Файл: Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению п 86 редакционноиздательского совета.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 582

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Многие специалисты отмечают, что способности человека к сознательной саморегуляции в 17-20 лет не развиты в должной степени: возникают противоречия между потребностью в большей самостоятельности и неумением предвидеть последствия своих поступков; между решительностью, целеустремленностью, настойчивостью и немотивированным риском, недостатком самоконтроля, неумением владеть собой; между наличием (в идеале) у молодежи интереса к знаниям и неумением мобилизовать внутренние ресурсы для самообразования. Более того, исследования показывают, что молодые люди не всегда успешно овладевают знаниями (особенно в вузе на первых курсах) именно потому, что у них в полной мере не сформирована способность учиться самостоятельно, умение правильно и рационально распределять время для самостоятельной работы, то есть недостаточно развиты навыки самообразования и самовоспитания.

Кризис юности (если он возникает) связан с разрушением декоративных моделей счастья, осознанием относительности самого этого понятия. Понимание мира становится более реалистичным, а во многих случаях – по-житейски приземленным, прагматичным. Жизненные силы мобилизуются на новые свершения – как правило, на те, что реальны, полезны и достижимы.

Безусловно, возрастные особенности развития человека необходимо учитывать как в процессе обучения и воспитания, так и в межличностном взаимодействии. При построении государственных учебных планов и программ на основе этих особенностей определяются сложность, доступность учебного материала, предполагаются виды мыслительных операций. Ориентируясь на «зону ближайшего развития», зная возрастные особенности детей, педагог может предполагать реальный результат их развития, рационально используя интеллектуальные, физические и психические свойства своих учеников.

Еще больше, чем в процессе обучения, знание возрастных особенностей необходимо при построении коммуникативных отношений, организации воспитательной работы, которая не регламентируется так строго и так точно, как процесс обучения. Опираясь на это, педагоги и психологи самостоятельно, творчески определяют стиль общения с учащимися в разных возрастных группах, вид, сложность, занимательность, возрастную актуальность организуемого дела.

Однако типические возрастные особенности, выверенные временем и наукой, – еще не достаточная характеристика личности учащегося. Эти особенности могут преломиться в каждом индивидууме очень разнообразно. Одна из важных и закономерных причин такого разнообразия – неравномерность физического и психического развития. В раннем возрасте неравномерность и индивидуальные особенности часто определяются семейным окружением и воспитанием. Например, не только наложить отпечаток на характер ребенка, но и повлиять на всю его дальнейшую судьбу могут такие обстоятельства, как состав семьи, ее материальное положение, социальный статус родителей.


Индивидуальные различия и особенности педагог и психолог постигают в процессе личностного изучения учащихся, обращая внимание, прежде всего, на физическое состояние и здоровье, виды внимания на занятиях, общую работоспособность учащихся. Опираясь на знание возрастных особенностей, необходимо внимательно отнестись к тому, как в познавательной деятельности проявляются индивидуальные свойства памяти, склонности и интересы, задатки к изучению тех или иных предметов у разных учащихся одного и того же возраста. Это позволит найти правильный подход в обучении и воспитании, определить перспективы умственного и нравственного развития.

Сложным, но весьма важным является изучение потребностей каждого учащегося, его мотивов, установок, внутренней жизненной позиции, отношений со взрослыми и коллективом товарищей. Это знание поможет найти правильный стиль общения с каждым человеком и при необходимости эффективно повлиять на его развитие.
Лекция 6.


ЧУВСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ:

ОЩУЩЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ
Ощущения, восприятие и внимание, как психические явления, исследовались Ананьевым Б.Г., Леонтьевым А.Н., Лурия А.Р. и другими отечественными и зарубежными учеными. Ощущением называется психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. В более широком плане ощущения представляют собой продукты переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей, возникающих в процессе его жизнедеятельности. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но осознавать свои ощущения могут только те из них, у кого есть головной мозг с высоко – развитой корой. Если последняя временно отключается (с помощью наркоза или наркотиков), то индивид утрачивает способность осознанно реагировать даже на сильнодействующие болезненные раздражители.

Для того чтобы человек осознал какой-либо фактор или элемент действительности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде всего, была достаточной, чтобы стать стимулом, то есть возбудить какой-либо из рецепторов человека. Реакция коры головного мозга на стимул влечет за собой серию движений глаз, головы, туловища, отдельных участков кожных покровов. При этом ощущения ограничены индивидуальным порогом чувствительности.

Анализаторные системы человека обеспечивают ощущение окружающей действительности во всем многообразии и позволяют глубже и детальнее перерабатывать информацию о ней. В случае необходимости взаимодополняемы и взаимозаменяемы. По мере поступления новых ощущений они сопоставляются с теми (подобными), что уже хранилось в памяти. Если сигнал окажется похожим на что-то уже известное индивиду, восприятие приведет к узнаванию (идентификации) на основе имеющихся образов. В результате сравнения ощущений произойдет осознание какого-то нового аспекта реальности и фиксация его в памяти. Именно таким образом и создается та картина реальности, в границах которой функционирует психика человека.

Известны несколько возможных вариантов классификации анализаторных систем, которыми обладает человек. Обычно используют следующие критерии:


- по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителями, вызывающим ощущение;

- по месту расположения рецепторов; по времени возникновения в ходе эволюции;

- по модальности (виду) раздражителя.

Наиболее используемой является систематизация ощущений, предложенная английским физиологом И. Шеррингтоном:

1) экстерорецетивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

2) интерорецетивные (органические) сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущение голода, жажды, боли и т.п.);

3) проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.

Общую массу экстерорецептивных ощущений И. Шеррингтон подразделяет на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Первичной является интерорецетивная (органическая, прежде всего – болевая) чувствительность, затем – контактные (прежде всего тактильная, то есть осязание) и обонятельные формы, слуховые и зрительные системы рецепторов.

Исследования показывают, что наиболее значительными для функционирования человеческой психики в современных условиях являются зрительные (85% всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения.

К органическим ощущениям относят, в первую очередь чувства голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений. Чувство голода появляется при возбуждении пищевого центра мозга, расположенного в гипоталамусе.

Система тактильной чувствительности (ощущения давления, прикосновения, фактурности и вибрации) охватывает все человеческое тело. Наибольшее скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах.

Органы чувств способны менять свои характеристики, приспосабливаясь к изменившимся условиям. Это способность и называется адаптацией ощущений. Например, при переходе от света к темноте и обратно чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз. Полная зрительная адаптация может потребовать до 40 минут, при этом может исчезать и вновь появляться ощущение цвета: при адаптации к темноте цветовое зрение исчезает, все воспринимается в черно-белой гамме; при адаптации к свету человек вначале начинает воспринимать ярко-голубые цвета, а затем оранжево-красные. Чувствительность меняется при этом на несколько порядков. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут в 20 тысяч раз. Скорость адаптации различна: наиболее высокая – у обоняния, низкая – у болевых ощущений.


Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием – «перцепцией». Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется аперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий.

За сложившимися образами предметов восприятие сохраняет размеры и цвет независимо от того, с какого расстояния на них смотрим и под каким углом видим. Например, белая рубашка остается для нас белой и на ярком свету и в тени. Но если мы видели небольшой ее кусок через отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой. Эта особенность восприятия называется константностью.

Человек воспринимает мир в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер. Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.

Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия, его категориальности. Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном положении объектов, то есть, связано со зрительным ощущением и восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет.

Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением.

«Биологическими часами» назывались сердечный ритм и метаболизм, (то есть обменные процессы) тела. Соблюдая определенный режим жизни длительное время, организм привыкает и ощущения (например: голода) и потребности (например: бодрствования) возникают в одно и то же время ежедневно. Это явление связано с особым ощущением и восприятием времени.

Достаточно точно установлено, что восприятие времени меняют некоторые медикаменты, влияющие, прежде всего, на ритмику нашего организма. В деятельности по интересу время течет незаметно. Заполненный интенсивной деятельностью без особого интереса временной интервал кажется более протяженным; систематически переоцениваются (в продолжительности) интервалы, не заполненные значительными для человека событиями. Всякий раз, когда мы обращаем свое внимание на течение времени, оно кажется длиннее. Никогда минута не покажется нам столь длинной, как тогда, когда мы находимся в состоянии ожидания, следим за стрелкой часов, проходящей 60 делений.