Файл: Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению п 86 редакционноиздательского совета.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 581
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Способность судить о длительности времени позволяет образовать временное измерение – ось времени, на которой мы более или менее точно размещаем события. Текущий момент (сейчас) отмечает особую точку на этой оси, события прошлого размещаются до, а события ожидаемого будущего – после этой точки. Это общее восприятие отношений настоящего и будущего носит название «временной перспективы».
Нарушение восприятия заключается в его неадекватности. Так, преувеличения, приукрашивания, чрезмерное устрашение и т.п. называют гиперстезией. Противоположное – гипостезия, которая выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам. Как первое, так и второе часто связано с умственным переутомлением.
Отклонения в восприятии нередко наблюдаются в результате нервных и физических как перегрузок, так и недогрузок. Восприятие нарушается вследствие нездорового образа жизни, увлечения вредными привычками, стрессов и дистрессов. Галлюцинациями обычно называют восприятия, возникшие без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.п.). Галлюцинации являются, как правило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами, Человеком, находящемся во власти галлюцинаций, они переживаются как истинное воспринимаемое, то есть люди во время галлюцинирования действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают или представляют. Для галлюцинирующего субъективные чувственные ощущения являются такими же действительными, как исходящие из объективного мира.
Иллюзии есть ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Аффективные иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным подавленным настроением. Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих. Перейдолические иллюзии вызываются снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью.
Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволить нам «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием. Без него восприятие невозможно.
Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются результатом человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят концентрированность, устойчивость, объем, переключаемость и другие.
Концентрированность внимания – это показатель степени сосредоточенности сознания человека на определенном объекте, интенсивность связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется некий временный центр (фокус) всей психологической активности человека. На данный момент к нему приковано внимание человека. То есть он ощущает и воспринимает его наиболее интенсивно, сконцентрировав все усилия. От интенсивности зависит эффективность восприятия, мышления и фиксации информации в памяти.
Устойчивость внимания – это способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Устойчивость внимания различна у людей в зависимости от возраста, уровня интеллектуального развития, общего уровня культуры и даже пола.
Объем внимания – показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3). Распределение, то есть способность сосредотачивать внимание на нескольких объектах одновременно.
Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного объекта к другому. Переключение внимания обосновывается тем, что максимальная концентрированность, интенсивность, устойчивость позволили в минимальные сроки ощутить и воспринять информацию.
Человеку свойственно как непроизвольное, так и произвольное внимание. Особый интерес психологов всегда привлекало произвольное внимание, требующее сознательного самоконтроля и сопровождаемое чувством усилия над собой, в некотором смысле самопринуждением индивида. В этом случае индивид подавляет свои непроизвольные реакции во имя долга, высших целей, разумной необходимости. Во время учебной лекции студенты напряжены и активизируют именно произвольное внимание. Однако внезапно влетевший в аудиторию воробей мгновенно вызовет непроизвольное внимание практически у всех. При этом каждый затратит свое время на волевое усилие, т.е. погружение в поле произвольного внимания. Отдельным студентам череда случайностей мешает настолько, что произвольное внимание используется с трудом.
Способность к произвольному вниманию является условием эффективной работоспособности нашего интеллекта и способствует лучшему взаимопониманию людей, предотвращает ненужные конфликты между ними, то есть, дает человеку определенные дополнительные шансы для успешной социальной адаптации.
Процессы ощущений, восприятия и особенно внимания управляемы. Бытует мнение, что успех в различных сферах деятельности зависит от способности к вниманию. Способность же к вниманию следует развивать с раннего детства, раскрывая широчайшую палитру ощущений. Длительная работа над собой по формированию способности к произвольному вниманию приведет к формированию важного качества личности – внимательности.
Лекция 7.
МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЕКТ
Мышление, теснейшим образом связанное со всеми другими познавательными процессами, такими, как восприятие, память, внимание, воображение, представляет собой высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
В силу обобщенного характера мышления на его основе возможно более глубокое познание действительности по сравнению с познанием на уровне представлений и восприятий, поскольку в процессе мышления устанавливаются связи между процессами и предметами. Мыслительный процесс порождает новое (новое, возможно, только для мыслящего субъекта) знание в ходе решения проблем на основе переработки полученной информации.
В своем развитии мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление оперирует не понятиями, а образами и является начальной стадией развития мышления у ребенка. Особенности допонятийного мышления выражаются в том, что суждения детей единичны, о данном конкретном предмете; при объяснении чего-либо все сводится к частному, знакомому; большинство суждений – суждения по сходству или по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. На этом уровне главной формой доказательства является пример.
Мышление в онтогенезе развивается от наглядно-действенного (до 2-3 лет) до наглядно-образного (до 6-7 лет). Начиная с 6-7 лет, т.е. с момента обучения в школе, у ребенка начинает интенсивно развиваться ведущий для человека вид мышления – понятийное, или словесно-логическое. Взрослый человек владеет всеми видами мышления, хотя развиты они у него могут быть в разной степени.
Рассмотрим основные виды мышления.
Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей мыслительного процесса.
Теоретическое мышление связано с познанием общих закономерностей. Теоретическое понятийное мышление представляет собой оперирование понятиями на основе логики и уже имеющихся знаний без непосредственного обращения к опыту. Теоретическое понятийное мышление наиболее характерно для научных теоретических исследований. Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что его материалом являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы, которые или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Этот тип мышления присущ людям творческого труда, архитекторам, модельерам и т.д.
Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, связанные с тем, что оно зачастую развертывается в условиях жесткого дефицита времени, что делает практическое мышление подчас не менее, а более сложным, чем теоретическое.
Наглядно-образный мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящего человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек как бы привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, принимающих решение о предметах своей деятельности на основе наблюдения за ними (например, у авиадиспетчеров).
Процесс наглядно-действенного мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот вид широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом (например, у инженера-механика, сантехника).
В реальной жизни жесткой дифференциации между видами мышления нет, и все они необходимы для большинства видов деятельности. Однако, в зависимости от ее характера и конечных целей, доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все перечисленные выше виды мышления не уступают друг другу.
Мышление, в отличие от других процессов, совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.
Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.
Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.
Синтез – операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.
Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.
Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства. Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желанного решения.