сети детских дошкольных учреждений». Государственный подход к сохранению системы дошкольного воспитания в 90-е годы позволил определить курс на создание и развитие национальной системы дошкольного воспитания.
Современная система дошкольного образования РБ динамично развивается: охват детей УДО составляет 74,6%; обеспечен 100% охват детей 5-летнего возраста подготовкой к школе; активно развиваются новые формы организации дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, семейные детские сады, семейные группы; функционирует 10 частных УДО. Наша страна вкладывает значительные средства в систему дошкольного образования – 1% от ВВП (показатель Беларуси – один из самых высоких в Европе и Северной Америке) В нашей стране функционируют следующие виды учреждений дошкольного образования: ясли; ясли-сад; детский сад, санаторный ясли-сад; санаторный детский сад. дошкольный центр развития ребёнка. Ясли – учреждение дошкольного образования, в котором воспитываются дети раннего возраста (от 2 мес. жизни до 3-х лет) и получают дошкольное или специальное образование, могут получать оздоровление. Ясли-сад - учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление. В яслях - саду воспитываются дети от 2-х месяцев до перехода в школу. Детский сад - учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление. Санаторный ясли-сад - учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление. Санаторный детский сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление. Дети длительное время проводят на воздухе, получают усиленное питание, находятся под постоянным наблюдением врача. Наряду с большой лечебно - профилактической работой осуществляется разностороннее развитие детей. Детские сады такого вида располагаются за городом или в его зеленой зоне. Дошкольный центр развития ребенка - учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление, а также развивают творческие способности. Большой вклад в развитие отечественной дошкольной педагогики внесли белорусские педагоги и психологи Коломинский Я.Л., Панько Е.И., Житко И.В., Шишкина В.А., Шебеко В.Н. и другие.