Файл: Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению п 86 редакционноиздательского совета.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 580

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

Анализ мышления неизбежно приводит к вопросу об умственных (мыслительных) способностях, т.е. к вопросу о том, что именно представляет собой наш ум, как устроен, каковы его особенности. Психология решает эти проблемы, исследуя то, что называется человеческим интеллектом.

Интеллект – это умственные способности человека воспринимать разнообразную информацию, обрабатывать ее, оперировать знаниями при решении разнообразных задач.

Накапливая и углубляя свои знания о мире, мы развиваем свой интеллект. Умение оперировать этими знаниями, делая оригинальные выводы и суждения о предмете, – тоже интеллектуальная способность человека. В зачаточном состоянии интеллектуальными способностями обладают и животные. Подобными «способностями» с повышенным банком знаний обладают и современные компьютерные системы. Интеллект связан, прежде всего, с деятельностью левого полушария, а духовность – с деятельностью правого полушария. Левое, «сознательное» полушарие реализует, подобно компьютеру, логическую обработку образной информации правого полушария.

Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций организма, т.е. от генетических и иных врожденных факторов, с одной стороны, и от окружающей среды – с другой.

Генетические факторы представляют тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от своих родителей. Об этих генетических факторах почти ничего неизвестно; единственное, что можно утверждать, – это то, что в определенной степени от них зависит направление интеллектуального развития индивидуума.

Некоторые хромосомные аномалии передаются по наследству, однако очень многие из них связаны с какими-то нарушениями в процессе оплодотворения. Это касается болезни Дауна, которая проявляется в легкой степени дебильности, компенсируемой общительностью больных. Главным фактором этого заболевания служит немолодой возраст родителей.

Заболевания в период беременности могут пагубно отразиться на развитии ребенка. Достаточно упомянуть такие болезни, как диабет, сифилис или краснуха. Известно, например, что хотя у матери краснуха может протекать легко, но заражение ею в первые месяцы беременности приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и особенно интеллектуальных функций у ребенка. Употребление матерью алкоголя, табака и лекарственных веществ приводит к задержке умственного развития.


С каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с социальной средой. Если в самом начале жизни интеллектуальные функции, по-видимому, определяются только наследственными факторами, то, начиная с года или двух, ребенок приобретает способность более или менее эффективно взаимодействовать со своим физическим и социальным окружением. При этом ситуации, в которые он попадает, могут оказаться решающими для развития его интеллекта.

Адаптационная обусловленность интеллекта проявляется во влиянии на умственное развитие следующих факторов:

• социального статуса семьи, связанного с экономическим и культурным неравенством в обществе, с этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп;

• особенностей питания ребенка, его достаточности или недостаточности для полноценного развития;

• психической стимуляции интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых (известно, что дети, живущие в детских домах, заметно отстают в умственном развитии от сверстников).
Лекция 8.


ПАМЯТЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Память есть у всех живых существ; Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения – это не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим или быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм не смог бы совершенствоваться дальше.

У животных организмов существуют только два вида памяти: онтогенетическая и генетическая. Онтогенетическая память выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраниться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Генетическая память проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.

Наиболее высокого уровня развития память достигает у человека, обладающего таким мощным средством хранения информации, как язык. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. В человеческом обществе формируется социальная память как способ передачи социокультурной информации от поколения к поколению.

Память – это способ существования психики во времени, способ удержания прошлого, т.е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память – необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.

Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по оперативным характеристикам, третье – по преобладающему в процессах памяти анализатору и т.д.

По времени сохранения информации психологи выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Мгновенная или сенсорная память – это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов, непосредственное отражение информации органами чувств. Следы в ней сохраняются лишь очень короткое время – порядка 1/4 секунды, за которое решается вопрос о том, привлекут ли поступившие сигналы внимание высших отделов мозга или нет. Если этого не произойдет, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами.


Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени – порядка 20 секунд (без повторения). Любая информация попадает вначале в кратковременную память, после чего информация может забыться полностью или перейти в долговременную память при условии одно-двукратного повторения информации. Объем кратковременной памяти определяется по формуле 7±2, т.е. в среднем человек с одного раза может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур и т.п. Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями, так как кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобранную информацию в долговременную память.

Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности. Оперативная память обслуживает конкретную деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и из долговременной памяти.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение дня, а время ночного сна отводится для очищения промежуточной памяти. Информация обобщается и переводится в долговременную память или вытесняется. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очиститься, и происходит нарушение мыслительных процессов.

Долговременная память способна сохранять информацию в течение практически неограниченного срока. Она бывает двух типов:

• долговременная память с сознательным доступом, т.е. человек может по своей воле вспомнить информацию;

• закрытая долговременная память, при которой в обычных условиях человек не имеет доступа к информации, а лишь в состоянии гипноза может актуализировать события, образы, переживания, которые, как казалось бы, навсегда ушли из памяти.

Генетическая память передает и воспроизводит информацию по наследству, храня ее в генотипе. Генетическая память не поддается влиянию через обучение и воспитание.


По преобладающему в процессах запоминания анализатору выделяют такие виды памяти, как зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, осязательная, обонятельная и вкусовая.

По характеру участия воли в процессах запоминания выделяют произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память выражается в автоматическом запоминании и воспроизведении информации, которое происходит без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной задачи на запоминание. Непроизвольно лучше запоминается материал, имеющий для человека большое значение, представляющий интерес, связанный с увлекательной и сложной умственной работой. Произвольная память связана с волевым контролем процесса запоминания. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно обеспечить перевод информации из кратковременной памяти в долговременную, недаром народная мудрость гласит, что «повторение – мать учения».

В последнее время все большее значение стало приобретать' представление о множественности систем памяти, сформированное на основе данных, полученных при исследовании больных с различными поражениями мозга, а также в опытах на здоровых испытуемых. В ходе исследований обнаружились системы памяти, которые имеют разные оперативные характеристики, участвуют в приобретении знаний разного рода и осуществляются разными мозговыми структурами. Исследователи предположили, что переработка по крайней мере двух видов информации ведется в мозгу раздельно, и каждый из этих видов хранится также отдельно. Полученные данные позволили разделить системы памяти на две большие группы: процедурную и декларативную память.

Процедурная память – это знание того, как надо действовать. Процедурная память, как предполагают, развивается раньше декларативной. Декларативная память обеспечивает ясный и доступный отчет о прошлом индивидуальном опыте. В отличие от процедурной памяти она является эксплицитной, т.е. сознательной. Память на события и факты включает запоминание слов, лиц и т.д. Содержание декларативной памяти может быть декларировано.

Память у людей различается по многим характеристикам: по скорости запоминания, длительности хранения информации, объему и точности запоминания. Чем обусловлены качественные и количественные различия памяти?

Во-первых, индивидуальные различия памяти связаны с доминированием тех или иных сенсорных систем при восприятии информации: зрительной, слуховой, двигательной и их различных сочетаний, поскольку на практике мы сталкиваемся с их различными сочетаниями. У большинства людей доминирует зрительная память, наряду с которой типичными смешениями выступают зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память.